Прокуратура ответила на коллективное заявление жителей поселка Актюбинский о нарушении жилищных прав. Согласно проверке, лишение актюбинцев обещанных квартир совершенно законно и лучшим вариантом для них является участие в социальной ипотеке либо подписание договора жилищного найма, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе Правозащитного Центра города Казани.

Напомним, месяц назад в Правозащитный Центр Казани города Казани обратились несколько десятков семей поселка Актюбинский - участники президентской программы ликвидации ветхого жилья. Программа была торжественно окончена в 2004 году. Позже она будет отмечена Дипломом ООН. По словам заявителей, администрация поселка отчиталась о сдаче домов и распределении квартир. Однако строительство велось еще два года, и заселить их обещали лишь в сентябре 2006. По государственной Программе жители, чьи развалюшки находились в собственности (были приватизированы) получали равноценное новое жилье в собственность безвозмездно, те же, кто проживал по найму, соответственно, получали равноценное новое жилье в найм. И в том, и в другом случае доплачивать пришлось бы лишь за дополнительные квадратные метры.

Когда пришел срок заселения, выяснилось, что Программы ликвидации уже не существует, дома находятся в ведении Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан" (которая ранее являлась государственным учреждением). Жилищный фонд никому бесплатно предоставлять жилье не собирается, единственное - готов заключить с жителями договоры социальной ипотеки или найма. При таком варианте люди, имеющие в собственности дома (пусть и ветхие), квартиры в собственность безвозмездно не получают. Лишь в найм. А если хотят быть владельцами - должны жилье выкупить.

Отчаявшиеся актюбинцы самовольно заселились в квартиры, на бумаге давно им принадлежащие. А также направили запрос президенту Татарстана и заявление о нарушении жилищных прав в республиканскую прокуратуру. Практически идентичные ответы от Государственного жилфонда (куда аппарат президента переадресовал запрос) и Азнакаевской прокуратуры сельчане получили с разницей в несколько дней.

Из ответов следует, что дом, ставший предметом спора, был заложен в 2003 году и до сих пор приемочной комиссией не принят. Государство оплатить все строительство не смогло, и через два года строительство продолжил Госжилфонд. Таким образом, государство оплатило одну треть строительства, Жилищный фонд внес остальные деньги. И прокуратура и Жилищный фонд утверждают, что дом был возведен силами и средствами этой некоммерческой организации, которая в свою очередь осуществляет социальный заказ республики по обеспечению граждан жильем по программе социальной ипотеке. Отсюда следует вывод, что и распоряжаться жильем может только фонд.

Жилищный фонд добавил, что не имеет права дарить квартиры. И предложил заключить договор социальной ипотеки без оплаты первоначального взноса, а также жить в квартире, не выкупая квадратные метры "до улучшения ваших финансовых возможностей". При этом обязательным условием, на котором настаивает исполнительный директор Талгат Абдулин, является передача фонду через местное государственное учреждение собственных ветхих домов и земли под ними. В типовом договоре социальной ипотеке или найма о передаче собственности речи не идет.

"Фактически Госжилфонд вынуждает передать ему собственность, угрожая оставить актюбинцев без квартир, распределив их между теми, кто готов платить по ипотеке. Между тем Конституция РФ гласит, что никто не может быть лишен собственности без решения суда, - объясняет Танзиля Файзрахманова, юрист Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА", вступившей в защиту актюбинцев вместе с казанскими правозащитниками. - Если обратиться к жилищному законодательству, которое регулирует подобные споры, то первое, на что следует обратить внимание, что новый Жилищный кодекс, принятый 1 марта 2005 года, утверждает правомочность всех жилищных правоотношений, возникших до его введения. Жилищные отношения между участниками Программы ликвидации ветхого жилья и администрацией возникли задолго до этого и регулировались ЖК РСФСР. Ну а там прописано, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу, выселяемым из него собственникам с их согласия предоставляется равноценное жилье либо иная компенсация. Предоставить ее обязана организация, осуществляющая снос дома".

Даже если учитывать, что на сегодняшний день лишь треть дома принадлежит государству (ведь на его средства было заложено строительство), то эту часть администрация, согласно закону, должна предоставить жильцам ветхих домов. Но она в свою очередь не только принимает решения, явно противоречащие законодательству, но и нарушает конституционные права человека и гражданина.

Прокуратура Государственный жилищный фонд поддержала: "нормы Жилищного Кодекса РФ не предусматривает безвозмездной передачи жилья в собственность, без выкупа". Надзирающий орган считает, что действия руководства Госжилфонда законные и обоснованные. В действиях должностных лиц руководства признаков какого-либо преступления не усматривается. Также прокуратура указала на неправомерность действий актюбинцев и право Госжилфонда обратиться в суд.

Жилищный фонд уже подал в республиканскую прокуратуру заявление по факту самоуправства жителей поселка, захвативших жилой дом.

"Очень странная ситуация с этой некоммерческой организацией, - продолжает Танзиля Файзрахманова. - Государственное учреждение переформировывается в НКО, причем название ее, "Государственный жилищный Фонд при президенте Республики Татарстан", может ввести в заблуждении любого. Ведь уровень доверия к государственным структурам у нас очень высок, несмотря ни на что. Тем более что Программа ликвидации ветхого жилья была президентской. И какие могут быть должностные лица в некоммерческой организации...?".

Правозащитники готовят обращение в прокуратуру с просьбой проверить соблюдение законности при государственной регистрации некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан" и законность использования ею своего наименования

31 октября в Азнакаевском городском суде будет рассмотрено исковое заявление фирмы, которая строила и охраняет злополучный дом. Истец просит выселить из него одну из жительниц поселка, самовольно вселившуюся туда 6 сентября этого года.

"Новоселы" с помощью правозащитников подали встречный коллективный иск, где просят признать их право собственности на квартиры, а действия администрации незаконными.