Транссибирская магистраль является одним из ключевых международных транспортных коридоров мира, но, тем не менее, объемы контейнерных перевозок на дороге растут крайне медленно. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-центре IV Байкальского экономического форума, этот транспортный парадокс стал основной темой обсуждения дискуссионной площадки "Комплексное развитие Транскорейской магистрали и Транссиба. Повышение эффективности взаимодействия железнодорожного и водного транспорта. Транспортно-логистические центры. Инновационное развитие транспорта как фактор укрепления конкурентоспособности России на мировом рынке". Мероприятие прошло 21 сентября в рамках круглого стола "Россия как транспортный коридор между Европой и АТР" в Иркутском государственном университете путей сообщения.

В мероприятии приняли участие более 30 экспертов из городов Сибири и Дальнего Востока, Москвы. На круглом столе было отмечено, что Транссибирская магистраль имеет ряд преимуществ перед морским транспортом, одно из которых - скорость доставки. "Груз из Азии в Европу идет водным транспортом 35-40 суток, по Транссибу -18-20", - рассказал первый заместитель генерального директора ОАО "Дальневосточное морское пароходство" по контейнерным перевозкам Сергей Козлов.

Тем не менее, грузооправители не очень активно пользуются железнодорожным транспортом из-за более высоких, чем на водном транспорте, тарифов и несоответствия тарифного регулирования на железных дорогах Китая, Кореи и России. "Проблемы действительно существуют, - подтвердил член Совета Федерации, заместитель председателя комиссии СФ по естественным монополиям Валентин Межевич. - Это вопрос таможенных и пограничных переходов, упрощения процедур оформления, адаптации тарифных планов друг к другу".

Второй ключевой темой площадки стало создание транспортно-логичестического центра Иркутской области. По словам главного инженера Восточно-Сибирской железной дороги Александра Скачкова, создание такого центра позволит минимизировать транспортные расходы грузовладельцев, контролировать отправку грузов, выбрать оптимальный вариант доставки. Что в итоге приведет к снижению транспортной составляющей в конечной цене на продукты, позволит поднять рентабельность производства, мотивирует его расширение и модернизацию. В качестве учредителей центра могут выступить администрация Иркутской области, Восточно-Сибирская железная дорога, аэропорт "Иркутск", Верхнеленское речное пароходство и другие структуры. Александр Скачков подчеркнул, что потребность в таком центре увеличится с созданием агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова.

На дискуссионной площадке было презентовано судно на воздушной подушке, разработанное компанией "Белый медведь" (Омск). По словам генерального директора компании Евгения Пономарева, амфибийное судно передвигается по воде и по суше, поэтому может круглогодично использоваться для грузовых перевозок маршрутом от 200 до 900 км. Судно может развивать скорость свыше 100 км в час.

Участники дискуссионной площадки узнали и о новых видах транспорта, производство которых с 1 октября 2006 года получит федеральное финансирование. В их числе экраноплан "Иволга" - всесезонное скоростное многоцелевое транспортное средство с бесконтактным движением на высотах от 0,2 до 3 метров. При весе до 3700 кг имеет дальность хода до 1500 км на крейсерской скорости 180 км/ч. А также летательный аппарат "Экип" ("Экология и прогресс"). Это транспортное средство нового поколения, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов. Взлет и посадку аппараты "Экип" осуществляют с помощью взлетно-посадочного устройства на воздушной подушке с аэродромов любой категории, включая земляные площадки и водные поверхности. По мнению участников дискуссионной площадки, новые виды транспорта позволят решить проблемы с сезонным доступом в северные районы России.