На поврежденный участок газопровода на дне реки Лена будет наложен специальный бандаж в виде трубы, разрезанной пополам. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такое заявление сделал начальник ГУ МЧС России по Якутии Валерий Сухоборов на брифинге 2 октября.

По его словам, две части бандажа будут доставлены на дно к месту повреждения и по отдельности стянуты болтами. Для этого планируется сбросить давление газа в трубе, чтобы выходящие наружу пузыри не создавали муть. Тогда будет видно сам разрыв, а также можно будет выяснить, почему он образовался. Кроме того, чтобы снизить течение реки, будет сооружена плотина из железобетонных плит. Ее длина составит 50-100 метров. Благодаря этому скорость течения снизится до 1,5 метров в секунду, и специалисты смогут без проблем наложить бандаж. На все ремонтные работы специалисты обещают потратить не больше месяца. В течение этого времени котельные заречных улусов Якутии, которые питались газом из трубы, будут переведены на нефть.

В настоящее время выдвигаются и другие варианты устранения дефекта на газопроводе, но они имеют существенные недостатки. Предлагалось соорудить "водолазную беседку", которая представляла бы собой колокол, внутри которого находился водолаз с грузом. Эту беседку тащил бы кран, а водолаз мог бы обследовать участок. Другой вариант - сварка. По словам Валерия Сухоборова, этот способ требует сложных технических решений - необходимо найти поврежденный участок газопровода и создать вокруг него вакуумный купол, и только затем осуществить сварку. Кроме того, существует радикальный вариант решения проблемы - провести вторую трубу рядом. Это требует крупных капиталовложений, однако такой вариант не исключается и рассматривается в качестве перспективы на будущее.

Как сообщил начальник ГУ МЧС России по Якутии, до сих пор специалисты не знают точного местонахождения трещины, хотя зону поисков удалось сузить до 5 метров. Известно лишь, что пузыри выходят из-под земли, а значит, щель находится в нижней части газопровода, которая скрыта грунтом. Работы, которые ведутся водолазами с 27 октября, не дали результатов. "Все дело в том, что скорость течения на этом участке реки составляет 2,3 метра в секунду. Как только водолазы опускались на глубину, их как пустые бочонки выбрасывало на поверхность", - сказал Валерий Сухоборов.

В настоящее время прорабатываются различные версии образования щели. Согласно версии "механического повреждения", рассматривается два варианта - либо судно задело трубу якорем, либо произошел удар. "Газопровод обшит деревом, которое не было повреждено, а значит, версия с якорем исключается. Подводные лодки у нас не плавают, поэтому версия с ударом также исключается". Среди возможных причин образования трещины - версия "технологической ошибки" при прокладке трубы: разошелся сварочный шов или трещина образовалась из-за неправильной установки. "Вариантов море, но в данное время никто не сможет с уверенностью сказать, что же произошло на самом деле", - подчеркнул Валерий Сухоборов.

Напомним, что экипаж теплохода, проплывавший 26 сентября по реке Лене, заметил в районе подводного перехода магистрального газопровода пузыри, которые выходят на поверхность воды. Утром 27 сентября группа водолазов МЧС приступила к обследованию дна реки. В районе возможной аварии выставлены посты безопасности Госинспекции по маломерным судам.

Магистральный газопровод "Хатассы - Павловск" считается уникальным. До него самым крупным в мире считался переход через реку Хэйхэ (Китай) протяженностью 1,672 км. Для сравнения: переход только основного русла реки Лены составил 2,3 км. Чтобы максимально уменьшить нагрузку от воды, трубопровод проложен под землей, а глубина реки здесь достигает 14-15 метров.