"Миллиарды долларов ждут своего часа".

("Красноярский рабочий", 06.10.06, Юрий Чувашев)

Смысл журналистского фестиваля "Вся Россия-2006" в Дагомысе отнюдь не сводился исключительно к морю, солнцу и круглосуточным межрегиональным пляжным брудершафтам. Были в программе темы и куда более серьёзные. К примеру, одним из гвоздевых событий последнего, по сути, красноярского, дня форума стало выступление губернатора края Александра Хлопонина с лекцией "Курс России на возврат мирового лидерства и развитие Востока страны: вторая индустриализация Сибири".

Как губернатор журналистам лекцию читал

Выбор лекционного жанра объяснялся тем, что с выступления Хлопонина начинался отсчёт работы недавно созданного Национального лекционного фонда "Россия в глобальной политике". Как пояснил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, предваряя диалог красноярского губернатора с прессой со всей страны, в состав учредителей Национального лекционного фонда вошли, в частности, Российская академия наук и Министерство культуры России. А президентом фонда избран ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий. Новая высоколобая структура призвана работать во благо развития страны и общества. Наработки фонда будут публиковаться и использоваться в том числе для подготовки специалистов в вузах.

И особо подчеркнул Богданов тот факт, что первую лекцию фонда читает "действующий губернатор, человек с мускулами". Что же касается глобальности заявленной темы, возможно, вызывающей раздражение альтернативно мыслящей аудитории, так ведь и фонд титулован как "Россия в глобальной политике". Да и губернатор края выходил в Дагомысе на дискуссионную трибуну ещё и в качестве нынешнего председателя межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Так что в известной мере он в этот момент персонифицировал собою корпоративное сообщество сибирских губернаторов. В той степени, разумеется, в коей данное сообщество является корпоративным.

Государевы деньги для Сибири

Впрочем, сам Хлопонин в духе легендарного красноармейца Сухова сразу предупредил въедливую аудиторию о том, что лекция - это вряд ли. Поскольку он, скорее, намерен поделиться своими размышлениями. И губернатор Красноярья конспективно перечислил реперные точки развития края и Зауралья в целом, охарактеризовал перспективы, конкурентные преимущества и проблемы сибирских и дальневосточных регионов. Что касается непосредственно Красноярского края, то Александр Хлопонин знакомил российскую прессу с перспективами его развития на примере проекта "Нижнее Приангарье", делая акцент на роли Корпорации развития края в этом процессе.

Поднимая же концептуально уровень рассмотрения общих для Востока страны проблем, председатель "Сибирского соглашения" говорил о том, что 50 крупнейших российских компаний уже сегодня готовы реализовать на территории Сибири и Дальнего Востока многомиллиардные в долларах проекты. И при этом, специально оговаривался Александр Хлопонин, речь идёт не об умозрительных бизнес-планах, но о вполне реальных проектах с просчитанным экономическим эффектом. Причём фундаментом этих проектов является инвестиционная модель частно-государственного партнёрства. Кроме того, прозвучало напоминание о том, как на недавнем Байкальском экономическом форуме в Иркутске государство пообещало ежегодно инвестировать в Сибирь 3,4 миллиарда долларов. Однако сибирские губернаторы тогда сказали дружно, что этого мало и необходимо как минимум 10 миллиардов долларов, только тогда развитие Сибири получит должный импульс.

Чем заменить чайна-тауны?

Однако для освоения чаемых миллиардов долларов нужны мастеровитые рабочие руки в комплекте со светлыми головами. Необходимы специалисты нового поколения, которые могли бы качественно реализовывать эти самые судьбоносные для Сибири бизнес-проекты. По расчётам специалистов, для восполнения нехватки трудовых ресурсов ежегодно следует ввозить в регион до 300 тысяч рабочих. И здесь необходимо выстраивать и проводить чёткую и взвешенную государственную миграционную политику под жёстким законодательным контролем.

Китайцев, полагает губернатор, для этих целей трудоустраивать нельзя, поскольку они практически не ассимилируются и повсюду в мире создают свои закрытые чайна-тауны. А это чревато угрозой уже и для основ самой государственности. На европейскую часть России тоже вряд ли приходится рассчитывать всерьёз по причине хронического сокращения населения во многих регионах страны к западу от Урала. А что касается перенаселённых территорий, то сколько же, мол, нужно заплатить тому же москвичу, риторически вопрошал Александр Хлопонин, чтобы он поехал работать в Игарку или Туруханск? Так что остаётся только русское и русскоязычное население стран СНГ. Вот под этих-то людей и следует подстраивать российское миграционное законодательство, иначе из демографической ямы Сибири и Дальнему Востоку не выбраться.

Отдельный аспект кадровой проблемы - подготовка специалистов в вузах. Сложность ситуации в том, убеждён Хлопонин, что местные вузы сегодня в большинстве своём не готовы к тому, чтобы выпускать кадры, востребованные современной реальной экономикой, крупным бизнесом. Речь идёт и о гидроэнергетике, и о нефтегазовом комплексе, и о других отраслях. А потому, последовал вывод, назрела необходимость модернизации системы образования - и на уровне вузов, и на уровне ПТУ. Причём реформирование вузов предлагается вести опять-таки на условиях частно-государственного партнёрства, при самом деятельном участии крупных компаний в адресной подготовке кадров.

И в этом смысле большие надежды возлагаются на Сибирский национальный университет, который планируется создать в Красноярске. К слову, по поводу этого университета уже после лекции между Хлопониным и новосибирским журналистом приключилась небольшая, но задорная пикировка. Столица всея Сибири Новосибирск, понятное дело, считает себя ещё и научно-вузовской столицей. Основания к тому, кстати, вполне весомые, учитывая историю и заслуги Академгородка и мощных вузов Новосибирска. Так что мысль о праве на создание Национального университета у новосибирцев, безусловно, продолжает свербить в мозгах. Однако когда тамошний газетчик стал дотошно допытываться у Хлопонина на предмет того, не зависло ли в неопределённости правительственное решение о создании нового вуза именно в Красноярске, Хлопонин дотошность оную пресёк на корню. Губернатор любезно высказался в том духе, что это, мол, в Новосибирске вопрос о нацуниверситете "подвис" с самого начала, едва только там заслышали о приоритетных шансах Красноярска на этой ниве. Так вот, заверил красноярский губернатор новосибирского журналиста, вопрос о выборе площадки для университета именно в Красноярске решён правительством уже окончательно. И сейчас споры идут не по месту, а по содержанию, наполнению проекта. Потому как, дескать, не имеет смысла сводить заманчивую идею лишь к механическому слиянию четырёх красноярских вузов. Но в любом случае впереди ещё очень большая и сложная работа.

"Я никогда не дам команду "фас"!

Разумеется, не обошлось по ходу диалога и без традиционной темы взаимоотношений власти и прессы. Есть ли, мол, в крае слышимость при очевидном наличии гласности, допытывались у Хлопонина столичные журналисты. А если есть, то насколько, дескать, красноярская власть и пресса понимают друг друга?

Позицию свою губернатор сформулировал предельно чётко: "СМИ для меня именно источник информации. Меня информируют правоохранительные органы, мои замы, у которых всё всегда хорошо, и СМИ, у которых всё всегда плохо. Поэтому истина находится где-то посредине. И я никогда никому не дам команду "фас!" по отношению к СМИ". Другое дело, уточнял Хлопонин, что у губернатора должна быть возможность доводить свои взгляды, свою позицию до людей. И это принципиально важно. А там уж пусть люди сами решают, соглашаться с этой позицией или нет. И следовало уточнение, что "государственный телеканал - это не тот канал, где с утра до вечера показывают, какой великий губернатор Хлопонин и как он занимается демографией, а тот, который показывает людей, пропагандирует государственную идеологию". То же самое, акцентировал Хлопонин внимание зала, касается и печатных СМИ - должны быть издания, объективно, полно и без предварительных условий отражающие позицию государственной власти по всему спектру вопросов жизни региона. Но при этом, на всякий случай внёс Хлопонин ясность, "я всегда поддерживал и буду поддерживать наличие большого количества частных СМИ". Каковое заявление и было встречено дружными аплодисментами пытливой аудитории. Понятно, что не всем публичным обещаниям и заверениям, данным в подобной ситуации, суждено бывает сбыться - по самым разным и порою неожиданным причинам. Однако после прямого и беспафосного диалога Александра Хлопонина с российской прессой сложилось устойчивое впечатление, что край был представлен достойно, а сам красноярский губернатор уже не кантовская "вещь в себе" для прочей России. А это и впрямь дорогого стоит.

"Которые тут временные?".

("Красноярский рабочий", 06.10.06, Эрих Пырх)

На этой неделе случилось то, что должно было случиться. Председателем временной избирательной комиссии края стал председатель избирательной комиссии края Константин Бочаров. И ведь как лихо была закручена интрига! Члены вновь созданной ВИК (в большинстве своём члены крайизбиркома) собираются на первое заседание, где должно быть принято судьбоносное решение. Оглашается список кандидатур (не слишком длинный - состоит из одного пункта), объявляется тайное голосование. Медленно текут минуты томительного ожидания, претендент нервничает - вдруг его не поддержат. И вот он, сладостный миг победы - на должность председателя комиссии единогласно избирается тот, кого следовало избрать.

Согласимся с классиком - всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Неужто это и есть прообраз выборов эпохи развитого демократизма? То ли дежа-вю мучит, то ли мы действительно нечто подобное уже проходили - безальтернативные выборы, единодушный одобрямс и всё такое прочее. Потом вроде бы открестились от этого, а сейчас, выходит, по исторической спирали возвращаемся к тем же граблям?

Конечно, стул председателя избиркома - это далеко не трон губернатора и даже не кресло депутата. Человек неискушённый может подумать, что и биться-то за такую "мебель" не стоит, дескать, не хлебное тут место. Потому, мол, и количество кандидатур снизилось до одной, и всеобщий тайный консенсус приключился. Опасная политическая близорукость! От позиции главы избиркома зависит многое - плавность хода избирательной кампании отдельных кандидатов (если они к ней вообще допущены) и в конечном итоге их шанс пополнить собой депутатский корпус. Всё потому, что принципиальность комиссии при соответствующих человеческих и профессиональных качествах председателя опять-таки во многом зависит от его личной позиции, особенно если она подкреплена мнением послушного большинства коллег.

Примеров тому масса - и в России в целом, и в крае в частности. Самый громкий из недавнего прошлого - скандальные выборы депутата ЗС по Берёзовскому округу. Кандидат, сражавшийся за место под солнцем при поддержке "Единой России", на днях, уже будучи народным избранником, влился в стройные ряды этой достойной партии. А между тем силовики до сих пор разбираются в многочисленных и весьма серьёзных нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании. По горячим следам большинство крайизбиркомовцев во главе с Бочаровым никак не реагировало на тревожные сигналы, а потом, собрав наконец заседание комиссии, признало факты нарушений несущественными.

В свою очередь Центризбирком не усмотрел никаких существенных нарушений в деятельности избирательной комиссии края, хотя некоторые члены оной настойчиво сигнализировали о неприглядных фактах, в том числе лично г-ну Вешнякову. Складывается впечатление, что у Бочарова "наверху" влиятельный покровитель, и вряд ли это сам Вешняков, который, как бы это покорректнее выразиться, не всегда вполне самостоятелен в своих решениях. Дело даже не в оценках Бочарова как человека и профессионала - они могут сильно варьироваться в зависимости от предпочтений. Дело в том, что именно под его началом крайизбирком превратился в политизированный орган, коим он быть однозначно не должен - ни по законам, ни по понятиям. То ли "наверху" это кого-то устраивает, то ли Константин Анатольевич настолько замечательный профессионал и превосходный человек, что альтернатива ему ещё не родилась. На заседании ВИК посланец Центризбиркома Владимир Лысенко отметил, что оппозиционные Бочарову кандидатуры в ЦИК представлены не были. "К нам поступила единственная заявка на должность председателя - это кандидатура Константина Бочарова, - сообщил Лысенко. - Константин Бочаров провёл консультации со всеми представителями ЦИК, и его кандидатура единогласно предложена на должность председателя временной комиссии". Как видим, и тут царит полнейшее единодушие. Так стоило ли огород городить, господа хорошие? На руководящие посты ВИК перекочевала вся верхушка крайизбиркома, так взяли бы и назначили "сверху" председателя, а не устраивали выборную комедию. И вообще, зачем нужна временная комиссия, если она больше чем наполовину состоит из членов действующего крайизбиркома. Ну понятно, в указе президента и положении о выборах в новое ЗС сей орган прописан, значит, создавать его так или иначе пришлось бы. Но при таком раскладе проще и честнее было бы делегировать функции ВИК крайизбиркому - пусть бы проводил себе депутатскую кампанию.

Разумеется, просто так у нас ничего не делается. Формирование временной комиссии подобными методами позволило решить главную задачу момента - обеспечить покладистость ВИК. В списке членов "новой старой" комиссии вы не найдёте ни одной фамилии, которая бы навевала на мысль об оппозиционности. Небольшое исключение, лишь подтверждающее правило, - выдвиженец КПРФ Леонид Федоренко. Очевидно, что в ВИК перекрыли дорогу возмутителям спокойствия вроде Людмилы Тимофеевой. Константин Бочаров с помощью СМИ очень своевременно разнёс благую весть о возбуждении уголовного дела в отношении своей обидчицы, едва ли не избившей бедного начальника в приёмной крайизбиркома.

После всего этого как-то слабо верится в искренность "двойного" председателя, который уверял журналистов в том, что у членов ВИК "никаких политических предпочтений не будет и временная избирательная комиссия будет работать только в соответствии с действующим законодательством".

"Генеральный директор авиакомпании "Красэйр" Борис Абрамович - в тройке самых профессиональных топ-менеджеров отрасли".

("Красноярский рабочий", 06.10.06)

Генеральный директор авиакомпании "КрасЭйр" и идеолог проекта создания российского авиационного объединения AiRUnion Борис Абрамович впервые вошёл в тройку самых профессиональных менеджеров транспортной отрасли по версии Ассоциации менеджеров России и издательского дома "Коммерсантъ". В этом году для составления рейтинга организаторы применили новую методологию - "лучшие выбирали лучших", то есть выбор делали руководители и функциональные директора российских компаний, занявшие высшие позиции в рейтингах "ТОП-1000" предыдущих лет. Столь высокое место в рейтинге свидетельствует об исключительном уважении бизнес-элиты и признании заслуг Бориса Абрамовича как менеджера, внёсшего весомый вклад в развитие российской транспортной системы в рамках государственной политики развития отрасли. Функциональные директора "КрасЭйр" также вошли в число ведущих менеджеров страны по своим направлениям. Так, в рейтинге "ТОП-1000" упоминаются финансовый директор авиакомпании Людмила Корякина, директор департамента информационных технологий Сергей Никитенко, директор по персоналу Леонид Сизых.