Обзор ростовских СМИ за 1-9 сентября 2006 г.

Политика

Газета "Коммерсант-юг" рассказала о том, что в минувшую пятницу донские парламентарии увеличили налоговые ставки на игорный бизнес. Как сообщает газета в материале "Депутаты поиграют с тенью", ставки для игровых автоматов и касс тотализаторов были подняты до максимальной величины, ставки для игровых столов приближены к максимуму. Депутаты планируют, что увеличение налоговых ставок позволит привлечь в областной бюджет дополнительно как минимум 73,4 млн рублей. Доказывая депутатам необходимость повышения ставок, начальник управления финансовых ресурсов и налоговой политики администрации РО Людмила Лобачева отметила, что в течение года "рост количества плательщиков налога составил 128%".

По данным областного минэкомоники, в начале года около 2,8 тыс. объектов игорного бизнеса работали без лицензий и не состояли на налоговом учете, а сейчас количество таких игровых залов и игровых автоматов приближается к 3,2 тыс. "В итоге, областной бюджет теряет около 270 млн рублей в год", - сообщила Людмила Лобачева. В качестве упрека местным казино и игровым залам также были поставлены низкий уровень официальной зарплаты сотрудников - в среднем около 3 тыс. рублей, а также невысокая официальная рентабельность - порядка 5%. "При этом известно, что игровой автомат стоимостью $3,5 тыс. окупается за три месяца", - резюмировала госпожа Лобачева и попыталась окончательно убедить депутатов тем, что "во всех регионах ЮФО, кроме Ставрополья, уже приняты максимальные ставки".

В итоге, донской парламент без возражений проголосовал за изменение ставок в местном законе "О налоге на игорный бизнес". Правда, после принятия изменений часть депутатов потребовали "навести окончательный порядок с игровыми автоматами" и обязать глав муниципалитетов "лично отчитываться за каждый нелегальный аппарат". Спикер Законодательного собрания Александр Попов дал понять, что на ближайших заседаниях депутаты вновь могут вернуться к проекту областного закона "О размещении объектов игорного бизнеса", который предполагает запрет на расположение игровых залов вблизи школ, больниц и учреждений культуры. Депутаты предполагают, что увеличение налоговых ставок позволит привлечь в областной бюджет дополнительно 73,4 млн рублей.

Эксперты и участники рынка, напротив, ожидают, что новые ставки приведут к противоположному результату - уходу игорного бизнеса в тень. Накануне заседания ЗС ассоциация деятелей игорного бизнеса по ЮФО направила в донской парламент письмо, в котором указывалось, что уже "при действующих ставках предприниматели не имеют возможности своевременно оплачивать налоги, происходит планомерный уход игорного бизнеса в тень". Ассоциация сослалась на данные областной администрации о сокращении с марта по июль этого года "игровых столов на 30% и росте количества игровых автоматов всего на 19%". В письме также приведена статистика, согласно которой сегодня теневой сектор для игровых столов достигает 6,5%, для игровых автоматов - 33%. В то время как в прошлом году теневая составляющая игорного бизнеса оценивалась в 10-15 %". Защищать игорный бизнес готовы и в областной ТПП. Как сообщил председатель комитета Торгово-промышленной палаты РО по предпринимательству в сфере индустрии развлечений и игорного бизнеса Николай Оганезов, в ближайшее время ТПП намерена "проводить инвентаризацию объектов игорного бизнеса и с цифрами доказывать неэффективность решения депутатов".

Экономика

Газета "Город N" на прошлой неделе рассказала о том, что Ростовская областная администрация ищет инвестора, от имени которого можно было бы подать заявку в Инвестиционный фонд РФ на развитие Зареченской промзоны в Ростове-на-Дону. Как пишет газета в материале "Зареченский фронт", решение об участии в федеральном конкурсе было принято в конце августа на совещании под руководством вице-губернатора Ивана Станиславова.

По закону, заявку в инвестфонд не может сделать субъект федерации - только бизнес. Поэтому, как замечает газета, "перед областными властями сегодня стоит непростая задача - договориться с бизнес-сообществом Зареченской промзоны таким образом, чтобы те сообща реализовали необходимый области проект. Цена вопроса не менее 5 млрд рублей - заявки на меньшую сумму инвестфонд не принимает". В официальном пресс-релизе, посвященном упомянутому совещанию, переданы слова Ивана Станиславова о нынешнем хаотичном развитии этой территории, которое грозит экологическими проблемами, а также препятствует контролируемому промышленному развитию левобережной зоны. Бизнесменам тоже необходимо инфраструктурное развитие. Высказанную вице-губернатором идею газета предлагает оценивать в двух плоскостях - административной и предпринимательской. Подать проект инфраструктурных вложений под конкретные проекты как проект развития центральной площадки для всей донской промышленности, - таков, по мнению газеты, административный подтекст идеи с заявкой в инвестфонд.

Предпринимательский интерес, по мнению газеты, связан с проектом "Универсальный порт". В нем заинтересованы, по мнению газеты, группа "Юг Руси" (проект строительства в акватории ростовского порта нефтеперевалочного терминала) и "Азово-Донское пароходство" (проект контейнерного терминала). "Очень приблизительно он оценивается в чуть ли не в $ 1 млрд, учитывая затраты на инфраструктуру"-, пишет газета. По информации газеты "Город N", Азово-Донское пароходство имело намерение самостоятельно подать заявку в инвестиционный фонд России на реализацию своего проекта. Вопрос прощупывался еще весной, когда в Ростов с непубличным визитом приезжал замминистра экономического развития РФ Кирилл Андросов, курирующий в МЭРТе тематику, связанную с инвестфондом. Как неофициально рассказывают участники этой встречи, г-н Андросов отговорил руководство пароходства заявлять свой проект, выразив мнение, что больше шансов будет иметь заявка позначительнее. Например, на обустройство ростовской промзоны, уже в рамках которой реализуются конкретные проекты. Такой поворот дел, продолжает газета, потребовал от бизнесменов выступить единым фронтом в реализации проекта. При этом каждого бизнесмена интересуют, прежде всего, частности, а в целом проект интересен властям, готовящим, в том числе, площадку для внешних инвесторов. В областном Министерстве экономики пока лишь предполагают, каким образом возможно формирование единого фронта зареченского бизнес-сообщества. Участие частного капитала в проектах, предлагаемых в инвестфонд, предполагается на уровне не менее 25%.

В Минэкономики области говорят, что заявка созреет только в 2007 году. В следующем году увеличится и объем инвестиционного фонда. Если в этом году он составлял 65 млрд рублей, то в 2007 вырастет почти до 190 млрд. Между тем Иван Станиславов попросил подготовить проект промзоны в двух вариантах - с учетом и без учета федеральных денег. "Последнее означает, видимо, что области в любом случае нужна промзона, а бизнесмены в реализации своих проектов не полностью зависят от федерального бюджета", - предполагает в завершении публикации " Город N".

Газета "Южный репортер" исследует перспективы портов юга России. В материале "Зерно в море" газета пишет что, из-за того, что в этом году урожай оказался ниже прошлогоднего, портам приходится искать новые сферы деятельности, чтобы заработать. Через морские и речные порты ЮФО в дальние страны уплывает большая часть российского зерна. Южное зерно экспортируется во все страны Средиземноморского бассейна. Большие партии отправляются в Турцию и Сирию. На внутреннем рынке зерно с юга везут в основном на север - в Санкт-Петербург, Рыбинск, Архангельск.

В этом году объемы экспорта пшеницы, ячменя и других культур существенно сократились. Снижение экспорта сказывается на работе портов и портовых элеваторов. В сложившихся условиях, продолжает "Южный репортер" по мнению Алексея Едуша, исполнительного директора компании "Югтранзитсервис", одного из крупнейших трейдеров, первенство на рынке зернового экспорта сможет удержать тот, кто будет использовать мощности ни одного-двух, а многих портов. Например, "Югтранзитсервис" собирается в этом году сохранить свою долю на уровне 20% российского экспорта за счет использования для отгрузки многих портов. Если рассчитывать только на свой терминал, большую программу не сделаешь. Компания занимается перевалкой не только на принадлежащих ей мощностях в Таганроге и Азове, но и из Новороссийска, Темрюка, порта "Кавказ".

Другой крупный трейдер - "Разгуляй" - считает, что основным конкурентным преимуществом является собственный портовый терминал. Несколько лет назад компания одним из первых в стране построила новый элеватор под Азовом, инвестировав в него более $17 миллионов. Его годовой оборот может достигать 1,5-2 миллионов тонн в год. До сих пор терминал "Разгуляй" оставался одним из самых современных на Юге.

Однако в этом году на рынок морских перевозок зерна вышел новый игрок - "Новороссийский зерновой терминал" - мощностью 3,6 миллиона тонн зерна в год. Как заявляют его владельцы, он станет самым скоростным и крупным на Юге России. Строительство ведет управляющая компания TPS, одна из ведущих стивидорных компаний Кубани, созданная при администрации края и столичного капитала. Инвестиции в элеватор составляют более 73 миллионов. Новый терминал скорее всего составит существенную конкуренцию более мелким игрокам рынка, которые уже сегодня ощущают давление со стороны конкурентов.

По мнению Алексея Едуша, исполнительного директора компании "Югтранзитсервис", в настоящее время небольшие речные, устьевые порты становятся неконкурентоспособными, поскольку не выдерживают конкуренцию с крупными морскими портами. Причиной этого Алексей Едуш считает значительный рост стоимости фрахта малотоннажных судов, которая "раньше как-то коррелировалась по цене" с крупнотоннажным. Ситуацию усложняют и нестабильные погодные условия, в которых приходится грузить зерно. В результате предприятия планируют расширять свою деятельность и получать выгоду от перевозки других грузов. По словам Веры Трошиной, заместителя директора по экономике "Азовского морского порта" (основной акционер - московская компания ЗАО "С"), компания планирует постепенно уходить от перевалки зерна и делать упор на контейнерные перевозки. Для этих целей ведется строительство специализированного контейнерного терминала проектной мощностью 30-35 тысяч 20-футовых контейнеров в год и стоимостью около $70 миллионов. Кроме того, разрабатывается проект по реконструкции Азово-Донского подходного канала с доведением его глубины до 8,5 м, что позволит "Азовскому морскому порту" принимать крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 20 тысяч тонн.

Газета "Комсомольская правда - на-Дону" порадовалась успехам донской экономики в публикации "Главком ВВС России Владимир Михайлов: Мы шли с превышением скорости!". Газета рассказала о рекордном полете самолета БЕ-200-ЧС, разработанного Таганрогским научно-техническим комплексом (ТНТК) им. Бериева специально для МЧС, на "Гидроавиасалоне-2006". Газета рассказывает, что вместе с летчиком-испытателем ТНТК Николаем Кулешовым в качестве второго пилота в кабину БЕ-200-ЧС забрался сам Главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. Газета приводит слова Главкома Владимира Михайлова сразу после приводнения в Геленджикской бухте: "Машина очень летучая и хорошо управляемая. У нее большое будущее и перспективы как в России, так и за рубежом". По словам специалистов, сегодня в мире просто не существует аналога нашему БЕ-200-ЧС. Главная конструктивная особенность "двухсотки" - это возможность моментально, по первому сигналу, переоборудоваться под решение конкретных задач, будь то тушение пожаров, доставка спасателей, эвакуация раненых и т.д.

Газета "Город N" в материале "Маршрут из Таганрога" сообщает, что в октябре нынешнего года в Таганроге начнется сборка первых автобусов Hyundai. ФПГ "Донинвест" завершает здесь строительство предприятия с проектной мощностью 35 тысяч единиц в год. Новое предприятие называется Ростовским заводом грузовых автомобилей (РЗГА). Оно рассчитано на производство автобусов трех типоразмеров. Следующий этап - выпуск грузовиков-трехтонников. Промышленная сборка будет осуществляться по лицензии Hyundai Motor Company. Проектная мощность предприятия - 35 тыс. единиц техники в год, цена проекта - около $ 120 млн.

РЗГА газета называет "секретным проектом группы "Донинвест"" и предполагает, что информация о нем стала достоянием общественности по недосмотру. Газета обращает внимание, что информация о проекте стала известна прессе от корейских партнеров, донские бизнесмены до сих пор отказываются от комментариев.

В частности, в феврале из московского офиса ТагАЗа журналистам было разослано приглашение на торжественное подписание лицензионного соглашения между РЗГА и Hyundai Motor Company. Речь шла о лицензии, дающей право собирать в России коммерческую технику. Однако за день до начала мероприятие было отменено. Либо было переведено в статус закрытого. Только по лаконичным заявлениям корейской стороны можно было понять, что подписание соглашения все-таки состоялось. Несколько информагентств (в частности, "АК&M") со ссылкой на корейскую компанию привели основные параметры проекта.Президент по технологиям корейского автоконцерна Hyundai Motor Company Ю Джун Хи заявил также, что инвестиции в этот проект составят $ 120 млн, а инвестирование полностью будет осуществлять корейская сторона. Выпуск первого автобуса был назначен на 15 сентября 2006 года. В РЗГА от официальных комментариев отказались, заявляя, что переговоры на деле еще не завершены. Между тем, в мае в ростовских газетах появились объявления о том, что РЗГА приглашает на работу молодых специалистов.

В июле, пишет газета, сомнения в том, что проект реализуется, полностью отпали. На встрече губернатора Владимира Чуба с мэром Еревана Ервандом Захаряном, ереванский градоначальник выразил желание закупать для столицы Армении пассажирские автобусы, сборку которых Ростовская область планирует освоить уже к концу этого года на заводе в Таганрог". По словам министра промышленности области Сергея Назарова, на территории Таганрогского комбайнового завода сейчас идет подготовка к запуску нового предприятия, которое будет производить малые, средние и крупные корейские автобусы. Уже в октябре начнется сборка. Проект реализуется силами донских предпринимателей. "Производство РЗГА будет заметно масштабнее самого ТагАЗа, который размещается лишь в одном из цехов бывшего сельхозмашиностроительного предприятия, - отмечает газета. - Здесь будут выпускать автобусы трех типоразмеров, завод будет делать собственную покраску и сварку". Ранее представители Hyundai заявляли, что на РЗГА предполагается поставлять для сборки автомобилей только кузовные детали, шасси и двигатели. Остальные детали планируется делать в России. Из слов Сергея Назарова газета делает вывод, что в проекте РЗГА корейская сторона в качестве инвестора выступать не будет. Проект полностью реализуется "Донинвестом".

По мнению газеты, не вполне ясно, сможет ли РЗГА продавать в России произведенные объемы. Основным российским конкурентом РЗГА станет холдинг "Русские автобусы", объединяющий пять самых известных и мощных предприятий отрасли - автобусные ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ и канашский КААЗ, выпускающий комплектующие. Компания выпускает модели всех типов и назначения, занимая около половины всего российского рынка.По словам директора департамента массовых коммуникаций ТД "Русские автобусы" Эллы Ворониной, "сегодня новые автобусы - импортные и российские - активно покупаются, так что конкуренция будет жесткой". Руководитель службы маркетинга компании "РусБизнесавто" (авторизованный дилер Hyundai) Арсений Давдариани считает, что проект РЗГА хорош тем, что он создаст конкуренцию прежде всего с подержанной импортной техникой. Ожидается, что цена на корейские автобусы, собранные в Таганроге, будет на 10-12% ниже, чем у тех моделей, которые импортированы из Кореи.

Спорт

Газета "Коммерсант-юг" в публикации "Саввиди уволил Андреева за "ничью" делится мнением, почему президент футбольного клуба СКА Иван Саввиди снял с поста главного тренера клуба Сергея Андреева, контракт с которым истекает лишь в конце текущего года. Как пишет "Коммерсант-юг", частая смена тренеров стала "визитной карточкой" Ивана Саввиди на посту президента ростовских футбольных клубов. В "Ростсельмаше/Ростове" при нем сменилось семь наставников.

Газета считает, что отставка знаменитого ростовского футболиста и тренера готовилась заранее. Сам господин Саввиди неоднократно заявлял о том, что его не устраивает игра, а также турнирное положение армейской команды в нынешнем чемпионате России. На встрече с болельщиками он заявил, что армейцы в матчах чемпионата страны должны демонстрировать "более агрессивную игру". Дальнейшее пребывание тренера команды на своем посту господин Саввиди поставил в зависимость от результата матча во Владикавказе с одним из лидеров южной зоны - "Спартаком". "Если команда проиграет или сыграет вничью, с Андреевым нам дальше не по пути", - заявил президент СКА. Но СКА выиграл, обошел спартаковцев и возглавил таблицу. На верхней строчке команда находилась в одиночестве вплоть до последнего тура, который состоялся 27 августа. В нем ростовчане свели вничью матч в Майкопе против местной "Дружбы". А "Спартак", в свою очередь, выиграл. И в настоящее время на самом верху турнирной таблицы южной зоны образовалось двоевластие: у ростовчан и владикавказцев стало по 54 очка. Обе команды поставили своей основной целью повышение в классе, то есть завоевание путевки в первую лигу. Но получить путевку сможет только победитель зонального турнира.

Слухи о скорой смене наставника армейских футболистов возросли две недели назад, когда Виктор Бондаренко был назначен советником президента ФК, пишет "Коммерсант-юг". "Андреев остается на своем посту до первой ошибки", - говорили болельщики. Очевидно, первой ошибкой господин Саввиди посчитал ничью в Майкопе. На клубном собрании президент объявил о своем решении уволить тренера. Он поблагодарил Андреева "за проделанную работу" и заверил всех, что у них "не было конфликта". Главным тренером команды назначили бывшего игрока и наставника ростовского СКА Виктора Бондаренко.

По сведениям газеты, несколько дней назад в частной беседе Иван Саввиди предложил господину Андрееву пост вице-президента ФК СКА, но тот от него отказался. Сам господин Андреев комментировать ситуацию не стал, добавив только, что "со временем расскажет обо всем обстоятельно". Его контракт со СКА должен был истечь в конце нынешнего года, однако односторонний разрыв соглашения автоматически повлечет за собой выплату неустойки. Как стало известно газете из источников в ФК, руководство клуба твердо пообещало бывшему тренеру произвести все полагающиеся выплаты.

Криминал

О подробностях приговора, вынесенного группе умельцев, занимавшихся изготовлением фальшивых долларов, рассказала газета "Коммерсант-юг" в публикации "Фальшивомонетчики получили 60 лет на пятерых". Следствием было установлено, что в организованную группу, занимающуюся изготовлением и сбытом поддельной иностранной валюты, входили четыре жителя Республики Дагестан - Лабазан Газиев, Магомед Юсупов, Абас Исханов, Магамед Бахулов, а также житель Екатеринбурга Борис Каплан.

Поддельную иностранную валюту изготавливали в Махачкале (Республика Дагестан), в одном из частных домов. По информации прокуратуры, для печати фальшивых денег преступники использовали формы глубокой и плоской печати, специальные полиграфические краски. На поддельную купюру электрографическим способом наносилась серия, номер купюры и изображение. Получив заказ на определенную сумму, члены группы обговаривали место "купли-продажи" с будущим покупателем, который оказался жителем Ростова-на-Дону.

Каким образом оперативникам удалось выйти на потенциального заказчика, в прокуратуре не разглашают, но сразу же после сбыта поддельных купюр все участники организованной группы были задержаны в Ростове-на-Дону с поличным. Партию поддельной валюты в размере 400 тысяч долларов изъяли и отдали на экспертизу. Действия фальшивомонетчиков были квалифицированны по статье186 части 3 УК РФ ("Изготовление и сбыт поддельных денег, совершенные организованной группой"). Кировский суд Ростова назначил осужденным Исханову, Газиеву и Каплану наказание в виде 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Магомеду Юсупову - 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Магамеда Бахулова осудили на 14 лет лишения свободы. Приговор вступил в законную силу.