Вопрос об упорядочении льгот на территории области рассматривался на минувшей неделе на кабинете при губернаторе Астраханской области. Вопрос по словам Анатолия Гужвина "очень чувствительный для населения, поскольку льгот столько, что их финансирование в состоянии удовлетворить только на 30%. И они, в результате работают не на человека а на ту систему которая переваривает эти льготы. Поэтому мы должны перейти к адресному денежному содержанию конкретного человека который должен пользоваться поддержкой государства".

На территории Астраханской области действуют свыше 20 федеральных и 17 областных нормативных актов, дающих право на различные льготы, выплаты и преимущества более чем 377 тыс. гражданам и членам их семей, на которых распространяются льготы. Наиболее емким по количеству охватываемых категорий граждан и предоставляемых льгот является федеральный закон "О ветеранах", которым четко определены источники финансирования мер социальной защиты, полномочия областного и федерального бюджетов.

На областном уровне за последние десять лет были также приняты нормативные документы, дающие право на льготы почти 131тыс. человек и на что ежегодно требуется более 281 млн. руб. из областного и муниципального бюджетов.

Выступивший с докладом начальник департамента труда и социальной защиты Эдуард Володин, кратко обрисовывая ситуация с льготниками отметил, что "сделанный специалистами его департамента анализ, позволяет предложить систему упорядочения льгот, поскольку из необходимых на их финансирование 1 млрд. рублей реально обеспечивается только 40 процентов".

Порядок с льготами нужно навести еще и потому, что сегодня Минфин оценивает возможность финансирования регионов по субвенциям от наличия льгот и возможности их обеспечения на региональном уровне. Очевидно необходимо рациональное распределение финансовых ресурсов. Работа в этом направлении начата. В этом году уже упразднены ряд льгот, что позволило сократить расходы бюджета на 30 млн. рублей. До конца года будет упразднен ряд надбавок для учителей - это позволит сократить расходы еще 8 млн. рублей.

Установлены фиксированные размеры надбавок работникам образования и культуры за стаж работы. Готовится автоматизированная база данных, данные которой о количественном и качественном составе пользующихся льготами граждан, департамент труда и социального развития готов предоставить предприятиям, предоставляющим услуги.

На федеральном уровне речь идет о реформировании системы льгот, переводе части их в денежный эквивалент. Часть льгот военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, прокуроров по оплате жилищно-коммунальных услуг уже заменена с июля 2002 года увеличением денежного содержания.

Правительство также не сидит сложа руки и также готовится вынести на обсуждение проект закона о замене льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг жилищно-коммунальными субсидиями, которые будут получать те, у кого действительно доходы низкие. При этом губернатор считает, что деньги эти необходимо отдавать человеку, а не организациям предоставляющим услуги, а уж он сам он пусть решает как их потратить.

Это связано с тем, что, например, каждый ветеран имеет право на льготы при поездке на общественном транспорте. За счет них он ежемесячно может совершить 24 поездки в месяц. Но ведь есть люди, которые не пользуются этим. В частности те, кто прикован к постели или имеет личный транспорт.

При решении вопроса с адресными дотациями, необходимо будет решить проблему с тем чтобы не мучить людей в очередях за получением этих дотаций, поскольку на примере жилищно-коммунальных субсидий можно уже говорить о том, что они превращаются для людей в хождение по мукам. Вполне понятна озабоченность депутата областной Думы Натальи Афанасьевой, которая задала вопрос: "А зачем людей заставляют собирать справки если есть компьютерная база льготников"?

Среди вопросов, на которые местные власти пока не могут дать ответа и ситуация с чернобыльцами. У них льготы, по решению правительства отобраны, но ничего взамен они не получили. То же самое по участникам чеченских событий. На местном уровне в соответствии с федеральным законодательством принято аналогичное решение, поскольку посчитали, что неразумным принимать решение в отдельном субъекте федерации. По мнению губернатора, "это должно быть государственное решение".

Анатолий Гужвин в своем заключительном слове перед участниками кабинета прямо заявил: "Рано или поздно мы должны были решать вопрос с льготами. Если раньше речь шла о праве и нормах то сегодня центр обращает больше внимания на единые финансовые правила для всей страны. В том числе и по финансированию предоставляемых льгот. Федерация взяв на себя обязательства точно выполняет свои обязательства У нас нет сегодня к Москве претензий. Но что касается нас, то напринимав достаточно большое количество льгот и других видов материальной поддержки в период резкого обнищания народа, мы сегодня все эти обязательства выполнять не в состоянии. Возникает противоречивая ситуация - когда мы вовремя не выплачиваем заработную плату бюджетникам и в то же время раздаем льготы. Сегодня мы должны максимально соблюсти возможности нашего бюджета с тем, чтобы при его принятии наши граждане не пострадали".

Сегодня власти дали старт работе по упорядочению льгот. Что, впрочем, не означает их отмену. Просто в этом вопросе уже давно необходимо навести порядок.

Пока он был вынесен на обсуждение кабинета. Следующий этап - рассмотрение на общественных слушаниях.