Президент Франции Жак Ширак накануне государственного визита в Армению 29 сентября дал интервью армянской газете "Айастани Анрапетутюн" (Республика Армения).

Господин президент, в связи с государственным визитом, как Вы оцениваете настоящее и будущее армяно-французских отношений?

История армяно-французских отношений не имеет прецедента. Истоки этой истории восходят к временам крестоносных походов, когда царь Иерусалима Бодуен Булонский женился на армянской княжне Ардай. Начиная с тех времен, эта история пережила многие мировые перипетии: первую мировую войну, трагедию геноцида, падение империй, совместную борьбу в годы второй мировой войны. Несомненно, как результат этой уникальной истории, между нашими народами сложилась специфическая внутренняя общность. У нас есть одинаковые предпочтения - независимость, духовность, духовная мудрость в культуре и искусстве, красота и сакраментальность языков.

Настоящее - именно эта естественная внутренняя общность, а также примерно 500 000 французов, корни которых в армянской земле. Они отдали Франции свою доблесть, талант, благородство. Но они также остались привязанными к Армении. Они содействуют углублению и усилению наших связей, вовлечены в тысячи проектов. Такая показательная, удавшаяся программа, как Французский университет в Армении, пользуется не только поддержкой французского правительства, но и ряда учреждений городов, департаментов и областей (как например университет Лион-3), где проживают французы армянского происхождения.

В плане будущего, наша дружба с Арменией обязывает. Франция стремится сопутствовать Армении в актуальных политических процессах, помогать в ее желании построения правового государства, способного стать гарантом общественных свобод. Франция готова содействовать модернизации и диверсификации экономики, чтобы Армения была в состоянии создать лучшее будущее для своих детей. Такая древняя нация как Ваша, не должна опасаться идти дорогой будущего. Обращаясь, в особенности к молодежи, хочу сказать им, что это счастье принадлежать к древней нации, и в то же время, иметь возможность строить совершенно новую страну. Армения достойна того, чтобы посвятить себя ей, и нет большего счастья и успеха, чем служение собственной стране.

Армения вовлечена в политику нового соседства Европейского Союза. Каким Вы видите будущее отношений Армении и Евросоюза?

Вследствие последнего расширения Европейского Союза, приблизившего Кавказ к своим границам, Армения, как и два ее южнокавказских соседа, в июне 2004 года была включена в политику соседства. Это также стало поводом для ЕС выразить свое желание поощрять процессы начатых реформ и избегать возникновения новых источников разграничения. Отношения Армения-Евросоюз пока новые. Но это первый этап. Близкое завершение переговоров вокруг программы действий Евросоюз-Армения предоставит возможность придать политике соседства весь размах.

По моему убеждению, отношения Евросоюз-Армения будут постепенно развиваться и, как и армяно-французские отношения, станут более близкими. Однако не следует обходить поочередность этапов.

Вы поддерживаете членство Турции в Евросоюзе? Будет ли настаивать Франция на открытии границ с Арменией и признании Геноцида?

Считаю, что перспектива членства в Евросоюзе важный элемент для удержания Турции на пути, связывающем с Европой. Само по себе членство предполагает выполнение стандартов и приверженность к реформам. Это серьезный, долгий и сложный путь. Я уверен, что в интересах Евросоюза, а также Армении, видеть Турцию, стремящуюся к ценностям, правам человека, миру и демократии в нашем понимании.

Турецкие власти неоднократно высказывались в пользу открытия границ. Однако, очевидно, что этот вопрос очень тесно связан с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, и прогресс в урегулировании может решительным образом повлиять на этот вопрос. Думаю, что сегодня это возможно.

Что касается армянского Геноцида, осуществленного Османской Империей, то миссия Европы - это, прежде всего, приложить усилие, направленное к примирению, миру, уважению и открытости в отношении других, которое всегда и везде трансформировалось к стремлению сохранить память. Если даже это долгий и трудный процесс, я верю в возможность Турции довести до конца этот долг памяти, потому что именно таким является созидательный дух Европы.

О Нагорном Карабахе... Как Вы считаете, есть ли надежда, что стороны достигнут согласия по урегулированию конфликта?

Я лично был вовлечен в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, поскольку знаком со страданиями, которые он причинил, и так как считаю, что для всех народов региона мир является единственным способом построения демократического и процветающего будущего. Армянская смышленость, динамизм в экономике, геостратегическая позиция могут полноценно проявиться только в условиях открытых границ и систематизированных отношений со всеми соседями. Неоднократно, в Париже, Ки Весте, Рамбуйе я видел мир очень близко. Сегодня, я говорил об этом президенту Кочаряну, а также президенту Алиеву, предложения сопредседателей Минской группы кажутся мне объективными, уравновешенными и благоразумными. Поэтому я хочу пожелать, чтобы в Ереване, как и в Баку, проявили стремление к миру. Государства Большой восьмерки, международная общественность готовы сегодня стать гарантом мирного соглашения. Что будет завтра? Давайте не упускать этот удобный шанс.

Ваше послание армянскому народу накануне визита.

Глубокое уважение, которое мне внушает армянский народ, его зрелость и мудрость удерживают меня от некой формулировки, которая походила бы на совет или наставление. Но поскольку Вы использовали слово послание, пусть это будет пожеланием: Друг мой, Армения, пусть этот год еще более укрепит вековую дружбу между Арменией и Францией, пусть многочисленные французы посетят ее, дабы открыть для себя дух этой страны, ее природы и церквей, культуры и теплоты, пусть наша дружба способствует осуществлению надежд дочерей и сынов армянского народа.