Экс-министр иностранных дел Украины, заместитель главы общественно-политического объединения "Украинский форум" Анатолий Зленко прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM украино-румынский конфликт вокруг остров Змеиный в Черном море.

ИА REGNUM: Если говорить об острове Змеиный, то, как и каждая территория, он имеет свою историю и, видимо, эта история необычна. Чтобы вы выделили в этом отношении?

Напомню, что остров Змеиный находится в северо-западной части Черного моря на Восток от дельты реки Дунай. Его общая площадь составляет около 20 гектаров. Длина острова 615 метров, ширина - 560 метров, его высшая точка достигает 41,3 метра. Это, как видно, хотя и небольшой участок территории, однако он представляет интерес для жизни людей, так и ведения хозяйственной деятельности.

Если касаться исторического аспекта, то на основе различных исследований, можно прийти к выводу, что о-в Змеиный в разные времена назывался по-разному и имеет достаточно сложную историческую ретроспективу. Он известен со времен Древней Греции. На этот счет бытуют множество легенд в отношении его далекого прошлого. Остров также пребывал в разных исторических государственных образованиях, включая Киевскую Русь и Галицкое княжество, Оттоманскую Порту, Россию и Румынию. Некоторые исследователи приходят к заключению, что о-в Змеиный был сакральным местом античных ритуальных служб. Также в течение девяти веков он служил в качестве морского перевального порта, куда заходили корабли из различных стран и, прежде всего, причерно- и средиземноморских.

В более близкой ретроспективе и, в частности после Второй Мировой войны, о-в Змеиный вошел в состав СССР. Это нашло свое юридическое закрепление в ряде документов и, главным образом, - в советско-румынских договорах о режиме государственной границы (1941 и 1961 гг.), соответственно ратифицированных парламентами Румынии и Советского Союза. В последующие годы достигнутые ранее договорные обязательства, были подтверждены. Хотел бы также сообщить, что в 50-х годах прошлого столетия за этим островом окончательно закрепилось название "Змеиный". После провозглашения независимости Украины о-в Змеиный стал частью ее суверенной территории как государства-правонаследника бывшего Союза ССР. С этого времени начался комплекс работ по обустройству острова, развитию необходимой инфраструктуры и хозяйственной деятельности.

ИА REGNUM: В каком состоянии находится нынешний переговорный процесс вокруг о-ва Змеиный и проблемы, касающиеся континентального шельфа и экономической зоны, и как к этому относится правительство Виктора Януковича?

Насколько мне известно, переговоры по этой проблеме были начаты в 1998 году и завершены в сентябре 2004 года. За эти годы состоялось 24 раунда переговоров. Они дали возможность лучше уяснить позиции сторон по проблеме делимитации морских пространств Украины и Румынии в Черном море и представляли хороший повод для сближения правовых позиций сторон на этих переговорах. Однако каких-либо результатов достигнуть не удалось. Дело сейчас находится в Международном Суде ООН. Согласно процедурно-процессуальным действиям, стороны выполняют согласно установленным этой международной судовой инстанцией все необходимые требования. В то же время, стороны продолжают переговоры на уровне экспертов по вопросам делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море.

Что касается вопроса об отношении правительства Януковича к этой проблеме, то хотел бы напомнить, что в период своего премьерства (2001-2004 гг.) Виктор Федорович уделял много внимания вопросу надлежащего обустройства о-ва Змеиный, решению проблем социально-экономического характера. Можно предположить, что и сейчас этот вопрос не будет выпущен из поля зрения правительства Украины, поскольку речь идет о важном участке территории нашего государства.

ИА REGNUM: Какие перспективы рассмотрения в международном суде ООН вопроса о делимитации морских пространств между Украиной и Румынией в Черном море?

Этот вопрос не подлежит комментариям. Делать прогнозы дело неблагодарное. Международный суд является главным судебным органом ООН и как любой суд не может допускать вмешательство в его рассмотрение того или иного вопроса. Да, собственно говоря, Украина не допускает таких действий, которые шли бы в разрез с положениями статута Международного Суда. Украина действует как цивилизованное государство и готова отстаивать свои права и интересы уверенно и компетентно. Известно, что рассмотрение вопросов в Международном суде - это длительный процесс, который рассчитан на несколько лет. На подготовку только процессуальных документов каждой из сторон суд предоставляет по 9 месяцев. В-общем, до исхода этого дела есть достаточно времени, в том числе, для поиска возможного компромисса на двустороннем уровне по указанной выше проблеме.