Из разумного совмещения интеграционных направлений ЕС и ЕЭП Украина сможет извлечь реальную пользу: интервью экс-министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко ИА REGNUM

Киев, 12 сентября 2006, 13:19 — REGNUM  

Бывший министр иностранных дел Украины, заместитель председателя общественно-политического объединения "Украинский форум" Анатолий Зленко рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM о своём видении перспектив развития внешней политики Украины.

ИА REGNUM: Можно ли ожидать качественных изменений в украино-российских отношениях в результате работы правительства Виктора Януковича?

Новое коалиционное правительство Украины работает немногим более месяца. Давать оценки и делать поспешные прогнозы его деятельности пока преждевременно. Хотя первые заседания Кабинета министров Украины заявления премьер-министра Виктора Януковича и отдельных членов правительства дают основания полагать, что в принципе, начинают закладываться основы для конструктивных, прагматичных и прогнозируемых украинско-российских отношений. Содержание и итоги первого визита премьер-министра Украины в Российскую Федерацию показали взаимную заинтересованность сторон сохранить существовавшие в недалеком прошлом позитивные тенденции в наших взаимоотношениях и как можно быстрее устранить недоразумения, накопившиеся особенно в последнее время. Это, как известно, зачастую являлось предметом острой риторики, которая иногда переходила грани возможного и, как следствие, порождала недоверие и несла тревогу.

Сегодня можно говорить, что украинско-российские отношения могут быть более значимыми и приносить пользу при условии обоюдного стремления к партнерству, строиться на равноправной и разветвленной договорной основе без излишней идеологии. Думается, что именно таким образом должны решаться вопросы, касающиеся завершающего процесса создания зоны свободной торговли государств-участниц СНГ, делимитации Азовского моря и Керченского пролива, вопросы преодоления торговых барьеров, решения комплекса проблем в топливно-энергетической сфере, в области ВПК и т.п.

Можно предположить, что прагматизм нового правительства Украины и его несомненная нацеленность на достижение качественных изменений в украинско-российских отношениях, будет во многом зависеть от взаимной заинтересованности в усилении сотрудничества. Это может проявиться в желании привести в рабочее состояние систему двусторонних комиссий и подкомиссий, развивать переговорный процесс по широкому комплексу проблемных вопросов, сохранять заинтересованность в реализации взаимовыгодных двухсторонних экономических проектов и в выполнении подписанных межгосударственных документов. Затягивание в решении многих вопросов всегда привносило в наши отношения неопределенность и общую неудовлетворенность. В целом, есть основания полагать, что алгоритм отношений между Украиной и Россией будет, скорее всего, строиться на реалистическом подходе. Поскольку уровень этих отношений еще далек от желаемого, правительство Януковича будет прилагать усилия для решения тех вопросов, которые усложняют украино-российские межгосударственные связи.

ИА REGNUM: Сохранится ли курс Украины на вступление в НАТО и готова ли Украина к вступлению в Альянс?

Вопрос о вступлении Украины в НАТО неоднозначно оценивается и в обществе, и во власти. Достаточно остро эта проблема обсуждалась во время переговоров о подписании Универсала о национальном единстве и создании парламентской коалиции. В итоге, в Универсале нашло свое отражение следующее положение: "Взаимовыгодное сотрудничество с НАТО в соответствии с Законом "Об основах национальной безопасности Украины". Решение вопроса о вступлении в НАТО по результатам референдума, который проводится после выполнения Украиной всех необходимых для этого процедур". Свои подписи под этим документом поставили президент Украины Виктор Ющенко, бывший премьер Юрий Ехануров, председатель Верховной рады Украины Александр Мороз, глава Партии регионов Виктор Янукович, лидеры фракций социалистов, коммунистов, "Нашей Украины". Таким образом, можно констатировать, что политические силы Украины в целом не отказываются от дальнейшего сотрудничества с Североатлантическим Альянсом и, в это же время, находят осторожную формулу, определяющую механизм совместных действий относительно такого важного вопроса, как вступление Украины в НАТО.

Если судить по последним выступлениям президента Виктор Ющенко и министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка, стратегический курс Украины на полномасштабную интеграцию в европейское пространство остается неизменным. На практике это означает присоединение к международным структурам, существующим в этом регионе, включая ЕС и НАТО. Сегодня трудно предсказать, как в действительности будут развиваться события вокруг вопроса отношений с НАТО и, тем более, однозначно ответить, чем может закончиться процесс евроатлантической интеграции нашего государства в случае проведения общенационального референдума по этой проблеме. Скорее всего, следует ожидать обострения дискуссии между сторонниками и противниками вступления Украины в НАТО.

Следует напомнить, что стратегия Украины в отношении НАТО, конечной целью которой является вступление в Альянс, была принята 23 мая 2003 года Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Этот шаг не был случайным или конъюнктурным, а стал логическим продолжением поступательного развития и углубления сотрудничества Украина-НАТО, которое было начато вскоре после провозглашения независимости Украины. На указанное решение СНБО оказал влияние и ряд геостратегических факторов: кардинальные изменения в глобальной системе безопасности, вызванные событиями 11сентября 2001 года, резкое усиление международных интеграционных процессов, постепенная трансформация самого альянса из чисто оборонительного объединения в полномасштабную структуру безопасности евроатлантического региона, усиление взаимодействия России с НАТО и т.д. Не последнюю роль сыграло и в целом приемлемое восприятие гражданами Украины практического сотрудничества с НАТО и, конечно же, конкретной помощи, оказываемой альянсом в решении ряда военных и хозяйственных задач. В этот период различные отечественные социологические институты на основе проведенных соцопросов убедительно показывали, что европейский выбор Украины поддерживают более 60% наших граждан, в том числе около 40% - евроатлантическую интеграцию.

Если говорить о готовности Украины в настоящее время к вступлению в альянс, то здесь ключевое значение имеет падение доверия к этому выбору со стороны населения. Последние соцопросы указывают на то, что только 12,7% граждан Украины поддерживают вступление нашего государства в НАТО. Очевидно, в обществе происходят серьезные трансформации, и вопрос о присоединении к Альянсу становится одним из наиболее дискуссионных и заполитизированных вопросов не только внешней, но и внутренней политики. Ближайшее будущее покажет, как будут дальше развиваться события вокруг этого вопроса непосредственно в нашей стране, и какая будет реакция самого Альянса на явное отсутствие общественного консенсуса в отношении целесообразности членства в НАТО. В целом надо отметить, что Украина вышла на такой уровень взаимодействия с Альянсом, который позволяет продолжать активную работу вплоть до получения приглашения для участия в Плане действий относительно членства в НАТО. Конечно, правительство отдает себе отчет в том, что вступление в НАТО должно стать сознательным выбором не только украинской политической элиты, но и всего общества.

ИА REGNUM: Готова ли Украина защитить своего производителя при вступлении в ВТО, о чем декларируется правительством?

Декларации соответствуют действительности весьма приблизительно. Уже сегодня ясно, что в наибольшей степени от "аврального" вступления в ВТО пострадают отечественные производители сельхозпродукции, ведь уровень общей поддержки агросферы определен в размере 1,14 млрд. долл. Это на порядки меньше, чем для других стран в базовый период. Для сравнения, Польша получила право дотировать сельское хозяйство на уровне 4,16 млрд. долл. Если прямо сейчас не поменять оговоренные условия, сельское хозяйство в Украине будет поставлено на грань выживания. Фактически требует корректировки позиция Украины и в финансово-банковской сфере. При всех критических замечаниях в адрес сложного переговорного процесса, который ведет Россия со странами-участницами ВТО, все же можно признать, что эта позиция заслуживает внимания в контексте защиты как своего производителя, так и в целом национальных интересов. Сейчас завершаются формальности, связанные с подготовкой Украины к вступлению в ВТО. Правительство исходит из необходимости внесения некоторых изменений в календарный план, и, судя по заявлениям президента Украины, вступление Украины во Всемирную торговую организацию может стать реальностью уже в этом году. Трудно подтвердить или опровергнуть обоснованность таких намерений. Украина уже существенно продвинулась в этом направлении, и было бы неоправданным затягивание решение этого важного вопроса.

ИА REGNUM: Стратегический курс Украины - это ЕС, ЕЭП или разумное совмещение этих векторов?

Украина прилагает немало усилий для того, чтобы европейский выбор стал фактором реальной политики. Руководство страны пытается проводить прагматичную линию в сфере евроинтеграции Украины. Она заключается в необходимости концентрации усилий на проведении внутренних реформ и преобразований, реализации европейских норм и стандартов с учетом полного выполнения плана действий Украина-ЕС. Политическая повестка дня отношений между Украиной и Евросоюзом достаточно объемная. В целом сохраняется интенсивный политический диалог на всех уровнях, в том числе, конструктивное взаимодействие в рамках двухсторонних механизмов. В ближайшие дни состоится заседание Совета по вопросам сотрудничества ЕС и Украина, в работе которого примет участие премьер-министр Виктор Янукович.

Не вдаваясь в излишние подробности, можно однозначно говорить о том, что внешнеполитический курс на евроинтеграцию будет сохранен и руководство Украины приложит все усилия к тому, чтобы отношения между Украиной и ЕС развивались исключительно по восходящей. Что касается сотрудничества в рамках ЕЭП, то Украина готова к такому сотрудничеству в пределах и формах, которые не противоречат Конституции и стратегическому курсу на европейскую интеграцию. Наша страна видит основную цель своего участия в ЕЭП в создании эффективно функционирующей зоны свободной торговли без изъятий и ограничений на основе правил и норм ЕС и ВТО, а также в создании рамочных условий развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Исходя из этого, были, например, определены соглашения, выработанные в рамках ЕЭП, которые Украина готова подписать. Придерживаясь разноуровневого и разноскоростного формата отношений с ЕЭП, Украина рассматривает свое возможное участие в этом пространстве в контексте общей тенденции либерализации рынков. Можно говорить о том, что при разумном совмещении этих двух интеграционных направлений Украина, несомненно, сможет извлечь реальную пользу.

ИА REGNUM: Как оцениваются перспективы существования ГУАМ? Может ли Украина извлечь какую-либо пользу от этого проекта?

ГУАМ проходит непростой путь своего становления. В основе его образования находится близость позиций стран по многим вопросам современных международных отношений. Начиная с октября 1997 года, когда был основан консультативный форум ГУАМ и одобрено совместное коммюнике, происходит постепенное политическое сближение и в определенной степени практическое углубление сотрудничества между странами-участницами ГУАМ как на международной арене, так и в двусторонних отношениях. Завершение институционализации ГУАМ и определение основных направлений сотрудничества, где приоритетное место отводится углублению торгово-экономических связей, развитию инфраструктуры транспортных коридоров и обеспечению энергетической безопасности, дает основания надеяться, что этот форум найдет свое место и будет удовлетворять насущные интересы его основателей. Сейчас самое важное наработать конкретные совместные проекты, которых с нетерпением ожидают страны-участницы ГУАМ.

На последнем саммите ГУАМ, который проходил в Украине в мае 2006 года, принято решение о превращении этого форума в региональную организацию с четкими целями, компетенцией и соответствующими структурами. Украина прилагает немало усилий к тому, чтобы это образование наконец-то заработало и приносило выгоду его участникам, главным образом в экономической и энергетической составляющей сотрудничества.

Иногда можно услышать обеспокоенность российских политиков в отношении деятельности ГУАМ. Скажу откровенно, здесь нет и не может быть каких-либо подводных камней. Если нет необходимого диалога, в ходе которого можно было бы разъяснить действительные намерения этого объединения и достигнуть понимания - возникают недоразумения и неадекватные действия. Убежден, что создание системы устойчивых отношений давало бы возможность продемонстрировать внутреннюю логику формирования ГУАМ.

ИА REGNUM:. Недавно экс-министр иностранных дел Грузии заявил, что Украина оказалась неопытным партнером. Как Вы видите суть партнерства Украины и Грузии?

Мне трудно тут что-то комментировать, так как я не слышал этого заявления и не знаю, в каком контексте оно прозвучало, чем было вызвано. Нет смысла лишний раз доказывать очевидный факт: Украина всегда демонстрировала свои лучшие качества надежного партнера. Многие страны и альянсы предлагали Украине в разное время развитие партнерских отношений в форме "особых", "исключительных", "привилегированных" и т.д. Если говорить по существу, то сегодня Украину и Грузию связывают более чем партнерские отношения. Между нашими народами, независимо от персонального состава органов власти, всегда существовали дружеские отношения, которые основывались на давних традициях уважения, взаимной поддержки и симпатии.

Мы знаем, что Грузия проходит сложный путь государственного становления. Как и каждому новому независимому государству, этой стране приходится нелегко. Украина оказывала и оказывает посильную помощь Грузии, всегда откликается на просьбы ее руководства, прилагает немало усилий для сохранения территориальной целостности этого государства. В частности, Украина выступала инициатором возобновления грузино-абхазских переговоров, поддерживала различные инициативные предложения Грузии в ООН, ОБСЕ и на других форумах, которые касались решения регионального конфликта. Искренность и, прежде всего, глубокое уважение к грузинскому народу, его истории, культуре - это, на мой взгляд, и есть суть партнерства.

ИА REGNUM: Вы являетесь одним из основателей недавно созданного Украинского форума. Что собой представляет это образование, какие его цели, методы и формы работы?

Украинский форум действительно создан всего лишь пару месяцев назад по инициативе ряда известных в Украине ученых, государственных деятелей, политиков, писателей. Это общественно-политическое объединение, которое ставит достаточно амбициозные цели. В первую очередь мы планируем способствовать насыщению украинской политики качественным программным содержанием, свободным от конъюнктурных и лоббистских наслоений.

Ни для кого не секрет, что политики, ангажированные борьбой за власть, испытывают известные трудности с созданием долгосрочных проектов государственного развития. Всем нужно участвовать в выборах, что-то обещать, вступать в политические торги. Украинский форум находится в этом смысле в более выгодных условиях, так как этими проблемами мы не обременены. Во-вторых, по итогам политического цикла 2004-2006 годов стала очевидной проблема глубоких расхождений между задачами, которое готовы решать политики и целями, которые востребованы обществом. Этот раскол необходимо сгладить, наладить нормальные коммуникации между элитами и широкой общественностью. К этому мы будем стремиться, используя весь доступный арсенал публичной политики - конференции, круглые столы, выступления в СМИ и т.д. Украинский форум задумывался нами как первый центр профессиональной гражданской экспертизы политического процесса, и есть все основания полагать, что нам это удастся. Вот уже и российское информационное агентство интересуется нашей работой.

Кстати, особое место в деятельности Украинского форума занимает проблематика российско-украинских отношений. В наших планах - проведение совместных мероприятий с российскими коллегами по широкому кругу вопросов современной повестки дня. Уверен, что только прочные горизонтальные связи, непредвзятый и трезвый взгляд на проблемы и перспективы двусторонних отношений, высокий уровень экспертизы в поиске путей разрешения спорных вопросов смогут дать необходимый кумулятивный эффект, который вынесет украинско-российское сотрудничество на качественно новый уровень.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.