Как ранее сообщалось, в конце августа в Москве прошла Первая летняя школа молодых историков стран СНГ. Итоги этого мероприятия, не только весьма важного для научного и образовательного сообщества стран Содружества, но и имеющего политическое значение, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM подвел директор Института всеобщей истории Российской Академии наук Александр Чубарьян.

REGNUM: Александр Оганович, насколько удачным, по вашему мнению, оказался первый опыт проведения международной летней школы молодых историков стран СНГ?

Первое, что я должен сказать: мне кажется очень важным сам факт созыва этой школы. Впервые со времени распада Советского Союза была организована летняя школа именно молодых ученых-историков стран СНГ, посвященная тем вопросам и темам, которые вызывают довольно острые дискуссии среди научного сообщества.

В декабре прошлого года была создана Ассоциация руководителей Институтов истории Академий наук стран СНГ, одной из целей которой является обсуждение и выработка согласованных подходов к периодам нашей общей истории. Это особенно важно учитывать применительно к учебникам и учебной литературе, то есть для молодого поколения. Ассоциация запланировала создать журнал, который будет издаваться в Москве на русском языке, и сайт (он сейчас создается). Ассоциация также запланировала проведение летней школы молодых историков стран Содружества как формы общения молодых ученых и своего рода дискуссионного клуба. Прообразом такой школы явилась совместная летная школа молодых историков, которую несколько лет организовывали Институты истории Российской Академии наук и Национальной Академии наук Украины. Первая международная Летняя школа молодых историков стран СНГ прошла в Москве с 19 августа по 1 сентября этого года. Сам факт создания такой школы очень важен для функционирования Ассоциации в целом.

Очень важно, что большинство участников школы впервые приехали в Россию, в Москву. Понимая, что это имеет для них очень большое значение, мы предусмотрели для них хорошую ознакомительную и культурную программу.

Мы вырабатываем сейчас некую новую модель взаимодействия. Летняя школа - это не только лекции наших российских профессоров; мы пригласили и восемь профессоров из стран СНГ. Очень важно и то, что работа школы проходила в интерактивном режиме. После лекций обязательно происходили круглые столы, во время шли острые дискуссии, активными участниками которых были сами слушатели.

REGNUM: Среди слушателей не оказалось представителей стран Закавказья. Что послужило причиной этого?

Причины были различны. С азербайджанскими коллегами произошло какое-то недоразумение. Они даже прислали нам список людей, которые должны приехать, но потом сообщили, что у них что-то произошло. В общем, я считаю, вмешалась какая-то техническая проблема с азербайджанской стороны.

Наши армянские коллеги выразили беспокойство по поводу безопасности молодых людей. Мы их заверили, что все будет абсолютно нормально, но, видимо, их опасения сыграли свою роль.

Что касается грузинских коллег, то камнем преткновения стало то, что мы действовали через Академию наук; грузинская Академия сейчас переживает период реформирования, и вообще непонятно, будет ли она существовать и в каком виде. Президент грузинской Академии говорил мне, что поддерживает эту идею, но, видимо, реорганизация помешала. Может быть, подействовали и какие-то другие соображения, но на совещании директоров институтов истории директор института истории Академии наук Грузии был и подписал общее соглашение. 17 сентября в Душанбе состоится очередная встреча директоров, посмотрим, что будет. Во всяком случае, грузинские коллеги заявляют о своем желании сотрудничать в полной мере.

В конце месяца состоится заседание Образовательной российской Ассоциации гуманитарного знания, где соберется около ста человек из многих университетов России. Мы пригласили туда и представителей стран СНГ и ожидаем, что там будет вице-президент армянской Академии, ректор Ереванского государственного университета и другие коллеги.

REGNUM: В чем, на ваш взгляд, смысл интеграции научной молодежи стран СНГ? Может быть, имеет смысл интегрировать молодых историков наших стран прямо в общемировое научное сообщество?

У нас есть периоды всеобщей истории, когда народы наших стран находились в составе Российской империи и потом Советского Союза. В большинстве учебников в наших странах этот период освещается очень по-разному. Есть не только очень большие разногласия, но и предубеждения, и поэтому, мы предполагали выработать общие подходы, прежде всего к освещению тех периодов, когда мы были вместе.

В прежние годы сложилась определенная инфраструктура научного сообщества, ученые среднего и старшего поколения знают друг друга, а среди молодежи такой инфраструктуры нет. Поэтому мы и решили, что было бы очень неплохо провести такую школу, чтобы познакомить молодых историков стран СНГ между собой. Но уже в ходе школы прозвучали предложения о том, чтобы подключить к ее работе представителей и других стран. В частности, речь шла о том, чтобы в будущем приглашать к участию в таких летних школах страны Балтии, некоторые страны Восточной Европы и так далее. В Душанбе на собрании директоров Институтов мы, я думаю, окончательно договоримся на эту тему.

REGNUM: То есть весьма вероятно, что следующие летние школы уже выйдут за пределы стран СНГ?

Да. Уже сегодня в программе прошедшей школы в Москве были лекции о проблемах стран Восточной Европы в контексте общеевропейского культурного пространства, о новых подходах и методах изучения истории вообще, а не только применительно к нашим странам. Я думаю, такие лекции и доклады будут и на следующих школах. Интеграция молодого поколения историков в общемировое научное сообщество очень важна, и мы, безусловно, будем содействовать друг другу в этом отношении. Надо добиваться, чтобы ученые, в том числе молодые, из стран СНГ больше участвовали во всемирных конгрессах историков. Сейчас там бывает очень мало участников из Украины и Белоруссии и почти никого с Кавказа и стран Центральной Азии. Я думаю, мы могли бы содействовать тому, чтобы такая ситуация изменилась.

REGNUM: Выявились ли во время тесного общения молодых историков разных стран какие-то противоречия и различия в подходах к трактовке тех или иных событий или явлений? Удалось ли участникам школы, обсуждая острые проблемы, найти точки соприкосновения?

Да, разногласия были. Но мы пытались внушить молодежи главную мысль - изучение истории требует многофакторного подхода, не бывает какой-то одной истины, возможны различные подходы, и наука, собственно, и состоит в столкновении различных мнений и позиций. Был у нас, например, круглый стол по истории Великой Отечественной войны, главный доклад на котором делал участник из Белоруссии, а затем было очень живое обсуждение, в частности, по вопросу об оценке национальных движений в годы войны - украинских и других. Точки зрения высказывались разные, но все происходило, что очень важно, в форме научного диалога. Так молодежь училась формам и методам истинно научного общения.

REGNUM: Рабочим языком первой летней школы, проходившей в Москве, был русский. Сохранит ли он такое значение и впредь, когда подобные мероприятия будут происходить в других странах?

Русский язык был единогласно выбран в качестве рабочего на совещании руководителей институтов истории Академий наук стран СНГ.

REGNUM: Остались ли слушатели довольны школой?

Мне не очень удобно говорить об этом, поскольку мы были организаторами, но на последнем заседании, когда мы попросили всех выступить и рассказать о своих впечатлениях и высказать свои пожелания, замечания, обозначить проблемы или недостатки в организации школы, то лейтмотивом всех выступлений была благодарность. Наши гости говорили, что они были очень рады этой школе, и на вопрос, где они хотели бы провести следующую, многие отвечали: "Хорошо бы опять в Москве".

REGNUM: Определено ли уже, где состоится следующая летняя школа молодых историков?

Наши киргизские коллеги говорили, что они хотели бы обсудить у себя возможность провести такую школу в 2007 г. в окрестностях озера Иссык-Куль. Просьбу провести в 2008 году школу у себя высказали представители Молдовы. Кроме того, представители некоторых университетов Украины заявляли о своей готовности принять такую школу у себя.