Аркадий Гукасян: Провозглашение НКР - единственный путь сохранения армянского Нагорного Карабаха

Степанакерт, 8 сентября 2006, 13:47 — REGNUM  ИА REGNUM приводит полный текст выступления президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна на торжественном собрании в Степанакерте по случаю 15-летия провозглашения НКР:

Прошло пятнадцать лет с того памятного дня, когда 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней была принята Декларация "О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики". Этот смелый политико-правовой акт, принятый в строгом соответствии с законодательством бывшего Союза ССР и основополагающими нормами международного права, стал воистину судьбоносным в многовековой истории Арцаха. Он выразил волю нашего народа, избравшего путь к свободе и независимости. Это стало возможным вследствие необратимого процесса демократизации, охватившего в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия все пространство, ныне именуемое постсоветским.

Провозглашение НКР - единственный путь сохранения армянского Нагорного Карабаха, его развития и процветания. Напомню, что образование НКР произошло после того, как за пределами Нагорного Карабаха на территории Азербайджанской ССР практически не осталось ни одного армянина. Все граждане армянской национальности - около 500 тысяч человек - к тому времени были насильственно изгнаны оттуда. Такая же же участь ожидала и армян Нагорного Карабаха, которых руководство Азербайджана отрезало от внешнего мира, осуществив блокаду края, а затем и его осаду.

Политика бакинских властей в отношении Нагорного Карабаха на практике доказала всю несостоятельность и ошибочность волевого решения 85-летней давности Кавказского бюро ЦК компартии большевиков о включении этого армянонаселенного края в состав Азербайджанской ССР. Это решение не только не способствовало достижению национального мира между армянами и азербайджанцами края, как предусматривалось в документе, но и привело армянскую автономию на грань полного исчезновения. Последнее обстоятельство подтверждает правомочность реализации народом Нагорного Карабаха своего права на самоопределение. В этой связи хочу особо отметить, что образование в 1991г. НКР преследовало также цель восстановления нарушенных добрососедских отношений между армянским и азербайджанским народами на основе взаимного уважения прав друг друга, что зафиксировано в принятой Декларации. На последовавшем за провозглашением НКР всенародном референдуме, проведенном 10 декабря того же года, народ Нагорно-Карабахской Республики однозначно высказался за полную независимость своей страны, реализовав, таким образом, предусмотренное международными нормами право на самоопределение путем самостоятельного решения вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Прошедшие пятнадцать лет наглядно подтвердили историческую необходимость и правоту принятия акта об образовании Нагорно-Карабахской Республики. В сентябре 1991-го мы отлично понимали, что провозглашение НКР - это лишь полдела. Главное -суметь построить полноценное государство и защитить его от посягательств извне. Волею судьбы наш народ был вынужден решать эти две задачи одновременно. Не буду скрывать, приходилось трудно. По сути, мы постигали азы государственного строительства путем проб и ошибок. Недочеты имели место практически во всех сферах. Это и понятно: ведь мы начинали государственное строительство с чистого листа. Приходилось управлять и учиться управлению государством на ходу. Положение усугублялось фактором непризнанности НКР, что лишало Нагорный Карабах внешней финансовой помощи и других известных преимуществ, которыми обладали признанные новообразованные государства постсоветского пространства. Мы могли рассчитывать только на собственные силы и на поддержку Армении и Диаспоры.

С первых же дней существования независимой Нагорно-Карабахской Республики ее руководство, выполняя волю народа, взяло курс на демократизацию страны. Несмотря на экстремальные условия - блокирование Азербайджаном всех транспортных коммуникаций, соединявших в то время НКР с внешним миром, и, по сути, объявление нам войны, был избран первый в новейшей истории НКР парламент, председателем которого стал Артур Мкртчян. Это было тяжелейшее время, когда на повестке дня стоял лишь один вопрос - быть или не быть армянскому Нагорному Карабаху. У войны свои законы, и для оказания достойного сопротивления многократно превосходившему в живой силе и технике противнику нам необходимо было мобилизовать все внутренние ресурсы, установить строжайшую государственную и военную дисциплину, без чего достижение победы было немыслимо. С этой сложнейшей задачей блестяще справился Государственный комитет обороны НКР, созданный в наиболее трудные для молодой республики дни военной агрессии. Особая роль в достижении успеха принадлежит председателю ГКО Роберту Кочаряну, чей организаторский талант, умение принимать в критической ситуации смелые и верные решения способствовали эффективному функционированию этого временного органа власти, полностью выполнившего возложенную на него историческую миссию. Между тем, война нанесла тяжелый урон Нагорному Карабаху. В результате боевых действий была практически полностью разрушена экономика страны. Из строя были выведены более 85 процентов производственных мощностей, линии электропередачи и связи, уничтожены половина жилого фонда республики, сотни объектов здравоохранения, образования и культуры. Более того, в ходе неравных кровопролитных боев почти половина территории Нагорного Карабаха оказалась под оккупацией азербайджанской армии. В годы войны погибли тысячи защитников Арцаха и мирных жителей. Многие до сих пор числятся в списках без вести пропавших. И только благодаря неимоверным усилиям нашего народа, руководства страны, бесценной помощи, оказанной Арцаху соотечественниками из Армении и Диаспоры, удалось остановить войну, вынудить противника отступить и пойти на заключение соглашения по установлению режима прекращения огня - соглашения, под которым стоит также равноценная подпись официального Степанакерта. Тем самым руководство Азербайджана фактически признало Нагорный Карабах полноправной стороной конфликта, от чего оно теперь беззастенчиво открещивается.

На полях сражений за свободу и независимость Нагорного Карабаха сформировалась Армия обороны НКР, которая была и остается самым надежным гарантом безопасности нашего государства и народа. Ряд блестяще проведенных военных операций нашей воистину всенародной армии снискал ей неподдельное уважение со стороны многих авторитетных зарубежных военачальников. К таковым относятся бои за освобождение Шуши. Историческое значение шушинской военной операции заключается в том, что она положила начало прорыву транспортной блокады НКР, открытию Дороги жизни, соединившей Арцах с Арменией и спасшей наш народ от вполне реальной перспективы полного физического уничтожения. Не случайно День освобождения Шуши, который одновременно является Днем Армии обороны НКР, стал у нас самым почитаемым праздником. Вопросы военного строительства, усиления обороноспособности НКР и впредь будут носить приоритетный характер. Без успешного решения этих задач сегодня, когда еще не урегулирован конфликт с Азербайджаном и сохраняется угроза возобновления боевых действий, просто немыслима реализация планов по развитию экономики и социальной сферы, укреплению нашей государственности.

К сожалению, руководство Азербайджана по-прежнему предпочитает действовать вопреки логике исторического развития, что не способствует установлению прочного мира и стабильности в регионе. Именно неоправданные надежды на кажущиеся преимущества Азербайджана в свое время подтолкнули его руководство к тотальному блокированию Нагорно-Карабахской Республики, а затем и развязыванию против нее полномасштабных военных действий. Иллюзии и многократно подтвержденные международными посредниками отказы Азербайджана заключить соглашение о перемирии в ходе боевых действий в итоге и привели к полной или частичной потере семи районов вокруг НКР. Не думаю, что международное сообщество забыло, что предшествовало нынешнему статусу - кво. Как ни парадоксально, и сегодня руководство Азербайджана, пытаясь повернуть историю вспять, надеется устрашить нас ростом своего военного бюджета за счет нефтедолларовых поступлений. Это даже не оригинально. Подобные угрозы мы слышали и в прошлом. Чем только за годы карабахского движения не шантажировали нас наши соседи - и пресловутым "азербайджанским фактором", и восьмимиллионным населением, и благоприятным географическим положением их страны, а теперь уже и джихадом. Такое поведение бакинских властей бесперспективно. Военным путем карабахскую проблему не решить. Война принесет лишь неимоверные потери и новые страдания двум народам. Я призываю азербайджанскую сторону отказаться от бредовых, ведущих к самоубийству реваншистских намерений и решать все вопросы, какими бы сложными они ни были, за столом переговоров. Внешнеполитическая деятельность НКР направлена в первую очередь на мирное урегулирование конфликта с Азербайджаном.

По существу, борьба народа Нагорного Карабаха за независимость одновременно стала борьбой за укоренение демократических норм не только в пределах собственного государства, но и в регионе в целом. Необратимость процесса демократизации в НКР мы рассматриваем не только в контексте укрепления нашей государственности, но и как существенный фактор, способствующий мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Раздающиеся сегодня в Азербайджане голоса о необходимости силового решения Карабахского вопроса, я могу объяснить не чем иным, как отсутствием в соседней стране демократических традиций цивилизованного общения с политическими оппонентами, отстаивания своей позиции за столом переговоров с обязательным учетом интересов других сторон, равно как и мировых и региональных государств. Мне представляется, что осознания существующих реалий, проявления конструктивизма в переговорном процессе по урегулированию ожидают от Азербайджана и международные посредники в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ, прилагающих усилия для выработки взаимоприемлемого плана разрешения карабахской проблемы.

Концептуальный подход карабахской стороны к урегулированию ее взаимоотношений с Азербайджаном исходит из понимания того обстоятельства, что сегодня в мире складываются новые нормы и правила международных отношений, которые, при условии их неукоснительного соблюдения, предоставят всем народам и государствам равные права в отстаивании своих национальных интересов. Именно эта мировая тенденция вселяет в нас надежду на достижение политического соглашения по проблеме Нагорного Карабаха. И если на нынешнем этапе процесс урегулирования, по сути, загнан в тупик, то произошло это отнюдь не по вине Нагорного Карабаха или Армении, а по причине контрпродуктивной позиции азербайджанского руководства, которое все еще не осознало реалий современного мира и путем перманентного внешнеполитического дрейфа по-прежнему лелеет надежду на решение Карабахского вопроса чужими руками, шантажируя мировое сообщество угрозой возобновления военных действий.

Урегулирование карабахской проблемы возможно лишь на основе разумных компромиссов, реализация которых, безусловно, потребует от руководителей сторон конфликта проявления мужества и политической воли. Вместе с тем, достижение мирного соглашения не должно поставить под сомнение исторический выбор, сделанный народом НКР. Пользуясь случаем, я вновь подтверждаю готовность карабахской стороны к прямому и конструктивному диалогу с Азербайджаном без каких-либо предварительных условий. Считаю такой формат переговоров наиболее естественным, исходящим из самой сути конфликта. Однако если официальный Баку все же отдаст предпочтение силовым методам разрешения проблемы и пойдет на столь опрометчивый с его стороны шаг, то он получит достойный отпор от Армии обороны НКР, которая в состоянии успешно решить самые сложные задачи по обеспечению безопасности Нагорно-Карабахской Республики и ее народа.

С установлением долгосрочного режима прекращения огня страна приступила к созидательной деятельности. Главным направлением стало восстановление разрушенной экономики, улучшение жизненных условий людей, многие из которых, потеряв на войне родных и близких, остались без крыши над головой, а зачастую и без средств существования. С этой целью была разработана перспективная программа социально-экономического развития НКР, а карабахские парламентарии приступили к созданию соответствующей законодательной базы, призванной не только заложить правовую основу под реформирование экономики республики, но и создать благоприятный инвестиционный климат для внешних капиталовложений. В последующие годы экономическая политика была нацелена на достижение стабильности макроэкономических показателей и обеспечение высоких темпов роста производства, что позволило лучше и эффективнее решать проблемы социального обеспечения населения, его занятости. Были проведены и ныне продолжаются структурные преобразования, связанные с созданием и совершенствованием рыночной инфраструктуры, развитием предпринимательства.

Особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, который получил государственную поддержку. Была пересмотрена и постоянно совершенствуется налоговая политика. Как закономерный результат, с начала 1995 года ежегодный рост внутреннего валового продукта (ВВП) в среднем составил почти 10 процентов. При этом следует особо отметить, что из года в год набирает обороты промышленное производство, чей удельный вес в общем объеме ВВП неуклонно повышается. Только в прошлом году в Нагорном Карабахе было произведено в десять раз больше промышленной продукции, чем в 1995 году. Благодаря либерализации налогового поля увеличились частные инвестиции в экономику НКР. За последние 7 лет их совокупный объем достиг без малого 80 млн долларов. В основном это инвестиции, осуществляемые нашими зарубежными соотечественниками из США, Франции, России, Австралии, Швейцарии, Ливана, Канады и других стран.

Постепенно набирают обороты и местные предприниматели, чьи вложения в экономику республики изо дня в день увеличиваются. Важным условием развития всего хозяйственного комплекса республики является наличие энергетической базы, на укрепление которой нацелены усилия правительства. Основной акцент делается на обеспечение надежности и безопасности эксплуатации энергосистемы, ее перевооружение и эффективность, снижение потерь, а также на создание дополнительных мощностей.

Впечатляющие показатели достигнуты в капитальном строительстве. За 1995 - 2006 годы за счет всех источников финансирования в республике освоено капитальных вложений на сумму почти 85 млрд драмов. Позитивные изменения произошли в аграрном секторе. Политика государства по развитию этой сферы экономики направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны, формирование фермерских хозяйств, интенсификацию производства, защиту интересов местного производителя. Первым шагом в реформировании отрасли стало внедрение арендных отношений, на основе которых затем была проведена реализация основного этапа преобразований на селе - приватизация земли. Приоритетной задачей в данной сфере является формирование эффективной системы кредитования.

Серьезная работа ведется по созданию оросительной системы Нагорного Карабаха, так как в период его пребывания в составе советского Азербайджана капитальных вложений в эту сферу практически не осуществлялась. В результате реформирования аграрного сектора нынешние объемы сельскохозяйственного производства в сравнении с 1995 годом выросли более чем в два с половиной раза. Отрадно, что Нагорный Карабах стал экспортировать свою продукцию не только в Армению, но и в другие страны. В сравнении с 1999 годом объемы экспортируемой продукции увеличились в 16 раз. В ближайшие годы мы намерены усилить внимание к развитию таких перспективных для экономики НКР отраслей, как легкая и пищевая промышленность, обработка драгоценных камней и металлов, переработка сельхозпродуктов, виноградарство, животноводство. Будет в полную мощь задействована также индустрия туризма.

В последнее время одной из наиболее динамично развивающихся отраслей нашей экономики является добывающая промышленность. По ряду таких показателей, как количество новых рабочих мест, уровень заработной платы, бюджетные поступления и объем капиталовложений, данная сфера является одной из передовых в нашей республике. Проводимые реформы в экономике способствовали увеличению в сравнении с 1995 годом количества предприятий в пять с половиной раза, а частных предпринимателей - более чем в 14 раз. Все это позволило создать тысячи новых рабочих мест. И, как следствие, заметно повысился жизненный уровень людей, что положительно сказывается на росте численности населения страны. Так, за последние десять с половиной лет численность населения в НКР увеличилась на 16 процентов. За это же время в 12 раз выросла средняя заработная плата наших граждан. Среднемесячный размер пенсий увеличился более чем в 6 раз. Повысились также размеры других социальных выплат и пособий. В целом денежные доходы населения в сравнении с 1995 годом увеличились почти в 8 раз.

Особое внимание государство уделяет вопросам оказания всевозможной материальной и моральной поддержки семьям погибших и пропавших без вести воинов-освободителей, ветеранам и инвалидам Арцахской и Второй мировой войн, а также многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам. Улучшаются социальные условия жителей наших городов и сел. Успешно реализуется программа по полной газификации НКР. Неузнаваемо преобразился внешний облик столицы НКР - Степанакерта, в котором стало приятно жить и работать. Планируется проведение работ по восстановлению и обустройству Шуши и других населенных пунктов республики. За последнее время заметно оживилась культурная и спортивная жизнь Нагорного Карабаха. Представители НКР начали успешно выступать на концертных и спортивных площадках разных стран. А сам Степанакерт постепенно обретает статус шахматного города. Здесь уже проведены два международных турнира с участием сильнейших шахматистов планеты.

Таким образом, за исторически короткий срок - всего за пятнадцать лет - Нагорно-Карабахская Республика в условиях своей непризнанности смогла не только в целом восстановить разрушенную войной экономику, но и добиться ее динамичного развития. Мы будем стремиться к обеспечению достойной жизни наших граждан. Особое внимание государство уделяет сфере образования. Несмотря на колоссальный урон, который нанесла война системе образования, учебный процесс не прекращался даже в самые тяжелые для нашей республики дни. Мы начали восстановление разрушенных школ еще в годы войны, но более основательно заняться этой проблемой мы смогли уже после ее окончания. В целом, в послевоенные годы в НКР за счет всех источников финансирования было построено 50 новых школ, а в 64-х произведены ремонтно-восстановительные работы, еще 7 школ находятся в процессе строительства. Строится также новый корпус Арцахского государственного университета - основного вуза республики.

Приоритетное значение имеет и сфера здравоохранения. Здесь нам еще не удалось справиться с тяжелым наследием советской эпохи - больницы, поликлиники, родильные дома не только не соответствуют элементарным нормам, но и попросту находятся в аварийном состоянии. Если сюда добавить последствия самой войны, то ситуация не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях. Между тем, нашей республике нужны современные медицинские центры с новейшим оборудованием и высококвалифицированным медперсоналом. Отрадно, что при содействии Диаспоры и ряда международных организаций у нас уже функционирует ряд подобных учреждений - это новая степанакертская поликлиника, Центр матери и ребенка, Реабилитационный центр имени баронессы Кокс, в котором проходят стажировку даже иностранные специалисты. В ближайшее время планируем начать строительство современной республиканской больницы.

За годы независимости шла неустанная работа по созданию и совершенствованию законодательной базы НКР в соответствии с требованиями современного демократического общества. Парламент страны принял более 600 законов, направленных на укрепление и устойчивое развитие экономики и общественно-политической системы республики. В стадии завершения находится реформирование судебно-правовой системы. Сегодня, когда наш народ отстоял свою независимость и подтвердил решимость строить суверенное и демократическое государство, настало время принятия Основного закона нашей страны. Разработка проекта Конституции НКР находится на завершающей стадии, после чего будет проведен всенародный референдум по ее принятию. За последние годы в целом сформировалось политическое поле НКР. Определились ведущие партии, которые пользуются наибольшим доверием у народа. Их представители избраны в Национальное Собрание страны.

Можно сказать, что в настоящее время на политической сцене Нагорного Карабаха идет нормальная межпартийная конкуренция, что способствует обеспечению внутренней стабильности, консолидации нашего общества. К сожалению, в процессе строительства нашей государственности, нам не удалось избежать политических потрясений, издержек так называемого поствоенного синдрома, который присущ даже странам с устоявшимися традициями демократизма. Известные события марта 2000 года подтвердили непреложную истину о том, что путь к демократии столь же сложен, как и путь к независимости. Однако благодаря поддержке народом проводимой властями политики, нацеленной на демократизацию общественно-политической жизни и установление верховенства закона, нам удалось преодолеть внутриполитический кризис, что является красноречивым доказательством того, что наше государство состоялось. Важный вклад в строительство гражданского общества вносят неправительственные организации нашей республики, некоторые из которых пользуются неподдельным авторитетом далеко за пределами Нагорного Карабаха.

Таким образом, за годы перемирия народ Нагорного Карабаха сполна доказал свое право на собственное независимое государство, которое по уровню развития демократии и построения гражданского общества значительно опережает соседний Азербайджан. Одного этого обстоятельства уже достаточно, чтобы никто не питал иллюзий относительно будущего НКР.

Дамы и господа, Народ без веры обречен на забвение. Мы еще раз осознали эту истину как в годы войны, так и во время поствоенного обустройства НКР. Во всех наших делах мы ежедневно и ежечасно ощущали поддержку Армянской Апостольской церкви, в частности, ее Арцахской епархии во главе с архиепископом Паргевом Мартиросяном, который своими проповедями и личным примером поднимал дух народа, вселял в него уверенность в торжество справедливой борьбы за свободу и независимость. В становлении и развитии Нагорно-Карабахской Республики, ее защите от посягательств извне неоценима роль Армении. Все эти годы мы вместе боролись и строили новую жизнь, делили выпавшие на нашу долю невзгоды, радость и горе военного времени.

Успехи в обустройстве Арцаха были бы немыслимы также без активного содействия наших зарубежных соотечественников. Постоянная помощь Диаспоры позволила Арцаху, в основном, излечить раны войны, отремонтировать старые и построить новые школы, больницы, объекты культуры и спорта, проложить современные автотрассы. В настоящее время при финансовом содействии Диаспоры обустраивается наиболее пострадавший во время войны Мартакертский район. Отрадно, что наши зарубежные соотечественники выражают готовность и впредь вносить свой вклад в социально-экономическое и культурное развитие Арцаха, сохранение и приумножение его духовного наследия. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность верным друзьям Арцаха - Луиз Симон Манукян, Грайру, Геворку и Ваагну Овнанянам, Альберту Бояджяну, Джеральду Кафесчяну, Эдуардо Эрнекяну, Ваге Карапетяну, Левону Айрапетяну, Ара Абрамяну, Джорджу Багумяну и другим армянским благотворителям, которые небезучастны к судьбе нашей республики. Вся пятнадцатилетняя история НКР являет собой наглядный пример той непреложной истины, что только совместными усилиями Армении, Арцаха и Диаспоры наш народ способен успешно решать общенациональные задачи.

Я выражаю искреннюю благодарность также представителям всех тех международных организаций и миссий, всем нашим зарубежным друзьям и доброжелателям, которые в трудные для Арцаха дни были вместе с нами, оказывая нам моральную и материальную помощь, отстаивая с различных авторитетных трибун интересы народа Нагорного Карабаха. Самых добрых слов заслуживает вице-спикер Палаты лордов парламента Великобритании, баронесса Керолайн Кокс, которую знают и почитают практически в каждой армянской семье и которая по-прежнему восхищает нас своей активной жизненной позицией, смелостью и принципиальностью, а главное - бескорыстной любовью к Арцаху. Мы глубоко признательны также Комитету российской интеллигенции "Карабах" (КРИК), куда вошли русские писатели, ученые, врачи, общественные деятели, депутаты парламента. Весом вклад этой организации в донесение до российской общественности правды о Нагорном Карабахе, лоббирование интересов НКР на политической сцене Российского государства.

Дамы и господа, В этот торжественный день мы воздаем дань памяти ушедшим из жизни нашим товарищам, всем тем, кто стоял у истоков национально-освободительного движения народа Арцаха, создания и становления независимой Нагорно-Карабахской Республики и ее победоносной армии. Вечная слава воинам-освободителям - от рядового до военачальника, - посвятившим свои жизни рождению и укреплению нашей армии, отстоявшей на полях сражений свободу и независимость Арцаха. Имена Вазгена Саркисяна, Монте Мелконяна (Аво), Юрия Погосяна, Ашота Гуляна (Осколки), Леонида Азгалдяна, Петроса Гевондяна (Пето), Христофора Иваняна, Анатолия Зиневича и многих других героев по праву вписаны золотыми буквами в историю армянского оружия. Их жизни стали примером для подражания для нынешних и будущих поколений защитников нашей Родины. Арцах никогда не забудет также плеяду известных государственных деятелей, чей жизненный путь олицетворяет собой пример беззаветного служения своему народу. Это так рано ушедшие от нас Генрих Погосян, Вачаган Григорян, Борис Дадамян, Шмавон Петросян, Артур Мкртчян, Леонард Петросян. Пусть главным памятником всем им станет международно признанная, независимая, демократическая, сильная и процветающая Нагорно-Карабахская Республика!

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.