Республика Адыгея. Президент Хазрет Совмен - о проблемах региона
Адыгея, 28 ноября, 2002, 13:46 — ИА Регнум. Северный Кавказ - уникальнейший регион России. Для успешного развития экономики здесь есть все: промышленный потенциал, полезные ископаемые, трудовые ресурсы... Здесь мягкий климат и традиционно доминирующее сельское хозяйство. Северный Кавказ омывается двумя морями и отсюда кратчайший путь к трем континентам - Европе, Азии и Африке.
Но почему же тогда Северный Кавказ на протяжении столетий, в рамках Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, влачит жалкое существование? В чем наши проблемы, где корни этих проблем? И есть ли пути их решения?
Поиску ответов на эти и другие вопросы был посвящен "круглый стол", организованный недавно газетой "Российская Федерация", в работе которого приняли участие руководители субъектов Южного федерального округа.
Мнение Президента Адыгеи Х.М.Совмена по многим наболевшим вопросам, общих для всего региона и характерных для республики Адыгея.
О приоритетных направлениях развития региона и Адыгеи.
- Единая согласованная социально-экономическая политика Северо-Кавказского региона в условиях усиливающейся конкурентной борьбы, безусловно, будет способствовать более эффективному решению проблем входящих в него субъектов.
Государственной поддержки и финансирования требуют приоритетные инвестиционные проекты, направленные на создание производств общефедерального и регионального значения, на решение проблемы занятости населения на основе развития отраслей и производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
Одним из перспективных направлений социально-экономического развития Республики Адыгея является формирование туристско-рекреационного комплекса. Высокая концентрация природных лечебно-оздоровительных ресурсов, благоприятные ландшафтно-климатические условия с учетом уже имеющейся материально-технической базы, а также близость к Черному морю, создают естественную основу для развития курортно-туристического комплекса республики, как одной из "точек роста" экономики республики.
Следующим основным стратегическим направлением экономического роста является подъем сельскохозяйственного производства, которое позволит обеспечить загрузку имеющихся мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности Адыгеи.
Необходимо финансирование разработки системы мер по поддержке экспортных направлений хозяйственно-экономической деятельности предпринимательских структур Республики Адыгея.
В целом, мы ориентируемся на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации по преодолению разрыва в экономическом развитии по отношению к высокоразвитым странам Запада. Задача сложная, но таковы требования реальной жизни.
О государственной поддержке региональных проектов.
- Важное направление, требующее государственной поддержки - осуществление мероприятий по самообеспечению Республики Адыгея собственными топливно-энергетическими ресурсами с использованием имеющегося природного потенциала.
Государственную поддержку также целесообразно оказывать, прежде всего, строительству дорог, имеющих общерегиональное и федеральное значение. Например, строительство дороги Майкоп - Дагомыс.
Особого рассмотрения требует вопрос развития нефтяной и газовой промышленности в республике. По двум перспективным направлениям нефтяным и газовым участкам республики - Южному и Центральному - запасы углеводородного сырья оцениваются в 53 млн. тонн условного топлива. Стоимость поисково-разведочных работ - 5-6 млн. долларов. Затраты, как видим, значительные, но они не сопоставимы с возможными экономическими результатами, если под; твердятся прогнозные запасы - 6-7 млрд. долл..
O совершенствовании федерального законодательства.
- Пакет предложений у нас в этом направлении значительный. В Федеральный Закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ внести дополнения в части административной и иной ответственности за невыполнение прогнозных показателей и в части усиления государственного участия и регулирования деятельности субъектов производства, всех форм собственности.
В ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" необходимо признать сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственные организации индустриального типа: птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы с целью применения для их налогообложения - единого сельскохозяйственного налога.
В ФЗ "О мелиорации земель" предусмотреть финансирование мелиорации земель на 100% за счет средств федерального бюджета. Для привлечения новейших технологий, производств, "ноу-хау" в регионы России необходимо принятие Закона РФ "О свободных экономических зонах в российской Федерации", что позволит задействовать мощный механизм СЭЗ для коренной модернизации и ускорения развития экономики России в целом и регионов в частности.
Принять федеральные законы по вопросам социальной сферы:
- о создании правовой базы для функционирования профессиональных пенсионных систем и определению порядка их функционирования;
- "О миграции в Российской Федерации" и "О порядке депор-тирования за пределы Российской федерации незаконных мигрантов";
- разработать Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года.