Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" - это экономический, а не геополитический проект. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-центре IV Байкальского экономического форума, об этом 21 сентября на пленарной дискуссии "Европа - Россия - Азиатско-тихоокеанский регион: пути интеграции и сотрудничества" заявил вице-президент АК "Транснефть" Евгений Астафьев. По его словам, ВСТО - "это абсолютно аполитичный проект, не прокитайский или прояпонский". Поставки будут определяться экономической целесообразностью, отметил Астафьев.

Представитель "Транснефти" сообщил, что развитие проекта уже приносит серьезные экономические результаты для России: компании проявляют активное внимание к северным месторождениям нефти; бюджет Иркутской области от проекта ВСТО уже в 2006 году получит 1,1 млрд. рублей дополнительных поступлений.

Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман в своем выступлении заявил, что структура российской экономики в настоящее время - совсем не инновационная. Преобладает топливно-энергетический комплекс: за счет экспорта энергоресурсов формируется 60% бюджета России. И в настоящее время задача российской власти - пересмотреть наши конкурентные преимущества. Такими преимуществами, по словам министра, являются географическое положение и высокое качество человеческого, интеллектуального потенциала. В рамках проекта, который предлагает реализовать Леонид Рейман, делается упор как раз на эти преимущества. По его мнению, Россия может стать не только транспортным коридором, но и телекоммуникационным каналом между Европой и Азией. Леонид Рейман отметил, в последние годы в России идет активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий. Развитие этой отрасли происходит в четыре раза быстрее, чем других отраслей экономики. Высокие темпы развития ИТК имеет во всем мире. Требуется более мощный трафик между различными частями света. Сейчас коммуникации между Европой и Азией фактически делают кругосветное путешествие, минуя Россию. Между тем, кратчайший путь трафика - через наше государство. Российские компании уже готовы включиться в эту работу: проложенные внутри России оптоволоконные линии имеют высокое качество.

Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин в своем выступлении еще раз затронул тему "Россия как транспортный коридор между Европой и Азией". "Интеграция Российских железных дорог в международные транспортные сети являлась и является стратегической задачей РЖД", - подчеркнул он. Сейчас компания поступательно ликвидирует барьеры на пути реализации этой идеи. В частности, существуют договоренности с Дальневосточной таможней о том, что если перевозчиком выступает РЖД, а отправитель - какая-либо "уважаемая компания", то для прохождения таможенного контроля достаточно провести электронный обмен данных. При перевозке нефти в Китай по железной дороге оформляется таможенная декларация по одной накладной на поезд. Прежде требовалось составление документа на каждый вагон, что оказывалось значительно сложнее и длительнее - практически, в 70 раз. Еще один шаг ОАО "РЖД" к интеграции в международные сети - проект по реконструкции Корейской магистрали. Кроме того, на днях было подписано соглашение с Китаем, Германией и Россией о создании единого логистического центра для трех государств.

Парламентский заместитель министра иностранных дел Японии Киехико Тояма отметил, что, к сожалению, пока Россия и Япония (сравнивая с сотрудничеством с другими странами Запада и Востока) сотрудничают очень слабо. Так, внешнеторговый оборот между Россией и США в 15 раз превышает российско-японский оборот. Однако в последние годы сотрудничество начало развиваться. Это проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Началась реализация проекта "ВСТО", который, по мнению Киехико Тояма, является "символом успешного сотрудничества двух государств". А вот проект "Сахалин-2" вызывает тревогу японской стороны. "Министерство природных ресурсов сняло свой заказ в связи с экологическими проблемами, - сказал он. - Да, проект нужно сделать безопасным, но не останавливать его. Здесь мне бы хотелось попросить представителей российской власти рассмотреть ситуацию по "Сахалину-2", чтобы японские инвестиции не пострадали". По его словам, японскому бизнесу могут показаться интересными такие российские проекты, как создание особых экономических зон. В ряду направлений возможного сотрудничества парламентский представитель дипломатического ведомства Японии назвал развитие туризма на Байкале.

В выступлении члена-корреспондента Российской академии наук Руслана Гринберга прозвучала критика в адрес российского правительства. "Считается, что Россия находится на задворках Европы, ее роль - поставщика сырья. И единственное, что ей нужно - диверсификация этих поставок", - сказал ученый. По его мнению, нельзя обнадеживаться тем экономическим ростом, который происходит в стране в последнее время. "Примитивизация производства, деинтеллектуализация труда не остановлены. Время работает не на Россию", - считает Гринберг. По его словам, мировой прогресс идет темпами намного выше, чем экономический рост нашей страны, и мы постоянно наращиваем свое отставание.

Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов в своем выступлении отметил, что в предыдущих выступлениях были затронуты различные аспекты путей интеграции и сотрудничества России с Европой и Азией. Это и создание телекоммуникационного канала, и железнодорожный транспортный коридор, и трубопроводная инфраструктура, и международное сотрудничество в освоении полезных ископаемых. Между тем, по его мнению, эти проекты не являются направленными только на добычу и транспортировку полезных ископаемых. Замминистра высказал предположение, что и в конечной точке ВСТО будут созданы предприятия по переработке нефти и будет осуществляться экспорт продукции высокого передела. И "Сахалин-2" станет проектом, в результате которого будут осуществляться поставки сжиженного газа. Ковыктинское и Чаяндинское газоконденсатные месторождения также станут основой для развития перерабатывающей промышленности - появится газохимия, высокотехнологичные производства с использованием гелия.

Повышение роли государства в качестве эффективного инвестора Андросов продемонстрировал через работу Инвестиционного фонда, который начал работать 1 января 2006 года. В настоящее время рассмотрено семь инвестиционных проектов, которые получат финансирование из Инвестфонда. Это проекты в Читинской области, Красноярском крае и других регионах. Будет создано 120 тыс. новых рабочих мест, в том числе в Сибири - 80 тыс.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов в заключительной речи отметил, что эффективность прошедшего БЭФа покажет время. Но интенсивность работы форума была очень высока. Об этом свидетельствуют цифры: в БЭФе приняли участие более 2300 человек. Небывалую активность проявили члены Совета Федерации: в Иркутск приехали 49 сенаторов. Также на форум прибыли 14 депутатов Государственной Думы, 76 представителей федеральных министерств, 255 представителей субъектов Федерации, 529 ученых, а также 65 представителей иностранных делегаций, представляющих 24 стран мира. Прозвучали выступления 320 человек. Мероприятия освещали 228 журналистов, в том числе представители 15 зарубежных и 25 федеральных средств массовой информации. В число организаторов Байкальского форума вошла Шанхайская организация сотрудничества - одна из влиятельнейших международных организаций.

Сергей Миронов поблагодарил губернатора Иркутской области Александра Тишанина за личный вклад в подготовку форума. "Мы живем в замечательное время, которое можно назвать временем экономического подъема России, - сказал глава российского сената. - Но человек - измерение всех реформ. Качество человеческого капитала становится ключевым во всем мире. Это отразилось и на нашем форуме".

Итоги и рекомендации Байкальского экономического форума, по словам Сергея Миронова, будут переданы Президенту России, в правительство, министерства и ведомства. Сергей Миронов отметил, что следующий Байкальский форум будет юбилейным - пятым по счету.