Кишинев проиграл Приднестровью информационную войну: Молдавия за неделю

Гагра, 27 сентября 2006, 19:28 — REGNUM  

Молдавские эксперты и журналисты по-разному оценивают результаты референдума в Приднестровье. Пресс-конференция нового главы миссии ОБСЕ в Молдавии. ГУАМ "прорвала блокаду молчания вокруг "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве". В молдавском правительстве начались кадровые чистки.

Молдавские эксперты и журналисты по-разному оценивают результаты референдума в Приднестровье

Молдавские политические деятели, эксперты и журналисты продолжают комментировать итоги прошедшего 17 сентября 2006 года в Приднестровье референдума о независимости республики. Принявшие участие в плебисците о будущем Приднестровья избиратели почти единогласно проголосовали за независимость отколовшегося от Молдавии региона и его возможное присоединение к России, пишут "Молдавские ведомости". Республика Молдова, Европейский союз, ОБСЕ, западные страны и до, и после референдума объявили, что считают это мероприятие незаконным и не признают его результатов. "Мы не признаем результаты референдума. Вчерашний день ничего не изменит. Так называемый референдум - смирновский (Игорь Смирнов - президент Приднестровья. - прим. ИА REGNUM) политический фарс", - сказал министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова (РМ) Андрей Стратан. "В Приднестровье и Республике Молдова выросло целое поколение молодых людей, которые разделяют разные ценности. Мы выбираем Россию, а они стремятся в Европейский союз и НАТО", - говорится в обращении лидера региона Игоря Смирнова к приднестровцам. "Только сумасшедший может попытаться объединить это", - добавил он на пресс-конференции в Тирасполе. Россия призвала Запад и международные организации признать референдум как "факт политической жизни" и направила на референдум группу наблюдателей-депутатов Государственной думы и представителей общественных организаций. "У международных наблюдателей замечаний по проведению референдума нет", - сказал председатель Центризбиркома Приднестровья Петр Денисенко, призвав их провести мониторинг и президентских выборов в Приднестровье, назначенных на 10 декабря. "97 процентов: теперь Россия должна сказать свое слово", - сказала после объявления результатов наблюдатель с Украины - лидер Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко. "Признают или не признают, это дело каждого государства... Мы хотим, чтобы признали, - сказал после голосования приднестровский лидер Игорь Смирнов. - Приднестровский народ видит свое будущее только в сотрудничестве с Великой Россией". Тирасполь рассчитывает, что недавний референдум о независимости Черногории и предстоящее признание независимости Косово создают прецедент и для признания независимости Приднестровья и других сепаратистских регионов на территории бывшего СССР, пишет газета. Хотя западные лидеры говорят, что опыт автономий бывшей Югославии нельзя переносить на экс-советские республики, в международной прессе такой вариант развития событий обсуждается все активнее. На фоне стремления жителей Приднестровья окончательно выйти из состава Молдавии и присоединиться к России, кишиневские власти проводят военные учения НАТО и никак не могут сбить всеобщий ажиотаж по поводу получения румынского гражданства, отмечает издание. Притом, что любому здравомыслящему человеку ясно: Молдавию как государство буквально разрывают на части. Все, на что оказался способным в сложившейся ситуации глава этого государства Владимир Воронин, так это к призывам "проявить хладнокровие и выдержку", пишет газета.

Плебисцит на Левобережье на самом деле оказался большим пшиком, пишет "Время". За 16 лет состоялось шесть референдумов, отмечает газета. И, что самое интересное, все они прошли как под копирку - признать не признали, зато Смирнову снова на четыре года сладкая жизнь обеспечена, продолжает издание. Как отмечают политические аналитики, в любом случае, у прошедшего плебисцита не было ни одного шанса стать признанным. Это и очевидно, полагает газета. Во-первых, чтобы его признали, он должен был быть конституционным и одобренным официальными властями, а также основными международными организациями - ООН, ОБСЕ и Европейским союзом. Во-вторых, намеки на примеры Косово и Черногории для оправдания отделения Приднестровья от Республики Молдова просто от лукавого. "В первую очередь потому, что приднестровский конфликт - не религиозный и не межэтнический", - отмечает политолог Роман Михэеш. Более того, по его словам, статус Косово пока не определен окончательно, на основании резолюции Совета Безопасности ООН регион находится под контролем ООН с согласия Сербии, а Россия может заблокировать в Совете Безопасности ООН любую резолюцию, которая ее не устраивает. Этот же политолог отмечает, что глупо ссылаться на референдум об отделении, состоявшийся в Черногории и признанный международным сообществом, поскольку бывшая Конституция Сербии и Черногории от 2003 года ясно давала право Черногории на проведение соответствующего референдума об отделении от Сербии.

Очередной, шестой по счету референдум о независимости Приднестровья прошел с тем же самым результатом, что и предыдущие, пишет "Комсомольская правда в Молдове". То есть - без результатов. Нет, с формальной, арифметической точки зрения какие-то результаты есть - 97 процентов "за" независимость и вхождение региона в состав России, отмечает газета. Сама цифра навевает воспоминания о выборах в приснопамятном СССР, пишет издание. Там, помнится, безальтернативные кандидаты от "нерушимого блока КПСС и беспартийных" набирали примерно столько же. При этом всем известно, что в Союзе существовало инакомыслие, загнанное КГБ в лучшем случае на кухни, в худшем - в лагеря и психушки. Когда инакомыслие в СССР достигло критической точки, прорвалось в Верховный Совет и на площади городов, Союз развалился, пишет газета. Невзирая на все эти 90 с лишним процентов. В Приднестровье публично выражать инакомыслие, например, выступать за вхождение региона в состав Республики Молдова - официально - уголовно наказуемое деяние, оцениваемое как "антиконституционная деятельность", заявляет издание. За соблюдением конституционного порядка за рекой отвечает Министерство госбезопасности (МГБ). Вот вам еще одна невеселая аналогия с подзабытыми советскими временами, пишет газета. И МГБ, надо сказать, накануне волеизъявления не бездействовало. Как показывает практика, агитаторы в чекистских погонах куда эффективнее политтехнологов. В таких условиях можно было проголосовать хоть за присоединение к Марсу, заявляет издание.

Референдум прошел, отгремели победные реляции, тема схлынула с экранов, и все вдруг задались вопросом: "А что дальше?", пишет "КП в Молдове". Никто в мире референдум и его итоги не признал (отдельные депутаты Госдумы не в счет). Рассуждать всерьез о возможности присоединения Приднестровья к России не рискуют даже в Тирасполе, отмечает газета. В Москве прекрасно понимают, что прецеденты подобного рода способны спровоцировать не только обострение сепаратистских настроений в самой России, в частности на Кавказе, но и вообще разрушить сложившуюся систему международных отношений и повергнуть современный мир в хаос неопределенности. К чему даже нарастившая нефтедолларовую мускулатуру Россия сегодня явно не готова. Потому, очевидно, Москва не признала и не станет признавать итогов плебисцита, полагает издание. За что Кишинев и Россию, и другие страны, задействованные в процессе приднестровского урегулирования, уже искренне поблагодарил. Скорее всего, о том, что в Приднестровье прошел какой-то референдум, в скором времени будут вспоминать исключительно в качестве одного из аргументов в ходе переговоров по мирному урегулированию, пишет газета. Причем аргумента не очень веского, не обладающего международно-правовой легитимностью, считает издание. Тем более что все, в том числе в Москве и Тирасполе, прекрасно понимают: референдум не отменяет необходимости возобновления переговорного процесса.

"КП в Молдове" задала молдавским политикам, общественным деятелям и экспертам вопрос: "Как вы думаете, референдум отражает реальное мнение жителей Левобережья?" Владимир Воронин, президент РМ: "Несмотря на торпедирование процесса политического урегулирования конфликта со стороны тираспольской администрации, руководство Республики Молдова будет уверенно и твердо следовать курсу на мирное воссоединение страны...". Дмитрий Дьяков, председатель Демократической партии РМ: "Частично отражает, частично нет. Насколько я знаю, на местных жителей оказывается давление. И им легче прийти на участок и проголосовать так, как нужно, чем игнорировать референдум. А там, в Приднестровье, за это можно, как говорится, "нарваться" на неприятности". Василий Шова, министр реинтеграции (воссоединения) РМ: "Не считаю я этот референдум свободным волеизъявлением! По моим данным с мест, было оказано давление на население региона. Как информационное, так и административное. А что касается того, повлияют ли итоги этого действа на судьбу региона... Это вопрос к Остапу Бендеру или какому другому жулику". Виктор Казаченко, режиссер-постановщик кишиневского театра им. Чехова: "Да. Я думаю, этот референдум в полной мере отражает настроение народа, которое, видимо, рождается из желания присоединиться к другой стране". Андрей Цэрнэ, президент международной общественной организации "Патрия Молдова": "Приднестровский регион, что называется, "заряжен" пророссийски. Это видно любому даже невооруженным глазом. И референдум, и его результаты это показывают". Александр Косов, председатель Союза сахаропроизводителей РМ: "Думаю, что итоги референдума - это объективное отражение настроений в регионе. А ответ на вопрос "почему это так?" следует искать у истоков формирования молдавского государства". Андрей Сафонов, приднестровский политолог, редактор издания "Новая газета": "В сложившейся ситуации рассчитывать на другие результаты и не приходилось, и они были, по сути, предсказуемыми. Но теперь власти Приднестровья сами не знают, что делать с этими итогами дальше: в своей речи Смирнов не исключил вероятности проведения еще одного референдума, с вопросом об ассоциированном членстве в составе Украины...". ("КП в Молдове")

Молдавский политолог, директор кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарошие называет прошедший в воскресенье референдум о независимости Приднестровья "глупостью" российских политиков. В комментарии "Новостям-Молдова" эксперт заявил: "То, что произошло в Приднестровье, можно назвать глупостью, в том числе и российских политиков". "Согласно теперешним высказываниям российских официальных лиц, результаты референдума не будут иметь юридической силы, люди сказали на плебисците "да" объединению с Россией, а Россия их не может принять", - аргументировал свою позицию Барбарошие. При этом он заметил: "Хотя граждане сказали "да", само мероприятие, прошедшее на левом берегу, никак нельзя назвать референдумом". "Референдум - это свободное волеизъявление информированных граждан в демократическом обществе. Демократии в Приднестровье нет, по признанию в том числе и самой России, информированные граждане в условиях тотальной пропаганды - это нонсенс, к тому же, по моим сведениям, на левом берегу были случаи давления на граждан: не проголосуешь правильно - отключим газ, например", - заявил Аркадий Барбарошие. "У населения не было выбора", - считает политолог. "Два вопроса, вынесенные на референдум, - это видимость, вся пропаганда шла лишь за один из них". Говоря о последствиях воскресного мероприятия, Барбарошие высказал мнение, что "России самой не нужно Приднестровье, у неё с ним нет даже географической связи, это был бы ещё один полностью дотационный регион". Эксперт считает, что проведенный на левом берегу "референдум - своеобразный политический шухер перед намеченными на декабрь президентскими выборами в регионе". Тем не менее он соглашается с тем, что результаты "плебисцита" "могут использоваться Россией как шантаж в переговорах по приднестровскому урегулированию против Республики Молдова и Украины по принципу - результаты не имеют юридической силы, но мнение народа все же необходимо учитывать". Говоря о перспективах урегулирования приднестровской проблемы, Барбарошие отметил, что "для достижения результатов не хватает сильной позиции молдавского правительства, нужна молдавская стратегия объединения, которую можно было бы положить на стол переговоров, согласовав её с ЕС и Украиной". Одобренный в прошлом году с внесением ряда поправок Молдавией, ЕС и даже Тирасполем так называемый "план Ющенко" Барбарошие назвал "слабым документом". Одной из побед в деле разрешения "замороженных конфликтов", по его мнению, является тот факт, что страны ГУАМ все же добились внесения вопроса о них в повестку дня сессии Генассамблеи ООН.

Прошедший 17 сентября в Приднестровье референдум много и по-разному комментируют, пишет в своем материале для газеты "Молдавские ведомости" вице-председатель Народно-республиканской партии Молдавии (НРП) Виктор Жосу. Не вдаваясь пока в оценку самого события (ну, не соответствует Конституции Республики Молдова, ну, не признают), коснусь темы, которая напросилась как бы сама собой, по свежим впечатлениям от увиденного в этот день как воочию, так и от прочитанного и увиденного/услышанного в некоторых СМИ, пишет Жосу. Речь главным образом о том, что в двух словах можно назвать информационным эффектом от этого "так называемого" (так называемого большинством наших национальных так называемых массмедиа) референдума. Собственно о "непризнанности". То, что итоги референдума не будут признаны, было понятно задолго до этого дня абсолютно всем, в том числе и его организаторам, полагает политик. Одна из целей мероприятия состояла в другом, что в наиболее четком виде было сформулировано в заявлении российского МИДа, обнародованном накануне референдума: "глас народа приднестровского" должен быть услышан в мире. С легким оттенком сожаления (о чем сожалею, скажу чуть ниже) вынужден признать, что эта цель была достигнута на все сто, продолжает Жосу. Уже тот факт, что весь воскресный день сюжет про референдум в Приднестровье каждые полчаса транслировался по EURONEWS (как и положено телеканалу такого уровня, тональность освещения события была ну очень далека от той, которая ласкала бы слух официальному Кишиневу), говорит о многом. Добавьте к этому присутствие в Тирасполе корреспондентов ведущих мировых агентств, плюс представителей всех ведущих российских и украинских информагентств, телеканалов, газет, и станет ясно, что Кишинев проиграл очередную (не помню уж какую по счету) битву в информационной войне между правым и левым берегами, считает Жосу.

Но чувство сожаления вызвал даже не этот заведомый информационный проигрыш, продолжает Жосу. Стоило переехать Днестр и настроить приемник на первую попавшуюся кишиневскую радиостанцию, как буквально повеяло тоской. В эфире зазвучал давно набивший оскомину набор пронафталиненных пропагандистских лозунгов анти-ПМР, подхваченный в вечерних так называемых новостных выпусках молдавских телеканалов. И про бандитов-сепаратистов, и про тоталитарный тираспольский режим, и про то, что людей чуть не под дулом автоматов сгоняли на избирательные участки и т.д., и т.п. Точь-в-точь как во время вооруженного конфликта 1992 года, который в информационном плане (да и в политическом, и в дипломатическом) Кишинев проиграл с треском, отмечает Жосу. Это как же нужно отстать в развитии, чтобы за почти 15 лет ничего нового так и не придумать! Ясно, что нынешнее молдавское руководство - все эти красные, оранжевые, розовые - не готово адекватно вести себя в отношении приднестровского конфликта. Причем речь в равной степени идет о неумелом использовании им как информационного, так и политического и дипломатического ресурсов, считает политик. Между тем, после 17 сентября ситуация для Кишинева еще более усложнилась. И дело не в том лишь, что в Тирасполе заявляют, что уже не хотят строить с Республикой Молдова "общее государство" (формулировка из "Меморандума Козака", против которой сильно возражали некоторые кишиневские умники - дескать, нет такого понятия ни в теории государственного права, ни в международном праве). Россия ведь не просто так, из "имперских амбиций" (как полагают отдельные наши горе-аналитики), решила пойти на то, чтобы открыто продемонстрировать всему миру, кто контролирует ситуацию в Приднестровье, пишет Жосу. Конечно, это и ответ Евросоюзу, который, настояв на введении 3 марта нового таможенного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы, сделал это в обход Москвы, но не только. По тому широкому освещению, которое получает референдум, создается впечатление, что Россия готовит международное общественное мнение к тому, чтобы приднестровский вопрос встал на повестку дня в канцеляриях сильных мира сего сразу же после решения ими вопроса косовского (аналогия с Косово - это ведь не обязательно формальное решение проблемы один в один, это может быть и решение по принципу след в след, как бы по инерции). Причем включение его в эту повестку, вполне вероятно, может произойти в той формулировке, которую предложит именно Москва, отмечает вице-председатель НРП. Не хочется заниматься предсказаниями, но как бы не случилось такого, что, когда в недалеком будущем Кишиневу предложат ознакомиться с содержанием плана "реального приднестровского урегулирования", "Меморандум Козака" покажется третьему признанному президенту признанной Республики Молдова приятным воспоминанием. ("Молдавские ведомости")

Вот уже полтора десятка лет прошло с момента распада Советского Союза, а отечественное, европейское и даже в какой-то мере мировое общественное мнение продолжают терзать сомнения по поводу судьбы его останков, пишет "Коммерсант Plus". В частности, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровской Республики. Когда, по мере объявления независимости, в Организацию Объединенных Наций одна за другой вступали бывшие союзные республики, никто в ООН и за ее пределами не задавался вопросом о том, насколько легитимны права у новых субъектов международного права. Тогда и таким образом появились Грузия в границах Грузинской ССР, Молдавия в границах Молдавской ССР, Армения и Азербайджан в границах, соответственно, Армянской и Азербайджанской ССР, продолжает газета. Те же бывшие автономии в составе бывших союзных республик, которых не устраивал этот самый состав, попробовали выразить собственное мнение и получили в итоге войну. Как ни странно, именно они эту войну и выиграли, но только де-факто. Де-юре же - получили сомнительный статус "непризнанных государств", пишет издание. И вот в Приднестровье прошел референдум. Его итоги не были признаны ЕС, США, ОБСЕ, другими странами и международными организациями. В интервью специальный представитель ЕС по РМ Адриан Якобовиц де Сегед заявил, что международное право не допускает возможности сецессии Приднестровской Молдавской Республики (ПМР): "Отделение Приднестровья может произойти только в случае достижения соглашения с Молдавией". В то же самое время большинство трезвых политиков склоняются к мнению, что нельзя игнорировать волю народа, пишет газета. Ведь если понимать под легитимностью восприятие власти населением республики как "своей", то мы можем говорить о легитимности, пусть кем-то и непризнанной. К тому же позицию Запада можно было бы понять, если бы его действия были последовательны. А в реальности получается, что если действия "сепаратистов" Республики Молдова и Грузии встречают на Западе лишь критику и неприязнь, то по отношению к Косово позиция совершенно иная. Судя по информации западных СМИ, США и Великобритания хотят предоставить Косово "условную независимость" при сохранении там на какое-то время международного присутствия. Германия, Италия и Франция считают, что Косово должно получить ограниченный суверенитет, сохраняя за Белградом ряд полномочий в сфере внешней политики.

Наверное, лучшим выходом из сложившейся ситуации стало бы определение критериев признания, продолжает "Коммерсант Plus". Сегодня основным критерием признания или непризнания почему-то служит преданность государства США, пишет газета. Если непризнанное государство проводит политику, устраивающую Вашингтон, можно не сомневаться, что международное сообщество будет обеими руками ратовать за его признание. И соответственно - наоборот. В то же время, как кажется, первым критерием признания непризнанных образований должна стать их государственная состоятельность, полагает издание. Однако некоторые из "независимых" и "суверенных" государств под этот критерий не подходят. И если исходить из этого, то Косово как раз признавать-то и нельзя. К примеру, в Косово государственное управление подменено клановой системой. Даже в докладе специального посланника генсека ООН Кая Эйде "Всеобъемлющий обзор положения в Косово" о кадровой политике в экс-сербской автономии говорится, что она проводится "на основе политической и клановой принадлежности, без учета компетентности". В то же самое время Приднестровье является де-факто состоявшимся государством. Это признают многие западные эксперты. Именно этот факт является главной причиной невозможности реинтеграции ПМР с бывшей метрополией мирным путем, полагает издание. Спустя шестнадцать лет Приднестровье продемонстрировало не только той стране, в состав которой оно де-юре входит, но и всему миру свою жизнеспособность. У ПМР есть своя контролируемая территория, своя законодательная база, своя система образования, наконец. Не будем забывать афоризм железного канцлера Отто фон Бисмарка о том, что франко-прусскую войну выиграл "прусский учитель". В Приднестровье сегодня 13 тысяч студентов, т.е. 13 тысяч молодых людей, жизнь которых уже никак не связана с Республикой Молдова. Тем паче не связаны карьерные перспективы, пишет газета. Вторым критерием могла бы стать возможность метрополии контролировать "мятежную территорию" любыми другими путями, кроме полицейско-террористических, продолжает издание. Готов ли сегодня к этому Кишинев? - задается вопросом газета. Ведь в случае реинтеграции однозначно потребуются всеобщие выборы. Можно предположить, что серьезно изменится и состав молдавского парламента. Ну а после этого возникнет и серьезный вопрос с переизбранием президента, который и на прошлых выборах был вынужден искать союзников. Готов ли к такому сценарию Кишинев? Другими словами, реинтеграция должна признаваться невозможной, если она влечет за собой вполне вероятный конфликт, считает газета. Еще одним критерием могло бы стать наличие демократических процедур в непризнанных образованиях. Между тем во всех странах СНГ-2 проведено по нескольку избирательных циклов, произошла смена политиков через выборы (крайне сложная процедура для постсоветского пространства). Может ли подобным похвастать, к примеру, Грузия, где режимы сменяли друг друга в череде путчей и "революций"?

Помимо обозначенных выше критериев, которые ориентированы на публичное политическое пространство (а без этого диалог и даже торг с Вашингтоном и Брюсселем невозможен), необходимо вести и закулисный диалог, пишет "Коммерсант Plus". Для него необходимы другие аргументы и иные вопросы. Например, будет ли объединенная Молдавия более стабильна и предсказуема в случае военного реванша со стороны Кишинева? Не станет ли признанное Приднестровье выгодной площадкой для инвестиций (гораздо более выгодной, чем признанная Республика Молдова)? Что более полезно для граничащего с ними Евросоюза - признание непризнанных образований или их насильственное возвращение в лоно "материнских территорий"? В любом случае закулисный торг должен дополняться активными публичными мероприятиями, поскольку склонить мнение Брюсселя и Вашингтона (или отдельных стран-членов Евросоюза) в свою сторону можно только с учетом ставки на общественное и экспертное мнение этих стран, полагает издание. Для этого, в свою очередь, нужно учиться говорить с Западом на понятном ему языке (права человека, права этнических меньшинств, гарантии миноритарных языков, невозможность военного урегулирования этнических споров). Вне всякого сомнения, только обозначив четкие критерии признания непризнанных государств, просчитав ресурсные возможности, проведя серьезную пропагандистскую и дипломатическую работу, можно решить эту проблему, пишет газета. Иначе вопрос в лучшем случае затянется еще на десятилетия, в худшем - приведет к новым военным конфликтам.

Пресс-конференция нового главы миссии ОБСЕ в Молдавии

Новый глава миссии ОБСЕ в Молдавии Луис О'Нилл, недавно сменивший на этом посту Уильяма Хилла, дал на прошедшей неделе первую пресс-конференцию в Кишиневе. В своем выступлении перед журналистами он отметил позитивные сдвиги в работе посредников в приднестровском урегулировании, которые, по его мнению, создали "реальные шансы для возобновления переговоров в ближайшем будущем", пишет "Время".

Кроме того, Луис О'Нилл заявил, что "ОБСЕ не признает референдум в Приднестровье и его результаты", отмечает "Экономическое обозрение". "Мы не можем признавать этот референдум, так как он был проведен в одностороннем порядке, не были созданы демократические условия для его проведения, на избирателей осуществлялось давление, их запугивали, в результате чего голосование не было свободным", - подчеркнул представитель ОБСЕ. Он отметил также, что "организаторы референдума пренебрегли мнением международного сообщества", а поставленные на референдуме вопросы "были сформулированы очень сложно". По его словам, "о недемократичности референдума говорят и его результаты". "Согласитесь, в условиях демократии и свободного волеизъявления трудно поверить в то, что 97% граждан могут придерживаться одинаковой позиции по важному вопросу", - отметил О'Нилл. Он напомнил, что ОБСЕ продолжает выступать "за территориальную целостность РМ и предоставление Приднестровью особого статуса в составе РМ". На просьбу журналистов прокомментировать позицию России по референдуму в Приднестровье, которая отличается от позиции ОБСЕ и Евросоюза, Луис О'Нилл сказал, что "ОБСЕ исходит из того, что Российская Федерация признает территориальную целостность и суверенитет Республики Молдова". Луис О'Нилл заявил, что "ОБСЕ призывает все стороны как можно скорее возобновить переговоры по приднестровскому урегулированию". "Миссия ОБСЕ убеждена в необходимости вернуться за стол переговоров, чтобы обсудить все вопросы. Чрезвычайно важно вернуться к переговорам и продолжать двигаться вперед. Есть хорошие предпосылки для выгодного урегулирования конфликта, так как нынешняя ситуация невыгодна никому", - подчеркнул глава миссии ОБСЕ. Говоря о вопросах, которые могут обсуждаться в ходе переговоров, Луис О'Нилл сказал, что "обсуждать необходимо все вопросы, которые были отложены после того, как переговоры прервались в феврале". "Это и мониторинг предприятий военно-промышленного комплекса Приднестровья, и начало работы оценочной миссии ОБСЕ по демократизации Приднестровья, и разработка и утверждение мер по укреплению доверия", - отметил дипломат. Говоря об эффективности формата переговоров "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны; Украина, Россия, ОБСЕ - посредники; ЕС, США - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM), он сказал, что "необходимо возобновить переговоры, предоставить шанс этому формату для решения проблемы". "Для возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию нужна политическая воля", которая "сейчас создается".

Для миссии ОБСЕ приоритетным направлением остаётся вопрос о вывозе российских боеприпасов и вооружения из Приднестровья, пишет "Независимая Молдова". Эксперты ОБСЕ подсчитали, что этот процесс можно закончить за 6 месяцев, при наличии политической воли. А именно ее сейчас стороны и не проявляют, заключил Луис О'Нилл. 12 августа сам глава миссии пытался посетить склады с оружием в Колбасной, пишет газета. Визит был согласован с Министерством обороны Российской Федерации, отмечает издание. Соответствующее разрешение было получено и от командующего Оперативной группой российских войск в Приднестровье (ОГРВ). Однако приднестровские чиновники не позволили главе миссии ОБСЕ в Молдавии посетить объект. В связи с этим Луис О`Нилл сделал вывод, что ОГРВ бессильна перед приднестровскими чиновниками. На вопрос корреспондента "НМ", насколько Совместные миротворческие силы контролируют ситуацию в Зоне безопасности и в непосредственной близости от её границ, дипломат ответил: "Слава богу, уже 14 лет нет вооружённых стычек в приднестровском регионе". Однако вопрос эффективности контроля Зоны безопасности остаётся по-прежнему открытым, сообщил Луис О'Нилл. Что же получат жители Приднестровья после реинтеграции страны? По мнению главы миссии ОБСЕ в Молдавии, они получат то, чего сейчас не имеют, но к чему уже давно стремятся: возможность жить в признанном субъекте международного права. Других альтернативных путей для Приднестровья О`Нилл не видит и считает оптимальным особый статус Приднестровья в составе Республики Молдова.

ГУАМ "прорвала блокаду молчания вокруг "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве"

В Нью-Йорке открылась 61-я сессия Генассамблеи ООН. О намерении выступить с трибуны ООН заявили 38 президентов и глав правительств, пишет "Время". На Генассамблее будет представлена вся палитра политических взглядов на современный мир: главные мировые силы представят свое видение будущего, его главных угроз и перспектив. Так, в дискуссии по ситуации на Ближнем Востоке намерены участвовать президенты Ирана, Венесуэлы, Бразилии, Франции, Польши. Главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств намерены обсудить обстановку в таких очагах напряженности, как Иран, Ирак, Ливан, Косово, Дарфур. Государства-члены ГУАМ предложили включить в повестку дня рассмотрение проблем сепаратизма на своих территориях. Речь идет о Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и Нагорном Карабахе. Россия в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова воспротивилась. В беседе с журналистами он назвал обсуждение конфликтов на территории ГУАМ "пропагандистским шагом". Лавров высказал предположение, что от этого обсуждения никто не должен ожидать позитивных результатов. По его словам, результат может быть прямо противоположным: обострение отношений между сторонами конфликтов. На заявление Сергея Лаврова сразу же откликнулся глава МИДа Украины Борис Тарасюк. Он напомнил российскому коллеге о Чечне и призвал его "к почтительному отношению к территориальной целостности другого государства", прозрачно намекнув главе российской дипломатии об особой роли, которую занимает Москва в территориальных конфликтах в Молдавии и Грузии. Глава грузинского МИДа Гела Бежуашвили поблагодарил Бориса Тарасюка за поддержку. "Это первая победа. Впервые России противостоит группа стран, перешагнув за барьер российского вето. Это означает то, что мы, Украина, Азербайджан, Молдавия и другие, поставим эти вопросы очень остро с трибуны ООН. Так что Россию ждут неспокойные дни", - заявил министр иностранных дел Грузии.

С заявлением по поводу внесения в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о "замороженных конфликтах" выступил и президент Республики Молдова Владимир Воронин. "61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН имеет для Республики Молдова особое значение. Впервые Республике Молдова, совместно с партнерами по ГУАМ, удалось внести в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопрос, касающийся самых острых политических проблем региона. Сам факт внесения вопроса о затянувшихся конфликтах в зоне Черного моря и на юге Кавказского региона, об их влиянии на международный мир и безопасность говорит о том, что тема эта назрела для обсуждения и на глобальном уровне, на самом авторитетном международном форуме нашей планеты. Мы считали абсолютно ненормальной ситуацию, когда в Организации Объединенных Наций, одной из основных целей которой является сохранение мира и стабильности, предотвращение, разрешение и преодоление последствий вооруженных конфликтов на планете, вообще не говорилось о замороженных конфликтах на постсоветском пространстве. Такая ситуация не способствовала усилиям по поиску решения этих острейших политических проблем, включая, безусловно, мирное и справедливое разрешение приднестровского вопроса. Получалось, что на глобальном уровне затянувшиеся или замороженные конфликты становились конфликтами забытыми. Но нам, наконец, удалось разорвать блокаду молчания. Мир узнает правду об этих конфликтах в наших странах, мир узнает правду, которая будет звучать с самой высокой трибуны нашей планеты - трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Уже целый ряд документов, касающихся истинной ситуации в приднестровском регионе Республики Молдова, был представлен вниманию членов всемирного Форума, и что очень важно - они стали официальными документами ООН. И это только начало. Целью наших усилий в ООН является не изменение существующего переговорного формата по урегулированию приднестровской проблемы, не отказ от тех конструктивных предложений, которые в разное время вносились сопосредниками и наблюдателями переговорного процесса и находили высокую оценку Республики Молдова. Наша цель - правдивое информирование всего мирового сообщества о том, что происходит в зонах замороженных конфликтов, что происходит в Приднестровье, какова природа этого конфликта, в чем суть инициатив официального Кишинева, каковы сегодня перспективы окончательного разрешения данного конфликта, какова роль тех или иных участников процесса урегулирования и почему столько лет он не решается. Мы собираемся говорить с трибуны ООН также о рисках и опасности сохранения конфликтных зон в Причерноморье и на юге Кавказского региона, о нарушениях прав человека на территориях, подконтрольных сепаратистским режимам, о потерянных поколениях юношей и девушек, выросших при диктатуре, в условиях безжалостного подавления фундаментальных свобод, о плачевном положении детей и стариков в зонах конфликта, об опасности экологических и техногенных катастроф в зонах неконтролируемого складирования и хранения боеприпасов и оружия, принадлежащих другой стране. Мы видим нашу задачу в разрушении стены молчания вокруг приднестровского конфликта на глобальном уровне, в мобилизации огромного и разнопланового потенциала ООН, способного, возможно, придать новый импульс процессу окончательного разрешения замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Искренне надеюсь, что на этом пути нам удастся консолидировать все благородные усилия международного сообщества и, наконец, добиться мирного, справедливого и окончательного урегулирования приднестровской проблемы", - приводит текст заявления главы молдавского государства "Независимая Молдова".

В Нью-Йорке мировые лидеры будут обсуждать проблему так называемых "замороженных" конфликтов на территории государств, входящих в ГУАМ, пишет "Время". Вопрос предлагался к рассмотрению и в прошлом году, но сессия его отклонила, пишет газета. По мнению ГУАМ, эти конфликты в том виде, в котором они сейчас находятся, угрожают стабильности во всем регионе, то есть конфликты надо "оттаять" или, как еще можно выразиться, - "отморозить". Высшее руководство РМ не поедет на Генассамблею обсуждать будущие "отмороженные" конфликты. В пресс-службе Владимира Воронина сообщают, что в заседаниях будет принимать участие молдавская делегация в лице представителя РМ в ООН Алексея Тулбуре. В "столицу мира" также отправится министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан. Ему же предстоит принимать участие и во встрече США-ГУАМ, где будет проанализировано сотрудничество сторон в реализации совместных программ в области торговли и транспорта и других сферах. Стоит отметить, что сами государства, потребовавшие рассмотрения вопроса о конфликтах, к самому этому вопросу относятся по-разному, отмечает газета. В частности, ничего хорошего от Генассамблеи скорее всего не приходится ждать Азербайджану, настроенному по традиции враждебно в отношении Армении. В частности, в США, которые являются посредником в переговорах между Баку и Ереваном, говорят, что не допустят нового кровопролития в Нагорном Карабахе. Между тем в Баку заявляют, что давно определили для себя пределы компромиссов и уступок и в их число не входят вопросы территориальной целостности страны. Что же касается заявлений о недопустимости силового решения конфликта, то они не стыкуются с правом каждого государства на самооборону и защиту суверенитета, о которой так часто вспоминал президент США Джордж Буш во время ливано-израильского кризиса, отмечают азербайджанские газеты. Баку есть что и с кем делить, и это, пожалуй, самый "тяжелый случай" в череде "замороженных" в ГУАМ, полагает издание. На поддержку сессии Генассамблеи особенно рассчитывает Грузия. Ее вечно рвущийся в бой лидер Михаил Саакашвили намерен выступить в Нью-Йорке с речью, хоть ему и было в этом отказано. Саакашвили едет в "большое яблоко", как он проинформировал грузинских сограждан, чтобы заявить о непримиримости своей страны. "Раз и навсегда я скажу о том, что Грузия не смирится с попыткой оказать давление на нее. Мы не смиримся с несправедливостью и попранием наших прав, никто не в состоянии запугать Грузию. Мы обязательно доведем до конца процесс мирного урегулирования конфликтов и восстановления территориального единства Грузии", - обещает Саакашвили. Кроме подобного рода риторики ожидается, что грузины попытаются убедить своих зарубежных коллег в том, что действующий формат переговоров по Южной Осетии и Абхазии и существующий миротворческий мандат не отвечают реальной ситуации. Украину, как положено считать, "замороженные" интересуют не только "за компанию" по ГУАМ. Украинские политики весьма обеспокоены проходящим этой осенью "парадом референдумов" на территории ГУАМ. В воскресенье первая часть парада прошла в Приднестровье с результатом, уже всем нам хорошо известным, но последствиями, ясными пока мало для кого. 12 ноября продолжение последует в Южной Осетии, отмечает газета. "Международно-правовые основания территориальной целостности Молдавии приблизительно такие же, как и международно-правовые основания территориальной целостности Украины. Если Республика Молдова распадется - это будет начало новых структурных геополитических изменений в регионе Центральной и Восточной Европы и Закавказья, что обострит вопрос нашей территориальной целостности и неприкосновенности наших границ с рядом наших соседей", - заявил на интернет-конференции бывший первый замминистра иностранных дел Украины Александр Чалый. Он видит необходимость "экстраординарных, очень быстрых действий украинской власти", которые позволили бы провести консультации в Вашингтоне, Брюсселе и Москве относительно ситуации в Молдавии. Обсудить ситуацию в РМ в тот же день предложил действующий высокий украинский чин, спикер Рады Александр Мороз. Для этого, по его мнению, нужно собрать европейскую конференцию и выработать общие стандарты в отношении референдумов, подобных приднестровскому.

"Мы хотим, чтобы в резолюции ООН по "замороженным" конфликтам была отмечена негативная роль России в их разрешении", - заявил ИА "Новости-Молдова" в телефонном разговоре источник агентства, находящийся в Нью-Йорке на 61-й сессии ООН. "Мы надеемся, что в итоговой резолюции будет отражено беспокойство международного сообщества проблемой этих конфликтов в Молдавии, Грузии и Азербайджане и отмечена их угроза региональной безопасности", - заявил источник. "Это крайне важный вопрос, и он выносится на Генассамблею впервые, хотя с подобной просьбой Молдавия выступала и в прошлом. Кроме этого вопроса на сессии рассматриваются очень важные для нашей страны моменты: проблема миграции, защиты прав инвалидов и т.д.".

В молдавском правительстве начались кадровые чистки

Президент Республики Молдова Владимир Воронин подписал указ, в соответствии с которым Валерий Лазэр освобожден от должности министра экономики и торговли. Как пишет "Независимая Молдова", другим президентским указом на должность министра экономики и торговли назначен Игорь Додон, сообщили в пресс-службе главы государства.

Перестановки в правительстве предсказывались уже давно, однако снятие с поста министра экономики и торговли стало достаточной неожиданностью, отмечает "Коммерсант Plus". По мнению некоторых экспертов, назначение на пост Игоря Додона означает укрепление позиций премьер-министра Василия Тарлева. Не секрет, что Лазэр был назначен при поддержке нынешнего спикера парламента Мариана Лупу и считался его протеже, в то время как Додона считали протеже Тарлева, пишет газета. В любом случае, кадровые перестановки без объяснения причин означают изменения во властных структурах, особенно на фоне серьезного правительственного кризиса в Венгрии из-за провала в экономической политике. Надо сказать, что ситуация в экономике республики складывается совсем невеселая, отмечает издание. Как известно, Министерство экономики и торговли снизило прогноз роста промышленного производства в 2006 г. с 6,5% до 1%.При этом источники в министерстве не уверены, что этот прогноз будет выполнен. Роста в размере 1% республика достигнет за счет увеличения объемов производства в ряде отраслей, в частности, из-за улучшения показателей в сфере электро-, газо- и водоснабжения, разработке карьеров. Однако, учитывая рост цен на энергоносители, вполне вероятно, что рост экономики в этом году окажется со знаком минус. В то же время в министерстве считают, что, в случае решения проблемы поставок молдавских вин в Россию, осенью винодельческая промышленность может быстро восстановиться и показатели заметно улучшатся, а общий рост в промышленности может быть и большим, чем 1%. Кроме того, республика активизировала поиски альтернативных рынков и добилась роста поставок винодельческой продукции в соседние страны, такие как Украина, Румыния, а также Белоруссия, которая традиционно закупает большие партии молдавских вин и коньяков. По данным агропромышленного агентства "Молдова-вин", зарегистрирован рост экспорта молдавских вин и в другие страны СНГ. В январе-июне 2006 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, возросли поставки винодельческой продукции на Украину - с 6,8 млн. до 12,3 млн. долларов и в Грузию - с 1,1 млн. до 1,4 млн. долларов, в Белоруссию на 17,7% - с 14,1 млн. долларов до 16,6 млн. Также высказывается мнение, что министр был отправлен в отставку из-за того, что республика скатилась на 15 позиций в рейтинге стран, где предпринимательская среда находится в процессе реформирования, пишет газета. В исследовании Всемирного банка отмечается, что вести бизнес в Молдавии невыносимо сложно. Несмотря на весьма амбициозные планы и победные реляции о реформировании деловой среды, в реальности мало что меняется. Независимые эксперты считают, что столь существенное ухудшение позиций Республики Молдова в рейтинге Всемирного банка должно заставить власти как можно скорее отреагировать на это понижение. Правительству необходимо максимально упростить всю систему предпринимательской деятельности в стране.

"Для меня отставка неожиданностью не стала, - цитирует слова экс-министра Лазэра "Комсомольская правда в Молдове". - Пока рассматриваю предложения насчет работы и скоро определюсь. А пока пусть улягутся страсти". Страсти - сильно сказано, полагает газета. Причины отставки Лазэра вполне очевидны и банальны, считает издание. Их три. Во-первых, обычная закулисная борьба. По слухам, Лазэр был человеком спикера Мариана Лупу. Что не могло нравиться премьеру Тарлеву, который заменил экс-министра своим человеком - Додоном. Во-вторых, экономика РМ, несмотря на заклинания чиновников о "переходах от одного типа к другому и структурных процессах", так и не стала реальной. Реальный сектор, в отличие от банковского, который не производит, - в упадке. И никак не поднимется с колен. Помочь ему сделать это у министра Лазэра не получилось, и большой вопрос, от одного ли него это зависело. Но формально министр экономики может считаться единственным ответственным за всю экономику. В-третьих, очевидные неудачи на экономическом фронте требуют определения виновных в этих неудачах. Вот в стрелочники (и отчасти заслуженно) и попал Лазэр. Где еще состояние дел признают плохим и кто уйдет вслед за Лазэром, покажет время.

Наблюдатели, к которым обратилось за комментариями в связи с отставкой Лазэра агентство "Инфотаг", полагают, что кадровые перестановки связаны с неудовлетворительным положением дел в национальной экономике. После запрета, наложенного Россией весной нынешнего года на импорт из Молдавии винодельческой продукции, экономические показатели республики неуклонно снижаются, падают доходы, сокращается количество рабочих мест. При этом усилия Министерства экономики и торговли по диверсификации рынков сбыта молдавской продукции оказались недостаточны и не дали ожидаемых результатов. По мнению наблюдателей, отставка министра говорит о попытке властей возложить на него ответственность за ситуацию. Кроме того, в последние недели Валерий Лазэр активно выступал в прессе с разъяснениями своей позиции по реформированию экономики и привлечению инвестиций, что неоднозначно воспринималось руководством правительства. С другой стороны, экономические обозреватели также считают отставку Лазэра результатом конкуренции в правительстве между двумя командами - премьер-министра Василия Тарлева и председателя парламента Мариана Лупу. Лазэр работал в Министерстве экономики еще при бывшем премьер-министре Ионе Стурзе, а затем вернулся в 2003 г. по инициативе тогдашнего министра экономики Мариана Лупу и считался его ставленником. По мнению обозревателей, отправив его в отставку, президент Владимир Воронин поддержал команду премьера Тарлева.

Новый министр экономики Игорь Додон родился 18 февраля 1975 года. Окончил Аграрный университет и Молдавскую экономическую академию. В 1997-2005 годах работал на Фондовой бирже РМ, был президентом Национального депозитария ценных бумаг, затем - президентом Универсальной товарной биржи Республики Молдова. После формирования нынешнего правительства, в мае 2005 года был назначен заместителем министра экономики и торговли. Доктор экономики. ("Инфотаг")

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.