На минувшей неделе Украина отметила начало нового политического сезона и годовщину коррупционного скандала. "Главред" подводит итоги "года после Зинченко", полагая, что результаты парламентских выборов и нынешняя политическая диспозиция обусловлены именно тогдашними скандальными отставками и расколом "помаранчевого" лагеря: "Именно с сентября прошлого года начался стремительный рост рейтинга Партии регионов, которую год назад поддерживали лишь немногим более 14% граждан Украины (КМИС, исследование 13 - 25 сентября 2005 года). Роль Виктора Януковича, который на протяжении нескольких месяцев перед скандалом находился вне поля внимания СМИ, в этой тенденции минимальна - на фоне войны между вчерашними "помаранчевыми" единомышленниками популярность его партии увеличивалась фактически сама по себе. Результаты выборов в Верховную Раду в марте этого года и, соответственно, состав коалиции, сформировавшейся в ней, - во многом обусловлены событиями и тенденциями, старт которым положила та самая пресс-конференция Зинченко.... Как это видится сегодня, теми, кто больше всех выиграл в результате "коррупционного скандала", оказались люди, формально не имеющие к нему ни малейшего отношения - Виктор Янукович и Александр Мороз. По сути, скандал оказался грузом, который потянул на дно не только тех, на кого он был направлен, но и своих инициаторов".

Авторы "Версий" вспомнили все сентябрьские катастрофы последних лет и решили, что на таком фоне моментальное "обезглавливание власти", случившееся в Киеве год назад, катастрофа сравнительно небольшая. "Україна молода" назвала годичной давности скандал "первым холодным душем на головы бывших "майдановцев"". Так или иначе, результатом стала кардинальная перемена декораций, или наоборот, восстановление былого статуса-кво. - "От Януковича до Януковича", - так сформулировал итог президентства Виктора Ющенко глумливый протимошенковский "Обозреватель". Но если "проигравшие инициаторы" в лице Юлии Тимошенко предпочитают видеть нынешнюю ситуацию как поражение президента и полный реванш партии Януковича, прочие, не столь радикальные издания пишут о компромиссе и "балансе", пусть "странном". "...Новое правительство - не открытый реванш "кучмистов", а плод компромисса между как минимум двумя политическими силами - "прагматичной" частью оранжевых и Партией регионов. Значительная часть политически активной публики считает это состояние балансом. Причем балансом не только между политическими силами, но и между государственными должностями - президентом и премьером", - так начинает передовицу обозреватель "Контрактов". Впрочем, "странность баланса", продолжает он далее, в том, что нет никакого баланса: "В реальности ни на уровне политики, ни на уровне политической системы никакого баланса нет. Если говорить о политическом компромиссе, то он держится только на особенностях формирования Кабинета после выборов. Президент в новой конституционной модели может влиять на события только сразу же после парламентских выборов. Именно на этом этапе - когда формируется Кабинет - у него есть мощные рычаги давления в виде права роспуска парламента. Виктор Ющенко использовал эти рычаги, чтобы провести в Кабинет "своих" людей. После того, как правительство сформировано, президент уже никак не может влиять на работу Кабинета. Посему ничто не мешает постепенному выдавливанию из Кабмина ненужных министров. Да, в общем-то, можно обойтись и без кадровых перестановок - никто не мешает правительству проводить ту политику, которую оно считает нужным, президент не может вмешаться в его работу и никого, кроме "силовиков", он не контролирует. Если же говорить о политической системе, то она тоже не содержит в себе никакого баланса. Президент "включается" только на этапе формирования Кабинета (лучше сказать - Кабинета, формируемого по результатам выборов). Затем система его "выключает", и всем правит премьер. Даже если Кабинет уходит в отставку и формируется новый (но выборы не проводятся), президент уже не может повлиять на события. В общем, украинский президент как должность - довольно странная фигура, она никак не "балансирует" премьера и, если честно, вообще непонятно зачем нужна".

Вопрос о политической роли президента в нынешней неопределенной правовой ситуации поднимается в СМИ все чаще, при том общий пафос сходен с выводом автора "Контрактов": "непонятно, зачем он нужен". "Так и не остается решенной одна из наиболее важных проблем современной Украины - место Президента в системе государственного аппарата, - пишет аналитик "Политэ". - Формально, в соответствии с Конституцией, президент является главой государства и выступает от его имени. Вместе с тем, президент не принадлежит ни к судебной, ни к законодательной, ни к исполнительной власти. Конституционная реформа, вопреки сложившемуся мнению, не только не дала четкого определения статуса Президента Украины, но и не настолько сильно, как это считается, ограничила его в полномочиях. Вернее было бы сказать: Конституционная реформа сняла часть ответственности с Президента, одновременно добавив главе государства ряд полномочий. В частности, если в старой редакции Конституции Президент мог только назначать половину состава Совета Национального банка Украины и половину Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, то в новой редакции Президент получил и право их уволить. Закон о Кабинете Министров вряд ли решит проблему согласования работы исполнительной и законодательной власти на Украине. Конституционная реформа выгодна в первую очередь Верховному Совету, но не Кабмину. Правительство до сих пор не имеет рычагов влияния на парламент ( в частности правительство не может распустить парламент, в то время, как парламент может выразить вотум недоверия правительству, который влечёт за собой отставку Кабинета Министров), а это приводит к серьезному перевесу в пользу ВСУ. Положение усугубляется и неопределённым статусом Президента в таком государстве со смешанной формой правления, как Украина - он по сути является пятым колесом телеги: скорее мешает слаженной работе государства, нежели ей способствует. В мировой политической науке уже считается, что чистые формы правления (т.е. либо президентская, либо парламентская) более благоприятны для государства, нежели смешанные". Вывод звучит так: "Наилучшим вариантом для Украины на сегодняшний день является интенсификация законодательной работы для изменения формы правления на парламентскую республику с постепенным уменьшением роли Президента (наиболее подходящей является немецкая модель полномочий президента) и сведение роли главы государства к представительской".

По мысли автора "Версий" Виктор Ющенко находится в "пороговом состоянии": "Он должен сделать выбор: продолжать бороться за звание самого сильного игрока в украинском политикуме или же удовлетвориться ролью символа (гаранта) нации, к чему его аккуратно подталкивают". Положение украинского президента осложняется тем, что ""свои" тянут в разные стороны и страдают психологической несовместимостью". В конечном итоге Ющенко "пытается модернизировать применительно к новым конституционным условиям систему сдержек и противовесов. Как и предполагалось, Ющенко сделал ход "е2-е4": усиление роли Совбеза".

В таком контексте политики и журналисты комментируют недавнее сенсационное интервью Анны Герман, пресс-секретаря Виктора Януковича, газете "Столичные новости": "Янукович поддержит Ющенко на следующих президентских выборах, если их взаимоотношения будут развиваться так, как они начались, если никакое окружение не будет "приватизировать" президента, толкать его только к одной политической группе, к одной части населения". Настоящая идея в том, считают эксперты "Форума", роль президента в парламентской республике Януковича не привлекает и он вполне готов отдать ее слабому Ющенко: ""Я не думаю, что Виктора Януковича привлекает идея следующих президентских выборов, хотя никто из его близкого окружения, ни он сам об этом не говорил. Но думаю, что его эта перспектива не привлекает. Когда Кабинет Министров будет иметь на самом деле серьезные полномочия, а премьер фактически будет канцлером, я считаю, что это его роль", - откровенничала с журналистами Анна Герман.

Сам Янукович на минувшей неделе посетил Польшу. "Коммерсант" обратил внимание на интригу "Янукович - Саакашвили": на протяжении длинной речи грузинского президента о продвижении демократии и международных рейтингах Грузии украинский премьер скептически улыбался. Затем он произнес упоительную речь о собственном видении европейских ценностей, при этом, как отметила "Газета по-украински", говорил о сближении с ЕС, а "тему НАТО фактически проигнорировал". Главным сюжетом польского визита, полагает тот же "Коммерсант", стало заявление о возобновлении проекта нефтепровода "Одесса-Броды" и о достройке его до Гданьска. Здесь Янукович сработал в синхрон со своим новым "заклятым другом" Виктором Ющенко, который в этот самый момент говорил о том же в Баку с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Ющенко заявил, что "нефтепровод Одесса-Броды максимум через полтора года будет запущен в работу в прямом режиме - в направлении Брод. Из его ответа "журналистам" следовало, что азербайджанская сторона дала гарантии поставки необходимых объемов нефти. "Чтобы восстановить работу нефтепровода в аверсном режиме, нужно год-полтора. Речь идет о 4,5-5 миллионах тонн в год поставки плюс 600 тысяч тонн технологической нефти". "В вопросе поставок нефти остается одна проблема - цена, продолжает тему "Коммерсант". - Каспийская нефть марки caspian light намного качественнее и дороже, чем российская марки urals, так что экономия при ее переработке перекрывается стоимостью сырья. Ъ поинтересовался, намерен ли Азербайджан учитывать это при формировании цены на нефть для украинских потребителей. Ильхам Алиев признался, что он знает о такой проблеме, но дал понять, что не намерен снижать цену. "Азербайджанская нефть очень качественная, она котируется на мировых рынках выше даже, чем нефть марки brent, она продается с премией к brent`у и продается успешно",- пояснил президент. Судя по всему, господин Алиев все же готов на некоторый торг. Во всяком случае, он отказался делать какой-либо прогноз по поводу цены нефти для Украины в сравнении с ценой российской нефти". Что же касается собственно перспектив наполнения нефтепровода, то эксперты "Коммерсанта" и здесь настроены скептически: "Поставки нефти для нефтепровода Одесса-Броды в объеме до 5 млн т в год не являются для Украины желаемыми, поскольку проектная мощность данного нефтепровода составляет 14 млн т в год с возможностью увеличения. К тому же уже сегодня труба работает в реверсном режиме (из Брод в Одессу), перекачивая российскую нефть в объеме около 6 млн т в год. Господин Ющенко, отвечая на вопросы Ъ, пояснил, что в Киеве видят две реальные перспективы увеличения прокачки: "Мы можем говорить о строительстве НПЗ (существует проект строительства НПЗ в Бродах.-Ъ) или о поставках нефти по нефтепроводу "Дружба" в Словакию и Чехию". Второй вариант эксперты в нефтяной отрасли считают маловероятным, поскольку нефть caspian light, смешавшись в трубе "Дружбы" с российской сернистой нефтью urals, потеряет свою привлекательность для потребителя".

Пока президент и премьер озабочены балансом сил и прокачкой нефти, Юлия Тимошенко очередной раз пошла ва-банк, на первом же своем брифинге объявив премьера и половину его Кабинета вне закона. "Внешне все просто, - поясняют "Грани+". - Конституция своей 120 статьей запрещает совмещение занятия должностей в исполнительной власти с депутатским мандатом. В июле прошлого года был принят уточняющий закон №2783-ІV "Об особенностях увольнения с должности лиц, совмещающих депутатский мандат с другими видами деятельности". В соответствии с ним, ежели в течение 20 дней с момента назначения народного депутата на новую должность он не сложит депутатские полномочия, акт о его назначении автоматически считается утратившим силу". По убеждению Тимошенко, "на эти грабли наступил Виктор Янукович, а также Николай Азаров, Андрей Клюев, Владимир Рыбак, Василий Джарты, Сергей Тулуб, Борис Тарасюк, Сергей Николаенко, Николай Рудьковский, Юрий Павленко и Роман Зварыч. По ее утверждению, поскольку полномочия упомянутых членов правительства не прекращены в соответствии с порядком, установленным частями 2 и 4 статьи 81 Конституции Украины, можно сделать "юридически корректный вывод" - они антиконституционно совмещают две должности". Между тем, напоминают "Грани+", "страна в прямом эфире наблюдала, как свеженазначенный премьер Виктор Янукович передал заявление о сложении депутатских полномочий спикеру Александру Морозу. Аналогичные заявления написали почти все упомянутые Тимошенко депутаты - кроме Романа Зварыча. Он мотивировал задержку неопределенностью позиции своей фракции, которая до сих пор не решила, входит она в коалицию с ПР и коммунистами, или нет. Судя по всему, любой гражданин Голопупенко, подав соответствующий иск в любой суд страны, может оставить Минюст на какое-то время без хозяина. Но при чем здесь все правительство, непонятно. Юристы Тимошенко хлеб едят, естественно, не совсем чтобы даром. В той же статье 81 Конституции отмечено, что заявления о сложении полномочий должна рассматривать Верховная Рада. Рассмотрения такого не было, поскольку сразу же после утверждения состава правительства депутаты, закрыв сессию, кинулись в "Борисполь". Вряд ли хитрый лис Александр Мороз забыл о 20-дневном сроке и о том, что подобные заявления депутатов должны утверждаться парламентом. Предложи он тогда голосование по данному вопросу списком, пакетом, чем угодно - прошло бы на "ура", поскольку люди на самолет опаздывали. Ан не предложил. Таким образом, БЮТ действительно имеет основания для того, чтобы, как грозит Тимошенко, обжаловать в судах легитимность всех решений правительства с 25 августа. Что-то подсказывает автору, что подобные принципиальные судебные решения не заставят себя ждать, а, следовательно, не заржавеет и за информационными поводами для очередных "сенсационных" брифингов. Вот только такой ли борьбы с "антинародным режимом-2" и вообще - такой ли деятельности ждет от оппозиции "многострадальный народ"?".

Автор "Трибуны" полагает, что Тимошенко "плохо подготовилась" и все еще "не восстановила форму". - "В качестве рецепта для релаксации рискну посоветовать пчеловодство - и значительно успокаивает, и полезно, и, опять же, общую тему для беседы с Виктором Андреевичем найти можно". Однако, Юлия Владимировна, похоже, нашла для себя другую работу. В четверг, 7 сентября, народный депутат Андрей Шевченко (фракция БЮТ) продолжил обсуждение возможного участия Юлии Тимошенко в досрочных выборах мэра Киева, сообщает "Коммерсант" и "Лигабизнесинформ". "Представители оппозиционных нынешнему мэру столицы Леониду Черновецкому политических сил стали всерьез говорить о возможности новых выборов после того, как господин Черновецкий попросил Центризбирком продлить срок его регистрации народным депутатом до 1 декабря 2006 года. Впрочем, в БЮТ признают, что для смещения с поста действующего городского главы пока нет никаких юридических оснований. Эксперты в информации об участии Юлии Тимошенко в досрочных выборах мэра Киева увидели ее подготовку к президентской избирательной кампании".