В связи со вступлением в силу федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд произошли существенные изменения. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, сообщил сегодня, 28 сентября, статс-секретарь заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, выступая на заседании правительства РФ.

Прежде всего, отметил он, закон позволил упорядочить и привести к единым принципам и правилам ранее разобщенные системы размещения заказов на всех уровнях государственного и муниципального управления, а также усилить государственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов. В целях реализации Закона в субъектах РФ принято 309 нормативных правовых актов, подготовлено 49 проектов нормативных правовых актов. Официальный сайт субъекта РФ для размещения информации о размещении заказа определен в 86 субъектах РФ (за исключением Республики Тыва и Республики Ингушетия), официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказа определено в большинстве субъектов РФ (в 59 субъектах Российской Федерации из 71, представившего информацию).

Закон работает 8 месяцев, напомним Шаронов, и при этом наблюдается ряд нарушений, в частности, отсутствуют извещения о торгах, нарушаются сроки, принимаются решение о проведении конкурса, когда нужен аукцион, заключаются контракты с единственным поставщиком в регионе. Серьезной проблемой остается нехватка обученных специалистов, в чьи обязанности входит размещение заказов, а также осуществления контроля за размещением заказов.

Замминистра экономического развития и торговли отметил, что в динамике основных показателей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, представленной Росстатом за первые полугодия 2005 и 2006 годов, обращают на себя внимание увеличившиеся более чем в полтора раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года объемы государственных закупок. Существенные позитивные изменения произошли в структуре закупок: увеличился на 7,78% удельный вес контрактов, заключенных по результатам торгов (конкурсов и аукционов), снизился на 9,17% удельный вес контрактов, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), на 1,31% сократился удельный вес контрактов, заключенных по результатам проведенных запросов котировок. Объем государственных закупок малого объема (до 60 тыс. руб.), которые не регламентируются Законом, составил 23714,04 млн. руб. (2,7%) от общего объема заключенных государственных контрактов.

Шаронов заявил о необходимости повышения эффективности и прозрачности расходования средств не только государственными и муниципальными заказчиками, но и субъектами естественных монополий. К настоящему времени многие крупные субъекты естественных монополий, такие как ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "Транснефть", ОАО "РЖД", перешли на конкурсную систему размещения заказов. Затраты естественных монополий на осуществление конкурсов на размещение заказов составили за первое полугодие 621 млрд. рублей. По словам докладчика, в результате реализации закона экономия государства составила за этот период 6%, а у естественных монополий - только 1,8%.

В ходе обсуждения глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев отметил, что реальная экономия от проведения конкурсов может составить до 150 млрд. рублей в год. Однако при этом отметил, что процедура проведения конкурса должна быть упрощена, должны быть введены электронные аукционы, а информация о проведении конкурсов должна размещаться в сети интернет. "Размещение информации о проведении конкурсов в печатных изданиях должно уйти в прошлое", - подчеркнул он. По состоянию на 17 августа 2006 г. ФАС России провела 151 плановую проверку за соблюдением законодательства о размещении заказов, по результатам проведения плановых проверок было выдано 104 предложения об устранении выявленных нарушений и 17 соответствующих предписаний, 93 внеплановых проверки за соблюдением законодательства о размещении заказов, по результатам проведения внеплановых проверок было выдано 62 предложения об устранении выявленных нарушений и 73 соответствующих предписания. По состоянию на 1 июля 2006 г. ФАС России также рассмотрела 26 обращений о согласовании размещения заказа путем проведения закрытого конкурса (аукциона), из них 24 обращения были согласованы, более 290 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), согласование получили 152 заказчика. Кроме того, ФАС России по состоянию на 1 июля 2006 г. рассмотрела 464 жалобы от участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчиков, конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий, специализированных организаций. Из них 262 жалобы признаны обоснованными. По результатам рассмотрения указанных жалоб ФАС России выдано заказчикам 169 предписаний и 57 предложений об устранении выявленных нарушений. По состоянию на 20 июля 2006 г. Рособоронзаказ провел 22 плановых проверки за соблюдением законодательства о размещении заказов и 3 внеплановых проверки. В настоящее время предварительный прогноз объема закупаемой для федеральных государственных нужд продукции в 2007 году составляет 958 млрд. рублей.

В свою очередь министр финансов Алексей Кудрин отметил, что из-за увеличении количества конкурсов на проведение тех или иных видов работ на 1 сентября не было использовано 488 млрд. рублей из запланированных. Кроме того, по его словам, информация о конкурсах, размещаемая на портале госзакупок, составляет менее 1% от всех заключенных договоров, которые реально осуществляет власть. Кроме того, информация на данном портале не обновляется.

Кудрин отметил, что с 1 января 2007 учреждения, заключив договор и не вывесив эту информацию на портале госзакупок, не получат финансирования по данному контракту. Кроме того, он напомнил, что в правительстве находится проект постановления об увеличении численности персонала федерального казначейства и его функциях. "Мы попросили 5 тысяч человек для обучения сотрудников министерств и ведомств. Это минимум, который необходим для налаживания отчетности. Если до 1 октября это постановление не будет подписано, мы не сможем гарантировать четкую работу системы", - отметил он.