Дмитрий Брагиш - председатель Партии социальной демократии Молдавии, депутат молдавского парламента, экс премьер-министр правительства Республики Молдова.

ИА REGNUM: Господин Брагиш, считаете ли вы, что Молдавия что-то потеряла за годы нахождения у власти Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ)?

Да, за эти годы мы потеряли очень многое. Во-первых, политика ПКРМ внутри страны и на внешней арене привела к тому, что наш народ начал терять веру в то, что Молдова когда-либо сможет преодолеть состояние перманентного политического, экономического и социального кризиса и стать благополучной, процветающей страной. Во-вторых, за последние 5 лет Молдова потеряла не менее 1 миллиарда долларов в виде неполученных по вине действующей власти грантов и кредитов, а также свыше 200 тысяч рабочих мест. В стране свирепствует коррупция. Бюджет формируется на 80% из акцизов и НДС на импортируемые товары. Рост ВВП все эти годы шел не за счет развития промышленного и аграрного секторов, а за счет увеличение потребления. Потребление же росло за счет поступления денег гастарбайтеров. Вырос внешний долг страны, подскочили вдвое цены и тарифы на газ, транспорт, жилье, продовольственные товары. Инфляция стремительно растет, зато промышленное производство из года в год падает - с 7% в 2004 году до 3% в 2006 году. А в 2007 году ожидается дальнейшее падение производства, до 1-2%. Введение 20% НДС в сельском хозяйстве не позволяет встать на ноги отечественному производителю. Закрытие рынков сбыта для молдавской традиционной продукции в России может привести к разорению новых тысяч крестьянских хозяйств. По этой же причине могут потерять работу еще 200-250 тысяч человек, занятых в винно-промышленном комплексе Молдовы. За время правления коммунистов произошел самый массовый отток населения из страны. К этому надо добавить нерешенные проблемы в области здравоохранения, образования, культуры. Особая тема - грубейшие "проколы" в области внешней политики, негативные последствия которых для Молдовы с каждым днём становятся всё более губительными. Самый болезненный просчет действующей власти - её изначально ошибочный подход к решению проблемы Приднестровья, который завел в тупик переговорный процесс и испортил отношения с Россией. Если власть будет продолжать так же топорно и неуклюже вести себя в Гагаузии, как это она делает сейчас, то существует опасность, что и этот регион может стать новой "горячей точкой" в Молдове.

ИА REGNUM: Что бы вы особо отметили в деятельности нынешнего правительства Молдавии, в чем состоит его "фирменный стиль"?

Всем видна сегодня какая-то патологическая нацеленность нынешнего правительства на никчемную говорильню, бесплодное бумаготворчество и бесконечные пиар-акции. В итоге, вместо конкретных дел налицо поточное производство сменяющих друг друга пустопорожних "концепций", "стратегий", планов мероприятий, форумов, помпезных экскурсий, выездных заседаний и прочей мишуры и трескотни.

Проблему борьбы с бедностью на государственный уровень подняло, как известно, наше правительство. А вот нынешнее правительство Тарлева почти два года мучилось над формулированием "Стратегии борьбы с бедностью". В итоге получился некий жалкий и беспомощный "полуфабрикат": очень много широковещательных обещаний о повышении доходов населения, но ни слова о конкретном механизме сдерживания цен и тарифов. Отсюда и плачевный результат - никто не дал ни одного цента на реализацию этой, с позволения сказать, "стратегии". Неудивительно, что через два года такой бумажной "борьбы с бедностью" Молдова опустилась на много ступеней в международном рейтинге беднейших стран, устойчиво занимая последнее место в Европе по уровню средней заработной платы. Недавно правительство Молдовы с помпой объявило, что бедность в Молдове якобы сократилась почти в 4 раза. Правда, "скромно" умолчало при этом, что фантастический результат этот получен им тоже лишь на бумаге, а вовсе не в реальной жизни. Таким шулерским способом легко можно было "сократить" бедность и в 10 раз...

ИА REGNUM: Вы постоянно говорите, что у нынешнего правительства мало достижений. Но ваши аргументы явно противоречат официальным данным. Во время представления SCERS ("Стратегии по борьбе с бедностью") в марте 2006 года президент Владимир Воронин отметил, что ВВП страны вырос за последние 5 лет на 43%, а процент населения, находящегося за "чертой абсолютной бедности", уменьшился с 71,1% до 26,5%. Создается впечатление, что у коммунистов все-таки есть немалые достижения в области борьбы с бедностью.

Нельзя сказать, что в стране вообще ничего не делается. Однако нынешняя власть так громко трубит о своих "достижениях", так напористо вещает о своих "прорывах" и "победах", что невольно закрадываются сомнения в их реальности. На бумаге-то они, конечно, существуют, но вот в реальной жизни люди их не видят и не ощущают.

Дело в том, что коммунисты ввели в свои отчеты совокупность таких экзотических показателей, которые просто не существуют в общепринятой международной практике. Цель этого шулерского действа проста - окончательно запутать, обмануть, оболванить народ! Известно, что основной критерий измерения бедности - это так называемый "порог бедности", который, согласно мировым стандартам, составляет 2,15 долларов в день на человека.

Если пересчитать в леях, это составит около 800 леев в месяц (60 долларов), то есть чуть больше официально установленного минимального прожиточного минимума. Сегодня в Молдове за чертой этого минимума находятся более 75% граждан, что, кстати, подтверждается и в отчете SCERS. Но, чтобы не показывать, что количество бедных в Молдове на самом деле не уменьшилось, правительство ввело еще два хитроумных показателя: "абсолютная бедность" и "экстремальная бедность". В результате, как говорится, "и сердцу не больно, и глазу приятно": выходит, что в Молдове "всего" 27% абсолютно бедных и только 15% экстремально бедных. Чудеса, да и только!

В реальности же Молдова по-прежнему имеет самый низкий средний годовой доход на душу населения среди европейских государств - всего 280 евро. Это в 150 раз меньше, чем в Лихтенштейне (42 000 евро). Даже в сравнительно небогатых Болгарии и Румынии средний годовой доход на душу населения на порядок выше. Такие вот имеем мы сегодня "выдающиеся достижения" правящей партии, которая сделала Молдову самой бедной страной в Европе.

ИА REGNUM: И все-таки, согласитесь, реальные достижения правительства Брагиша кажутся намного скромнее, чем правительства Тарлева...

Наше правительство пришло, конечно, не на пустое место. Оно опиралось на всё то, что до него успели сделать правительства Валерия Муравского, Андрея Сангели, Иона Чубука, Иона Стурзы. В том, что ситуация в молдавской экономике оказалась к тому времени очень сложной, была не только и не столько их вина. Что могли и как могли, они делали. Возможно, у нас это получилось лучше и эффективней.

Менее чем за полтора года наше правительство не только смогло остановить экономический кризис, но и зарегистрировало первый за годы независимости рост ВВП в 2,1%. Инвестиции в пересчете на одного человека составляли 93 доллара США, а сегодня они намного меньше. Мы начали реально увеличивать пенсии, зарплаты. В 2000 году 44,2% бюджетных затрат направлялось на финансирование социальной сферы. За короткое время мы создали хорошую базу для дальнейшего развития страны. И это в условиях, когда общая экономическая конъюнктура после дефолта в России не очень благоприятствовала нам.

Это дало впоследствии коммунистической власти возможность не только приписать себе все наши достижения, но и все эти годы, паразитируя на них, удерживаться на плаву. Однако, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, на рост экономик России, Украины и Румынии, который мог дать толчок и развитию экономики Молдовы, сегодня коммунистический корабль явно дал течь. Старые запасы исчерпаны, а ничего нового нынешняя власть не сумела создать.

Сейчас бюджет в Молдове преимущественно "административный", то есть по большей части ориентированный на собственные нужды госаппарата. Не говорю уже о том, что именно правительство Тарлева порядочно испортило и "заморозило" на несколько лет отношения с МВФ и ВБ. Оно же испортило отношения и с Россией. И, судя по всему, теперь абсолютно не знает, что и как ему делать дальше, чтобы эту ситуацию исправить.

ИА REGNUM: Недавно премьер-министр Молдавии Василий Тарлев выступил с двумя весьма оригинальными инициативами. Речь идет о его поручении молдавским министрам выкопать в своих селах по колодцу и обустроить сельские кладбища. Что вы думаете об этих предложениях молдавского премьера?

Когда информация о том, что глава молдавского кабинета дал поручение министрам выкопать в своих селах колодец и навести порядок на местных кладбищах, стала достоянием общественности, это известие поначалу вызвало у многих людей недоумение. Многие посчитали это просто глупой шуткой... Подобного рода "новаторские" инициативы уже были. Например, распоряжение премьера запретить сигналить свадебным кортежам на центральной площади, чтобы они не мешали работать правительству.

Посудите сами - в нашей стране к настоящему времени скопилось огромное множество очень серьезных проблем в экономике, в социальной сфере, вызывающих всё большую тревогу у всего общества, а министры вместо того, чтобы, не покладая рук, исполнять свои прямые обязанности, с которыми, кстати, большинство из них явно не справляются, должны будут заниматься организацией рытья колодцев и благоустройства сельских кладбищ! А если в их селе уже достаточно колодцев или министр родился в городе, что же ему, подавать в отставку? Короче говоря, глупая и никчемная инициатива.

Если у правительства, действительно, есть желание чем-то реально помочь сельским жителям, то пусть тогда каждый его министр прилежно делает именно то, что ему положено делать по занимаемой должности. Министр здравоохранения пусть создает на селе нормальную систему медицинской помощи. Министр образования - налаживает работу школ, добивается, чтобы их посещали все дети. И так каждый министр пусть занимается именно тем, что он должен делать по своим прямым обязанностям. Работы в стране, которой должно заниматься это правительство, непочатый край, нерешенных проблем - море, поэтому очень странно выглядит в этой ситуации "оригинальное" указание премьера Тарлева, фактически отвлекающее министров от исполнения их прямых должностных обязанностей. Что касается непосредственно сел, то основное внимание там надо уделить созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры, а также оказывать содействие сбыту урожая. Вот этими и другими проблемами, стоящими перед молдавским селом, надо заниматься правительству.

ИА REGNUM: То есть речь идет о явной некомпетентности действующего правительства?

Объективный анализ деятельности нынешнего правительства убедительно показывает, что оно либо очень плохо знает реальную ситуацию в стране, либо же просто нагло и цинично игнорирует факты и скрывает от общественности истинное положение дел. Возьмем, к примеру, те же села, о которых вдруг вспомнил премьер. Разве он не видит, что сегодня они обезлюдели? Разве он не понимает, что если и дальше все пойдет так, как идет сегодня, то скоро в этих селах вообще некому будет пить воду из "министерских" колодцев? Некому будет даже похоронить стариков на "обустроенных" заботами господ министров кладбищах. Недавно прочел в одной из газет, что в Республике Молдова уже есть село, в котором живет всего один человек... Как говорится, докатились!

Не говорю уже о совершенно провальной ситуации в промышленности, автомобильном и железнодорожном транспорте и авиации, о тотальной разрухе в сельском хозяйстве, о росте инфляции. Думаю, нам ещё предстоит самым серьезным образом разобраться, в чьих личных интересах в Республике Молдова происходит безостановочный рост импорта на фоне падения экспорта. Экономике РМ всё это уже нанесло сильнейший удар. Но отдельные молдавские бизнесмены, "особо приближенные к власти", на этом уже хорошо "погрели" и продолжают "греть" руки, перекачивая через сеть принадлежащих им фирм, оптовых баз и супермаркетов в свои карманы деньги молдавских гастарбайтеров, поступающие в страну в виде помощи оставшимся здесь семьям.

Кстати, если за последние 11 лет в Молдову поступило всего около одного миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, то молдавские гастарбайтеры только за один год присылают в страну более одного миллиарда долларов. Если бы хотя бы малая часть этих денег шла на развитие производства, дела в стране шли бы куда лучше, чем сейчас. Но правительство палец о палец не ударило для того, чтобы создать условия для перетока этих денег на цели развития экономики. Поэтому они уходят только на "потребиловку", обогащая отдельных импортеров и, одновременно, окончательно разоряя страну, так как импорт вытесняет сегодня с внутреннего рынка почти все те товары, которые Молдова ранее производила сама.

ИА REGNUM: Какие действия, по вашему мнению, необходимо предпринять для того, чтобы избежать катастрофы?

Думаю, вместо того чтобы заниматься показушным рытьём колодцев, покраской оград на кладбищах и ремонтом фонтанов, и премьер-министру, и подчиненным ему министрам давно уже пора заняться, наконец, практическим решением вышеозначенных и других политических, социальных и экономических проблем, пока они окончательно не приобрели характер тотальной национальной катастрофы.

Сегодня Молдове срочно нужны эффективные, продуманные, реальные действия по созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций, развитию экспорта, внедрению новых технологий, получению средств для решения острейших социальных проблем, в том числе и для поддержки малоимущих. Надо срочно отлаживать и поднимать на должный уровень отношения с Россией, ЕС, Румынией, Украиной. Вот над этим должно профессионально и ответственно трудиться правительство, а не заниматься "колодезными" и "кладбищенскими" акциями с явно пропагандистским душком.

Тот факт, что правительство, напротив, продолжает пускать пыль в глаза, заниматься дешевым пиаром несуществующих успехов и пропагандой всякого рода фантастических "стратегий", во всё большей мере убеждает меня и многих других людей в Молдове и за её пределами в том, что наши правители непрофессиональны, что они просто не умеют делать практическую работу, а потому и занимаются имитацией бурной деятельности на фоне надвигающейся экономической и социальной катастрофы.

То, что делает сегодня это правительство, всё больше напоминает мне сцену из романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок": прилагая титанические усилия, Шура Балаганов уже почти допилил чугунную гирю до конца, но "оно всё ещё не золотое", а организатор всей этой дурацкой акции Паниковский, который уже давно понял, что никакого золота в этой гире нет, продолжает подбадривать его словами: "Пилите, Шура, пилите! Она внутри золотая!" Правительству нашему стоило бы, однако, вспомнить, чем кончилось это "пиление"... Не хочется быть пророком, но когда народ Молдовы окончательно поймёт, что и "внутри", как и "снаружи", экономическая и социальная политика этой власти отнюдь не "золотая", он может поступить с ней примерно так же, как Шура Балаганов поступил с Паниковским...

ИА REGNUM: Так способно ли, в свете сказанного вами, действующее молдавское правительство и прочее высшее руководство страны вывести страну из кризиса?

Меня чрезвычайно беспокоит полная оторванность от реальной жизни, непрофессионализм и беспредельный цинизм этого правительства. Беспокоит и то, что ни президент Воронин, ни молдавский парламент не используют свои конституционные полномочия для того, чтобы потребовать от правительства "спуститься с небес на землю" и заняться, наконец, исполнением своих прямых обязанностей. Этого от них ждут и все граждане Республики Молдова, на повседневной жизни которых безделье, безответственность и непрофессионализм этого правительства с каждым днём сказываются всё более негативно. Пора, давно уже пора президенту и парламенту проанализировать деятельность правительства. И не по бумажным отчетам, а по реальным результатам. А их, увы, как не было, так и нет. Настало время внимательно проанализировать все программные выступления президента и посмотреть, что сделано, а что осталось на бумаге. Не сомневаюсь, что результат этого мониторинга повергнет многих в шок. Идей и инициатив было великое множество, а в сухом остатке - несколько "министерских колодцев". Все это дает основание сделать вывод, что нынешняя власть не только непрофессиональна и неэффективна, но и вредна стране. Следовательно, эту власть надо менять. Причем безотлагательно.

Собственно говоря, народ Молдовы уже вынес свою оценку действующей коммунистической власти, вернее сказать, выразил ей вотум недоверия. Продолжительное время не стихает ажиотаж вокруг румынского посольства и консульства в Кишиневе, сотни и тысячи людей пытаются любой ценой обрести румынское гражданство, чтобы уехать из Молдовы. Всем понятно, что идет процесс обрушения молдавской независимой государственности. Но президент, парламент, правительство словно воды в рот набрали... Да и что они могут сказать сегодня народу? Чем они могут его утешить? Очередными сказками о "процветании" и грядущей "евроинтеграции"? Но народ уже не верит в них...

Правительство Молдавии безответственно занимается пиаром самого дешевого пошиба на фоне надвигающейся экономической и социальной катастрофы. Так уже было в Венгрии - дела в стране шли всё хуже, а правительство бодро рапортовало об "успехах". Все видят сегодня, к чему это привело.

ИА REGNUM: А как обстоит дело с независимостью Молдавии? В последнее время возникло много разговоров, что Молдавия может ее потерять. Насколько это реально?

Нельзя не признать, что ситуация в плане создания надежных гарантий государственной независимости и суверенитета Республики Молдова особенно заметно ухудшилась за последние пять-шесть лет. То, что мы наблюдаем в последние годы, не может не вызывать тревогу у сторонников независимости, у всех патриотов Молдовы.

Во-первых, власть в стране окончательно превратилась сегодня в авторитарный режим, поскольку правящая с февраля 2001 года коммунистическая команда с каждым днём всё меньше в своих действиях следует демократическим принципам, пренебрегает многими конституционными нормами. Во-вторых, в стране возрождается политический сыск, жёстко преследуются оппозиционные политики и свободные СМИ. В-третьих, власть в своей деятельности делает ставку исключительно на укрепление силовых структур, игнорируя кричащие проблемы медиков, педагогов, деятелей культуры, беднейших слоёв населения. В-четвертых, в угоду узкокорыстным интересам приближенных к нынешней власти бизнесменов, специализирующихся на импорте, власть практически уничтожила сферу национального экспорта. Громадный урон нанесен местным производителям. Обесценивается земля. Складывается впечатление, что нынешнее руководство намеренно ведет страну к банкротству, чтобы потом распродать ее по дешевке своим приближенным. В-пятых, сокращая рабочие места и численность обучающихся в вузах, власть фактически "выдавливает" молодежь из страны, лишая её будущего. В-шестых, власть не сумела ни с кем наладить хорошие отношения. У нас нет нормальных отношений с нашими соседями - Румынией и Украиной. Испорчены отношения с Россией. Нет никаких достижений в нашей политике евроинтеграции и налаживании отношений с ЕС. Судя по всему, портятся отношения и с США.

Всё это способствует тому, что молдавская независимость постепенно становится фикцией, превращается в некий внешнеполитический мираж. В Молдове до сих пор не прекратились ожесточенные споры даже о самом факте существования молдавской нации. Стремление населения Молдовы к получению гражданства других стран свидетельствует о том, что десятки и сотни тысяч молдавских граждан, окончательно потерявших веру в возможность обретения достойной человека жизни в своей собственной стране, пытаются найти это счастье и решить свои проблемы через получение гражданства Румынии, России, Украины, других ближних и дальних стран.

Нетрудно понять, что всё это, по мере увеличения в Молдове количества людей, имеющих гражданство других стран, ведёт к постепенному ослаблению и обрушению молдавской государственной независимости, объективно играет на руку всем тем национал-радикальным политическим силам, которые с самого начала считали молдавскую независимость явлением сугубо "временным".

ИА REGNUM: Почему же всё это происходит? Неужели всё так трагично и бесперспективно? Есть ли какие-то пути выхода из этой ситуации?

Первая причина происходящего в том, что в Молдове до сих пор не достигнут общенациональный консенсус по вопросу о строительстве независимого, конкурентоспособного, нейтрального, демократического и единого государства. Нужен общенациональный пакт "Согласие во имя Молдовы", который должны подписать все основные политические силы и общественные объединения Молдовы. Возможно, основные положения этого пакта надо вынести на всенародный референдум.

Вторая причина кроется в том, что Молдова пока ещё так и не сумела найти свою собственную, уникальную и неповторимую нишу в мировой экономике. Еще вчера при слове "Молдова" у граждан других стран возникали устойчивые ассоциации: виноград, вино, персики, яблоки, консервированные овощи и фрукты, соки, конфеты, продукты питания для космоса. К этому добавлялись текстильные товары, стиральные машины, морозильники, трактора. Сегодня же очень многое из этого перечня мы уже утратили и продолжаем терять, а вместе с этим начали терять и своё место и на международных рынках.

Третья причина - это то, что у нас далеко не всё обстоит благополучно и с моделью нашего экономического развития. Только на седьмом году нахождения у власти коммунисты, наконец, "дозрели" до понимания того очевидного факта, что нашей стране необходима надежно защищенная законом частная собственность, а национальному бизнесу - устойчивые налоговые льготы. Пришло, наконец, и понимание, что необходимо активно развивать технопарки и срочно реанимировать фондовый рынок. Пока это понимание, к сожалению, привело лишь к усиленному законотворчеству. Принимаются всё новые, давно ожидаемые законы. Но дело в том, что нам нужны не только хорошие законы. Нам, прежде всего, нужно их неуклонное исполнение всеми чиновниками сверху донизу. Нам нужна также независимая, честная и некоррумпированная судебная система. Нам нужны действительно свободные и независимые СМИ. Всего этого у нас пока, увы, как не было, так и нет, а потому прекрасные и нужные законы, скопированные с законов, успешно действующих в странах Евросоюза, в руках косной молдавской партийно-бюрократической номенклатуры не работают.

Четвертая причина - это отсутствие у Молдовы внятной и понятной внешней политики. Нам в огромной степени вредит очень переменчивая по своему вектору "маятниково-флюгерная" дипломатия, официально именуемая "многовекторной" внешней политикой, постоянные колебания и метания действующей власти между Востоком и Западом в поиске наибольших благ и выгод. Кроме того, наши власти, пытаясь играть на противоречиях великих держав, умудрились внести смуту и раскол даже в отношения между Россией, ЕС и США по вопросам, касающимся Молдовы. Обидные и непростительные ошибки! Разве действующей власти так уж трудно было понять, что наше движение в Европейский союз отнюдь не означает, что мы должны при этом "уходить из России", а стратегическое партнерство и дружба с Россией не означают свертывание курса на вступление Молдовы в ЕС!

ИА REGNUM: И что же делать? Видите ли вы пути решения всех этих проблем?

Да, я уверен, что эти проблемы решаемы. Как считает Партия социальной демократии, главной нашей стратегической целью должно стать построение независимой, конкурентоспособной Молдовы, достижение постоянного, международно-признанного нейтрального статуса страны, а также решение мирными способами проблемы Приднестровья и объединения правого и левого берегов Днестра. Мы уверены, что наша партия эти вопросы решит. Для этого мы боремся за победу на выборах и убеждены, что эта борьба приведет к власти в Молдове нашу партию. Мы исправим ошибки коммунистов и построим новую Молдову - независимую, конкурентоспособную, нейтральную и единую.

ИА REGNUM: Одна из очень серьезных проблем Молдовы - это массовый отъезд ее граждан на работу за границу. Что сделает Партия социальной демократии после прихода к власти для того, чтобы решить проблему гастарбайтеров?

Мне не нравится это слово - "гастарбайтеры". Уже в самом этом слове есть нечто уничижительное. Что же касается вашего вопроса, то проблема эта действительно серьезная. Всем сердцем, всей душой и мне, и моим соратникам хотелось бы как можно скорее вернуть наших соотечественников на Родину. Но мы реалисты, а потому прекрасно понимаем, что, даже придя к власти, не сможем решить эту проблему в одночасье. У нас есть программы, планы, предусматривающие, как надо ее решать. Но потребуется время для реализации наших программ возрождения национальной экономики, без чего невозможно создать условия для возвращения в Молдову её граждан, вынужденно оказавшихся на чужбине.

Мы сейчас изучаем идею, которая в свое время была реализована в Турции президентом Демирелем. Её суть в том, что для тех, кто готов вернуться на родную землю и вложить свои капиталы в развитие экономики, создаются специальные льготы. В Турции этим людям бесплатно выделяли земли в Анталии и в других местах на берегу моря, предоставляли на определенное время значительные налоговые льготы. Сегодня это процветающие уголки Турции, приносящие в бюджет многомиллионные доходы. Мы также готовим некоторые предложения, которые могут привлечь тех, кто работает за пределами Молдовы, и способствовать экономическому росту нашей страны.

ИА REGNUM: Готовы ли вы сотрудничать с партией власти, участвовать в реализации социально-экономических и политических проектов, реализовывать на практике те идеи, которые у вас есть?

Мы - оппозиционная партия. Мы убеждены, что реальные перемены в Молдове начнутся только после нашего прихода во власть. Коммунисты себя исчерпали, и никакие инъекции их уже не спасут. Но, в то же время, мы готовы делиться своими идеями, предлагать пути и методы решения существующих проблем, сотрудничать ради этого, в том числе и с коммунистами. И мы это уже делали. Но это был поистине "глас вопиющих в пустыне". Коммунисты вообще никого не хотят слушать, ни с кем не собираются сотрудничать. Если же они и берут на вооружение некоторые наши идеи, то так их потом извращают, что они теряют свой первоначальный смысл.

ИА REGNUM: И, в заключение, несколько вопросов о молдавско-российских отношениях. Есть мнение, что Молдавия утратила стратегическое партнерство с Россией. Одни винят в этом молдавскую власть, другие - российскую. Каково ваше отношение к этой проблеме?

Мы считаем, что, когда у нас возникают какие-либо проблемы, нужно, прежде всего, разобраться в своих собственных просчетах, а не думать о чужих ошибках. В конечном итоге, от ухудшения этих отношений мы теряем неизмеримо больше, чем Россия. Поэтому наша партия и говорит о вине и ответственности нынешней власти за сложившуюся ситуацию.

ИА REGNUM: Однако в Молдове растет число антироссийски настроенных политиков, в молдавской прессе, в том числе и провластной, Россия постоянно подвергается критике. Разве всё это не свидетельствует о "смене вех"?

Я считаю крайне недальновидными тех молдавских политиков и во власти, и в оппозиции, которые не понимают или просто делают вид, что не понимают, чем, в конечном итоге, может обернуться для нашей страны в её нынешнем неустойчивом положении разрыв отношений стратегического партнерства с Россией. Поразительно, но даже эксперты и высшие государственные руководители стран ЕС постоянно подчеркивают, что Молдове нужно не конфликтовать, а дружить и сотрудничать с Россией. Но это упорно "не доходит" до сознания молдавских властей и некоторых правых оппозиционных партий. Складывается впечатление, что для нынешней власти Молдовы мнение малоизвестного, заштатного американского политолога-русофоба Влада Сокора важнее позиции ведущих европейских политиков, а самое главное, интересов собственной страны. Что касается "смены вех", то, действительно, есть некоторые хаотичные колебания партии власти, которая колеблется вместе со своим лидером. Но это, конечно же, не политика всей Молдовы. Большинство нашего народа за дружбу и сотрудничество с Россией.

ИА REGNUM: Вы и ваша партия ищите свои собственные варианты решения проблемы развития молдавско-российских связей?

На съезде нашей партии мы приняли специальную резолюцию по проблеме внешней политики, там есть и раздел об отношениях с Россией. Мы поставили задачу работать над тем, чтобы исправить просчеты, допущенные нынешним правлением во взаимоотношениях с Россией, а также стимулировать развитие политических, экономических, торговых и культурных молдо-российских отношений, учитывая российский экономический потенциал, а также роль российской дипломатии в урегулировании приднестровского конфликта.

Самое же главное состоит в том, что всем нам необходимо осознать - прежней России, дотирующей низкими ценами на свои энергоносители другие страны и создающей преференции для их экспортных товаров, не получая для себя ничего взамен, уже больше нет. Россия начинает выстраивать свои отношения с другими странами с учетом своих собственных выгод и интересов. Но и России также надо понимать, что Республика Молдова является независимым, суверенным и нейтральным государством, которое выстраивает свою политику исходя из собственных национальных интересов.

Как для Кишинёва, так и для Москвы наступило время кардинально пересмотреть прежние отношения и начать выстраивать новые, соответствующие современным внешнеполитическим и экономическим реалиям. Мы убеждены, что и сегодня сохраняются весомые исторические, экономические, политические и гуманитарные предпосылки для того, чтобы нынешний период конфронтации между Россией и Молдовой был преодолен, чтобы мы вновь, как и прежде, стали верными и надежными друзьями, стратегическими партнерами. Мы готовим свои предложения по этой теме. Надеемся, что они найдут поддержку как в Молдове, так и в России.