Если Россия не подготовит кадры, то на освоении северного шельфа будут работать азиаты: интервью с директором Архангельского филиала морской академии

Архангельск, 12 октября 2006, 12:17 — REGNUM  

Архангельская область активно включается в подготовку к разработке газоконденсатного Штокмановского месторождения. В области создана сеть региональных поставщиков "Созвездие", параллельно открыт центр развития сети поставщиков для нефтегазовой промышленности "Интершельф", вузы области начинают подготовку специалистов для работ на Штокмане. Однако уже сейчас отмечают нехватку специалистов морских профессий, которая еще больше усугубится при разработке месторождения.

О том, насколько велика потребность в морских специалистах в связи с перспективой разработки месторождения, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с директором Архангельского филиала морской академии им. Макарова Валерием Рохиным.

ИА REGNUM: Валерий Валентинович, действительно ли в морской отрасли существует нехватка кадров? С чем это связано?

Дефицит морских кадров существует уже сейчас, и вот по какой причине. Чтобы понять, какая ситуация у нас складывается, нужно вернуться в советские времена. Средние и высшие морские заведения, которые есть в России, строились под нужды пароходств Советского союза. В то время в нашей стране существовал "железный занавес", и моряки имели возможность работать только в России, у них не было возможности работать за рубежом. Именно поэтому все мощности по подготовки морских кадров были ориентированы на нужды только советских пароходств. Система образования, особенно такого сложного, как морское, очень инерционна, поэтому мы сейчас имеем то, что было у нас лет 15-20 назад. С началом 1990-х годов в российской промышленности произошел определенный спад, поэтому потребность в кадрах даже сокращалась, как сокращались и наборы в морские учебные заведения. Сейчас они начинают постепенно увеличиваться. Но с распадом СССР железный занавес упал, поэтому наши граждане могут свободно работать за рубежом. И вследствие этого значительная доля моряков уже сейчас работает в зарубежных компаниях, там часто уровень оплаты выше, культура производства лучше.

ИА REGNUM: Дефицит морских кадров есть только в России?

Дефицит кадров есть в мировом флоте в целом, особенно не хватает морских офицеров. Дефицит командного состава исчисляется десятками тысяч человек. В последнее время мировой флот очень быстро развивается: увеличивается объем торговых перевозок, а также растет объем перевозок углеводородов. Поэтому, даже если бы у нас не было этих нефтегазовых проектов, кадровый дефицит все равно бы нарастал.

ИА REGNUM: Можно ли проблему с кадрами в России решить тем, что просто повышать зарплаты и уровень производства?

Тут надо принимать все меры. Нашим фирмам нужно работать по привлечению рабочей силы и вкладывать средства в обучение рабочей силы. У нас исторически сложилось так, что учебные заведения содержались за счет государства. А сейчас, когда наступили рыночные времена, стало очевидно, что учебные заведения финансируются не в полной мере. Средства, выделяемые государством на подготовку моряков, не позволяют вузам развиваться. Средств не хватает даже на поддержание хорошего состояния существующей материальной базы вузов. Стоимость подготовки морского офицера уступает только подготовке космонавтов, летчиков и, может быть, железнодорожников. Для того, чтобы подготовить офицера, его нужно не только обучить, но и дать ему возможность пройти стажировку. Без собственного флота это невозможно. А если увеличивать подготовку специалистов, то нужно и флот увеличивать.

ИА REGNUM: Проводились ли исследования на предмет того, какие специалисты будут нужны от Архангельской области после включения в разработку Штокмановского месторождения?

На шельфе северных морей существуют гигантские запасы углеводородов. Штокмановское месторождение - крупнейшее, но не единственное. Добыча нефти и газа на севере будет развиваться и дальше. Штокман - это перспектива работ на 50-70 лет, но это не значит, что все это время мы будем заниматься только этим месторождением. Будут и другие. Уже сейчас идет развитие нефтегазовых проектов на Ямале, есть месторождения в Баренцевом и Карском морях. Вне всякого сомнения, их разработка будет происходить и расширяться с каждым годом. Поэтому имеет смысл оценить потребность в кадрах не только для Штокмана. Кроме того, у нас развиваются традиционные перевозки, развивается перевозка нефти. В связи с потеплением климата в Арктике улучшается обстановка - льды достаточно интенсивно тают. А это очень перспективный путь доставки товара в Японию и Китай. В результате потепления климата Северный морской путь станет одной из основных морских международных магистралей. Для работы на этом пути тоже нужны специалисты. Раньше была актуальная фраза, что Россия будет прирастать Сибирью, а сейчас в известном смысле можно сказать, что Россия будет прирастать шельфом северных морей. Это потребует, конечно, переориентации промышленности, а также переориентации в подготовке кадров.

ИА REGNUM: Так сколько морских кадров нужно? И какие кадры нужны?

Существует недооценка остроты ситуации, которая сложится в ближайшие годы. Сейчас все лучшие умы нашей страны сосредоточены на решении политических задач. Какие страны будут участвовать, какие компании, как будут разделены финансы - все это, конечно, важные вопросы. Но, к сожалению, о подготовке кадров забывают, а сейчас самое время об этом вспомнить. Причем, вспомнить об этом надо было бы десять лет назад. Мы пытаемся понять, сколько нужно будет экипажей на те суда, которые строятся уже сейчас. А крупные компании об этом не задумываются и в настоящее время средств в подготовку кадров не вкладывают. Между тем, очевидно уже сейчас, что тех мощностей, которые имеются в учебных заведениях недостаточно, чтобы покрыть потребности в плавсоставе, которые резко возрастут с развитием нефтегазовых проектов. По предварительной оценке, нужны тысячи офицеров, я говорю только о командном составе.

Если говорить о шельфе северных морей, то там должны работать специалисты, обладающие уникальной квалификацией. Потому что сжиженный газ и нефть больше нигде в мире не перевозят во льдах. Перевозка сжиженного газа требует почти космических технологий, нужна криогенная техника. Газ перевозят на судах при температуре -162oС. Работа с этой техникой требует очень высокого уровня образования. При этом должна быть высокой и квалификация судоводителей, потому что ответственность при осуществлении перевозок газа очень большая. Прежде, чем начать подготовку таких специалистов, нужно подготовить преподавателей, базу, нужны учебные суда, а это огромные вложения, которых сейчас никто не делает. А потом будет уже поздно. К сожалению, в подготовку преподавательского состава последние 15 лет тоже не вкладывалось средств. Также нужны будут эксперты, кандидаты и доктора наук, которые будут проводить квалифицированную экспертизу. Оборудование построят, суда построят, но обслуживать все это должны мы, и у нас должен образоваться целый слой специалистов, которые будут работать на морскую отрасль. В этом мы отстаем очень сильно. Сложилась такая ситуация, что государство средств не вкладывает, оно живет текущим днем. То есть пока вроде моряки не нужны, значит, и денег нам не дают на их подготовку. Но моряки будут нужны через 5 лет, а деньги уже будет поздно вкладывать. Нужно развивать инфраструктуру учебных заведений заранее.

ИА REGNUM: К чему приведет невнимание государства к подготовке специалистов?

Это приведет к тому, что разработка месторождений начнется, оборудование будет построено, появятся суда, буровые платформы, а работать на них будет некому. Мы будем вынуждены привлекать к работе зарубежную рабочую силу в большом количестве. То есть самые дорогие рабочие места - а моряки - это самая высокооплачиваемая категория населения - достанутся не жителям области, и даже не жителям России, эти рабочие места уйдут за границу. Это будут выходцы из азиатских стран: Китая, Малайзии и других, они уже готовят специалистов. Азиатские страны готовы развивать северный морской путь, они готовы разрабатывать месторождения и предоставить неограниченное количество рабочей силы. В Архангельскую область уже и консул Китая приезжал, как вы знаете.

Если мы упустим шанс, если не будут сделаны серьезные вложения в развития учебные заведения морского транспорта, это приведет к тому, что через несколько лет на наших месторождениях будут работать иностранцы. Сразу можно сказать, что это будут азиаты. А мы будем по-прежнему жаловаться, что нам работать негде, что зарплаты низкие, что жизнь тяжелая, что у нас безработица. Хотя никакой безработицы может не быть. Масштаб работ такой, что все годное к работе в море мужское населения Архангельской области может эту работу получить.

Прогноз у нас такой: со временем требования по здоровью к поступающим в морские заведения будут несколько смягчены. За рубежом они уже сейчас мягче, чем в России. Я думаю, в России будет как-то решен вопрос о привлечении женщин к работе в море. Единичные случаи были всегда, на морском флоте женщины работали судоводителями. В настоящее время отношение к женщинам на море меняется, и рано или поздно мы придем к тому, что женщины будут-таки работать в море.

ИА REGNUM: Некоторые специалисты считают, что престижность профессии моряка падает. Как вы считаете, так это или нет? И в чем же причина - в зарплатах или в чем-то другом?

Я считаю, что зарплата моряков со временем будет расти, хотя она и сейчас достойная. Те люди, которые работают в зарубежных компаниях, довольны. Проблема в другом - труд моряка очень тяжел. Это объективно мужская специальность, которая требует хорошего здоровья и физических сил, она требует оторванности от семьи. Если посмотреть на европейские страны, то там в море почти никто не хочет идти, хотя у них зарплаты существенно выше, чем в России. Многие европейцы не хотят зарабатывать, рискуя жизнью. Даже у нас сильно вырос спрос на высшее юридическое образование, управленческое, экономическое. Это говорит о том, что люди хотят работать в офисе. Если говорить об образовании, то мне известно только два учебных заведения Архангельской области, выпускники которых никогда не бывают безработными. Это Архангельский филиал морской академии им.Макарова и Архангельское мореходное училище. Если выпускник хочет работать, то он гарантированно обеспечен высокооплачиваемой работой в должности морского офицера.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
01.05.17
Молдавия: 39% — за ЕС, 40% — за ЕАЭС, 61% — за Путина
NB!
30.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего III
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Дружба США и Китая: пугающая реальность или сиюминутная конъюнктура?
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА
NB!
30.04.17
Как Данияр Акишев управляет Национальным банком Казахстана
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Выборы в Иране: Джахангири в президенты, Рухани в рахбары?
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны
NB!
30.04.17
«По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
NB!
30.04.17
«Жизнь Чернышевского». Вторая серия
NB!
30.04.17
Апология Германии: преступление, позор, покаяние
NB!
30.04.17
Тони Блэр: Тереза Мэй скрывает реальные последствия Brexit
NB!
30.04.17
Евросоюз не поддается давлению Эрдогана
NB!
30.04.17
Политическая рулетка распоясавшихся игроманов
NB!
30.04.17
Шоу для юного зрителя: Украинские ракеты «Ольха» и «Гром-2»
NB!
30.04.17
Соцопрос: Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут объединить французов
NB!
30.04.17
Как польские подростки разгромили немецкое кладбище
NB!
30.04.17
Афганские банды — результат 16-летней оккупации этой страны США
NB!
30.04.17
Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела...