Обнародован доклад о нарушениях прав человека в ходе весеннего призыва 2006 года

Москва, 2 октября 2006, 14:05 — REGNUM  Итоговый доклад "О нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации в весенний призыв 2006 года", подготовленный по результатам независимого мониторинга, проведенного Всероссийской Коалицией общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу" в 25 регионах России (источниками информации для данного доклада послужили обращения 2670 призывников, членов их семей в правозащитные организации, а также материалы органов власти и управления, сообщения средств массовой информации), а также региональные доклады были представлены правозащитниками журналистам на пресс-конференции в Москве 28 сентября в преддверии начала осеннего призыва. Данные доклады разосланы в федеральные и региональные органы власти, ответственные за осуществление призыва.

Как отметил секретарь Коалиции "За демократическую АГС" Сергей Кривенко, основных проблем в сфере соблюдения прав граждан при призыве на военную службу две: "брак в работе военкоматов", т.е. нарушения весьма детально разработанного законодательства о призыве, и "дичайшая правовая безграмотность населения", незнание призывниками и их родителями своих прав и законного порядка призыва.

"Мы исходим из убеждения в том, что Российская Армия должна быть одной из элит российского общества. Идти в армию молодым людям надо осознанно и добровольно. И мы считаем, что Закон "О воинской обязанности и военной службе" дает для этого возможности", - подчеркнул он.

Согласно докладу, основными причинами нарушения прав граждан в сфере призыва на военную службу является негативная правоприменительная практика, несоблюдение органами власти и их должностными лицами действующих правовых норм.

Наиболее массовыми (23,42% от общего количества нарушений) являются случаи нарушений прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании).

Другие типы нарушений встречались со следующей частотой:

- нарушение установленного порядка вызова в военные комиссариаты - 18,41%. В докладе приводятся случаи вызовов в военкоматы по вопросам призыва в период, когда призывная кампания ещё не началась. Отмечается, что порядок вызова в военные комиссариаты нарушается повсеместно. Значительное распространение имеет незаконная практика оказания психологического давления на близких родственников призывников для обеспечения их явки;

- нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении граждан, имеющих отсрочки от призыва в связи с обучением в образовательных учреждениях - 15,90%;

- нарушение процедуры работы призывной комиссии - 15,28%. В частности, в докладе поднята проблема присвоения военными комиссариатами полномочий, возложенных законом на призывные комиссии, которые являются гражданскими структурами. Военные комиссариаты незаконно возлагают на себя несвойственные им по закону функции и полномочия, узурпируя компетенцию призывных комиссий, что, в конечном счёте, ведет к нарушению прав граждан;

- дезинформация призывников сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий, оказание психологического давления на молодых людей - 13,73%. Приведены факты сознательного сокрытия сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий от призывников информации об их правах и даже прямой дезинформации (в том числе через СМИ). Практически во всех военных комиссариатах размещаются только плакаты и информационные объявления, содержащие выдержки из законодательства об обязанностях призывников, о наказании за уклонение от несения военной службы, но никак не об их правах. Нередки нарушения установленного законодательством порядка работы с обращениями граждан. Не соблюдается обязательная регистрация обращений, призывникам отказывают в приёме подаваемых ими документов. Письменные обращения призывников не принимаются по надуманным основаниям;

- нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении несовершеннолетних граждан, то есть не являющихся призывниками - 4,74%;

- нарушения установленных сроков призыва на военную службу - 4,19%.

Отмечены также случаи нарушений прав граждан на сборных пунктах (при общей положительной тенденции к большей открытости сборных пунктов для общественного контроля), неправомерного изъятия у призывников паспортов, принудительного незаконного доставления призывников в военные комиссариаты, незаконного проникновения сотрудников военкоматов и органов внутренних дел в квартиры граждан и т.п.

В докладе констатируется, что органы прокуратуры, как правило, своевременно реагируют на факты нарушений прав человека при призыве на военную службу. Однако отмечено, что нередко проводимые прокурорские проверки носят формальный характер и не всегда направлены на реальное обеспечение законности в сфере призыва. Вместе с тем, прослеживается тенденция к налаживанию взаимодействия правозащитных организаций и органов прокуратуры, активизации работы прокуратуры по защите прав граждан в сфере призыва. В этой связи увеличилось число внесённых представлений по результатам прокурорских проверок работы военных комиссариатов и призывных комиссий.

"Как отмечают многие региональные правозащитные организации, проводимый в течение последних лет мониторинг нарушений прав призывников возымел достаточно серьезное воздействие на органы власти, в частности, органы прокуратуры, военные комиссариаты и призывные комиссии. Можно констатировать, что диалог между властью и правозащитными организациями в сфере призыва начался", - подчеркивается в докладе.

Тем не менее, по мнению правозащитников, институт принудительного призыва является пережитком тоталитарного государства, несовместим с ценностями демократии и прав человека. При этом он не является абсолютно необходимым для обеспечения обороноспособности государства, более того - неспособен в полной мере её обеспечить.

"Кардинальным выходом из сложившегося положения является переход на добровольную систему комплектования Вооружённых сил, иных войск и воинских формирований, - говорится в докладе. - На данном, переходном этапе, пока действует принцип комплектования Вооруженных сил на основе принудительного призыва, требуется привлечение самого пристального внимания со стороны государства к проблемам призыва и немедленное принятие органами власти действенных мер для обеспечения соблюдения прав человека при призыве".

В связи с этим в докладе сформулирован ряд рекомендаций, в том числе:

- закрепить на законодательном уровне, право призывников и их представителей знакомиться, в том числе до заседания призывной комиссии, со всеми материалами своего личного дела;

- ввести персональную ответственность председателя призывной комиссии и его заместителя за призыв на военную службу граждан, имеющих законные основания на отсрочку, освобождение от призыва, не подлежащих призыву;

- законодательно закрепить правовой статус призывника, находящегося на сборном пункте до отправки к месту несения военной службы. Нормативно урегулировать вопросы пребывания призывников на сборных пунктах (вопросы свиданий с родственниками, иными лицами, обеспечения юридической помощи, оформления доверенностей, получения передач и др.).

- внести в перечень оснований для досрочного увольнения с военной службы по призыву дополнительное основание - отмену незаконного решения о призыве.

- разместить в военных комиссариатах, в помещениях призывных комиссий и на сборных пунктах информацию о правах призывников, в том числе о праве обжалования решений призывных комиссий, сроках и процедуре такого обжалования и праве на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.