"Полуостров сокровищ".

(Московские новости 3-9.12.02. А.Тарасов)

Губернатором Таймыра станет Олег Бударгин. Итог выборов предопределен

Закончился прием документов от желающих участвовать в досрочных выборах губернатора Таймыра. Они состоятся 26 января. Александр Хлопонин, напомню, отработал главой округа лишь год и восемь месяцев, после чего был избран губернатором Красноярского края. 10 октября он сложил с себя полномочия главы Долгано-Ненецкой автономии.

Результат грядущего народного волеизъявления мало у кого вызывает сомнения: мэр Норильска Олег Бударгин - явный фаворит, у его соперников шансы на победу исчезающе малы. Если точнее - их просто нет.

НЕ ТОТ КЛИМАТ

Конкурентов у Бударгина девять: представитель коренных народов Енисейского Севера, двое безработных из Талнаха (города-спутника Норильска), врач окружной больницы, норильский бизнесмен, малоизвестный красноярский политик, капитан Дудинского морского порта, работник службы безопасности "Норникеля", безуспешно баллотировавшийся в красноярские губернаторы, а также лидер таймырских элдэпээровцев, возглавляющий постоянную комиссию по экономической политике, финансам, налогам и муниципальной собственности горсобрания Дудинки Геннадий Субботкин. Он пока единственный сдал необходимое количество подписей и официально зарегистрирован в качестве кандидата Таймырским окризбиркомом.

Мэра Норильска, в прошлом работавшего и в "Норникеле", и в Заксобрании Красноярского края, народ считает преемником Хлопонина. Сам Бударгин представляет себя так же. Фактически он стал консолидированным кандидатом от крупнейших трудовых коллективов, деловых кругов, общественных организаций: с просьбами к Бударгину о вступлении в предвыборную борьбу отметились, кажется, все - от студентов до пенсионеров. Лейтмотив обращений:

"Жители округа не могут и не должны жить хуже, чем жители Норильска! Вы нужны Таймыру!"

Между тем в Дудинке теоретически не исключали и выдвижения "чужаков". Поговаривали о вероятности появления за Полярным кругом участников недавней битвы за Красноярский край - Сергея Глазьева и Алексея Лебедя. Рассуждали о возможности вступления в борьбу депутата Госдумы Алексея Митрофанова. О том, что "Русский алюминий", проиграв в Красноярске, попробует взять реванш в Заполярье. Однако интриги не получилось. На Таймыре, в вотчине "Норильского никеля", по-прежнему все спокойно, по плану. В последний день, когда можно было заявить о желании участвовать в выборах, аэропорт "Алыкель" закрыли "по метеоусловиям" - а окризбирком требовал для сдачи документов личного присутствия претендента.

Впрочем, вряд ли кто из серьезных политиков, существующих вне "Норникеля", мог бы питать иллюзии относительно успеха на Таймыре. Казалось бы, исходя из здравого смысла, можно предположить, что жителям Таймыра нужен защитник их интересов, которые не всегда совпадают с интересами индустриального гиганта. Нет. Здесь трезво осознают: кормилец и хозяин на заполярном полуострове один - Норильский комбинат. Люди понимают, что они - "при комбинате". Территория, на которой они живут, - производственная единица. Такова данность. С ней не спорят. И избиратели дисциплинированно голосуют за то, чтобы "Норникель" властвовал в регионе - в окружной Думе и норильской, в мэрии и администрации округа. Здесь, на самом северном полуострове планеты, в суровых условиях люди вообще жить не должны, и здесь все построено не для них, а для рабсилы. Здесь всегда будет командовать гендиректор. Его отношения с властями, заведующими территорией (бытовыми цехами), хоть и регулируются законом, но в реальности были, есть и будут договорными. Власть, идущая на конфликт с промышленной корпорацией, неподконтрольная ей, просто обречена.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Норильск, строго говоря, - это не Таймыр, хотя географически и расположен на полуострове. Норильский промрайон административно подчинен Красноярскому краю. На этом политико-географические несуразицы, заложенные еще сталинской нарезкой границ, не заканчиваются. Сам Таймырский автономный округ, как и его сосед - округ Эвенкийский, в ходе ельцинского "парада суверенитетов" хоть и остались в составе Красноярского края, по Конституции обрели все атрибуты самостоятельных субъектов Федерации.

В 90-х годах на Таймыре стало правилом регулярно предпринимать попытки отделиться от живущего совершенно иными заботами Красноярья. При этом, понятно, спор шел в основном за деньги богатого Норильска.

Весной 98-го губернатором края стал Александр Лебедь. Экономические войны в регионе, эпидемия банкротств, грубые управленческие ошибки привели к тому, что наполнение краевой казны оказалось чуть ли не в исключительной зависимости от платежей Норильской горной компании. Красноярский край оказался прочно посажен "на норильскую иглу". В реальности именно менеджеры Норильского комбината через бюджетные поступления стали управлять краем (и не случайно именно в это время пошли разговоры о переносе столицы края из Красноярска в Норильск).

Сразу после избрания зимой 2001 года гендиректора "Норникеля" Хлопонина губернатором Таймыра десятилетняя "холодная война" красноярского Юга и Севера вступила в новую фазу. Обстоятельства сложились так, что Лебедь, по сути, делегировал. Хлопонину свои функции, и де-факто Хлопонин уже тогда стал главой не только Таймыра, но и всего Красноярского края. Тогда же, уже обретя всю полноту политической власти на полуострове, "Норникель" санкционировал демарш окружной Думы, которая заявила о готовности рассмотреть вопрос о выходе Таймыра из состава края. Речь вновь зашла о правовой зыбкости экстерриториального статуса Норильского промрайона. Лебедь прекрасно понимал, что признание Норильска городом "окружного значения" означало бы финансовый крах для всего края.

Начались переговоры с Хлопониным об интеграции. Результата они не дали и прервались с гибелью Лебедя. Однако и кризис в отношениях между Севером и Югом "рассосался". Хлопонину оставалось лишь материализоваться в освободившемся кресле красноярского губернатора, которое он фактически занимал с той поры, когда Норильский комбинат стал краеобразующим предприятием.

СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬ

Хлопонин заявил, что был бы доволен избранием Бударгина главой Таймыра.

Спикер Заксобрания края, проигравший Хлопонину схватку за пост красноярского губернатора, Александр Усс: "Я думаю, шансы Бударгина являются абсолютными. По моему мнению, Бударгин - один из наиболее авторитетных и достойных представителей управленческой элиты края".

Хлопонин - родом из крупного бизнеса, где для того, чтобы выжить, нужно уметь "отвечать" за свои слова. И он, конечно, не забыл о том, что ратовал за воссоединение края и автономий. Этот проект, безусловно, будет реализован. Сегодня, поскольку "Норникель" обрел власть и на Таймыре, и в Красноярском крае, проблемы дележа между субъектами Федерации норильских денег, а следовательно, и проблемы административного подчинения норильского анклава, больше нет. Бударгин - в команде Хлопонина. И Бударгин придет на Таймыр помогать Хлопонину в их общем деле. Все, как говорилось раньше: сначала Норильск переподчинят округу. А затем округ сольется с краем.

Алексей ТАРАСОВ, собкор "МН", Красноярский край

"Новая метла".

(Российская газета 03.12.02, Алексей Чичкин)

Губернатор Александр Хлопонин старается примирить непримиримых и делает ставку на экономические методы управления регионом

ВСПОМНИМ начало 90-х годов. Какие тогда битвы шли вокруг всей системы отношений Москвы и регионов! После знаменитой фразы первого российского Президента о том, что надо брать суверенитета столько, сколько сможете, федеративные отношения в России превратились если не в кошмар, то уж в неразбериху точно.

Само слово "федерация" каждый начинал трактовать, как ему более выгодно. Предпринимались различные попытки преодолеть эти противоречия: делили собственность на разные виды, заключали федеративные договоры и т.п. Часть из этого оказалась полумерами, а другая породила еще большие противоречия. Огромные трудности создавала сохранившаяся с советских времен "матрешечная" структура многих субъектов Федерации, когда внутри края или области сохранялись более мелкие образования - автономные округа. В таких случаях все запутывалось окончательно.

Постоянным трениям между региональными и центральными властями способствовало то, что должность главы региона являлась скорее политической, чем хозяйственной. И складывалось впечатление, что некоторые главы областей и краев продолжали свою предвыборную кампанию в течение всего срока своего губернаторства. Вспомним бывшего губернатора Красноярского края Александра Лебедя. В какой-то момент генерал воспринимался частью россиян почти как спаситель отечества. На этой волне он и стал губернатором. Однако проблемы края оказались настолько сложны и многообразны, что почти сразу же заслонили генералу все другие.

Красноярский край тогда оказался раздираем запутанными противоречиями. Интересы финансово-промышленных групп края казались абсолютно различными, а местная власть пыталась решить все проблемы при помощи обращений к центральной власти, смысл которых сводился к одному: дайте больше денег. Краевой бюджет был во многом "фиктивным" (это слово было крылатым в СМИ Красноярска) и не выполнялся. Из-за его дефицита, в частности, копились долги по зарплатам бюджетникам. Регион поразил системный социально-экономический кризис. Возникли огромные долги энергетикам, что в условиях сибирской зимы грозило самыми драматичными последствиями.

И в то же время власти региона были единственными во всей России, кто не участвовал в работе трехсторонней комиссии во главе с вице-премьером В. Христенко, которая решает вопросы субсидирования регионов. Во многом из-за этого и проблем в крае не уменьшалось.

Теперь новым губернатором Красноярского края стал бывший губернатор Таймыра Александр Хлопонин с вполне предпринимательской биографией. И это сказалось на методах его управления. Хлопонин в роли губернатора - гораздо больше финансист и хозяйственник, чем политик. И основной его задачей сейчас является проведение антикризисной программы, включающей создание бездефицитного бюджета.

Хлопонину приходится решать вопросы реструктуризации 11-миллиардного долга края. Изыскиваются средства и для первоочередных платежей угольщикам и энергетикам. При этом Хлопонину стало ясно, что решить проблемы региона можно только при совместной работе с представителями местных ФПГ.

По мнению губернатора, уже сейчас в крае возникла нормальная для капитала ситуация. Ему удалось убедить многие ФПГ опять направить финансовые потоки в регион. В то же время в крае создана рабочая комиссия, которая проверяет обоснованность тарифов на электроэнергию. А проверять есть что. Скажем, почему тарифы для некоторых алюминиевых предприятий были меньше, чем для населения?

В то же время представителям политических сил Хлопонин предложил "зарыть сабли", а сам начал формировать правительство края не только из своих политических назначенцев, но и из представителей других политических сил, включая специалистов из предыдущей администрации, а также управленцев из мэрии Красноярска. Многие из них заняли ведущие позиции: например, бывшие на высоких постах в предыдущей краевой администрации Василий Кузубов и Татьяна Давыденко стали заместителями губернатора, на такие же должности назначены Анатолий Матюшенко и Николай Глушков из команды Петра Пимашкова, мэра Красноярска и бывшего соперника на выборах нового губернатора.

Уже теперь снижены тарифы на электроэнергию для населения, а краевая администрация не имеет долгов перед бюджетниками по зарплате. В то же время вынуждены пойти и на не популярные, но необходимые решения - пришлось поднять тарифы по коммунальным платежам до общероссийских стандартов, вводя при этом максимальные льготы для малообеспеченных.

Новая власть старается быть честной и прямо говорит, что популистские, не подкрепленные реальным финансированием социальные программы, в изобилии принимавшиеся во время предвыборной кампании, выполнить невозможно. Но, по словам той же Татьяны Давыденко, в бюджете на 2003 год на исполнение программ и законов социальной направленности заложено 19 миллиардов рублей.

Таким образом, методы работы краевой администрации становятся все более экономическими. Весь предыдущий опыт Хлопонина, вся его биография показывают, что только такой подход дает результаты.

У нового губернатора есть возможность объединить в своем лице легитимного губернатора и менеджера. А у самого Красноярского края появился уникальный шанс. Шанс не только выйти из кризиса, но и стать в определенном смысле пионером новых отношений между федеральным центром и регионами.

Этот край настолько велик, его природные ресурсы настолько разнообразны, а население настолько многочисленно, что его можно рассматривать как модель всей России. И поэтому опыт, накопленный в Красноярске, может быть в дальнейшем с успехом использован и в других местах. Например в модернизации самого механизма взаимодействия центральной и региональной власти, который должен быть менее политизированным и носить все более экономический характер.

И тогда окажется, что российские крупные предприниматели станут весьма популярными кандидатами на губернаторских выборах и в других регионах России. Сами губернаторские выборы лишатся той доли "чернушности", которая уже так надоела всем, а попытки регионов экономически и политически обособиться уйдут в прошлое. И только тогда можно будет сказать, что Россия в полной мере станет федерацией.

"Будущее началось в пятницу".

(Трибуна 03.12.02 Н.Кузнецова)

Губернатор Красноярского края знает, как выходить из кризиса.

Когда я вспоминаю природу этого края, где мне удалось побывать, то невольно ловлю себя на одной навязчивой мысли. Кажется, наконец-то лопнул тот мыльный пузырь, который старательно надували противники ныне действующего губернатора и его команды. Несмотря на мыльные пузыри обвинений, густо расставленные препятствия и прочие атрибуты упертого противодействия "другой стороны", избранный жителями Красноярского края губернатор Александр Хлопонин оказался на своем месте. Сразу после выхода указа президента страны по поводу избирательной кампании в крае один из представителей команды А. Хлопонина сказал: "Указом президента ему предоставлено достаточно полномочий, чтобы уже с нынешней пятницы приступить к выполнению обязанностей губернатора". Через совсем небольшое время даже местная избирательная комиссия была вынуждена признать вердикт избирателей. Жители Красноярского края лучше других знают, какое хозяйство досталось губернатору. Если кратко, то регион находится в глубоком социально-экономическом кризисе. Теперь оказалось, что государственный долг Красноярского края превысил 11 миллиардов рублей. Причем есть задолженности по ссудам Минфину России, но есть и долги банкам и другим коммерческим структурам. А из-за ситуации с наполнением бюджета региона случились серьезные проблемы с выплатами бюджетникам.

Выясняется, что есть проблемы и с завозом необходимого на зиму. Что, разве довыборные краевые властители не знали, когда наступают сибирские суровые морозы? Не знали, как трудно людям жить, а вернее, выжить, если в доме нет тепла, если приходится существовать в буквальном смысле в потемках, без электрического света? Или все усилия уходили на принятие многочисленных обращений к федеральному Центру с просьбами дать денег? Или отнимало много времени принятие ничем не обеспеченных социальных программ, которые только дразнили малообеспеченных, а не помогали им? Может, мешали коррупционные заботы, в том числе и об упомянутом "мыльном пузыре"?

Уверена, не без этого: его ведь надо было еще не только раздуть, но и окрасить в черный цвет. Или разгильдяйство без какой-либо политической окраски? Скорее всего и то, и другое. Но сейчас важнее не анализировать, а решать проблему. Только ясно, что это невозможно сделать в один момент, даже имея в запасе таймырский опыт решения социально-бытовых вопросов. Поэтому легко представить, какая нагрузка падает на местные жилищно-коммунальные службы. Нет необходимости повторяться в деталях, но следует напомнить, что из-за почти полугодового безвластья (после гибели А.И. Лебедя) подготовка к зиме в крае была во многом провалена. Немало времени у прежней местной власти отнимало перетягивание каната с Центром - ведь как просто и удобно спихнуть множество недочетов на Москву, на правительство. У нового губернатора иное, новое мышление. Об этом, кстати, свидетельствуют вся его биография, все его предыдущие дела. Прежние - в масштабах Таймыра и уже нынешние, начатые и обозначенные в губернаторской же должности, но куда более широкого масштаба. К слову сказать, масштабность края, его инфраструктура в известном смысле представляют собой модель всей страны.

И с учетом вышесказанного именно здесь представляется возможность получить уникальный опыт решения экономических и социальных проблем, который можно будет использовать и в других регионах России. Не в последнюю очередь это утверждение основано на том, что нынешний губернатор края не только является легитимно избранным, преодолевшим крайне жесткое и упорное противостояние некоторых слоев местной политической элиты. Он опытный экономист, менеджер, доказавший свою способность в стремлении решать крупные экономико-социальные проблемы не на словах, а на конкретном деле. И это дает ему возможность формировать свою команду (правительство края), только исходя из деловых качеств ее участников. Уже теперь заместителями Хлопонина назначены долго поработавшие в прошлой администрации края Василий Кузубов и Татьяна Давыденко, сильные управленцы из краевого центра Николай Глушков и Анатолий Матюшенко, пришедшие вместе с Хлопониным с Таймыра Лев Кузнецов и Юрий Олейников. Все они являются сильными специалистами в своей области.

В общении с крупными местными бизнесменами губернатор договаривается с ними о взаимовыгодном участии в решении первостепенных проблем края. С одной стороны, он уже договорился со многими промышленниками края о том, что они опять повернут финансовые потоки своих структур в край, в то же время создана рабочая комиссия с участием энергетиков, угольщиков, администрации края и основных промышленных потребителей региона для обоснования и корректировки тарифов на электроэнергию для промышленности. С тем, чтобы никто из потребителей края не оказывался в искусственно привилегированном положении.

Как тот же КрАЗ, платежи за энергию с которого почему-то брались по тарифам, меньшим, чем даже у населения. Начались конкретные действия по реструктуризации (отсрочке) задолженностей бюджета. Представляя свою антикризисную программу в местном Законодательном собрании, Хлопонин предложил сделать бюджет на 2003 год бездефицитным. Будет постепенно уменьшаться и задолженность края. Губернатор выполнит все федеральные законы о социальных гарантиях и обеспечит заботу о ветеранах, пенсионерах и многое другое. Уже сейчас в Красноярске снижены тарифы на электроэнергию для населения. На следующий год платежи за ЖКХ придется довести до уровня других регионов России, однако для малообеспеченных предусмотрены огромные скидки, которые не заставят платить их больше, чем в этом году. При этом затраты на эти компенсации составят в следующем году 4 миллиарда рублей вместо 350 миллионов в этом. По словам заместителя губернатора края Давыденко, в бюджете края заложено около 19 млрд. рублей на исполнение программ и законов социальной направленности.

Уже сейчас у администрации нового губернатора не осталось долгов по зарплатам бюджетникам. При этом сами красноярцы не остаются в стороне от нового. Не прошло и месяца с момента вступления в должность нового губернатора, как был создан Гражданский форум Красноярского края - союз общественных организаций, ставящий перед собой задачу помочь простым гражданам активно влиять на региональную власть. А сам Александр Хлопонин при формировании бюджета на следующий год совмещает "взгляд снизу", из районов края, считая, что формирование бюджета должно происходить на местах, с крайне жесткой финансовой дисциплиной исполнения. По его словам, бюджет будет "жесткий и пессимистичный", но исполнимый в отличие от прошлых. Есть проблемы, решение которых необходимо более узкому, определенному кругу людей. Речь в данном случае о пожилых и малолетних, пенсионерах и инвалидах - всем хочется быть сытыми, здоровыми и благополучными. Остаются вопросы, которые необходимы для обеспечения нормальной жизни всем, - дать людям тепло, свет, покупательскую способность, крышу над головой. Помочь им в этом и старается губернатор края, причем не только по календарным пятницам, а и во все дни недели. Новый красноярский губернатор обладает многим. Он не только законно избран на эту должность, но и имеет опыт и возможность решать истинно губернаторские задачи. И тут, как говорится, Бог ему в помощь.

"На Таймыре дефицита не боятся".

("Красноярский рабочий", 03.12.02)

На Таймыре исполнительная власть завершила работу по формированию бюджета на 2003 год Документ передан в окружную Думу для дальнейшего рассмотрения и утверждения депутатами.

Доходы округа в 2003 году определены в размере 2978,8 миллиона рублей, расходная часть составляет 3190,5 миллиона. На 19 процентов по сравнению с бюджетом 2002 года сократится дефицит, но все равно он составит порядка 210 миллионов рублей. Но финансового дисбаланса здесь не боятся, зато планируют на 15 процентов увеличить выплаты населению по различным статьям. В четыре раза больше средств в 2003 году выделено северянами на развитие транспорта и связи.

"Обреченный на победу".

("Известия-Красноярск", 03.12.02, Дмитрий Голованов)

Если бы Субботкин не выдвинулся, оппонента пришлось бы назначать

Официально старт губернаторским выборам на Таймыре будет дан 16 декабря, когда закончится срок сдачи подписных листов. Политологи и аналитики опасаются, что все будет проходить вяло и предсказуемо. До недавнего времени вообще возникали опасения, что выборы могут не состояться. Кандидаты до последнего тянули с выдвижением. Дошло до того, что таймырские избиратели начали сами "пинать" потенциальных кандидатов, требуя, чтобы они выдвинулись. Ситуация, прямо скажем, нестандартная. Обычно, наоборот, кандидаты призывают избирателей принять более активное участие в выборном процессе...

Норильчане, например, призывали выдвинуться своего мэра Олега Бударгина, а жители Дудинки уговаривали занять губернаторское кресло главу окружного центра Анатолия Кузнецова. Последний едва не согласился, но после визита на Таймыр Александра Хлопонина дал своим сторонникам отбой и обратился к жителям Дудинки с призывом поддержать Бударгина, который внял таки мольбам норильчан и подал документы в избирком едва ли не в самый последний момент.

Вот, пожалуй, и вся интрига. Несмотря на внушительное число кандидатов, коих набралось уже одиннадцать человек, мнение большинства аналитиков единодушно: губернатором станет Олег Бударгин. Пока лишь один из кандидатов - депутат Дудинского городского Совета Геннадий Субботкин, "засветившийся" на выборах губернатора Красноярского края в качестве активного сторонника главного соперника нынешнего губернатора края, Александра Усса, пытается привнести в начинающуюся избирательную кампанию элемент интриги. Он был первым, кто подал заявление в избирательную комиссию о своем желании баллотироваться на пост губернатора. Он первым же героически начал череду скандалов, без которых, как известно, выборы то же самое, что тесто без дрожжей. Сначала появились сообщения, что Таймырский окружной избирком не желает его регистрировать, так как он допустил нарушение закона при сборе необходимых 700 подписей. Впрочем, все обошлось для него благополучно, и заветное кандидатское удостоверение Субботкин все же получил. После этого он с места в карьер подал жалобу на кандидата Олега Бударгина. Таким образом, роли в предстоящем предвыборном марафоне распределяются. Обреченный на победу фаворит с самого начала обзавелся оппонентом. Если бы этого не произошло, недруга бы пришлось назначать - иначе Таймырские выборы, которые пришлись на самое холодное время года, получились бы и вовсе замороженными.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

На должность губернатора Таймыра претендуют: мэр города Норильска Олег Бударгин, председатель постоянной комиссии по экономической политике, финансам, налогам и муниципальной собственности Городского собрания Дудинки Геннадий Субботкин, временно неработающие жители Талнаха Араб Шамса-дов и Владимир Соколов, норильский предприниматель Александр Сардин, капитан дудинского морского порта Алексей Зайцев, врач окружной больницы Александр Бурдейн, ведущий специалист исполнительной дирекции регионального отделения общероссийского движения "Российское объединение избирателей" Александр Матвеев, президент Некоммерческого Фонда "Возрождение народов Енисейского севера" Сергей Уодай, специалист службы безопасности компании "Норильский никель" Игорь Приймак.

"С севера дальнего в сторону южную".

("Вечерний Красноярск", 03.12.02)

Тридцать восемь квартир в новом 10-этажном жилом доме сдано в эксплуатацию в Красноярске. Предназначено жилье для северян, переселяющихся с северных территорий, согласно краевой целевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг".

В торжественном мероприятии участвовали: депутат ЗС Раиса Кармазина, исполнительный директор ассоциации "Север на Юг" Александр Костылев, руководитель строительной компании ООО ПСК "Омега" Александр Пуртов и другие.

До Нового года ещё 274 семьи будут заселены в пять домов в Красноярске. Это переселенцы из Норильска, Северо-Енисейска, Мотыгина и других северных территорий. Заместитель губернатора края Николай Глушков вручил строителям благодарственные письма администрации края и символический ключ от дома новосёлам.

"Московская неделя губернатора".

("Красноярский рабочий", 03.12.02)

В течение всей прошлой недели Александр Хлопонин находился в Москве В столице он провел несколько встреч и совещаний по первостепенным проблемам края. Хлопонин встретился с депутатами Госдумы от Красноярского края и обсуждал с ними вопросы бюджета 2003 года и возможности включения краевых программ в строки бюджетного финансирования. Прошли также встречи в Совете Федерации, правительстве РФ и Минфине. Основной темой переговоров было взаимоотношение органов власти края с федеральными структурами. Состоялась встреча А. Г. Хлопонина и с руководством МПС. На ней обсуждались перспективы развития транспортной системы края и возможные тарифные льготы. Состоялись переговоры губернатора и с руководителем "Русала" Олегом Дерипаской.

"Краевого имущества - на 25 миллиардов".

("Вечерний Красноярск", 03.12.02)

Остаточная стоимость имущества, находящегося в собственности края, составляет 24,9 миллиарда рублей. Об этом на заседании комиссии по собственности и экономической политике ЗС края сообщил заместитель председателя КУГИ Вячеслав Гудков. Причем на недвижимость площадью в 3,7 миллиона кв. метров приходится 14,9 миллиарда рублей. Собственно краевой госсектор включает в себя 583 учреждения и организации, в том числе 176 унитарных предприятий. Его удельный вес в общем количестве предприятий края равен 12,6%. При этом износ фондов в этом секторе достигает 50-60%, а на севере и в депрессивных районах - вообще 80-100%.

"В дефиците - полтора миллиарда".

("Красноярский рабочий", 03.12.02, Петр ГАЛИН)

Увеличить налоговые доходы краевого и консолидированного бюджетов, повысить доходы от управления краевой госсобственностью, совершенствовать устойчивое финансирование бюджетной сферы, оптимизировать расходы краевого и местных бюджетов.

Таковы основные задачи бюджетной политики края в 2003 году, которые сформулировал замгубернатора, и. о. начальника главного финуправления А. Новак на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике. Он еще раз обозначил параметры краевого и консолидированного бюджетов на 2003 год.

Доходную часть краевого бюджета, с учетом целевых бюджетных фондов, предполагается утвердить в сумме 18,8 миллиарда, расходную - в сумме 20,3 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит составит 1,455 миллиарда рублей. Доходы консолидированного бюджета края прогнозируются в сумме 36,8 миллиарда, расходы - в сумме 38,3 миллиарда рублей. Так что и здесь дефицит такой же - около полутора миллиардов рублей.

По словам А. Новака, в грядущем году не будут нуждаться в помощи из краевого фонда финансовой поддержки восемь территорий края: города Красноярск, Норильск и Ачинск, Большеулуйский, Емельяновский, Рыбинский, Северо-Енисейский и Шарыповский районы.

Обсудив основные направления бюджетной политики на 2003 год, постоянная комиссия ЗС, в частности, предложила краевой администрации предоставить Законодательному Собранию полную расшифровку прибыли от работы Красноярского завода цветных металлов; проинформировать депутатов об адресности зачисления налогов на добычу полезных ископаемых в районе Норильска, о поступлении средств от продажи земли; разъяснить политику взимания штрафов за сверхнормативные выбросы предприятий.

Кроме того, администрации края рекомендовано разработать документ, подробно излагающий механизм социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства и повышением уровня платежей за услуги ЖКХ до 90 процентов; провести ревизию краевых целевых программ, финансирование которых не запланировано на 2003 год (это нужно, чтобы выявить те программы, где приостановка финансирования принесет убытки); представить в ЗС в феврале 2003 года программу вещания по системе "Енисей". 5 декабря проект закона "О краевом бюджете на 2003 год" вместе с прогнозом социально-экономического развития края в будущем году будет рассмотрен на заседании координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края. После этого будет принято окончательное решение о вынесении законопроекта о бюджете на сессию Законодательного Собрания, которая состоится ориентировочно 10 декабря.

"Куда расползаются наши денежки?".

("Комок-Очевидец", 03.12.02, Инга Глинская)

До сих пор бюджетники не получили всех заработанных денег. Губернатор Хлопонин, следуя своим предвыборным обещаниям, не выпускает проблему из-под личного контроля. Виноватых обещал наказывать. Например, глав администраций, которые полученным из краевого бюджета деньгам находят иное применение. Ну а налоговая полиция ищет и отдает под суд тех, по чьей вине страдает сам бюджет, недополучая налоги.

На первый взгляд, то, о чем пойдет речь, может показаться мелочью. Подумаешь, кто-то недоплатил 400-500 тысяч рублей - эти суммы бюджетной погоды все равно не делают. Есть люди, "работающие по-крупному", их ловить надо. А вот не скажите. Во-первых, "крупняком" тоже занимаются, во-вторых, вороватой "мелочи" гораздо больше и в совокупности она утаскивает у народа пресолиднейшие суммы. Прикиньте сами. В нашем крае 50 тысяч юридических лиц и примерно 76 тысяч частных предпринимателей. Если каждый из них в год недоплатит по 100 тысяч рублей налогов, в бюджете образуется дыра размером аж 12 миллиардов.

Безусловно, нет оснований говорить обо всех ООО, ЗАО, ТОО как о нарушителях налогового законодательства. Но, поверьте, их - нарушителей (впрочем, закон называет их преступниками) - немало. А главное, народ ушлый пошел - мало кто сегодня рискует не платить налогов вообще. Это слишком заметно. А вот частичку - большую или поменьше - увести считается делом бухгалтерской чести. И способов придумано масса. Только налоговые полицейские тоже не лыком шиты и давно все эти способы выучили наизусть. И если что-то попало в поле их зрения, торжество закона неминуемо. Вот несколько случаев, что называется, из практики.

Главный бухгалтер ООО "Дилижанс" госпожа Шутеева исправно отправляла в налоговую инспекцию положенные документы. Но немножечко корректировала - вычитала сумму налога на добавленную стоимость. Благодаря ее бухгалтерским изыскам казна недополучила в 2001 году 558 654 рубля. Канский городской суд, рассмотрев уголовное дело, оценил эти попытки в два года лишения свободы условно. Насколько теперь будет востребован бухгалтер с судимостью - большой вопрос.

Не укрылся от глаз налоговых полицейских и "талант" руководителя товарищества с ограниченной ответственностью "ВИО" Осауленко. Судя по бухгалтерским документам. поступающим в налоговую инспекцию Богучанского района, предприятие как свалилось однажды в яму, так и пребывало там - никакой деятельности, никаких доходов. В реальности дела "ВИО" не то чтобы хорошо, но шли. Один договор на реализацию "горючки", другой - леса, третий... Денежки капали: 345 тысяч рублей, 332 тысячи... Сокрытых налогов оказалось не так много, но и за них Осауленко пришлось ответить перед судом.

А директор ЗАО "Саянское" Лопахин решил экономить на отчислениях в Пенсионный фонд. И деньги за поставленную продукцию пошли мимо расчетного счета предприятия. Потому как всякие поступления были бы заблокированы из-за образовавшейся задолженности. Средства тратятся на что угодно - покупку автомобилей, акции других предприятий, ГСМ... А задолженность увеличивается уже до 4,6 миллиона рублей. Все предписания, напоминания и увещевания налоговых органов бесполезны. Тогда за дело берутся налоговые полицейские. Результат, как вы уже догадались, соответствующий: Краснотуранский районный суд, рассмотрев уголовное дело по обвинению в совершении преступления (ст. 199 УК РФ - уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), признает гражданина Лопахина виновным и лишает свободы на два года условно.

До суда, конечно, доходят не все уголовные дела, расследованные работниками краевого управления налоговой полиции. Лишь каждое третье. Спросите почему? Отвечу. Многие предприниматели, уличенные в налоговых преступлениях, чистосердечно раскаиваются и возмещают государству ущерб. Ну а если человек осознал, то и с ним - по-хорошему. Однако некоторые руководители умудряются злоупотреблять и этим. Раскаиваются. Но частично. Мол. виноват, недоглядел за бухгалтером. На деле зачастую как раз от руководителей поступает указание минимизировать налоги. Директор красноярского ЗАО "Сервис-металл" Ким просто-напросто велел двум своим подчиненным не отражать в бухгалтерских отчетах фактические результаты деятельности предприятия. Мимо госбюджета прошли 811 488 рублей. Сколько это учительских зарплат, прикиньте сами. Приговор суда был суров: три года лишения свободы и права занимать должности, связанные с финансово-распорядительной деятельностью.

Стремление к личной выгоде у горе-предпринимателей частенько затмевает чувство самосохранения. Гражданин Байрамов занимался ремонтом и строительством производственных зданий, монтажом и ремонтом коммунальных сетей и т.д. Все шло нормально. Но вот образовалась налоговая недоимка в 420 тысяч рублей. Чтобы избежать ее погашения. Байрамов направил денежные потоки на личные счета. Минуя расчетный счет предприятия. За два года на них упало 2,1 миллиона рублей. Они, конечно, расходовались и на нужды предприятия, но большей частью и на свои собственные. Когда, видимо, основная часть их - личных нужд - была удовлетворена, ИЧП "Луна" прекратило свою деятельность. Плюнув на должок государству, Байрамов, наверное, не рассчитывал, что закон его настигнет. Зря.

А вот еще один, совсем свеженький, пример из того. куда расползаются наши денежки и почему госбюджеты испытывают вечный дефицит. Приговор Ачинского суда, прозвучавший в минувшем октябре, вышестоящая инстанция оставила в силе.

Речь о руководителях Ачинского городского совета российской оборонной спортивно-технической организации (далее ГС РОСТО), оказывавшей услуги по подготовке водителей разной категории. Естественно, за плату. А руководитель Краснов и бухгалтер Кондрашова в отчетах о прибылях и убытках сильно занижали доходную часть. Вместо одной цифры - 794 778 рублей - фигурировала другая - 236 000 рублей. Аналогичным образом "поправлялись" и другие данные. В итоге от государства удалось "уберечь" 274 тысячи рублей налогов. Но опытные люди понимали - первая же налоговая проверка и... Значит, документы должны потеряться, исчезнуть. И они исчезли. Однако специалисты-налоговики восстановили их длинным и сложным путем: опросы, запросы, экспертизы... Оказалось, что "бесплатных учеников", которых якобы присылали сюда военкомат, ГИБДД и прочие серьезные организации, - не было. Краснов и Кондрашова "проводили" их как бесплатных. Короче, неблаговидные делишки творились в этом ГС РОСТО - все хитрушки и не опишешь. Зато буквально двумя словами можно описать результат - Ачинский горсуд приговорил обоих деятелей к четырем годам лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима.

Уж сколько раз звучало: "Жадность фраера погубит", а желающих испытать это на себе не убывает. Одно плохо: из-за таких страдают честные люди - врачи, учителя, пенсионеры.

"В комиссиях ЗС".

("Красноярский рабочий", 03.12.02)

Управление краевой собственностью продолжает оставаться неэффективным.

Такой вывод сделала постоянная комиссия ЗС по экономической политике и собственности, заслушав отчет зампредседателя краевого комитета по управлению госимуществом В.Гудкова. От 580 находящихся в госсобственности объектов, остаточная стоимость которых составляет 24,9 миллиарда рублей, за девять месяцев нынешнего года получено только 688 миллионов рублей доходов. Причем 457 миллионов пополнили краевую казну в результате печально известной сделки по передаче акций Красноярской угольной компании в трастовое управление. По расчетам КУГИ, в 2003 году в бюджет края от управления государственным имуществом должно поступить свыше миллиарда рублей, и вновь значительную часть этой суммы составят доходы от продажи принадлежащих краю пакетов акций и от приватизации предприятий.

Депутаты выразили удивление, почему в план приватизации комитет включил достаточно привлекательные с экономической точки зрения предприятия - Канскую табачную фабрику, гостиницы "Октябрьскую" и "Красноярск", которые могут приносить стабильные доходы в бюджет при грамотном управлении. В ходе обсуждения народные избранники не раз задавали вопрос: "Почему краевая власть не может эффективно управлять вверенным государственным имуществом?". Вразумительного ответа так и не прозвучало. Присутствовавший на заседании комиссии и. о. первого замгубернатора В.Кузубов согласился с тем, что критика в адрес КУГИ имеет под собой почву. Он заверил депутатов, что новая краевая администрация тщательно анализирует состояние дел в этой сфере, а также сообщил, что планируется создать специализированное подразделение по оперативному мониторингу, планированию и управлению госимуществом.