Руководство Еврейской автономной области и провинции Хэйлунцзян (КНР) обсуждают серьезные планы строительства железнодорожного перехода через р.Амур. Как уже сообщало ИА REGNUM, 10 августа этого года между обеими сторонами был подписан протокол о целесообразности строительства железнодорожного моста. С 11 по 15 сентября в г. Пекине состоялось заседание рабочих групп и подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Такие заседания проводятся для обстоятельной подготовки регулярных встреч на уровне глав государств России и Китая. О результатах работы делегации Еврейской автономной области в столице КНР, а также о перспективах внешнеэкономического сотрудничества между двумя сопредельными территориями 29 сентября корреспонденту ИА REGNUM рассказал заместитель председателя правительства ЕАО Валерий Гуревич.

ИА REGNUM: На российско-китайских встречах в Пекине делегация Еврейской автономии сумела отстоять свой интерес?

Наша делегация участвовала в заседании нескольких рабочих групп, так как ранее мы внесли ряд вопросов, которые требовали оперативного рассмотрения и решения. Главный из них - строительство железнодорожного мостового перехода "Нижнеленинское - порт Восточный (остров Хуайтао)". Также были подняты вопросы строительства понтонной переправы через р.Амур в этом районе, организация в пунктах пропуска 12-часового рабочего дня с 6 дневной рабочей неделей и др. Мы считаем, что все поднятые вопросы были рассмотрены в нашу пользу, они получили поддержку, как с российской, так и с китайской стороны. В частности по строительству железнодорожного моста стороны приняли решение подготовить соответствующее обоснование. Инициаторам проекта рекомендовали направить в установленном порядке предложения об объемах, номенклатуре грузов, которые предполагается перевозить через этот мостовой переход. Отмечу, что по планам строительства железнодорожного моста мы нашли поддержку, как в Министерстве транспорта РФ, так и в ОАО "Российские железные дороги". Следующая ступень - подготовка полного технико-экономического обоснования строительства моста. После его согласования в соответствующих министерствах, последующая задача для нас - выйти на межправительственный уровень рассмотрения этого вопроса.

ИА REGNUM: Есть ли шансы, что железнодорожный мост свяжет ЕАО и провинцию Хэйлунцзян?

По нашему проекту объемы перевозок были ясно показаны и учтены. Напомню, что в ближайшее время предприятие "Покровский рудник", входящее в группу компаний ЗАО "Питер Хабро Майнинг", начнет на территории автономии промышленную добычу железорудного концентрата. Самым удобным маршрутом доставки концентрата является именно территория пункта пропуска в Ленинском районе автономии. В планах "Покровского рудника" добыча до 15 млн. тонн концентрата в год и дальнейшая его транспортировка на металлургические заводы Китая. Также большой интерес к железнодорожным перевозкам по обеим сторонам р.Амур проявляют и другие организации. Поэтому, считаю, что наш вариант по строительству более реальный и обоснованный, чем те, что предлагали ранее другие регионы.

ИА REGNUM: Среди населения Дальнего Востока главенствует точка зрения о том, что китайские соседи стремятся больше продать нам, чем вложить деньги в производство на российской территории. Во многом это утверждение верное, ведь региональным властям еще надо суметь привлечь зарубежных инвесторов на свою территорию. Не у всех это получается. Что может предложить иностранным инвесторам ЕАО?

В сотрудничестве между Еврейской автономной областью и приграничными провинциями Китая за последние годы наблюдается постоянное наращивание и углубление внешнеэкономических связей. А ведь стоит вспомнить, что нынешнее взаимодействие начиналось с простой бартерной торговли. Сегодня же характер отношений между участниками внешнеэкономических связей области и КНР все больше основывается на международных правилах и переходит в более цивилизованное русло. Это выражается именно в увеличении китайских инвестиций в экономику области. Согласно данным статистики, в 2005 г. объем иностранных китайских инвестиций в экономику ЕАО в 3,5 раза превысил уровень 2003 года и составил 1862,9 тыс. долл. США. Этот факт говорит об интересе инвесторов к развитию своей деятельности на территории нашей области.

Вместе тем, в структуре иностранного капитала, поступающего в область на протяжении последних трех лет, отмечены определенные изменения. Так если в 2003 г. наибольшая доля поступивших иностранных инвестиций была направлена в лесозаготовительную и деревообрабатывающую отрасли (91,7 % от общего объема инвестиций), то уже в 2005 г. привлекательными для вложения иностранного капитала стали сельское хозяйство и строительство - удельный вес инвестиций в эти отрасли составил 59,2 и 32,9% соответственно.

ИА REGNUM: Как изменилась структура экспорта и импорта в торговле с КНР? Если говорить простым языком, что привозят в Еврейскую АО и что вывозят с ее территории?

Основная номенклатура экспорта области в КНР за последние три года почти не изменилась. По-прежнему, главной экспортной составляющей являются лесоматериалы в необработанном и обработанном виде, а также изделия из древесины. На них приходится около 90% всего объема экспорта внешней торговли. Вывозят через наши пункты пропуска в КНР, изделия из черных металлов, железо и сталь нелегированную в слитках, отходы и лом черных металлов, а также мороженую рыбу. Зато с той стороны стали больше ввозить машины, технологическое оборудование, транспортные средства. Удельный вес таких поставок составляет более 30%. Кроме этого, возросли объемы импорта отделочных и строительных материалов (обработанного камня, кирпича, стекловолокна, плит для мощения, плитки облицовочной, стекла, древесностружечных плит и др.). Завозиться все то, что мы связываем с развитием сельского хозяйства, модернизацией и технической реконструкцией областных предприятий, ростом жилищного строительства. Также на территории ЕАО работают и несколько сборочных предприятий, которые собирают бытовую технику из деталей и комплектующих китайского производства.

ИА REGNUM:

Не раз на совещаниях в правительстве области представители налоговой службы сетовали на то, что многие из иностранных предприятий, зарегистрированных на территории ЕАО, только числятся на бумаге. В чем причина? Иностранцы пытаются обойти российские законы или просто не видят своего интереса в ведении бизнеса на территории автономии?

На начало 2006 года на территории ЕАО зарегистрировано более ста предприятий с иностранными инвестициями. Из них 45 фактически работают. Остальные занимались в основном торговлей и сегодня прекратили свою деятельность, но еще числятся в официальных данных. Налоговые органы планомерно работают над тем, чтобы исключить "мертвые души" из реестра налогоплательщиков. Зато, иностранные предприятия, которые реально работают, активно включились в экономическую жизнь области. Стоит отметить самые заметные из них: ОАО "ДМС" - производство медицинских систем, ООО "Сэньхэ-Лесопромышленность", ООО "Сэн Фэн" - лесозаготовка и лесопереработка, ООО "Синь Лин", ООО "Синда" - разведка и добыча золота, ООО "Dolon-Электроник", ООО "Хун Юань" - строительство; ООО "Баоцюнь", ООО "Восток Лунцзян", ООО "Хуа Нань", ООО "Урми" - сельскохозяйственная деятельность и другие.

ИА REGNUM: На первом Дальневосточном международном экономическом конгрессе в г.Хабаровске вы говорили и о проблемах внешнеэкономического сотрудничества, которые есть во взаимоотношениях двух территорий на сегодняшний день.

Конечно, они есть. К примеру, правительство КНР и приграничные с автономной областью регионы Китая выделяют значительные средства на международное сотрудничество. В свою очередь, Еврейская автономная область оказывается в положении финансовой несостоятельности для обеспечения равноправности отношений и не может полностью реализовать собственные интересы в осуществляемых международных проектах. Чтобы изменить это положение требуется на федеральном уровне ускорить принятие законодательных актов о приграничном сотрудничестве, т.е. предусмотреть особые условия хозяйственной деятельности на приграничных территориях, либо придать приграничным территориям статус особых экономических зон.

ИА REGNUM: Нельзя забывать и о других перспективных направлениях внешнеэкономического сотрудничества...

Согласен, что взаимовыгодные для обеих сторон проекты не ограничиваются вышеперечисленными сферами. Наша область обречена, в хорошем смысле этого слова, на сотрудничество с КНР, стратегия которого строится на использовании выгодного транспортного и географического положения, возможности совместного использования имеющихся на территории области разнообразных сырьевых ресурсов, свободных сельскохозяйственных земель и производственных помещений, стимулирующего инвестиционного законодательства. Развивая приграничное торгово-экономическое сотрудничество, в частности, с районами провинции Хэйлунцзян - городами Тунцзяном, Цзямусы, Хэганом, Ичунем, правительство Еврейской автономной области намерено также расширять контакты в гуманитарной и других сферах, культуре, образовании, здравоохранении, спорте и туризме, между государственными и муниципальными органами, общественными организациями и т.п. Это становится тем более актуальным, в нынешнем 2006 году названном Годом России в Китае.