Большинство россиян (67%) позитивно относятся к тому, что студенты вузов сочетают учёбу с работой (в том числе 33% - безусловно положительно). Негативные оценки дают 24% опрошенных (от 18% среди молодёжи 18-34 лет до 29% в группе "60+"). Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного 9-10 сентября в 46 регионах России.

По мнению россиян, основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, что это позволяет студенту обеспечивать себя материально (отмечают 45% тех, кто положительно относится к такому совмещению), немаловажно и то, что приобретается опыт работы (17%), вообще это хорошая школа жизни (14%), способствует развитию ответственности и самостоятельности (10%), позволяет помочь родителям (8%), кроме того, студенты больше заняты делом, а не "глупостями" (4%), и на работу легче устроиться после вуза (1%).

Те, кто отрицательно относится к совмещению учёбы и работы, аргументируют свою позицию тем, что мало времени остаётся на учёбу, отсюда и недостаточный уровень знаний (42%), что учёба - это главное, а работа от неё отвлекает (32%). Кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8%), да и "успеют ещё наработаться" (2%).

Многие студенты совмещают учёбу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения, считает подавляющее большинство опрошенных - 85%. По мнению 13% респондентов, главная причина кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии; эта точка зрения более популярна среди опрошенных, относящих себя к хорошо материально обеспеченным (29%, в группах средне и плохо обеспеченных - 8-11%).

Среди тех респондентов, кто учился в вузе, техникуме, половине (42%) приходилось одновременно работать (постоянно - 19%, или иногда - 23%); другой половине (41%) - нет. Среди мужчин несколько больше тех, кто в студенческие годы работал (45% против 36% не работавших), среди женщин - наоборот (39% работали, 45% нет).

Большинство тех, кому приходилось совмещать учёбу с работой (66% против 25%), считают, что это пошло на пользу их дальнейшей профессиональной деятельности. Хорошо материально обеспеченные опрошенные (76%) чаще средне и плохо обеспеченных (64-65%) указывают на пользу совмещения учёбы и работы для карьеры (напомним, что респонденты из этой, наиболее благополучной в финансовом отношении группы чаще других отмечали, что работали ради профессиональных навыков, а не ради денег).

Свыше половины опрошенных считают, что за последние 15-20 лет ухудшились возможности для выпускников вузов устроиться на работу по специальности (70% против 10%, фиксирующих улучшение в этой сфере) и получить высокооплачиваемую работу (+12%, -64%). Скорее негативные сдвиги, согласно общественному мнению, произошли и в материальном положении студентов (+20%, -53%), их общем культурном уровне, кругозоре (+21%, -47%), в профессиональной подготовке (+24%, -41%), а также в отношении преподавателей к своей работе (+12%, -46%). Молодёжь 18-24 лет, как правило, оценивает изменения по всем этим пунктам более оптимистично, хотя и эта возрастная группа негативные тенденции фиксирует чаще позитивных; исключение составляет лишь вопрос уровня профессиональной подготовки выпускников: 32% молодёжи считают, что этот уровень возрос; 28%, - что снизился.

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.