Казахстан: Дефолт-2008? Краткосрочный социально-экономический прогноз

Астана, 12 октября 2006, 17:18 — REGNUM  

Экспертный Совет ЦСиМИ "SOCIUM" в сентябре 2006 года дал краткосрочный прогноз о социально-экономических тенденциях в Казахстане. Материалы были переданы экспертным Советом в распоряжение ИА REGNUM. Приводим аналитическую записку без изменений.

Казахстан: Социально-экономические тенденции (краткосрочный прогноз)

В первых числах сентября текущего года в рамках комитета по бюджету и финансам Парламента (Мажилиса) Республики Казахстан (РК) был представлен проект бюджета на 2007 год. Основной финансовый документ страны имеет определяющее значение при анализе качественных параметров экономического роста в Казахстане, особенно в части негативных финансово-экономических тенденций, которыми указанный процесс сопровождается. Планируется, что бюджет 2007 года будет дефицитным, как и бюджет текущего 2006 года. Бюджетный дефицит в 2007 году прогнозируется в размере 133 млрд. тенге, (из расчета 117 тенге за один доллар США), в то время как аналогичный показатель по бюджету 2006 года составит 126, 3 млрд. тенге (при среднегодовом валютном курсе 127 тенге за один доллар) (1).

Прямыми причинами бюджетного дефицита являются расходы на социальный блок и на ряд текущих программ, в их числе: реформирование и развитие здравоохранения, развитие аграрного сектора, развитие образования и пр. Однако большего внимания заслуживает инфляционный процесс, углубление которого понуждает Правительство РК увеличивать расходы на социальные нужды и зарплаты бюджетникам. По сути - это компенсационная мера, направленная на поддержание покупательской способности населения в условиях роста инфляции, но прямым образом влияющая на ее дальнейшее увеличение (2). (Рост денежной массы значительно опережает не только рост производства товаров и услуг, но и темпы роста импортозамещения). Например, в 2007 году Правительством РК прогнозируется увеличение прожиточного минимума на 11,5%, в связи с чем, размеры государственных социальных пособий будут увеличены также на 11,5% (3). Здесь необходимо отметить расхождение между прогнозами Правительства РК и мнением населения РК в оценке роста цен и, как следствие, прожиточного минимума. Так, 44,5% из числа опрошенных респондентов считают, что за последний год в Казахстане наблюдается рост доходов населения. Однако 83,5% (в два раза большее число опрошенных) отмечают, что за последний год произошел рост цен в основном на продукты питания и одежду. При этом на существенный рост цен указало 60,5% (4).

Безусловный изъян компенсационной политики заключается в ограниченности резервов роста бюджетных доходов. В отношении государственного бюджета РК этот предел достигнут, о чем наглядно свидетельствует прогнозируемая Правительством РК среднегодовая цена на основной экспортоориентированный продукт - нефть в 60 долларов за баррель в 2007 году (5), исходя из которой и рассчитывался бюджет следующего, 2007 года. Кроме того, в нефтедобывающей отрасли РК наблюдается ряд проблем, корни которых уходят в так называемый колониальный подход при эксплуатации месторождений. (Особенность колониального подхода заключается в интенсификации разработки недр в ущерб экологическим требованиям и недропользованию). На основании этого, а также, принимая во внимание уже существующие проблемы, следует предположить, что прогнозируемый Правительством РК рост нефтедобычи может быть поставлен под вопрос. К примеру, в текущем году вследствие обводненности скважин на одном из крупнейших казахстанских месторождений в Кызылординской области, добывающая компания столкнулась со значительными трудностями при выполнении ранее заявленного плана на 2006 год по добыче 3,5 млн. тонн углеводородного сырья. Кроме того, существующий темп ввода в эксплуатацию новых скважин (в год вводится в эксплуатацию 1-1,5% новых скважин), на примере вышеуказанного месторождения, дает основание предположить малую вероятность реализации декларируемых Правительством планов по увеличению добычи нефти и газового конденсата к 2009 году - до 78 млн. тонн в год (6).

Определяющим фактором бюджетного процесса в последующие три года явятся так называемые "гарантированные трансферты из Национального фонда РК". И если в 2006 году в республиканский бюджет поступили трансферты из Национального фонда в размере 77 млрд. тенге, то в 2007 году планируется направить уже 302 млрд. тенге (7). При этом декларируется, что прирост доходов к бюджету 2006 года составит 29,2%, или в денежном выражении - 445 млрд. тенге. Следует констатировать: рост доходов бюджета на две трети будет обусловлен финансовыми вливаниями из Национального фонда, а не ростом производства по отраслям, что послужит дополнительным стимулом для нового витка инфляции. Кроме того, необходимо отметить, что дефицит бюджета 2007 года без учета трансфертов из "Национального фонда" может составить критические 20,5%. Относительно ограниченности резервов роста бюджетных доходов, необходимо учитывать пределы наполняемости и расходования средств Национального фонда.

По состоянию на 1 сентября 2006 года, средства Национального фонда РК составили 1 триллион 80 млрд. тенге, при поступлениях в 359 млрд. тенге (8). 90% поступлений - это прямые налоги от предприятий нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местный бюджет) (9). Учитывая динамику роста бюджетных расходов, следует прогнозировать увеличение размеров гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет, и это, во-первых. Во-вторых, можно предположить, что объемы ежегодных поступлений в Национальный фонд, несмотря на некоторый рост, (за счет планируемого увеличения объемов добычи нефти), будут меньше, чем размеры трансфертов, гарантированные республиканскому бюджету.

Помимо практически стопроцентного расходования государством средств, полученных от экспорта продукции, (в частности, углеводородного сырья), инфляционный процесс характеризуется и иными факторами: зависимостью экономики государства от импортных товаров, вследствие продолжающегося инфраструктурного кризиса в производственных отраслях и сельском хозяйстве, а также ограничением конкуренции, которое обусловлено клановыми интересами, в результате чего возникает явление "искусственного дефицита". В 2007 г., по прогнозам Правительства РК в страну планируется импортировать товаров на сумму, которая составит более 27% ВВП (ВВП Казахстана в 2007 году прогнозируется в объеме 11879,8 млрд. тенге, или 94,3 млрд.. долларов США. Импорт товаров в 2007 году - 25,6 млрд. долларов США) (10). К примеру, в первом полугодии 2006 г., Россия импортировала товаров на сумму в пять с половиной раз меньшую произведенного за тот же период ВВП, и эта тенденция сохранится до конца 2006 года. (ВВП России за первое полугодие 2006 года составил 12065,3 млрд. рублей или 451 млрд. долларов США.) (11)

Одним из следствий зависимости от импорта стали объемные операции по конвертации валют, в свою очередь, стимулирующие инфляционный процесс. На начальном этапе приток экспортной выручки в иностранной валюте необходимо обеспечить денежной массой в национальной валюте, тенге. Далее, при контрактации с поставщиками импортных товаров происходит следующий этап обмена денег - конвертация тенге в иностранные валюты. При этом курс национальной валюты в полугодовой перспективе может колебаться в пределах 4-7%, что дает основание сделать вывод о масштабности объемов спекулятивных операций, прибыль от которых является одной из главных доходных статей ряда системообразующих банков РК. В настоящее время посредством популяризации таких финансовых инструментов как ипотека, потребительское кредитование и образовательные кредиты казахстанские банки активно формируют кредитные портфели. Параллельно этому в обывательской среде распространяется мнение об очевидной выгоде всевозможных кредитов в условиях непрекращающейся инфляции. Предлагается делать расчет на девальвацию национальной валюты и соответственно на обесценивание кредитов. Однако не учитывается кратное обесценивание товаров, (особенно долгосрочного потребления), в случае вступления экономики государства в кризисный период развития.

Таким образом, складывается ситуация, когда для кризисного сценария совершенно не обязательно оказаться перед фактом снижения мировой конъюнктуры на основной экспортируемый продукт - углеводородное сырье. Достаточно исчерпать резервы роста производительности в сырьевой отрасли, на что сориентирована экономика государства, израсходовать финансовые накопления от экспорта сырьевых доходов, и стимулировать инфляционный процесс отмеченными выше методами. Временной отрезок, в течение которого указанная ситуация может материализоваться это конец 2008 - середина 2009 гг. Здесь, также необходимо отметить ситуацию информационного вакуума, во многом сложившуюся по причине слабого интереса населения РК к медиа-пространству и в силу тенденциозности последнего. Некоторые существенные вопросы социально - экономического плана, к примеру, проблемы политического толка, кадровая проблема, инфляционные тенденции, положение дел в здравоохранении (59,5% опрошенных, именно медицинское обслуживание вынесли на первое место в рейтинге социальных проблем) (12), межэтнические разногласия и пр. в информационном плане абсорбированы до состояния победных декларативно-отчетных реляций.

Особо стоит отметить миграционные намерения населения РК, которые в условиях кадрового голода и дефицита человеческого капитала могут послужить катализатором социально-экономических трансформаций в казахстанском обществе. О своем намерении переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ сообщили 21% из числа опрошенных респондентов. При этом, 54% из числа желающих покинуть Казахстан, хотели бы обосноваться в России. Подобный уровень миграционных намерений можно классифицировать, как критический для государства, декларирующего значительные темпы роста экономики, и делающего ставку на развитие инновационного производства, особенно, если учитывать, что наивысший уровень миграционных настроений прослеживается у молодежи в возрасте до 30 лет (13). То есть, речь идет о социальной группе, которую традиционно принято считать носителем трудового и интеллектуального потенциала нации.

Не в последнюю очередь указанный уровень миграционных намерений детерминирован высокой степенью латентной межэтнической конфликтогенности. 30% опрошенных считают, что в Казахстане существуют разногласия между представителями различных национальностей. При этом убежденных в том, что подобных противоречий нет, всего лишь 45,5%, а "затруднившихся с ответом" - 24,5 (14). Для сравнения, в Грузии респондентов, убежденных в отсутствии межэтнических противоречий, оказалось 37% от числа опрошенных, в то время как 38% уверены в том, что межэтнические противоречия имеют место быть, а 25% "затруднились с ответом" (15). Следует констатировать, что сравнительные показатели по межэтнической конфликтогенности в Казахстане и Грузии близки, за исключением сущностных различий: казахстанская межэтническая конфликтогенность, как указывалось выше, латентна, в то время, как в Грузии прослеживается вероятность открытого противостояния сторон. При этом необходимо помнить, что в Грузии, в силу наличия очагов неразрешенных межнациональных конфликтов, проблема межэтнических противоречий занимает центральное место не только в социально-политической жизни страны, но и освещается на высоком международном уровне с целью недопущения нового витка эскалации вооруженного противостояния, в то время, как проблема межэтнических взаимоотношений на политическом уровне в Казахстане не обсуждается.

Президент Казахстана Н. Назарбаев пользуется "полным доверием" у 59% опрошенных. Ему доверяют "в большей степени, чем не доверяют" 14% респондентов при общем уровне "недоверия" в 14% и количестве "затруднившихся с ответом" в 13%. Столь высокий уровень доверия обусловлен безальтернативностью Н. Назарбаева, как лидера нации. Фигур, сопоставимых с Н. Назарбаевым по степени политического влияния, опыту государственного управления и аппаратной борьбы, в Казахстане нет. Поэтому именно на плечи Н. Назарбаева ложится груз неразрешенных социально-экономических проблем. Более того, иного политика, способного маневрировать в сложившихся условиях, также нет. В первую очередь, речь идет о закреплении роли элит на уровне государствообразующей силы. Разграничение сфер влияния в экономике во многом формировалось по принципу родоплеменной консолидации и старшинства на уровне родоплеменных объединений - Жузов. (Из числа опрошенных граждан РК титульной национальности, к одному из трех Жузов себя отнесли 77,6%. Особенно выражен этот фактор на юге государства, где 87% этнических казахов самоидентифицировались согласно принадлежности к тому или иному Жузу. Более того, в ходе проведения экспертного опроса, свыше 90% респондентов заявили о существенном влиянии Жузов на экономические, социально-политические и гуманитарные отношения в стране). Закономерным результатом подобной практики стало упомянутое выше ограничение конкуренции на рынках товаров и услуг, влияющее и на социальное самочувствие населения РК, и на устойчивость финансово-экономической системы государства.

Таким образом, путь к либерализации рынков, (а это непременное условие номер один для локализации, в первую очередь, инфляционных процессов), лежит через ограничение влияния элит на экономику государства. Последствия принятия подобных мер прогнозируемы лишь отчасти, ибо реальные масштабы влияния казахстанской элиты на экономику и бизнес неизвестны, равно, как и истинное положение дел в социально-экономической жизни государства.

Экспертный Совет ЦСиМИ "SOCIUM", сентябрь 2006 г.

(1) Казахстанский республиканский деловой еженедельник "КУРСИВ", № 36 от 14 сентября 2006 года.

(2) Прогнозируемый Правительством РК среднегодовой уровень инфляции в период с 2007 по 2009 гг. составит 5-7%. - Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007 - 2009 гг., (с изменениями, согласно постановлению Правительства РК от 25 августа 2006 г.)

(3) Республиканская экономическая газета "Деловой Казахстан", № 32 от 15 сентября 2006 г. (4) По результатам социологического исследования: "Экономическая и социально - политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения", сентябрь 2006 г.

(5) Республиканская экономическая газета "Деловой Казахстан",№ 32 от 15 сентября 2006 г.

(6) Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 гг., (с изменениями, согласно постановлению Правительства РК от 25 августа 2006 г.)

(7) Гарантированные трансферты из "Национального фонда" в республиканский бюджет планируется направлять в период с 2007 по 2009 гг. (В сентябре 2006 г. Правительство РК представило в Парламент РК проект закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007-2009 годы").

(8) Министерство Финансов РК.

(9) Министерство Финансов РК.

(10) Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 гг.,(с изменениями, согласно постановлению Правительства РК от 25 августа 2006 г.)

(11) Федеральная служба статистики РФ.

(12) По результатам социологического исследования: "Экономическая и социально - политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения", сентябрь 2006 г.

(13) По результатам социологического исследования: "Экономическая и социально - политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения", сентябрь 2006 г.

(14) По результатам социологического исследования: "Экономическая и социально - политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения", сентябрь 2006 г.

(15) По результатам социологического исследования: "Общественно - политическая в Грузии в оценке общественного мнения местного населения", апрель 2006 г.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.