Эдуард Кокойты - президент Южной Осетии

ИА REGNUM: Г-н президент, какова Ваша оценка сложившихся на сегодняшний день отношений между Южной Осетией и Грузией?

Грузия игнорирует практически все достигнутые ранее договоренности. Более того, Грузия стремится сорвать существующий формат урегулирования конфликта. Хочу заявить, что вся ответственность за дальнейшую эскалацию напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта ложится на тех, кто сегодня отказывается от договоренностей, достигнутых как в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК), так и на межгосударственном уровне, на тех, кто сегодня подталкивает наши народы к войне.

ИА REGNUM: Представители официального Тбилиси заявили о том, что не исключают силового решения грузино-осетинского конфликта. Какова Ваша оценка данных заявлений?

Конкретные действия грузинской стороны, в том числе и по дискредитации российских миротворцев, в комплексе говорят о том, что Грузия давно взяла ориентир на военное разрешение конфликта. Дискредитация миротворцев - первый этап к началу боевых действий против Республики Южная Осетия. Мы не допустим того сценария, который Грузия хочет навязать не только Южной Осетии, но и всем народам Кавказа. Мы сегодня получаем очень много предложений направить в Южную Осетию подразделения Конфедерации кавказских народов. Но мы - за мирное разрешение конфликта, мы будем делать все в рамках существующих договоренностей. Однако, если Грузия не оставит нам другого выхода, мы будем защищать свой народ.

ИА REGNUM: Грузия неоднократно выступала с предложением ввести в зону грузино-осетинского конфликта международные полицейские силы...

Никаких международных полицейских сил в зоне грузино-осетинского конфликта не будет. Мы будем бороться против политики двойных стандартов, мы будем препятствовать продвижению того сценария, который нам навязывают.

ИА REGNUM: Известно, что Грузия в нарушение всех договоренностей продолжает увеличивать численность военных подразделений близ границ Южной Осетии. Будет ли югоосетинская сторона продолжать переговорный процесс в таких условиях?

Легко рубить с плеча и выйти из переговорного процесса. Тяжелее созидать и восстанавливать. Мы считаем, что нужно бороться за то, что мы имеем сегодня - сложившийся формат переговоров, миротворческую операцию. Выйти из переговорного процесса - никогда не поздно, но необходимо делать все максимальное, чтобы сохранить переговорный процесс. Как бы трудно это не было, какие бы ежедневные провокации грузинская сторона не осуществляла, мы будем делать все, чтобы сохранить существующий формат переговорного процесса. Нам известно сегодняшнее настроение сопредседеля СКК от грузинской стороны - его желание развалить работу СКК в Цхинвали. Делается это с целью показать международному сообществу, что процесс урегулирования зашел в тупик, что главный гарант мира и стабильности - Российская Федерация - не в состоянии осуществлять миротворческую операцию, не в состоянии разрешить конфликт. Но тут дело не в Российской Федерации, а в грузинской стороне, которая не желает исполнять взятые на себя обязательства.

ИА REGNUM: Вы имеете ввиду, что Грузия пытается сорвать предстоящее заседание СКК, назначенное на 14-15 сентября в Цхинвали?

Да, и последующие тоже.

ИА REGNUM: Вчера Вами был подписан указ о проведении референдума. Каков основной вопрос, который будет вынесен на референдум, и что Южная Осетия желает продемонстрировать этим мировому сообществу?

Вопрос будет сформулирован следующим образом: "Хотите ли вы, чтобы Южная Осетия сохранила свой независимый статус и была бы признана международным сообществом?". Референдум проводится с целью еще раз показать международному сообществу то, что народ Республики Южная Осетия, несмотря на то, что поменялось целое поколение, твердо стоит на принципах независимости. Заявления грузинских политиков о том, что независимости добивается президент Южной Осетии и 10 человек в его окружении - лживы. К сожалению, сегодня многие в международном сообществе закрывают глаза на нарушения Грузией достигнутых договоренностей и соглашений, нарушения прав нацменьшинств, прав человека в Грузии. Они ошибочно полагают, что грузино-осетинский конфликт можно быстро урегулировать, что осетины согласятся на широкую автономию в составе Грузии. Это неправильная постановка вопроса, ибо в Южной Осетии не наблюдается каких-либо обсуждений статуса в составе Грузии. Никакие автономии или другие формы государственности с Грузией или в составе Грузии не гарантируют безопасность осетинского населения. История показывает - нам нельзя жить с Грузией в одном государстве. Мы всегда страдали от грузинской националистической идеологии. К сожалению, мы не видим со стороны международного демократического сообщества осуждений Грузии, как государства, которое не может гарантировать безопасность нацменьшинствам, не может гарантировать соблюдению прав, поэтому мы уверенно идем тем путем, который выбрали.

ИА REGNUM: Полагаете ли Вы, что Грузия признает легитимность референдума?

Грузия, конечно же, будет заявлять, что не признает референдум, как и Республику Южная Осетия. Но наступит время, когда Грузия признает Республику Южная Осетия.