Выборы в местные органы власти в Самцхе-Джавахети (армяно-населенный регион Грузии - ред.), как и во всей Грузии завершены, что выявило обычную для общества "переходного типа" практику - активное использование административного ресурса в процессе выборов. Выяснилось, что относительно стабильное положение в этой "этнической" провинции весьма относительно, большая часть общественно-активных группировок и организаций предпочитало выжидать, пока поданная сверху идея местных выборов расставит многое по своим местам, выявит кто по какую сторону баррикады оказался. Несмотря на неприятные события, силовые приемы, различного рода давление на население и общественные организации, все же, данные выборы оказали большое воздействие на новый этап общественного движения в этом регионе. Выборы продемонстрировали стремление и решимость общественных организаций провинции решить проблемы края в рамках тех конституционных возможностей, которые предоставляет общий процесс развития грузинского государства и общества. Армянское население Самцхе-Джавахети, оказавшейся заложником региональной геополитической борьбы внешних субъектов международной политики, понимает, что принятый Грузией закон о местном самоуправлении не совсем адекватен, ни юридически, ни политически, ни демократически, но подает надежды на решение ряда местных проблем при непременном условии активного участия общественных организаций, гражданского общества и преодоления информационной блокады. Оценивая различные события в Грузии, связанные с данными выборами, можно утверждать, что в Самцхе-Джавахети происходили наиболее активные события.

Грузинская политическая оппозиция, а также организации гражданского общества могли бы воспользоваться данными событиями в провинции для усиления претензий к правящему режиму. Этим самым, они показали бы свое соучастие в судьбе данного "этнического" региона, более вовлекли бы его в политическую жизнь Грузии, обрели бы партнера в лице армянского сообщества Южной Грузии. Но этого не произошло, как всегда сработала этно-политическая солидарность грузинского общества. Внешнеполитический фактор также играл в интересах властей и правящей партии "Национальное движение". В условиях столь небывалой конфронтации с Россией, грузинское руководство приобрело очередной кредит политического "доверия" со стороны ведущих государств Западного сообщества. Кто в Западном сообществе станет в этой ситуации вспоминать о правовых проблемах, в том числе в процессе выборов? Всей декларированной системой ценностей было без промедления пожертвовано в интересах продолжения совершенно неопределенной конфронтационной ситуации, которая гораздо более важна, чем утверждение демократической практики.

Грузинские власти, опираясь на своих беспринципных функционеров создали в Самцхе-Джавахети "грузинскую партию" в противовес "армянской партии", причем обе эти партии состоят исключительно из армян. В результате выборов, до 60 - 70% избранных депутатов представляют правящую партию, хотя подавляющая часть "избранных" в глаза эту партию не видели. Принявшая участие в выборах партия "Промышленность спасет Грузию" сама по себе не является вполне самостоятельной и, скорее, идет в фарватере правящей партии. То есть, в крае разыгран весьма банальный сценарий достижения показательных выборов, с участием "пятой колоны". Но тем самым, создана довольно напряженная ситуация, если иметь в виду, что обе "партии" - "грузинская" и "армянская" должны будут решать общие местные проблемы. Кстати, члены "грузинской" партии хорошо представляют себе, что их руководители из числа функционеров "пятой колоны" давно обеспечили себе тылы для ухода по-английски, в любом случае, при любом развитии ситуации. Имеются основания утверждать, что данная наспех созданная "грузинская партия" имеет свои мотивировки, и не менее патриотические. Избранные депутаты от грузинских общин Самцхе-Джавахети, тем более не собираются оставаться преданными данной "грузинской партии", потому что более заинтересованы в решении насущных проблем, нежели отстаивать интересы властей любой ценой.

Какова же оказалась позиция Армении в данной ситуации? 9 октября при въезде в Ереван было совершенно нападение на руководителя одной из действенных общественных организаций - "Единый Джавахк" Ваага Чахаляна и его семью. Все признаки и характер этого нападения говорят о желании припугнуть лидера данной организации, которая играет в Самцхе-Джавахке определенную роль в развитии общественного движения. Накануне этого события, газета "Айоц Ашхар" публикует статью, в которой конкретно указывается цель возможных претензий в отношении организации "Единый Джавахк" и его лидера. Например, статья содержит обвинение в том, что "Единый Джавахк" не отстаивает права на создание в Самцхе-Джавахке автономии, хотя, что такое автономия и есть ли альтернатива автономии в условиях такой страны, как Грузия? При этом, автор данной обвинительной статьи так и не вспомнил, по чьему сигналу из Армении инициаторы проведения в Самцхе-Джавахети референдума по вопросу об автономии отказались от этого начиная, которое предпринято в сентябре 2005 года.

После силового инцидента 9 октября, Вааг Чахаляна находится в Госбезопасности, где ему пытаются вменить обвинение в незаконном пересечении государственной границы. Это, конечно же, сигнал Грузии о необходимости усилить государственную границу. Таким образом, цель достигнута - два демократических государства, члены Совета Европы и прочее и прочее, объединились в борьбе с "армянским политическим национализмом". Грузия и Армения продемонстрировали абсолютную незаинтересованность в интеграции армянских общественных организаций ни в грузинское, ни в армянское гражданское общество. Армянские организации Самцхе-Джавахети рассматриваются исключительно как маргинальные, полукриминальные, не только подконтрольные, но и марионеточные. Это точная проекция с общественно-политической ситуации в Армении и Грузии. Различия лишь в том, что Армения готова выдавать своих. И это тоже не новация.

Вано Туманишвили - свободный журналист