Вано Туманишвили - свободный журналист

В последние десятилетия советского периода грузинское население в Грузии стабилизировалось на уровне 64-67% от общей численности населения. Негрузинское население составляло 1,8-1,9 млн. человек, что обусловливало множество этнокультурных и этнополитических проблем. Столь значительная численность национальных меньшинств имелась только в Латвии - 48% и в Эстонии - до 40%. В таких многоэтнических унитарных государствах, как Франция, Румыния, Белоруссия, Молдавия, Украина доля государствообразующего народа превышала 80-85%. После "перестроечных" событий удельный вес грузин в населении Грузии составил 83,8%. Не исключено, что в условиях столь сложных экономических, социальных и политических проблем этнодемографическая структура населения Грузии и далее будет характеризоваться высокой динамикой, при сохранении тенденции увеличения доли грузинского населения. Однако достигнутое положение может и стабилизироваться, а может и со временем выглядеть иначе. Вряд ли этнополитический фактор в политической жизни Грузии утратит свою остроту. Кроме того, учитывая то, что азербайджанское население по численности становится устойчиво вторым по численности в Грузии, занимает достаточно большую территорию - до 7 тысяч кв/км, характеризуется политической активностью, подвержено экономическим неудобствам, как аграрно-скотоводческое население, этнополитические проблемы Грузии сконцентрируются в азербайджанонаселенных районах.

За период 1989-2002 гг. азербайджанское население Грузии сократилось на 65 тысяч. В 2002 году азербайджанцы составили 284761- 6,5%, армяне - 248767- 5,7% от общего числа населения Грузии, а все другие этнические меньшинства составляют всего 4% населения или 174,8 тысяч. То есть, впервые в новой истории азербайджанское население стало вторым этносом Грузии. С учетом, того, что естественный прирост азербайджанского населения в 1,6-1,8 раза превышает средний уровень по стране, к 2015 году, ее доля в численности населения Грузии составит не менее 10%. Вряд ли ареал расселения азербайджанского населения в Грузии в ближайшее время будет сокращаться, тем более после аграрной реформы и приватизации госимущества. Ареал расселения азербайджанцев в Грузии традиционно локализирован в Нижнем Картли и отчасти в Кахетии, где проживает 243 тысяч азербайджанцев. В Тбилиси азербайджанцы составляют около 18 тысяч, в Рустави - 11,5 тысяч. Немало азербайджанцев и в Центральном Картли - около 8 тысяч, а в Кахетии - 11 тысяч. Но наиболее важной этнодемографической проблемой национальной безопасности является то, что в пяти административных районах - Марнеульском - 91,2 тыс., Болнисском - 53,8 тыс., Дманиси - 33,1 тыс., Гардабани - 48,8 тыс., Сагареджо - 15,8 тыс., в целом проживает 243 тыс азербайджанцев, причем в четырех из этих пяти районах азербайджанцы составляют абсолютное большинство населения. Можно проехать все эти районы и не услышать грузинской речи. В будущем азербайджанское население, как экономический и политический контрагент турецко-азербайджанского альянса смогло бы создать новые места скопления в Южной Грузии, в Аджарии и в других местах, параллельно интегрируясь с турками-месхетинцами в своеобразный этнос. Если процесс репатриации турок-месхетинцев реально начнется, то очень скоро перестанет быть управляемым со стороны грузинских властей. Отмечено, что маргинальным тюркским этносам присуще наименоваться с привязкой на определенную территорию. Не существует просто тюрок. Существуют тюрки плюс наименование провинции (возможно Борчалу). Нет сомнений в том, что Турция и Азербайджан все более будет использовать местное азербайджанское население в своих политических и геоэкономических целях, что уже сейчас стало реальностью. Не секрет то, что наряду с доктриной пантюркизма в Турции реализуется доктрина неоосманизма, которая предполагает влияние Турции над нетюркскими этносами и странами, которые были в орбите Османской империи: боснийцы, албанцы, помаки, тюркоязычные греки, чеченцы, адыгейцы, дагестанцы, кабардинцы, а также грузины, особенно аджарская ветвь. Любое государство на Балканах и на Кавказе рассматривается Турцией в перспективе либо как полу-тюркское, либо как полу-мусульманское. Азербайджанцам в Грузии незачем добиваться сепаратизации их этнической территории. Перед ним вскоре станет задача ассимиляции и абсорбции самой Грузии. Такого рода планы рано или поздно становятся явными. До сих пор Грузия не продемонстрировала способности эффективно противостоять целям турецко-азербайджанского альянса и предпочитает идти в орбите его политики, надеясь на занятие удобного места в данной тенденции. Для современных грузинских политиков характерно недооценивать самостоятельность турецкой политики и связывать цели и задачи Турции со стратегией США. Лишь немногие, действительно правые грузинские политики, понимают данную опасность. Эти угрозы хорошо представлял себе первый, демократически избранный президент Звиад Гамсахурдиа. Эти цели Турции весьма настороженно рассматриваются в США, которые явно пытаются скорректировать свою политику в отношении Турции и не допустить чрезмерного усиления ее влияния в регионах.

США не устраивает то, что независимые государства региона станут сателлитами ее сателлитов. Тем более, для США неприемлемо превращение независимых государств региона в сателлитов государств, в отношениях с которыми у США усиливаются проблемы. До сих пор абсолютно все прогнозы политического руководства Грузии и многих видных политиков оставались совершенно не оправданными. И лишь политика США удерживала правящий режим в Грузии на плаву. Предыдущая правящая элита Грузии представляет собой группировку инертных, слабовольных, плывущих по течению и испытывающих необходимость во внешнем патронаже людей. По признанию одного из руководителей этнической общественной организации, в Тбилиси можно было решить любой внутриполитический и экономический вопрос за небольшую мзду. Нынешняя правящая команда делает ставку на радикальный политический национализм, под "зонтиком" внешнего покровительства и демократической витрины. Грузинское руководство стремится, не теряя ценного исторического времени, как минимум, создать предпосылки для критического сокращения двух наиболее крупных этносов - азербайджанского и армянского. Политика Грузии в отношении армянского населения носит в значительной мере более "мягкий" характер, в отношении азербайджанцев проводится более грубая политика. Это объясняется различным образом. Одни эксперты объясняют это приоритетностью задач, так как в Грузии рассматривают положение в Квемо-Картли более опасным, чем в Самцхе-Джавахети, то есть азербайджанские амбиции гораздо опаснее, чем армянские. По мнению других экспертов, якобы армяне лучше могут защищать свои права, что более, чем сомнительно. Но объяснение выбора приоритетов, скорее всего, связанно с более серьезным фактором внешнего влияния. То есть, политика Азербайджана рассматривается, как более опасная, так как в отличие от Армении, Азербайджан располагает более существенными рычагами давления на Грузию.

Долгое время азербайджанское население Грузии, в том числе Нижнего Картли не отличалось общественной и политической активностью. Возможно, для его активизации понадобилось время или политическое руководство Азербайджана решило воспользоваться данным фактором, но в последние три - четыре года в данной провинции стали создаваться азербайджанские общественные организации и предприниматься различные инициативы. По сообщениям СМИ, представители азербайджанцев Грузии 22-го августа 2006 года в Баку подписали договор о создании конфедеративной организации, "Международного Совета Азербайджанцев Грузии" (МСАГ) со штаб-квартирой в Баку. "Договор о создания МСАГ подписали председатель "Федерации Азербайджанских Журналистов Грузии" (ФАЖГ) Ниязи Гусейнов, председатель азербайджано-грузинского международного общества "Кюр" (АГМО "Кюр") Сураддин Алиев, председатель благотворительного общества азербайджанцев Грузии "Ихлас" (БОАГ "Ихлас") Рауф Гейдаров, председатель "Центра изучения проблем азербайджанцев Грузии" (ЦИПАГ) Адалят Эюбов, председатель "Комитета зашиты прав борчалинских турок" (КЗПБТ) Хагани Эммин, председатель Объединения азербайджанцев Грузии "Кавказ" (ОАГ "Кавказ") Фазиль Алиев и президент "Национальной Ассамблеи Азербайджанцев Грузии" (НААГ) Дашгын Гюльмамедов. После подписания договора была созвана Учредительная конференция "Международного Совета Азербайджанцев Грузии" (МСАГ). На ней был утвержден Устав МСАГ и сформирован Президиум МСАГ. (Bakililar.az)

Безусловно, данные организации имеют различные политические ориентации, характеризуются разной общественной ментальностью. Но впервые, создана столь широкая ассоциация азербайджанских организаций. Представляет интерес то, что, если армянские общественные организации в Самцхе-Джавахети или в Тбилиси неизменно проводят свои организационные мероприятия, стараясь привлечь к данным форумам грузинских экспертов, депутатов и иных деятелей, то азербайджанские организации проводят эти мероприятия вне Грузии, либо в Баку, либо в соседних районах Азербайджана. У азербайджанцев много претензий к грузинским властям. Это, прежде всего, вопросы землепользования, так как для 70% крестьян Нижнего Картли нерешены вопросы земельных наделов. Возникают вопросы в системе просвещения, относительно состояния школ для азербайджанцев. Азербайджанцы пытаются сопротивляться политике Грузии в вопросе изменения топонимов, что вызывает протесты.

Нынешний этап развития общественного движения среди азербайджанцев Грузии характеризуется тем, что информация о данных проблемах стала поступать в мировые СМИ системно и целенаправленно. Даная проблема стала обсуждаться в Баку, в том числе в парламенте и в широких общественных кругах. Перед властями Азербайджана стоит важная задача придания этому движению определенного политического направления. Среди азербайджанцев Грузии не столь много людей, подготовленных в политическом и публичном плане, но среди выходцев из этих мест, проживающих в Баку и Москве, образованных людей довольно много и они проявляют активность в общественном движении своих земляков. По некоторым признакам, можно допустить, что данные общественные организации имеют сейчас достаточную финансовую базу. Наряду с активизацией конкретных организаций, в Нижнем Картли сложилась весьма напряженная ситуация, что вызвано, помимо всего прочего, еще и предвыборной кампанией - выборами в местные органами власти. Азербайджанское население в очередной раз столкнулось с применением методов, унижающих человеческое и национальное достоинство, то есть, когда этнические меньшинства рассматриваются властями, как бессловесный и очень послушный "электорат", "опору" очередной правящей партии. При этом аргументы, типа того, что в Азербайджане ситуация такая же или еще хуже, их не волнует.

Руководители ведущих азербайджанских организаций в Грузии обвиняют власти в фальсификации местных выборов и призывают бойкотировать их. Причем, на этот раз выборам со стороны азербайджанцев будет уделено большое внимание. Возможно, создание и объединение представительных азербайджанских групп было вызвано и приурочено к данным выборам в Грузии. Можно предположить, что руководители Азербайджана стремятся показать международному сообществу, что демократия в дефиците не только у них, но и в "образцово-показательной" Грузии, каким образом всего за три года произошла трансформация политического режима, как соблюдаются в Грузии права этнических меньшинств. Но это только первый этап оперирования проблемами Нижнего Картли. В Баку поняли, что после успешного завершения сооружения ряда энергетических коммуникаций, когда в регионе проблема рисков рассматривается уже иначе, можно задействовать в полной мере геополитические преимущества для занятия новых позиций в Южном Кавказе. Турция и Азербайджан выяснили, что их стратегии никак не устраивают США, которые вообще не приемлют какую-либо политику своих противников, но и партнеров, если эта политика имеет характер целенаправленной стратегии. В мире может существовать только американская стратегия, иная другая стратегия - почти криминал. Турция и Азербайджан вполне осмыслили новую политику США, поняли, что американцев не устраивает чрезмерное сплочение этих двух родственных стран, с чем трудно мириться, по крайней мере, Турции, имеющей и реализующей имперские амбиции. Азербайджан, вышедший на мировой нефтяной рынок и ставший партнером США и Великобритании, рассматривает себя, как региональную энерго-макродержаву, которая не может теперь строить отношения с Грузией, как с равноправным государством. Грузия рассматривается в Баку, как сателлитное государство, что предполагает не только создание такого незначительного статуса для азербайджанского населения, как автономии, а придание данному населению статуса одного из двух государствообразующих этносов.