ИА REGNUM совместно с компанией "Медиалогия" провели исследование, цель которого - сравнить основных зарубежных автопроизводителей по частоте упоминаний и степени "благоприятствования" в российских СМИ. Отчет является результатом анализа информации из более 2500 открытых источников (печатные СМИ, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) за период с 1 июня по 31 августа 2006 года.

Анализ осуществлен на основе информационно-аналитической системы "Медиалогия". Система "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Система различает четыре типа объектов: - персоны, компании (организации, партии, движения), географические понятия, бренды. Автоматически в системе обрабатываются данные более чем по 25000 объектам. Определяется ряд параметров характеризующих с одной стороны характеристики сообщений СМИ, с другой стороны - характер освещения деятельности объекта в сообщении. Кроме того, функционал системы позволяет выявлять связи между объектами.

1.Статистика по компаниям

Таблица.1.1 Количество и качество упоминаний основных марок в СМИ

Объект

Всего сообщений СМИ

Конфликтных сообщений СМИ

Сообщений, в которых объект играет главную роль

Сообщений негативного характера

Сообщений позитивного характера

Сообщений с прямой речью

Сообщений с пересказом прямой речи

4747

206

184

13

67

22

58

3769

333

99

8

24

4

13

3432

91

365

56

57

85

174

2930

91

329

30

30

53

75

2729

38

273

6

32

66

89

2681

102

155

8

44

24

35

2323

57

156

13

35

25

45

1664

24

64

5

22

8

19

1565

91

68

0

22

6

13

1505

68

57

2

27

11

10

1296

58

96

2

21

15

29

1185

22

82

7

43

5

9

929

33

72

4

6

16

25

881

29

58

7

31

5

8

868

9

2

0

1

0

0

844

37

22

2

9

0

4

774

15

49

1

18

8

10

631

19

0

0

0

0

0

631

11

0

1

0

0

0

624

33

20

3

7

0

2

613

8

2

0

3

0

0

580

9

35

1

10

3

8

572

9

0

0

0

0

0

500

15

1

0

0

0

0

437

6

0

0

0

0

0

371

3

1

0

0

0

1

321

3

0

0

0

0

0

134

1

0

0

0

0

0

86

0

0

0

0

0

0

65

1

0

0

0

0

0

28

0

0

0

0

0

0

24

0

0

0

0

0

0

Рис.1.1 Динамика количества сообщений СМИ

Динамика количества сообщений СМИ

Рис.1.2 Распределение сообщений по типам СМИ

Распределение сообщений по типам СМИ

Рис.1.3 Топ-10 наиболее активных СМИ

Топ-10 наиболее активных СМИ

Таблица 1.2 Топ-10 регионов, где зафиксировано наибольшее количество сообщений

Регион

Кол-во сообщений

15543

1349

622

530

526

386

372

295

288

252

Таблица 1.3 Топ-10 наиболее активных авторов

Автор

Издание

Кол-во сообщений

Бизнес

79

УралПрессИнформ, Челябинск

55

Бизнес

38

Газета

37

Коммерсант

37

Известия

30

Ведомости

23

ВСЛУХ.РУ, Тюмень

22

ИА Тюменская линия

22

Ведомости

20

2. Медиа-рейтинги

Таблица 2.1 Рейтинг по количеству сообщений СМИ

Позиция объекта в текущем периоде

Перемещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодом

Объект

Кол-во сообщений

0

Toyota

4747

0

Mercedes

3769

2

Ford

3432

3

Nissan

2930

1

Renault

2729

-3

BMW

2681

-3

Volkswagen

2323

0

Honda

1664

2

Mitsubishi Motors

1565

-1

Audi

1505

1

Volvo

1296

-2

Hyundai

1185

3

Peugeot

929

-1

KIA

881

4

FIAT

868

-1

Opel

844

0

Mazda

774

3

Chrysler

631

-4

Skoda

631

-1

Daewoo Motor

624

0

Porsche

613

3

Citroen

580

4

Jaguar

572

0

Land Rover

500

1

Subaru

437

-3

Suzuki

371

1

SAAB

321

1

Alfa Romeo

134

2

MG Rover

86

0

Seat

65

1

Lancia

28

1

Daihatsu Motor Company

24

Таблица 2.2 Рейтинг по Индексу Информационного Благоприятствования

Позиция объекта в текущем периоде

Перемещения в рейтинге по сравнению с равным предыдущим периодом

Объект

Индекс Информационного Благоприятствования

0

Toyota

1 529,36

5

Renault

1 251,43

0

Mercedes

1 157,63

0

BMW

1 143,69

-3

Volkswagen

1 012,54

0

Nissan

1 011,55

-2

Ford

923,18

11

Hyundai

627,83

-1

Audi

568,77

0

Volvo

565,36

-2

Mitsubishi Motors

542,58

1

Peugeot

459,58

-2

Honda

448,22

2

KIA

421,39

-1

Opel

364,83

-4

Mazda

336,23

1

Citroen

291,86

-1

FIAT

281,09

2

Chrysler

186,15

-5

Skoda

176,52

-1

Porsche

159,82

4

Jaguar

142,02

9

Daewoo Motor

138,41

-1

Land Rover

131,8

-1

SAAB

88

-4

Suzuki

78,42

-2

Subaru

78,41

-1

Alfa Romeo

34,61

0

MG Rover

19,14

-2

Seat

12,12

-1

Lancia

6,91

-1

Daihatsu Motor Company

6,23

Второе место в рейтинге по количеству сообщений и третье в рейтинге по Индексу информационного благоприятствования занял концерн Mercedes. Наиболее активно СМИ освещали такие события, как начало производства нового CLK DTM AMG Cabriolet, планы группы "Автолайн" по закупке 100 автобусов Mercedes-Benz Sprinter, продажа германо-американским концерном DaimlerChrysler AG в России в 1-м полугодии 2006 г более 4 тысяч легковых автомобилей и внедорожников марки Mercedes-Benz, программа ММБ и компании "Авилон" по предоставлению кредитов на покупку новых автомобилей Mercedes-Benz А, С и Е класса, а также намерение MercedesBenz существенно увеличить свой пакет в гоночной команде McLaren. Сообщения об этих событиях в целом позитивно сказались на информационном имидже компании.

Второе место в рейтинге по Индексу информационного благоприятствования занял концерн Renault. Улучшение информационного имиджа компании произошло под влиянием таких событий, как увеличение в 3 раза продаж автомобилей Renault в РФ в 1-м полугодии 2006 года, а также планы руководства компании по развитию бизнеса, в том числе, дальнейшему увеличению производства и заключению стратегического альянса с "Дженерал моторс".

На третьем месте в рейтинге по количеству сообщений находится концерн Ford. Наибольший интерес СМИ вызвали планы концерна по переходу от "отверточной" к промышленной сборке автомобилей в России, подписание соглашения с МЭРТ РФ о переходе в режим промышленной сборки автомобилей на заводе в Ленинградской области, проект по увеличению его мощности до 73 тысяч автомобилей в год, рост продаж автомобилей Ford в России в первом полугодии 2006г. на 87%, планы по продаже в РФ в 2006 году порядка 100 тысяч автомобилей и инвестирования в выпуск новых моделей автомобилей в России до $250 миллионов, а также проект инвестирования в 2006-2012гг. 9,2 млрд долл. в экономику Мексики. Вместе с тем, сообщения о том, что Ford закончил второй квартал 2006 года с чистым убытком, отзывает 1,2 млн. машин из-за опасений, что их двигатели могут воспламениться, а также проводит реструктуризацию, сопровождаемую закрытием ряда заводов и масштабным сокращением персонала, негативно сказались на информационном имидже концерна и не позволили ему войти в тройку лидеров по информационному благоприятствованию.

3. Статистика тройки компаний-лидеров

Рис. 3.1 Сравнительная динамика сообщений СМИ

Сравнительная динамика сообщений СМИ

Рис. 3.2 Сравнительная гистограмма активности СМИ

Сравнительная гистограмма активности СМИ

Рис. 3.3 Сравнительная гистограмма активности центральных и специализированных печатных СМИ

Сравнительная гистограмма активности центральных и специализированных печатных СМИ

Рис. 3.4 Динамика Индекса Информационного Благоприятствования

Динамика Индекса Информационного Благоприятствования

Согласно данным, представленным на Рис.3.4, в течение большей части исследуемого периода СМИ в целом позитивно оценивали деятельности Mercedes, Toyota и Ford. Вместе с тем, 21 июля зафиксировано падение Индекса Информационного Благоприятствования концерна Ford.

Рис. 3.5 Индекс Информационного Благоприятствования по СМИ

Индекс Информационного Благоприятствования по СМИ

Как видно на Рис.3.5, большинство СМИ в целом позитивно оценивали деятельность компаний-лидеров по количеству сообщений. Исключение составили сообщения на телеканале Euronews от 21 июля, где акцентировалось внимание на том, что американский автостроительный концерн Ford закончил второй квартал 2006 года с чистым убытком, а также проводит реструктуризацию, сопровождаемую закрытием ряда заводов и масштабным сокращением персонала.

Рис. 3.6 Матрица Информационного Благоприятствования

Матрица Информационного Благоприятствования

Термины и обозначения

Система анализа и мониторинга "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Функционал системы позволяет также выявляет связи между объектами. Система различает четыре типа объектов: юридическое лицо, физическое лицо, географическое название; бренд. Любой объект в системе можно найти как по названию, так и по отраслевой принадлежности.

Динамика сообщений СМИ

Динамика информационного поля иллюстрирует изменение интенсивности информационного поля объекта. По характеру кривой можно определить периоды повышенного интереса СМИ к объекту и, напротив, периоды, когда объект оказывался вне поля зрения СМИ. Чем выше расположена кривая, тем больше сообщений с упоминанием объекта вышло за определенный отрезок времени. Сравнительная динамика информационного поля нескольких объектов позволяет сопоставить активность их освещения в СМИ за заданный период.

Региональное распределение сообщений СМИ

Региональное распределение сообщений с упоминанием объекта показывает, в каких регионах России объект находится в центре внимания СМИ. Большое количество сообщений об объекте в СМИ региона указывает на активность объекта в данном регионе.

Распределение сообщений по типам СМИ

Гистограмма показывает степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности объекта за определенный период времени. Соответственно, на основании данных гистограммы можно сделать выводы о степени влияния различных типов СМИ на формирование информационного поля объекта в заданный период. Чем длиннее столбец гистограммы, тем большее количество сообщений об объекте зафиксировано в этом типе СМИ.

Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ

Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ ранжирует их в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминается объект. Количество сообщений об объекте, как правило, обусловлено активностью его деятельности или указывает на наличие конфликтной ситуации, что и вызывает интерес СМИ к объекту.

Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде.

Индекс информационного благоприятствования

Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании "Медиалогия". Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. "Позиция" издания СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории издания. Принимается во внимание так же мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.

Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень "яркости" объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Во-первых, учитывается "роль" объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Во-вторых, принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. В-третьих, учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.

Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминается объект. Значение Индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение Индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.

Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования

Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования (ИИБ) ранжирует объекты, учитывая количественную и качественную составляющую их информационной активности.

Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде. В четвертой колонке рейтинга указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга "Медиалогия".

Динамика Индекса Информационного Благоприятствования для объекта

Анализ динамики индекса ИИБ на протяжении некоторого периода позволяет комплексно оценить информационную работу объекта. Индикатором в данном случае служит поведение кривой на графике. В идеале кривая не должна иметь резких изгибов, и конечно не должна заходить в отрицательную область графика. "Падение" кривой до отрицательной области регистрирует наличие негативных сообщений в СМИ по отношению к объекту. Если кривая остается в нулевой области графика, то это может иметь, по крайней мере, две причины: во-первых, может быть так, что объект не получает оценок в материалах СМИ, то есть сообщения остаются на фактуальном уровне. Во-вторых, это может быть связано с низкой информационной активностью самого объекта.

Распределение Индекса Информационного Благоприятствования по СМИ

Гистограмма, показывающая распределение индекса ИИБ по СМИ, иллюстрирует степень участия того или иного источника (издания) в формировании позитивного или негативного имиджа объекта. Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением Индекса Информационного Благоприятствования (ИИБ). СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения Индекса Информационного Благоприятствования для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).

Матрица Информационного Благоприятствования для группы объектов

Матрица Информационного Благоприятствования построена в двух координатных осях: по горизонтальной оси откладывается количество сообщений об объекте, по вертикальной оси откладывается значение индекса ИИБ для объекта. Положение объекта на Матрице Информационного Благоприятствования (МИБ) моделирует ситуацию в медиа-пространстве. Пространство матрицы МИБ подразделяется на четыре зоны: выше и ниже среднего значение индекса ИИБ; левее и правее границы среднего количества сообщений. Положение объекта выше уровня среднего индекса ИИБ означает преобладание благоприятных для формирования позитивного имиджа объекта материалов в СМИ. Позиция объекта ниже среднего уровня индекса ИИБ может означать либо преобладание нейтральных по отношению к имиджу объекта сообщений СМИ, либо наличие негативных материалов. Таким образом, наиболее выгодная для объекта область на матрице- это верхняя левая часть матрицы: здесь максимальный положительный эффект достигается при минимуме сообщений. Следует также отметить, что наличие большого количества сообщений указывает на высокий уровень публичности объекта, что будет отражаться на матрице попаданием объекта в крайнюю правую часть матрицы. Граница значимости, обозначенная на матрице, отделяет качественно и количественно несравнимые объекты. То есть сравниваемые по информационной активности объекты должны находится в одной "весовой категории", как по количеству информационных сообщений, так и по их качественному содержанию.

При использовании материалов данного отчета для публикации ссылка на ИА REGNUM и "Медиалогию" обязательна.