Суд покрывает нарушителей (Правда Северо-Запада)

Верят на слово.

Возмущённые голоса инспекторов Управления государственного пожарного надзора Октябрьского района Архангельска достигли наших ушей. Пожарные возмущены тем, что их работа, фигурально выражаясь, спускается в унитаз решениями, которые принимаются в Октябрьском суде.

При проверке зданий на соответствие требованиям противопожарной безопасности инспекторы выявляют нарушения, которые могут привести к травмам и гибели людей. За подобное закон предполагает административное приостановление деятельности. Для подготовки нормативной доказательной базы пожарные, естественно, убиваются, как могут.

А доходит дело до суда - и на тебе! Предприниматель на голубом глазу объясняет судье, что все нарушения не так уж и важны, и клятвенно обещает всё исправить. И судья (о чудо!) верит ему. Поэтому чаще всего коммерсанты отделываются смешными штрафами от тысячи до десяти тысяч. Отслюнявят, даже не поморщившись. Кстати, среди нарушителей попадаются и жилые дома, за которыми должен бдить не перед сном помянутый "Жилкомсервис". В итоге нарушения большей частью не устраняются, люди по-прежнему подвергаются смертельной опасности, а инспекторы, утирая седьмой пот, продолжают вести бесполезную борьбу с нарушителями. Будьте внимательны! Поняв, что работа впустую до добра не доведёт, пожарные решили вывести нарушителей на чистую воду через нашу газету.

Итак, претендент номер один на закрытие, доблестно "отмазанный" судом, - двухэтажная деревяшка на Бадигина, 6. Дом со стопроцентным износом, вываливающимися из дымоходов кирпичами и скрученными абы как проводами. Окон на чердаке нет, но дверь туда открыта настежь. В общем, не жилище, а спичечный коробок. "Мы, конечно, понимаем, что расселение людей - это проблема, - говорят инспекторы, - но их проживание в этом, с позволения сказать, строении - ежедневная угроза для жизни десятков человек". Суд наложил на "Жилкомсервис" штраф в 10 тысяч рублей, а люди так и живут в доме, грозящем стать общим погребальным костром.

Другая постройка - магазин-склад по продаже лесоматериалов, принадлежащий ООО "ТД "Исток". Ангар магазина находится на территории бывшей крытой спортплощадки 24-й школы, что на ул. Тимме, 22, корпус 3. Пожарные обнаружили там целый ворох нарушений: согласования на размещение отсутствуют, как нет и проекта перепланировки, а окна обколочены глухими решётками. В ангаре стоят перегородки из горючих материалов, огнетушители разбросаны, проводка у электрощитка свисает бесхозными "соплями". А во время погрузки товара, которая происходит в присутствии покупателей, напрочь загораживается эвакуационный выход. И что вы думаете - склад не работает?! Ещё как! Заплатили десять тысяч - и вперёд.

Им плевать на детей?

Но это ещё цветочки. Судьи не обращают внимания и на опасность, которая грозит детям.

На ул. Воскресенской, 7 расположен компьютерный клуб "Прокси". Кстати, печально известный инспекторам по делам несовершеннолетних. В помещении нет второго эвакуационного выхода, что критически необходимо, если там находится более пятидесяти человек. Хозяин клуба частный предприниматель Виктор Маяков отделался смешным штрафом в тысячу рублей. И работает дальше!

В здании ДЮСШ №3, расположенном на пр. Советских Космонавтов, 153 пожарные нашли аж 55 нарушений. Мало того, что в школе нет системы оповещения, плохо освещены эвакуационные пути и нет аварийной противодымной вентиляции. Под спортивным залом располагается столярная мастерская, что вообще запрещено правилами пожарной безопасности. Сейчас документы по этому зданию находятся на рассмотрении в суде. Но инспекторы Госпожнадзора даже не сомневаются в том, какое решение будет вынесено.

Как, впрочем, и по другому опасному местечку - деревяшке на Садовой, 65-а. Одноэтажка принадлежит производственному кооперативу "Агентство переводов". Не так давно кооператив сдавал его в аренду некоммерческой организации, которая обосновала там мастерскую по пошиву рукавиц. Мастеровые по-хозяйски переделали все помещения безо всяких согласований, перегородив выходы. Окна, как обычно, оказались заколоченными решётками. Прибавьте к этому стопроцентный износ - получаем очередную пороховую бочку. При этом в здании жили бомжи, которых организация привлекала к работе. Мастерскую пожарным разогнать удалось, но теперь там склад овощей и фруктов для соседнего рынка. Там по-прежнему ошиваются люди, а здание грозит полыхнуть в любой момент. Кстати, этот домик вдвойне опасен ещё и потому, что находится прямо между двумя детскими поликлиниками. Так было не всегда.

А раньше проверки пожарных проводились совместно с участковыми. По старым законам в случае нарушений инспектор мог самостоятельно выписать постановление о приостановлении работы здания, да ещё и опечатать его для порядка. Начиная с 2006 года ситуация изменилась, теперь всё решают судьи. Как решают - см. выше.

Экспертиза бросила тень на репутацию АГТУ? (Правда Севера)

Как мы уже писали ("За все заплачено", "ПС" от 7.09.06), в Архангельске буквально в нескольких метрах от дома 84 по проспекту Новгородскому начинается строительство очередного коттеджа. В ветхом деревянном доме после забивки первых же свай потрескались печи, перекосило дверные блоки. Представители застройщика (председателя комитета по труду обладминистрации Валерия Синицкого) заявили жильцам "деревяшки", что экспертиза технического состояния их дома была проведена под руководством специалистов из АГТУ. И эта экспертиза якобы показала, что стоящее на "городках" 74-летнее здание спокойно перенесет стройку по соседству.

Первыми, как известно, возмутились жильцы, никаких "экспертов" в глаза не видавшие. А вслед за ними - ректор АГТУ Александр Невзоров. Оказывается, университет "не заключал договор с заказчиком на выполнение данного вида работ" и имеет к экспертизе лишь косвенное отношение: проводивший ее Борис Лабудин "действительно является доцентом кафедры инженерных конструкций и архитектуры университета, но в данном случае он работал не от имени АГТУ, а как индивидуальный предприниматель". О чем Александр Леонидович и просил проинформировать наших читателей, ибо "упоминание АГТУ в этой статье порочит деловую репутацию университета".

Выходит, и ректор АГТУ усомнился в качестве проведенной экспертизы (иначе - почему же "порочит"?). Но что же делать заказчику (да и жильцам ветхого дома), кому верить, если на титульном листе экспертного заключения сразу под номерами свидетельства и лицензии предпринимателя черным по белому значится: "Архангельский государственный технический университет, кафедра инженерных конструкций и архитектуры".

С одной стороны, это внутренние дела университета - разрешать ли своим сотрудникам использовать честное имя вуза в корыстных целях или судиться с ними за это. Но, с другой стороны, этот случай навевает недобрые мысли и подозрения: а не прикрывает ли кандидат технических наук Б. В. Лабудин именем АГТУ оплаченные действия в интересах заказчика? И насколько добросовестны были другие проведенные им экспертизы? Ведь выданная ему 13 июня 2006 года лицензия позволяет не только обследовать техническое состояние домов, но и, в том числе, проектировать здания высотой до 25 этажей, а также малые и средние мосты. И все под маркой АГТУ?

"Седова" загнали на задворки (Архангельск)

Сегодня, подняв паруса, покидает архангельские берега знаменитый на весь мир барк "Седов". К сожалению, мало кому посчастливилось подняться на его борт: особо настойчивые пробирались туда всеми правдами и неправдами. Среди них оказались и корреспонденты "Архангельска".

По дороге в порт Экономия, который наши власти определили "Седову" местом пребывания, нам встретился автобус, полный курсантов: половину команды парусника повезли в Малые Карелы. Остальные остались нести вахту и следить за порядком на судне.

"Седов" пришвартовался к первому причалу. Дико было наблюдать стройный парусник среди подъемных кранов и ангаров рабочего порта: слишком уж он не вписывался в общую картину.

О том, что на борт пожаловали представители прессы, команда поначалу даже не догадывалась. Правда, спустя полчаса слишком любопытные туристы - представители какой-то транспортной компании - уже начали вызывать кое-какие подозрения. Но мы же должны были разузнать о жизни на паруснике как можно больше!

Итак, на четырехмачтовом барке "Седов" 32 паруса, при попутном ветре судно идет под ними. Если ветра нет - паруса сворачиваются и начинает работать двигатель. Это едва ли не единственное более-менее современное оборудование на борту. Как и 85 лет назад, управляется судно с помощью огромного штурвала, который, ничем не защищенный, расположен прямо на верхней палубе.

- На вахте у штурвала обычно стоят четыре человека, в одиночку с ним не справиться, а в шторм штурвал привязывают ремнями, - рассказал нам курсант из Мурманска Андрей Марухленко. Каждые полчаса вахты отбиваются небольшой медной рындой. Как эхо ей вторит большая рында на носу: здесь находится пятый вахтенный - впередсмотрящий. При развернутых парусах этот человек просто незаменим. Возле штурвала два компаса: один, в медном корпусе, - ровесник судна, правда, показания иногда выдает не совсем верные. За приборами следят те же вахтенные. Меняются вахты каждые четыре часа. В порту, когда у штурвала стоять нет необходимости, вахтенные дежурят возле спущенного трапа, дабы никто не прошмыгнул на борт. Архангельск - предпоследний порт в трехмесячном путешествии-практике курсантов. Впечатлений за это время ребята набрались предостаточно. - В Рейкьявике как-то скучно, - говорит Андрей. - Вроде бы европейская столица, а развлечение у молодежи одно - вечерами гоняют на машинах. В Германии девушки некрасивые - не обхватишь, все время в "Макдоналдсах" торчат. Я Архангельск очень хотел посмотреть, а нас поставили даже не в городе. - Загнали на задворки! - присоединился к разговору непосредственный начальник Андрея, боцман фок-мачты Евгений Шейнзон. - Я вчера до города час ехал. В Осло почти так же стояли, но там из города хоть верхушки наших мачт были видны. Стало даже как-то обидно за родной Архангельск, ведь разочаровались ребята в нем незаслуженно. Собственно говоря, не меньше их разочарованы и архангелогородцы. Еще в пятницу нам то и дело звонили и задавали один и тот же вопрос: неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы мы увидели "Седов"? Кто-то даже копку картошки решил отложить на неделю только для того, чтобы в эти выходные посмотреть на парусник. - В прошлый раз, когда "Седов" приходил в Архангельск, мы фотографировались возле него всем коллективом, - рассказал нам Виктор Иванов. - В этот раз хотели повторить, и на тебе:

Но оставим это на совести властей и вернемся на барк.

В 12.00 на вахту заступил Константиныч - самый уважаемый человек на судне. Ребята называют его символом "Седова". Когда мы познакомились с этим бывалым моряком, поняли - не зря. Первое ощущение - он сошел со страниц книг о покорении Арктики, настоящий морской волк. Александру Константиновичу уже семьдесят, но запросто даст фору молодым. На вопрос, давно ли он ходит на "Седове", слегка улыбаясь в бороду, отвечает:

- Да я на "Седове" недавно, тридцать лет.

Вот человек, который определенно видел наш город 22 года назад. Мы попросили его поделиться впечатлениями.

- В прошлый раз нас так встречали! Полгорода, наверное, пришло на судно посмотреть, - вспоминает Константиныч. - А теперь в Архангельске, наверное, денежек мало стало. Тогда эти самые провода опускали под воду, а сейчас, говорят, боятся тронуть, потому что развалятся. (О том, что парусник не пропустили в город из-за низко висящих над рекой электропроводов, мы уже писали ("Седова" горожане не увидят", 7 сентября 2006 г. - Прим. авт.) А так были тут в первый день какие-то мэры-пэры, посмотрели и ушли.

Константиныч остался на посту у трапа, а мы с нашим юным экскурсоводом отправились гулять по судну. Медные перила лестниц, рынды начищены до блеска. Ощущение такое, будто судно только что сошло со стапелей.

Первое место остановки - носовая часть. Тут находится "деревня". Почему она получила такое название, Андрей точно не знает, только именно здесь располагаются каюты курсантов и учебные классы. Здесь же висит портрет Георгия Седова - знаменитого полярного исследователя, в честь которого и названо учебное парусное судно. В "деревне" есть даже тренажерный зал, только, по словам Андрея, в качку там не очень-то позанимаешься. Кстати, за все три месяца в настоящий шторм, правда, несильный, ребята попали лишь раз - в Белом море, когда шли в Архангельск.

Дверные проемы везде низкие, поэтому ребята обмотали их мягкими тряпками, чтобы во время качки не стукаться головой. А в первые дни шишек было набито немало. Но больше всего в "деревне" поразила одна деталь - практически в каждом углу здесь можно наткнуться на велосипед.

- Ребята их покупают, берут старые, ремонтируют, собирают из двух один, - рассказывает наш провожатый.

Только мы было решили пошутить, не на них ли по палубе катаются, как навстречу попался курсант верхом на двухколесном друге.

Дело близится к обеду, и над палубой начинают витать ароматы, пробуждающие аппетит. Кто-то из старших по команде предложил нам посмотреть, чем кормят курсантов, а заодно и самим подкрепиться. Честное слово, многие дома так не едят. Вот полное меню: салат, суп, макароны с огромным куском жареного мяса и компот. Курсанты сметают все в считанные минуты.

Сунулись мы было и на камбуз: интересно же. Однако в дверях возникла внушительного вида дама и, уперев руки в бока, авторитетно заявила, что туристам на камбузе делать нечего. Спорить мы не стали и сочли за благо поскорее удалиться - отправились осматривать корму. По дороге наткнулись на "элитные" каюты.

"Здесь у нас иностранцы живут, - пояснил Андрей, - они платят деньги за то, чтобы числиться на борту курсантами". Как выяснилось, этим "курсантам" палубу драить не приходится.

На корме на четвертой палубе обнаружился запасной штурвал. Так что в случае поломки основного без управления судно не останется. На верхней палубе есть и запасной якорь, правда, весит он почти три тонны. Курсанты говорят: было бы лучше если бы не пришлось его использовать - с места не сдвинем.

На корме находится и каюта нашего знакомого боцмана. Здесь мы ненадолго задержались, заслушавшись рассказом о том, как прошлым летом "Седов" снимался в немецком фильме. "Памир", в роли которого был "Седов", появился на свет практически в одно время с ним, да и внешне был очень на него похож. Парусник погиб в середине 50-х: об этом трагическом событии в фильме и идет речь. Кстати, боцман Евгений Шейнзон снялся в нем в роли немецкого матроса.

Разговоры разговорами, но главная мечта - забраться на мачту - еще не была осуществлена. Наконец моряки сдались под настойчивыми просьбами, выдали нам страховочные пояса и объяснили технику передвижения по вантам. Разумеется, одних нас на такую высоту никто не пустил. Там, наверху, как-то неожиданно возник вопрос: а на какой рее приговоренных вешали? Нам объяснили: на самой верхней, паруса которой задействуются реже всего.

Передать словами то, что испытываешь, глядя на палубу с 50 метров, невозможно. Это надо испытать. Могу сказать одно: романтическая мечта юности сбылась. Уходить было немного грустно: казалось, что расстаешься с доброй сказкой. Ребята с борта махали нам вслед. Через несколько дней практика закончится, и курсанты вернутся в родной Мурманск. Но кто знает, не придут ли они, уже взрослые, все на том же "Седове" в Архангельск еще через двадцать лет: