Обзор СМИ за 8-14 сентября 2006 года.

Военный вестник. Резолюция Генассамблеи ООН о пожарах. Обращение ГУАМ. Степанакерт готов разговаривать с Баку. Баку против. Россия и Карабах. Нагорно-Карабахской Республике 15 лет.

Военный вестник

12 сентября, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в районе населенного пункта Сейсулан Мардакертского района Нагорного Карабаха. С позиций Армии обороны НК мониторинг осуществляли координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия). Как передает Информационный портал МИД Нагорного Карабаха, мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано. Однако азербайджанская сторона в очередной раз не вывела миссию ОБСЕ на свои передовые рубежи, сообщает Информационный портал МИД НК. Несмотря на то, что разделительная полоса между позициями Нагорного Карабаха и Азербайджана на участке, где проводился мониторинг, составляет менее ста метров, азербайджанская сторона вывела миссию ОБСЕ на точку в семистах метрах от своих передовых рубежей, тем самым воспрепятствовав полноценному визуальному обследованию указанной зоны, утверждает источник. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.

По сообщению бакинской "525-й газеты", "по некоторым данным", во время мониторинга с армянской стороны был выпущен снаряд на территорию, где проводился мониторинг, в результате чего был разрушен жилой дом, однако полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Гюнтер Фолк и Питер Ки "не отметили этого факта". Вместе с тем, бакинскому агентству АПА в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана сообщили, что в ходе мониторинга никаких инцидентов не произошло.

Как сообщает бакинская газета "Эхо" со ссылкой на информированные источники, уже практически готов проект размещения миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта. Миротворческий контингент предполагается укомплектовать в том числе и из представителей вооруженных сил государств Европейского союза. Комментируя в эксклюзивном интервью "Эхо" поступившую информацию, посол Финляндии в странах Южного Кавказа Тери Хакала в целом не исключила вероятности наличия первоначального плана по размещению миротворческого контингента в зоне конфликта. Хотя, по ее словам, пока сложно об этом говорить, так как нет политического решения. Газета отмечает, что в МИД Азербайджана о существовании технического плана размещения миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта ничего не знают. Более того, пишет "Эхо", там не осведомлены о прошлогоднем визите в зону конфликта военных экспертов ОБСЕ, которые знакомились с ситуацией в рамках возможного в будущем размещения здесь миротворческого контингента. В беседе с газетой начальник Управления информационной политики и печати Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде сказал, что речь может идти о комплексе мер по обеспечению безопасности, в том числе и о возможном размещении миротворческого контингента, только при условии завершения всех компонентов первого этапа урегулирования конфликта. "Когда будут выведены армянские войска с оккупированных территорий, окружающих Нагорный Карабах, будет проведено разминирование зоны конфликта, вернутся к местам постоянного проживания перемешанные лица, только тогда можно будет говорить о размещении миротворческого контингента". Что касается состава, то, по его словам, ни региональные государства, ни страны-сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ не могут принимать участия в операции. В то же время начальник управления отметил, что если даже на сегодняшний день и существует технический план размещения миротворцев, то "мне о нем ничего не известно". Кроме того, Тагизаде подчеркнул, что у него нет никакой информации о том, что в зону конфликта когда-то приезжала миссия военных экспертов ОБСЕ для оценки ситуации в связи с размещением миротворческих войск.

Армения при помощи России закупила в Китае ракеты "DW" с дальностью поражения 80 км. Об этом сообщил агентству Day.Az "проживающий в Гонконге азербайджанец Акпер Гусейнли". По его словам, сообщает агентство, об этом он узнал из местной прессы: "Оружие реализуется Армении в результате деятельности армянской диаспоры. Поскольку Китай и Армения не подписывали никаких договоров о купле-продаже оружия".

Глава Управления печати и информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде, касаясь появившейся в азербайджанских СМИ информации о продаже Китаем Армении оружия массового поражения (ОМП), сказал, что МИД Азербайджана поручил своим послам в Пекине и в Москве расследовать эти вопросы и только после этого официальный Баку выразит свою позицию. (Analitika.az)

В свою очередь в Министерстве обороны Армении опровергли заявления азербайджанской стороны о закупке Ереваном у Китая оружия массового поражения. Как заявил корреспонденту "Арминфо" пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян, данное утверждение не соответствует действительности. "Это глупое заявление. Как минимум, чтобы закупать ракеты, нужны установки", - напомнил он.

Иран поставляет оружие и боеприпасы в 57 стран мира, сообщает новостное агентство Mideast Newsline со ссылкой на главу иранского военного ведомства Мустафу Мохаммада-Наджара. В ходе поездки по Центральной Азии министр обороны заявил, что за последний год Тегеран на треть увеличил объемы военных поставок и расширил их географию. По его словам, клиентами Ирана в 2005 году были лишь 42 страны, сообщает NEWSru Israel. Министр не стал конкретизировать, в какие страны экспортируется оружие, однако иранские источники уточняют, что среди них Ливан, Алжир, Азербайджан, Ливия, Нигерия, Сенегал, Сирия и Туркменистан. (Analitika.az).

Делегация Армянского национального комитета Канады (ANCC) на днях встретилась с официальными представителями МИД Канады и обсудила вопросы, касающиеся армяно-канадских отношений. Как сообщает ANCC, в ходе встречи собеседники обсудили вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, незаконную блокаду границ Армении со стороны Турции, а также вопросы открытия посольства Канады в Армении, развития армяно-канадских двусторонних отношений и будущих канадских инвестиций в армянскую экономику. "Официальные представители МИД Канады выразили обеспокоенность увеличением военного бюджета Азербайджана и пропагандой со стороны Баку силового решения карабахского конфликта. Они также выразили надежду, что посредническая миссия ОБСЕ приведет к мирному решению проблемы", - говориться в сообщении. (PanARMENIAN.Net).

Как отмечает бакинская газета "Эхо", подобных сообщений, в которых выражается "обеспокоенность" гонкой вооружений в Азербайджане, в последнее время все больше и больше появляется на лентах новостей информационных агентств. Газета напоминает, что недавно комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер на конференции "Каспийские перспективы" в Словении также подвергла критике Азербайджан и Грузию за наращивание военных расходов. Между тем, по словам члена комиссии Милли Меджлиса по вопросам обороны и безопасности Адиля Алиева, Азербайджан будет наращивать военные расходы для укрепления армии до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность страны и "в этом вопросе ни одна международная организация не может помешать Азербайджану". "Здесь в большей степени, чем армянское лоббирование, все-таки есть обеспокоенность тем, что наращивание вооружения говорит о вероятности возобновления военных действий", - считает политолог Лейла Алиева. По словам политолога, возможное применение военных способов разрешения конфликтов в будущем и само то, что военный бюджет, согласно реформам и принципам западной модернизации, должен сокращаться, вызывает обеспокоенность у международных организаций. "С международной точки зрения мирный способ разрешения конфликта был бы более желательным, чем военный", - отметила Алиева.

На вопрос информационного портала "Кавказский узел" о том, зависит ли напрямую боеспособность азербайджанской армии от военного бюджета или есть другие, не менее важные аспекты, о которых редко упоминается в печати, экс-министр обороны Армении генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян ответил, что, несомненно, боеспособность армии зависит от военного бюджета. Вместе с тем, по его словам, важно то, насколько эффективно будет использоваться каждый доллар для обеспечения технической и другой боеготовности армии. Он напомнил, что к началу военных действий в Нагорном Карабахе Азербайджан по разным видам вооружений имел преимущества по сравнению с Арменией и НК в 20-30 раз, но ему не помогла ни экономическая, ни военная мощь, поскольку это лишь часть факторов, которые влияют на исход войны. Так, многое зависит от уровня подготовки офицерских кадров, морально-психологического состояния населения страны, от того, насколько эффективно будет переведена экономика на военные рельсы, и пр. По словам Арутюняна, все эти факторы в конечном итоге и определяют боеспособность армии, а не только количество техники и вооружения. "Когда мы сравниваем расходы и бюджеты Армении и Азербайджана, надо учитывать, что для защиты интересов и безопасности Азербайджана, естественно, нужно больше, ибо у них и границы длиннее. В военной терминологии есть такое понятие, как "использование силы и средств на данном направлении". Скажем, страна не может оголить все границы и нацелить все силы только на одно направление. Таким образом, общие расходы и какие именно средства выделяются из бюджета в направлении Армении и как это может использоваться - это совсем разные цифры", - отметил экс-министр обороны. По его убеждению, безопасность государства обеспечивается не теми или иными заявлениями: главное здесь - "обеспечение баланса сил и не обязательно количественного, а качественного, что сегодня Армения и НКР выполняют". "Вооруженные силы Армении и Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики являются теми факторами, которые сдерживают начало боевых действий. Должен сказать, что ВС Армении и Армия обороны НКР боеспособны и способны выполнить поставленные перед ними задачи", - заявил Арутюнян.

"Возобновление военных действий в Нагорном Карабахе полностью не исключается. Однако не думаю, что азербайджанская сторона пойдет на столь самоубийственный для себя шаг", - заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, отвечая на вопросы читателей степанакертской газеты "Азат Арцах". По его словам, карабахцы уже привыкли к шантажу бакинских властей. "Сегодня они хотят запугать нас ростом своего военного бюджета, который обеспечивается за счет денежных поступлений от продажи нефти. Однако такая политика бесперспективна", - заявил Гукасян. Он отметил, что если Азербайджан все же решится на войну, во что верится с трудом, то получит достойный отпор с весьма печальными последствиями для этой страны. Кроме того, силовой путь, по его мнению, представляется нереальным и по причине незаинтересованности мировых и региональных держав в дестабилизации ситуации в регионе, в том числе в связи с реализацией здесь нефтяных проектов, в которые Запад вложил огромные финансовые средства. "Не желает войны и само азербайджанское общество, пострадавшее от боевых действий 1992-1994 годов. О войне в Азербайджане говорят лишь те, кто не знает, что это такое, и кто, в случае ее развязывания, наверняка не будет воевать", - отметил президент. "Как правило, наиболее агрессивные призывы озвучивает сидящая в теплых креслах так называемая азербайджанская элита, которая, не сомневаюсь, подготовила запасные аэродромы для своих детей и родственников", - отметил Гукасян. "Думать и говорить о развязывании войны, на мой взгляд, аморально. Жизнь доказала, что силовым путем проблему Нагорного Карабаха не решить", - заявил глава Нагорного Карабаха.

"Одним из главных завоеваний Нагорно-Карабахской Республики является Армия обороны. Создаваясь параллельно с боевыми действиями, карабахская армия в кратчайшие сроки стала боеспособным вооруженным формированием, оснащенным современной боевой техникой и снаряжением. И сегодня, без присутствия третьей силы, Армия обороны обеспечивает безопасность границ НКР, готова дать достойный отпор любому посягательству противника". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил в ходе праздничных мероприятий по случаю 15-летия провозглашения Нагорно-Карабахской Республики министр обороны НК генерал-лейтенант Сейран Оганян. По его словам, в 1991 году стало очевидным, что избравшее путь независимости армянство Нагорного Карабаха вынуждено будет отстаивать свое право на самоопределение и на поле боя. "В тяжелейших условиях агрессии Азербайджана и экономической блокады руководство Нагорного Карабаха проявило политическую дальновидность и дипломатическую гибкость, предприняв соответствующие шаги, которые и сегодня, 15 лет спустя, значительно укрепляют позиции армянской стороны в переговорном процессе. С честью выйдя из навязанной войны и сумев обеспечить безопасность населения, Нагорный Карабах добился значительного прогресса в экономике, формировании и совершенствовании демократической системы, повышении жизненного уровня народа", - сказал Оганян.

Резолюция Генассамблеи ООН о пожарах

7 сентября на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принят инициированный Азербайджаном проект резолюции относительно пожаров на территориях, контролируемых Вооруженными силами Нагорного Карабаха. Как сообщает ИА "Де-Факто", армянская сторона в результате переговоров пришла к согласию относительно содержания и формулировок проекта резолюции. Согласно сообщению, после согласования документ был расценен армянской стороной как в целом приемлемый. В резолюции Генассамблеи ООН "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", в частности, говорится:

"Генеральная Ассамблея, будучи серьезно обеспокоенной пожарами на территориях, которые нанесли значительный вред окружающей среде

1. Подчеркивает необходимость предпринять срочные меры с целью тушения и ликвидации последствий пожаров на пострадавших территориях;

2. Приветствует готовность сторон сотрудничать в этом направлении и считает это действиями, укрепляющими взаимодоверие;

3. Расценивает намерение ОБСЕ направить миссию в регион с целью оценки краткосрочного и долгосрочного воздействия на окружающую среду как шаг, направленный на защиту окружающей среды;

4. Призывает все структуры и программы ООН, в частности, программу по охране природы ООН, в сотрудничестве с ОБСЕ оказать необходимую помощь и экспертное содействие, включая оценку краткосрочного и долгосрочного воздействия на окружающую среду и противодействие этому влиянию, а также в вопросе восстановления;

5. Просит действующего председателя ОБСЕ представить всем странам - членам ГА ООН доклад по этому вопросу до 30 апреля 2007 года".

Отмечая, что глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что намеченная на середину сентября встреча глав МИД Азербайджана и Армении может не состояться, если Баку инициирует обсуждение карабахского вопроса в ООН, начальник Управления прессы и информации Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде сказал, что Азербайджан оставляет за собой право поднять перед международными организациями вопрос выполнения Арменией своих обязательств. "Если г-н министр позволяет себе делать такого рода высказывания, обуславливая дальнейшее продвижение мирного процесса какими-то другими факторами, несомненно также относящимися к развитию обстановки в регионе, то Азербайджан сохраняет за собой право поставить перед международными организациями, помимо вопросов о реальном положении в регионе, к которым относится вопрос с пожарами, также выполнение Арменией своих обязательств перед международными организациями", - сказал Тагизаде в беседе с бакинским агентством "Тренд".

Газета "Голос Армении" считает, что принятие резолюции ООН можно трактовать как очередную дипломатическую неудачу Армении. Это как раз тот случай, пишет газета, когда детали куда важнее этого достаточно аморфного документа. Первая и самая важная деталь - название документа: "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана". Все остальное, подчеркивает "ГА", - практически мелочи по сравнению с этим фактом, "ибо именно слово "оккупированный" в отношении подконтрольных НКР территорий есть тот ключ, который Азербайджан стремится зафиксировать в любом принимаемом по нагорно-карабахскому конфликту документе". "Сам факт характеристики территорий как принадлежащих Азербайджану и "оккупированных", подтвержденный Резолюцией ООН, для Азербайджана был и остается самоцелью всех и всяческих документов по Карабаху. И закрепление этого термина, отсутствовавшего в первоначальных документах международного уровня, - серьезнейший провал армянской дипломатии, так и не удосужившейся за 14 лет представить мировому сообществу пакет правовых документов, доказывающих обратное", - указывает "Голос Армении".

Газета "Айкакан жаманак" также отмечает, что в данной резолюции Азербайджану важен был лишь заголовок, которым он в очередной раз отметил оккупированность территорий.

Иначе смотрит на вопрос газета "Новое время". По ее мнению, армянским сторонам не стоит нервно воспринимать появление на свет резолюции ООН. "Скорее наоборот: эта резолюция предоставила нам дополнительные преимущества в переговорном процессе. Так, согласие Еревана на развертывание международной миссии по выяснению причин пожаров на сопредельных с НКР территориях продемонстрировало миру искреннюю обеспокоенность армянской стороны случившимся и ее готовность сотрудничать в этом вопросе с Азербайджаном".

Газета "168 Жам" пишет, что к теме резолюции ГА ООН обратились многие известные зарубежные СМИ, сообщения которых позволяют заключить, что отношение к проблеме Нагорного Карабаха изменилось: информационные агентства представляют его как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном, а авторитетное агентство Ассошиэйтед пресс назвало Карабахскую войну "сепаратистской войной". Согласно сообщению газеты "Иннер Сити Пресс" (Нью-Йорк), обсуждение резолюции в ООН заняло всего 10 минут, в течение которых в ее поддержку высказались США, Турция, Украина от имени ГУАМ и Пакистан от имени Организации "Исламская конференция". "Вся эта дипломатическая бомбардировка привела к принятию обращенной к ОБСЕ резолюции", - пишет "Иннер Сити Пресс". Она сообщает также, что в течение двух дней с армянской стороной велись переговоры по согласованию текста резолюции. Ссылаясь на свой источник, стоящий близко к этим переговорам, "Иннер Сити Пресс" отмечает, что главным предметом переговоров был пункт, касающийся представления доклада Генеральной Ассамблее: Армения выступает против обсуждения в ООН любого вопроса, касающегося Нагорного Карабаха. "Поговаривают, что если ты живешь на территории, находящейся в зоне влияния кого-либо из постоянных членов Совета безопасности ООН (пятью постоянными членами Совета безопасности ООН являются Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), то успеха в ООН тебе не добиться", - замечает "Иннер Сити Пресс". Согласно газете, Азербайджан квалифицирует пожары в пограничной зоне как "армянские поджоги" и ожидает международного давления на Армению, чтобы получить возможность получить доступ в "оспариваемые поджигаемые территории". Газета упоминает также, что как представитель Армении в ООН Армен Мартиросян, так и глава МИД РА Вардан Осканян заявили на днях, что если Азербайджан продолжит выносить на обсуждение ООН связанные с карабахской проблемой вопросы, то переговорный процесс прервется. "Какими же будут ответные шаги Армении на все эти инициативы Азербайджана? Или она ограничится лишь угрозами выйти из переговорного процесса?" - спрашивает "168 Жам".

На вопросы агентства "АзерТадж" ответил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза:

"Господин Брайза, мы разговаривали с вами о поджогах на оккупированных территориях. Тогда вы сказали, что на фотографиях, снятых азербайджанской стороной, поджоги видны очень разборчивыми линиями, будто кто-то заранее продумал границы распространения огня. Однако вы не захотели выносить решение по этому поводу и решили дождаться отчета специального представителя председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. Отчет уже известен. Сейчас вы можете сказать, что известно США о причинах поджогов и результатах бедствия?

Кроме отчета Анджея Каспшика, мы ничего не знаем. Помимо этого, у нас, естественно, имеется информация, представленная азербайджанской стороной. Однако я не имею возможности сказать, какая информация соответствует действительности. Во время нашей прошлой беседы я не хотел создавать впечатление о том, что якобы имеющаяся у нас информация свидетельствует о том, что поджоги начались неспроста. Я всего лишь говорил о том, что это указано в информации, представленной нам азербайджанской стороной. После ознакомления с отчетом Каспшика и беседы с ним у меня все еще не сложилось впечатление о том, были ли поджоги инициированы человеком. Причины пожара различны. Например, молния, случайная вина человека и т.д. Должен отметить, что во время этих пожаров я был в отпуске в Турции и Греции. На юге многие пожары возникают сами по себе.

Во время моего визита в прошлом месяце в Баку я разговаривал с людьми, проживающими в регионе. Они обеспокоены влиянием экологической системы, а в частности опасностью перехода пожара в соседние села. Существует ли у вас иной источник информации, кроме отчета, подготовленного ОБСЕ?

Я обладаю всей информацией, имеющейся у США. Это не что иное, как сведения, представленные правительством Азербайджана и отчет Анджея Каспшика. Дело в том, что, используя проблему поджогов, мы стремимся укрепить сотрудничество Азербайджана, Армении и международного сообщества с целью определения влияния экологической системы.

Беспокоят ли США и вас, как сопредседателя Минской группы, все еще продолжающиеся пожары?

Если честно, я не могу сказать, беспокоит ли нас этот вопрос либо нет. Так как мы до сих пор не знаем причины возникновения пожаров. Сейчас главное - провести исследования в регионе со стороны группы, в которую войдут специалисты из Азербайджана, Армении и международного сообщества, а затем ответить на ваши технические вопросы.

7 сентября с целью обширного изучения ситуации в регионе было принято постановление об отправке новой крупномасштабной миссии ОБСЕ в регион. Вы принимали участие в обсуждения в ООН. Как прошли обсуждения?

Я высоко оцениваю обсуждения и одобряю конструктивное выступление посла Азербайджана в ООН Яшара Алиева. В общем, от имени властей США я хочу заявить, что мы высоко оцениваем конструктивное отношение к этому вопросу президента Азербайджана Ильхама Алиева и министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова. Так как демонстрируемая ими мудрость - единственный путь решения карабахского вопроса. Учитывая это, я положительно оцениваю голосование в ООН.

По последним заявлениям министра иностранных дел Армении, если нагорно-карабахский конфликт войдет в повестку дня ООН, Армения прекратит проведение мирных переговоров. Как вы относитесь к такой позиции?

Каждая страна имеет суверенное право выступать за и против решений ООН. Азербайджан также обладает суверенным правом обсуждать карабахский вопрос в ООН. Как представитель Минской группы, лично я предпочитаю обсуждение данного вопроса в формате ОБСЕ. Однако Азербайджан имеет право выбрать ООН. Армения также имеет право на предпочтение ОБСЕ. Страны выбирают организации, наиболее обеспечивающие интересы государства. Может быть, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян выступал с такого рода заявлениями. Но, по-моему, если стороны при незначительной поддержке ООН могут придти к общему мнению, то причин для прекращения мирных переговоров нет.

На следующей неделе сопредседатели проведут отдельные встречи в Европе с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. В чем причина отсутствия совместной встречи?

Это воля министров иностранных дел. Я не знаю, почему они не хотят проводить совместную встречу. Если на следующей неделе мы сможем добиться общего согласия, а я верю в это, и сможем достичь возникновения взаимного доверия у сторон, то в ближайшее время можно ожидать непосредственной встречи министров". ("АзерТадж").

На вопросы электронной газеты KarabakhOpen ответил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян:

"Генассамблея ООН приняла решение о необходимости отправки экспертной группы в зону, пострадавшую в результате пожаров. Представитель Армении в ООН сказал, что карабахские власти уже дали свое согласие. Так ли это?

Как вы, наверное, знаете, возгорания на подконтрольных НКР территориях нанесли немалый ущерб сельскому хозяйству нашей республики. Шумиха, поднятая Азербайджаном на международной арене в попытках представить пожары как преднамеренные поджоги со стороны НКР, имеет цель получить в перспективе политические дивиденды. В этой связи нагорно-карабахские власти сами инициировали вопрос об отправке миссии ОБСЕ для оценки ситуации на месте. Вопрос в другом - насколько продуктивен перевод обсуждения вопросов, связанных с нагорно-карабахским конфликтом, из формата ОБСЕ в другие международные форумы. Этот сценарий уже был опробован Баку в ноябре 2004 года, когда была сделана попытка обсуждения вопроса заселения подконтрольных НКР территорий в ООН. На наш взгляд, подобные шаги не преследуют цели разрешения конфликта как такового, а направлены, с одной стороны, на отвлечение внимания международного сообщества от сути конфликта, с другой - на дискредитацию ОБСЕ как действенного инструмента для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

В Баку уже создана межведомственная рабочая группа, которая намерена проводить мониторинг. Какие шаги предпринимаются в Степанакерте?

В Баку могут создавать сколько угодно рабочих групп и проводить на своей территории мониторинги. Степанакерт исключает всякое участие азербайджанских экспертов в миссии на территориях, находящихся под юрисдикцией НКР. Нами уже было заявлено о том, что мы готовы принять миссию, состоящую из нейтральных экспертов, то есть из стран, не имеющих непосредственного отношения к азербайджано-карабахскому конфликту. Что касается шагов, предпринимаемых Степанакертом в этом направлении, еще в начале лета сего года была создана правительственная комиссия по выявлению ущерба, нанесенного сельскому хозяйству республики в результате пожаров, и предотвращению последствий природных катаклизмов. Сейчас, когда уже принята резолюция ГА ООН об отправке экспертной группы в зону, пострадавшую в результате пожаров, с нашей стороны будут предприняты все необходимые меры для проведения миссии ОБСЕ в содействии с экспертами ООН.

Господин министр, как вяжется с политкорректностью то, что Армения обсуждает с Азербайджаном вопрос отправки экспертной группы на территорию Карабаха?

В первую очередь стоит отметить, что вопрос не был решен в обход властей НКР. Ситуация с пожарами на подконтрольных НКР территориях обсуждалась с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком, и были предприняты необходимые шаги для содействия в проведении кризис-мониторингов в приграничной с Азербайджаном зоне. Кроме того, были проведены консультации с МИД Армении по этому вопросу прежде, чем он был поднят на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Тем не менее, очевидно, что все вопросы, возникающие между НКР и Азербайджаном, должны прежде всего обсуждаться с властями НКР". (KarabakhOpen.com)

Как отреагировали власти НК на резолюцию ООН? Отвечая на такой вопрос газеты KarabakhOpen, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян отметил: "В первую очередь хочу отметить, что это было наше предложение и только после этого Азербайджан поднял шумиху. Абсолютно ясно, что это искусственная шумиха, поскольку "авторами" и пожаров, и пропаганды являются сами азербайджанцы. Вся проблема в том, что мы много раз обращались в международные инстанции с просьбой направить экспертную группу, поскольку заинтересованы в том, чтобы международное сообщество четко представляло сложившуюся ситуацию в Карабахе и, в особенности, в приграничной зоне. Мы пока не делали официальных заявлений, но собираемся, и готовы принять миссию ОБСЕ. Убежден, что заключение миссии будет объективным. А цель у Азербайджана одна - очернить все, что связано с Карабахом", - сказал президент. На вопрос газеты, как власти НК относятся к тому, что обсуждения карабахской проблемы перенесены в ООН, президент ответил, что это деструктивный подход. "Абсолютно ясно, что карабахским вопросом все эти годы занималась ОБСЕ, и любая попытка перевести обсуждение вопроса в другие международные организации может вызвать неразбериху, которая не выгодна ни конфликтующим сторонам, ни переговорному процессу. Нагорный Карабах, к сожалению, не представлен в этих международных инстанциях. А Армения очень четко заявила о своей позиции касательно того, что выступает против попыток переноса обсуждений в другие инстанции вопросов, находящихся в ведении ОБСЕ. Лучшим инструментом, по-моему, является дипломатия, и поэтому армянская дипломатия должна быть активней. К сожалению, при создавшейся ситуации азербайджанский дипломатический корпус постоянно атакует, а мы вынуждены постоянно защищаться. Думаю, настала пора для контрнаступления", - сказал Гукасян.

Обращение ГУАМ

Страны "Организации развития демократии и экономики - ГУАМ" обратились в Генеральную Ассамблею ООН с просьбой вынести на обсуждение во время 61-й сессии организации вопрос о конфликтах в регионе. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", говорится в информации пресс-службы ООН. В совместном письме постоянные представители в ООН Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии попросили у Генеральной Ассамблеи вынести на обсуждение данный вопрос под названием "Долголетние конфликты на территории стран ГУАМ и их последствия". В письме также указано, что попытки международного посредничества в течение долгих 15 лет ни к чему не привели. Учитывая это, страны ГУАМ считают целесообразным рассмотрение на Генеральной Ассамблее вопросов, в связи с вышеперечисленными конфликтами, в "приоритетной форме". Далее в обращении сказано, что эти конфликты представляют опасность для территориальной целостности, "они оставили тяжелый след в жизни миллионов людей". Потеря контроля над огромными территориями привела к появлению нескончаемого числа беженцев, что также негативно отразилось на социальном и экономическом развитии стран.

Генеральная Ассамблея ООН 13 сентября все-таки пошла навстречу инициативе ГУАМ, добавив в повестку дня своей 61-й сессии новый, 154-й по счету, пункт: "Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития". Проще говоря, сторонникам инициативы удалось буквально протащить этот пункт в повестку дня, преодолев принятое накануне решение Генерального комитета, который не рекомендовал включение этого вопроса. Как указано в пресс-релизе Департамента общественной информации ГА ООН, решение было принято "в результате придирчивого процессуального обсуждения". ("Республика Армения").

Армения признает и уважает право любой страны делать запрос или вносить вопрос в повестку дня ООН. Об этом заявил агентству "Арменпресс" исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян, отвечая на вопрос о том, как армянская сторона расценивает внесение в повестку Генассамблеи ООН инициированного ГУАМ пункта о "замороженных конфликтах" и результаты последнего голосования. По его словам, хотя вопрос, согласно установленной в ООН процедуре, вошел в повестку Генассамблеи, однако отклонение его Генеральным комитетом ООН и результаты голосования (16 - "за", 15 - "против") "однозначно показывают отношение международного сообщества к этому вопросу". Как отметил Карапетян, с инициативой обсуждения "замороженных конфликтов" выступила организация ГУАМ, частью которой является Азербайджан. По словам Карапетяна, "постановка вопроса с его стороны в этой инстанции лишний раз свидетельствует о том, что эта страна отступает от предметного обсуждения положений о решении путем референдума права на самоопределение и статус НК, включенных в находящееся на переговорном столе последнее предложение сопредседателей МГ ОБСЕ". "С другой стороны, если Азербайджан преследует цель затягивать процесс урегулирования, идущий в рамках ОБСЕ, имея в перспективе намерение переместить его в другие инстанции, то это однозначно неприемлемо для Армении. В этих обстоятельствах Азербайджан должен сесть за переговорный стол с Нагорным Карабахом", - подчеркнул Карапетян.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян считает включение вопроса о затяжных конфликтах на территории стран-участниц ГУАМ в повестку Генассамблеи ООН "бессмысленной тратой сил". "Мы считаем, что необходимо сконцентрироваться на "минском процессе", если хотим достичь результатов. Если преследуются другие цели, то Армения не будет ввязываться в эти игры", - подчеркнул он. По его словам, сегодня на столе переговоров есть серьезные предложения, и "если Азербайджан серьезно относится к переговорам, то должен сконцентрироваться на "минском процессе" и не пытаться увести вопрос в иную плоскость". "Это не принесет пользы всему процессу", - сказал он. (PanARMENIAN.Net).

Попытка Азербайджана изменить формат переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и перенести его из ОБСЕ в ООН не нова. Азербайджан неоднократно предпринимает такие шаги. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил политолог Александр Искандарян. По его словам, Азербайджан хочет перевести обсуждение проблемы в ООН, потому что в ОБСЕ на любое решение, неприемлемое для одной из сторон конфликта, может быть наложено вето. "Армения, как вы помните, применила это право в 1996 году в Лиссабоне, когда ОБСЕ намеревалась принять решение, не устраивающее армянскую сторону", - сказал он. Вместе с тем он отметил, что изменения формата переговоров не будет. "Если Армении не выгодно изменение формата ОБСЕ, то этого не произойдет ни сейчас, ни в ближайшее время. А не произойдет по одной простой причине: если один из двух игроков не согласен, второй остается в одиночестве. С кем говорить Азербайджану, не с самим же собой? А что до желаний Азербайджана - они могут делать то, что хотят", - подчеркнул Искандарян.

Степанакерт готов разговаривать с Баку. Баку против

Как сообщает агентство "А1 плюс", 12 сентября в Париже состоялась встреча министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. На встрече обсуждались вопросы, связанные с урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Особое внимание было уделено проблемам, которые возникли вне переговоров, а именно: некоторые инстанции пытаются помешать мирным переговорам. Стороны обсудили также возможность организации встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ поставили четкую задачу - возобновить переговоры. Они еще верят, что до конца текущего года или, самое позднее, до парламентских выборов в Армении можно будет зафиксировать какие-то дополнительные положительные подвижки, а для этого необходимо возобновить переговоры. Об этом радиостанции "Свобода" заявил глава МИД Армении Вардан Осканян. По его словам, посредники работают, чтобы по возможности скорее состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. "С другой стороны, они хорошо осознают, что есть достаточно проблем, препятствий, которые нужно устранить, чтобы мы смогли продвинуться вперед. В течение этих двух дней основные акценты ставились на это", - заявил Вардан Осканян. Он также отметил, что существует два основных вопроса: во-первых, надо выявить основные проблемы вокруг принципов в находящемся на столе переговоров документе, чтобы суметь сосредоточиться на них, и, во-вторых, проблема отклонения от русла переговоров, "которую Азербайджан, постоянно выдвигая, начинает какие-то процессы в других инстанциях". (PanARMENIAN.Net).

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ серьезно обсуждают вопрос очередной встречи глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, но наша позиция однозначна: встречи не должны превращаться в самоцель", - заявил глава МИД Армении Вардан Осканян, отвечая на вопросы журналистов в Ереване 14 сентября. "Мы готовы к встрече в любое время, однако необходима благоприятная атмосфера, чтобы мог быть достигнут результат. Азербайджан постоянно прилагает усилия, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от процесса МГ. Это - факт", - заявил глава МИД. "ООН, ранее отвергавшая включение инициированного ГУАМ вопроса о замороженных конфликтах в повестку сессии, буквально вчера изменила решение. Вот ситуация, когда предпринимается попытка отвлечь внимание от процесса МГ", - отметил глава МИД, добавив, что встреча министров иностранных дел остается под вопросом, пока не будет внесена ясность, в каком русле развиваются процессы в ООН. По словам Осканяна, Азербайджан, ранее давший согласие по большинству положений документа, предложенного Минской группой, включая референдум в Нагорном Карабахе, самоопределение и другие, видимо, "хочет дать задний ход" и средством достижения этого избрал попытки отвлечь внимание от Минского процесса и перенести рассмотрение проблемы в ООН. "Так что следует оценить создавшуюся ситуацию и только после этого определять наши последующие шаги". (ИА REGNUM).

Возможно, кому-то кажется "отвлекающим маневром" законное требование Азербайджана рассмотреть вопрос положения на его "оккупированных" Арменией территориях в международных организациях, членом которых он является, пишет газета "Азербайджанские известия". Вместе с тем, считает газета, на переговорах с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым посредники вряд ли решатся обвинить азербайджанскую сторону в столь явно надуманной проблеме.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ после переговоров с главами МИД Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяном достигли договоренности о проведении между ними двусторонней встречи. Как сообщает Day.Az, стороны пришли к договоренности о проведении очередного раунда переговоров по карабахскому урегулированию на уровне глав МИД 25 или 26 сентября в Нью-Йорке в рамках участия обоих министров в 61-й сессии Генассамблеи ООН.

Международные посредники, прежде всего США, провозгласили 2006 год датой окончательного решения карабахской проблемы. Об этом в начале года заявляли многие высокопоставленные функционеры и государственные деятели, начиная от действующего председателя ОБСЕ Карела де Гухта и кончая президентом США Джорджем Бушем. С наступлением осени можно констатировать, что такой оптимизм почвы под собой не имел, пишет KarabakhOpen. И это совершенно естественно - отсутствие у посредников комплексного подхода к карабахской проблеме, попытки избирательно "вылечить" отдельные последствия конфликта вместо того, чтобы понять его суть и выработать адекватную политико-правовую модель урегулирования, не могли не кончиться ничем. По мнению эксперта Фонда стратегической культуры Андрея Арешева, можно с уверенностью утверждать, что и предстоящий раунд консультаций вряд ли что-то даст, если не состоится подключение к переговорному процессу НК в качестве полноправной стороны переговоров. Только в этом случае усилия переговорщиков будут иметь шанс на успех. (KarabakhOpen.com).

Азербайджан на данном этапе урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха не намерен вести переговоры с Ханкенди (Степанакертом), заявил агентству "Интерфакс-Азербайджан" начальник Управления информации МИД республики Таир Тагизаде. "На данном этапе любая попытка изменить нынешний формат переговоров изначально обречена на провал", - подчеркнул представитель МИД Азербайджана. Как сообщает Analitika.az, на днях лидер Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян призвал Баку вести переговоры напрямую со Степанакертом.

"Со стороны Азербайджана не было заявок о сотрудничестве, и вообще, я не считаю, что Баку ставит перед собой цель установить сотрудничество и создать конструктивную атмосферу для диалога. Азербайджан преследует иные цели - создать проблемы вокруг Карабаха и добиться того, чтобы международное сообщество осудило то, что происходит в Карабахе. Если бы со стороны Азербайджана прозвучали предложения о сотрудничестве, мы бы с радостью откликнулись", - сказал президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян на встрече с журналистами. По словам Гукасяна, карабахские власти не раз обращались к азербайджанским коллегам с подобными предложениями, но безрезультатно. "Мы считаем, что чем больше будем общаться с азербайджанцами, тем больше шансов урегулировать конфликт. У нас в приграничных районах масса проблем, связанных с водой, пожарами и другими вопросами. Убежден, что население приграничных районов Азербайджана также заинтересовано в контактах, поскольку речь идет о насущных для них вопросах. Но против этого всегда выступали власти Азербайджана, которые отвергают любое предложение о сотрудничестве", - сказал президент НК. (KarabakhOpen.com).

Россия и Карабах

Нельзя применять одно правило к Косово, а другие правила - в других ситуациях. Как сообщают российские СМИ, об этом заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с иностранными журналистами. Отвечая на вопрос, "какова позиция Москвы по Косово и регионам с замороженными конфликтами", Путин отметил: "В отношении замороженных конфликтов Россия готова работать со всеми иностранными партнерами и с ЕС в целом над проблемами, где бы и когда бы они ни возникали. Сюда входят Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье. Наши действия в этом отношении должны, разумеется, координироваться, и в ходе этого следует считаться с интересами всех сторон. Ситуация в Косово ничем не отличается от ситуации в Абхазии или Южной Осетии. Если начнем манипулировать ситуацией - столкнемся с проблемами. Люди почувствуют разочарование". ("Ноян Тапан").

Не мифические козни "врагов России" - наши собственные нерасторопность и нерешительность выталкивают нас из Закавказья, считает автор опубликованной в российском журнале "Посев" статьи "Вокруг Карабаха" Валерий Сендеров. "Американцы построили в Карабахе больницу - построят при возможности в освоенном ими регионе и военную базу. А мы при этом будем, как всегда, распаляться злобными статьями - "опять душат Россию"? "Армяне - свои люди, они от нас все равно никуда не уйдут, потому Кремль и посматривает на них довольно-таки сонно. А с Азербайджаном у нас общая граница, вот и приходится все время держать ухо востро и уделять время взаимоотношениям с ним". Так оправдывают подчас бездействие нынешней России в исторически важном для нас регионе. Но позиция "друзья подождут" не только безнравственна, она сегодня еще и нелепа. События не стоят на месте. Время идет. Пара лет для решительного вмешательства в карабахский конфликт у нас еще есть. Вряд ли больше. Американцы начали решительно заполнять оставленный нами вакуум.... Но сегодня козыри еще у нас на руках: Америка на Кавказе - пока будущее, Россия же - еще живое прошлое. Карабах - уникальный, неповторимый в истории регион. Он более пророссийский, промосковский, чем большинство наших собственных областей. "Мы - южная граница России", - гордо говорят здесь люди. Гюлистанский договор начала позапрошлого века для карабахца не далекая история, а вчерашний день. Он соединил армянского воина с великой Империей, защитив его от варварских набегов и сделав надежным защитником ее рубежей. И мы обязаны, в общих интересах, освежить, оживить воспоминания о тех днях. Почему бы, скажем, не разместить в Карабахе российскую воинскую часть? Здесь прекрасно помнят, чем была историческая Россия в действительности, - и примут нас с восторгом. Это не так утопично, как может показаться на первый взгляд. Разумеется, "приличия" не позволяют сделать это официально. А если - неофициально, но при этом особенно и не скрываясь? Тогда все желающие получат возможность не заметить, закрыть глаза. А "нежелающих" при виде решительности России найдется немного: все вдруг поймут, что наша роль здесь, с точки зрения интересов мирового сообщества, окажется позитивной. Ведущие государства мира - реалисты, и они отлично понимают, что "территориальная целостность Азербайджана" не будет восстановлена за счет НКР уже никогда. Чего нам стесняться, если с бессмысленной псевдоюридической точки зрения мы и сами не существуем: где открепительный ярлык, правильно доказывающий, что Москва более не мамаев улус? Нежелающие же - тихо подавятся: известно ведь, что русские - грубые варвары, захватчики и оккупанты. Вот и лучше, безопаснее ненавидеть их про себя. Конечно, этот вариант не единственный. Но какой-то равный ему по решительности избрать уже пора. Иначе пусты и бессмысленны все бесконечные разговоры об историческом российском пространстве. Ибо начинается оно с этого уникального для нас места, с Нагорного Карабаха. И если мы не используем свой исторический шанс здесь - значит, уж точно не используем его ни в каком другом месте. Но нечего тогда крыситься на мировую закулису. У преданного нами народа появятся на будущее новые ориентиры. И обратить процесс будет уже нельзя".

"Положительно оцениваю идею обсуждения в Милли Меджлисе (ММ) провокационных высказываний председателя ЛДПР и вице-спикера Госдумы РФ Владимира Жириновского и сам собираюсь провести в парламенте на этот счет определенную работу, - заявил в интервью бакинской газете "Эхо" член постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, депутат азербайджанского парламента Захид Орудж. - Может быть, речь даже пойдет о том, чтобы объявить вице-спикера нежелательным лицом в Азербайджане. Впрочем, сначала лучше было бы один раз пригласить его в Азербайджан посмотреть нашу страну, оккупированные земли, и тогда, наверное, он хоть немного, но изменит свою позицию. А уже после посещения Жириновским Азербайджана можно будет делать окончательные выводы по этому вопросу". "Эхо" отмечает, что причиной выступления Оруджа стали слова главы ЛДПР, сказанные им на пресс-конференции в Москве. Как передает Агентство национальных новостей (АНН), Жириновский заявил, что Грузия должна дать свободу Абхазии и Осетии, а Азербайджан - Карабаху, и предложил посадить в тюрьму Ильхама Алиева и Михаила Саакашвили, чтобы "народы были свободны".

Нагорно-Карабахской Республике 15 лет

В 2006 году Армения сохранила за собой статус "частично свободной" страны. Об этом говорится в ежегодном докладе неправительственной организации Freedom House, передает "Арминфо". Согласно докладу, Нагорный Карабах, который упоминается в документе в качестве "спорной территории", также вошел в категорию "частично свободных стран". Кроме того, соседние с Арменией Грузия и Турция также попали в категорию "частично свободных стран", в категорию "несвободных" вошли Азербайджан и Иран.

Нагорный Карабах ушел намного дальше сопредельных государств по уровню своего демократического развития, развития экономики и социальной сферы. Об этом, как сообщает ИА REGNUM, заявил в ходе праздничных мероприятий по случаю 15-летия провозглашения НКР заместитель министра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев в интервью Общественному радио Нагорного Карабаха.

В связи с 15-й годовщиной со дня провозглашения Нагорно-Карабахской Республики члены Конгресса США Фрэнк Паллоне и Джо Нолленберг направили поздравительное послание в адрес народа и президента НК. Как сообщает ИА REGNUM, в послании, в частности, говорится:

"Уважаемый президент Гукасян,

мы поздравляем народ и правительство Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM), а также лично Вас с 15-й годовщиной независимости НКР. Эта историческая дата представляет собой важную веху в вашей борьбе за свободу. 2 сентября 1991 года народ Нагорного Карабаха декларировал о своем намерении построить собственное независимое государство. Этой декларацией героический народ Арцаха выразил свою решимость жить свободно. Вы отстояли свое право жить свободно, успешно противостояв азербайджанской военной агрессии. Многие отважные сыновья и дочери вашего народа сложили головы во имя торжества свободы на арцахской земле. Непоколебимая вера в ваше правое дело, ваша заслуживающая самых лестных слов настойчивость позволили вам добиться еще больших побед в восстановлении разрушенной войной экономики, укреплении и создании прочной основы для дальнейшего развития и процветания. За прошедшие 15 лет Нагорно-Карабахская Республика (Арцах) доказала свою жизнеспособность и свою приверженность универсальным ценностям свободы, миру, демократии и защите прав человека. Мы были всегда с вами в вашей борьбе за свободу и продолжаем поддерживать вас в вашем благородном стремлении достичь международного признания вашей независимости. Мы заверяем вас, что и впредь будем активно содействовать укреплению безопасности и развитию Нагорного Карабаха, и ждем с нетерпением того дня, когда флаг независимого Арцаха будет гордо реять по всему миру как символ осуществления ваших чаяний".