Безопасность Абхазии находится в прямой зависимости от геополитических притязаний России и США в грузино-абхазском конфликте. Об этом в ходе Международной конференции "Абхазия в контексте безопасности региона" в Пицунде заявил старший научный сотрудник, эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа.

По его словам, столкновение принципов территориальной целостности и принципа народов на самоопределение является благодатной почвой для реализации собственных геополитических интересов великих держав, а Грузия сама стала заложником этого противоборства. "Ориентация Тбилиси на Запад, а Сухуми на Москву, в некоторой степени отражают существующие противоречия. Зависимость Грузии от интересов Запада (если быть точнее США), впрочем, как и зависимость Абхазии от России, стала доминантой окончательного урегулирования конфликта. Национальные интересы России и США в полной мере отражают суть происходящего. Для России в международной сфере они заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира. Национальные же интересы США не допускают создания многополярного мира, отстаивают сохранение роли гегемона на международной арене", - считает эксперт.

По словам Харабуа, однако говорить о глобальном противостоянии между Россией и США нецелесообразно. Отношения между двумя государствами можно оценить как стратегическое партнерство по целому ряду сфер, в том числе, по угрозам национальной безопасности. Но в грузино-абхазском конфликте интересы держав полярные. "В Вашингтоне полагают, что Россия проявляет агрессивность в отношении Грузии, которая является, по их мнению, приверженцем демократических ценностей. Не является открытием то, что, отстаивая интересы Грузии, США в большей степени, осуществляют, свои внешнеполитические цели и задачи первостепенной важности. Несомненно и то, что Вашингтон намерен создать своего рода некий плацдарм, и совсем не обязательно военный, для дальнейшей экспансии и наступления на Россию по всем направлениям. Но для американцев приоритетными остаются энергомаршруты - нефтепровод, и последующая прокладка газопровода. Можно сказать, что на этом зиждется вся подоплека взаимоотношений России и США", - заявил он.

Эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ отметил, что при таком раскладе, конфликт между Грузией и Абхазией будет тлеть еще очень долго. Отношения между сторонами дошли до такого уровня, что точка нахождения консенсуса превратилась в "точку невозврата". Вернуться к прежним взаимоотношениям между Грузией и Абхазией, даже на момент начала войны, невозможно. В конфликте между Грузией и Абхазией военно-стратегический компонент стал определяющим. Однако сценарий возобновления военных действий, инициатором которых выступит Россия или США, по мнению эксперта, исключено. "США, впрочем, как и Россия, были бы не против применить военную силу, или же склоняются к применению таковой, однако обе стороны в силу различных причин не готовы и не желают использовать свои собственные силы, осознают всю пагубность ситуации, в случае развития такого сценария. Конфликтующие стороны, не без поддержки США и России, пытаются реализовать свои главные цели. Стороны проявляют решительную готовность в осуществлении поставленных перед руководством этих республик задач. Но данные цели и задачи как нельзя кстати идут в фарватере интересов Америки и России. Тиски геополитического противоборства все больше сужают возможности урегулирования конфликта", - сказал он.

"Несмотря на существующие разногласия и геополитические притязания США и России в вопросе урегулирования конфликта между Грузией и Абхазией, Вашингтон отдает себе отчет в том, что Россия играет большую роль в процессе разрешения конфликта. И все же, на мой взгляд, США будет использовать испорченные взаимоотношения Грузии и России, по крайней мере до тех пор пока окончательно не убедятся в том, что Россия сумела закрепиться в этом регионе. Россия в свою очередь, если не окажется в состояния удержать Грузию под своим контролем, и в случае потери Абхазии, скорее всего, попытается спровоцировать военные действия, направленные против любого участника конфликта. Такой пример у нас уже был - война 1992-1993 года", - продолжил эксперт.

Что касается США, то они заинтересованы в мирном разрешении конфликта между Грузией и Абхазией, так как, этот вопрос находится в прямой зависимости от будущего состояния безопасности энергомаршрута и членства Грузии в НАТО. "Однако не стоит забывать, что существует и другой путь. Учитывая эти и другие обстоятельства, американская администрация, которая зачастую сквозь пальцы смотрит на принцип территориальной целостности, вероятно, была бы способна принять решение о признании Абхазии. Однако на данном этапе говорить об этом рано. Ярко выраженная направленность Абхазии в сторону России не позволяет думать об этом. К тому же, Белый дом еще надеется на то, что сумеет получить контроль над всей территорией Грузии вместе с Абхазией и Южной Осетией", - резюмировал Руслан Харабуа.