10 сентября произошел многометровый провал грунта на Ленинградском проспекте, на следующий день - провал на ул. Дежнева на севере Москвы - менее масштабный, но также довольно крупный. Что это - случайность или тенденция? На этот вопрос отвечала в рамках своей пресс-конференции 12 сентября 2006 года председатель комиссии по безопасности Московской городской Думы Инна Святенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Ситуация складывается таким образом, что подобные аварии - это не отдельные случаи, а становятся в Москве определенной практикой. Тут есть над чем призадуматься не только тем, кто ликвидирует последствия и тем, кто отвечает за произошедшее - необходимо привлекать ученых, специалистов по изучению геологических основ", - подчеркнула Святенко. По ее словам, в случае провалов возможно влияние двух фактора: природного и техногенного. Известно, что основа территории Москвы - известняк, и почвы находятся на известняке таким образом, что тектонические породы находятся в движении, и его никто не отслеживает. В результате образуются карстовые пустоты, в которые попадает вода и начинает их размывать. "Происходит то, что мы и наблюдали на Ленинградском проспекте", - пояснила депутат. Говоря о техногенных причинах, по ее словам, стоит учитывать, что под городом проходят водостоки, устаревшие инженерные коммуникации, подземные реки, частично заключенные в трубы - такие как Неглинка - но можно представить, сколько произошло протечек за годы без капитального ремонта этих коммуникаций.

По словам Инны Святенко, в марте 2006 года Научно-инженерный институт изысканий в строительстве провел большую конференцию в академии госслужбы, в рамках которой ученые-геологи обсудили проблемы строительства и опасность провалов на территории Москвы. Вывод ученых был однозначным: нужно делать карту районирования. Последний раз карта районирования Москвы была сделана в 1986 году, но за эти годы почва существенно изменилась, не в последнюю очередь в связи с застройкой. Сегодня карту требуется уточнять, чтобы знать, где можно строить, а где нет. "Чаще всего этот вопрос не задается строителями, так как требует дополнительных денежных средств, или задается вскользь", - констатировала депутат. В качестве примера она привела пример Большого театра. "Если не сделать точный геоподосновный анализ, может уйти под землю и Малый театр, и ЦУМ", - подчеркнула она.

Также Инна Святенко напомнила, что основной документ для строителей - СНИП, и в настоящее время разработанные ранее СНИПы устарели, и в них необходимо вносить изменения на федеральном уровне. Сейчас Министерство экономического развития готовит новые технические регламенты; важно, чтобы Москва принимала в разработке технических регламентов самое активное участие. "Итак, необходимо заказать новую карту районирования, с учетом произошедших за последние годы тектонических изменений. Необходимо участвовать в разработке технических регламентов с учетом московской специфики и делать территориальные строительные нормативы, для отдельных субъектов Федерации; для Москвы - с учетом карстовых пустот и оползней. Чтобы любой застройщик и любой специалист, занимающийся благоустройством территории знал точно, какие работы он может проводить на конкретном участке", - заключила Инна Святенко.