Назарбаев не исключает изменений в Конституцию, которой исполнилось 11 лет. Осенний марафон - парламент вернулся с каникул. Почему непопулярна легализация имущества? Казахстанских чиновников сократят на 30 процентов. Завершился судебный процесс по делу об убийстве А.Сарсенбаева. Таможенный союз: таможни России и Казахстана дают "добро". "Рубеж-2006" полезней всего был для Казахстана. Урановое соглашение между Казахстаном и Японией. Массовое обследование на ВИЧ: проверяют детей, доноров и врачей.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

30 августа Казахстан отметил одиннадцатую годовщину Конституции. Основной закон страны был принят на всенародном референдуме 30 августа 1995 года вместо действовавшего с января 1993 года, который был изначально определен как Конституция переходного периода. С тех пор 30 августа в стране является праздничным выходным днем. Принятием действующей Конституции в республике была окончательно оформлена президентская форма правления. Сейчас в казахстанском обществе идут разговоры о необходимости внесения изменений в Конституцию - в соответствии с требованиями времени. Во время своего выступления на открытии третьей парламентской сессии первого сентября Нурсултан Назарбаев заявил, что вхождение Казахстана в новый этап своего развития требует внимательного рассмотрения и проведения реформ государственного управления, политической системы, и, возможно, Конституции. По словам президента, в конечном итоге необходимо воплотить оптимальную модель политического и государственного устройства страны. Президент расставил акценты по внутриполитическому и экономическому развитию страны по продвижению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. В частности, объявил о предстоящем сокращении численности госаппарата, по расчетам Назарбаева, на 30 процентов. Высвободившиеся средства, по его словам, пойдут на повышение заработной платы чиновникам, чтобы она соответствовала заработной плате в частном секторе. Также глава Казахстана сообщил о продлении легализации имущества до 1 апреля 2007 года. Акция началась 1 июля и должна была завершиться в конце этого года.

По данным "Литера", "по состоянию на 22 августа, в налоговые органы поступили 453 заявки от граждан на легализацию имущества, находящегося за пределами страны. А в комиссии при акиматах, где легализуют имущество на территории РК, рискнули обратиться в основном сельчане, имеющие незарегистрированные сельхозтехнику и дома. Так что налицо если не срыв, то явная пробуксовка задуманной акции. Поэтому президент предложил парламентариям в срочном порядке внести изменения в данный закон в части усиления степени конфиденциальности и продлить сроки проведения легализации до 1 апреля следующего года".

Рассказывая об акции, газета, исследует проблему ее непопулярности. "Большинство экспертов предполагают, что авторов закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества" побудили к творчеству чисто экономические мотивы. Дескать, на фоне сокращения поступления в бюджет сырьевых доходов, которые с этого года сразу же идут в Национальный фонд, государство, естественно, нуждается в количественном расширении списка честных налогоплательщиков". Возможно, что это только один из мотивов. И главным он кажется после расставляемых чиновниками акцентов в своих выступлениях и комментариях по поводу забуксовавшей кампании. По мнению газеты, есть еще и другие моменты, которые очень редко упоминаются с высоких трибун. Это социальная и коррупционная составляющая имущественной амнистии. Из соображений пошатнувшейся веры в социальную справедливость высокопоставленные комментаторы закона "Об амнистии" делают упор именно на мелких собственников, владеющих неоформленными гаражами и дачами. При этом, считает автор статьи, почему-то никак не комментируется коррупционная составляющая амнистии. Хотя закон содержит такие моменты. Например, статья 9 посвящена легализации имущества, находящегося за пределами Казахстана. Статьи 10 и 11 предусматривают правила узаконения различного имущества, оформленного на ненадлежащее лицо.

Относительно предстоящей административной реформы, "Литер" обращает внимание на то, что "глава государства заявил, что будет сокращена иерархия должностей на всех уровнях власти. Оптимизируют и количество политических госслужащих. В который раз президент заметил, что правительство от случая к случаю проводит анализ, призванный исключить дублирование функций между центральными государственными органами, подведомственными территориальными подразделениями и местными исполнительными органами. За министерствами должны быть закреплены функции по выработке политики и контролю за ее реализацией, принятию политических решений, нормотворческой деятельности, координации деятельности комитетов. В свою очередь, комитеты министерств должны самостоятельно заниматься реализацией этой политики и осуществлять контрольные и надзорные функции. Полномочия же акиматов и их самостоятельность в принятии управленческих решений будет усилена".

"Литер" полагает, наверное, неспроста Нурсултан Назарбаев привел цитату из Бисмарка: "С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими...". "Видимо, после таких акцентов президента наблюдатели совсем не зря предполагают скорую отставку нынешнего кабинета министров, сформированного в феврале из прежнего состава с номинальными кадровыми рокировками. Тем более президент уточнил, что именно с этой точки зрения предстоит выработать конкретные подходы и дальнейшие меры по модернизации государственного управления. По сути, это может стать последним, почетным заданием правительства Даниала Ахметова". Рассуждая о времени премьерства Ахметова, издание пишет, что оно "...уже вошло как самое продолжительное. А ведь для этой команды возможность занять свои посты после инаугурации президента, прямо говоря, железобетонной не была. Но Назарбаев не стал менять коней на переправе".

"Панорама" пишет, что нынешняя парламентская сессия обещает быть насыщенной уже с первых дней. В самое ближайшее время депутаты приступят к работе над проектом закона "О республиканском бюджете на 2007 год". К 29 сентября депутатам предстоит подготовить сразу 5 документов. На этот день планируется совместное заседание, на котором депутаты рассмотрят изменения в пять конституционных законов. В частности, это будет поправка в Конституционный закон "О выборах в РК", исключающая запрет на проведение митингов, шествий, демонстраций со дня окончания агитационной кампании и до дня опубликования итогов выборов. Напомним, что этот пункт был принят незадолго до президентских выборов в декабре прошлого года. Также, скорее всего, будут приняты два пакета изменений в Конституционный закон "О парламенте и статусе его депутатов", инициированных самими депутатами. "Первый пакет предлагает наделить парламентские фракции такими же полномочиями, как и комитеты палат парламента. Во втором пакете содержатся поправки, расширяющие полномочия самих депутатов. Депутаты смогут получить право приглашать на пленарное заседание должностных лиц в случае, если ответ на депутатский запрос, полученный от этих лиц, не удовлетворил автора. Также предложена норма, позволяющая в случае вынесения правительством отрицательного заключения на проект закона, инициированного депутатами, обязать премьер-министра или лицо, его замещающее, выступить на пленарном заседании мажилиса с мотивированным обоснованием дачи отрицательного заключения. Еще один пакет изменений - в Конституционный закон "О судебной системе и статусе судей" - в случае принятия внесет серьезные изменения в действующую систему отправления правосудия. Одно из наиболее важных новшеств, на которое обращают внимание сами юристы, - законопроект предусматривает возможность создания судебного жюри. Этот институт будет определять уровень профессиональной подготовки судей, следить за качеством отправления правосудия и в том случае, если у судьи имеется большое количество отмененных или измененных судебных актов, поднимать вопрос об освобождении судьи от занимаемой должности. Пятый пакет поправок в конституционный закон направлен на приведение в соответствие с нормами Конституции действующего законодательства. Помимо этих, безусловно, приоритетных документов, на рассмотрении депутатов находится немало не менее значимых законов".

Накануне очередной годовщины Конституции правоведы высказали свое мнение об Основном законе. Специалисты сходятся во мнении, что в целом Конституция доказала свою состоятельность, обеспечила высокую эффективность политических и экономических реформ. В то же время обсуждаемый сегодня вопрос о внесении в Конституцию страны поправок юристы называют обоснованным.

"Аргументы и факты-Казахстан" обратились к одному из разработчиков Конституции. Анатолий Матюхин, ректор Академии юриспруденции - Высшей школы права "Адилет", доктор юридических наук, президент Алматинского клуба юристов, ответил на прямо поставленный вопрос о "преимуществах ныне действующей Конституции по сравнению с аналогичными документами, которые принимались в стране до этого". По мнению Матюхина, "преимущество действующей Конституции по отношению к предыдущим - четкое обозначение Казахстана в качестве демократического светского правового и социального государства, а также утверждение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод". Отвечая на вопрос о том, что казахстанская оппозиция считает, что Конституция скроена под одного человека и уже потому способствует авторитарному правлению президента, правовед высказал мнение, что "совпадение юридической и фактической конституций практически недостижимо ни для какой страны, всегда личностный фактор в общественном сознании будет затмевать правовые конструкции". "В Казахстане президент использует потенциал Основного закона максимально, - считает ректор Высшей школы права, - Остальные ветви власти не всегда активны в исполнении своих конституционных полномочий. Отсюда вполне справедливая идея - законодательно изменить процедуры реализации механизма сдержек и противовесов: усилить роль парламента, правительства, Конституционного совета. Гарантировать самостоятельность суда, обеспечить местное самоуправление и прочее". Матюхин считает, что "...крайне необходимо повышать именно конституционную ответственность всех ветвей власти, число которых явно не три. Самостоятельностью обладают не только президент, но и Конституционный совет, прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, местное самоуправление. Конституция пока опирается на теоретические разработки позапрошлого века. Думаю, необходимо смелее менять теоретическую парадигму в казахстанской Конституции".

"Экспресс-К", отмечая очередную годовщину Конституции, начал свой материал с каламбура: "...11 лет - небольшая дата. Скажем, закон о всемирном тяготении гораздо старше нашего Основного Закона. Но если положить на весы эти два закона, то Конституция, думаю, перевесит. Опять же по закону всемирного тяготения". Газета упомянула о "круглом столе", прошедшем в здании Алматинской мэрии. Однако в статье идет больше речь о том, что казахстанцы не научились за 11 лет скрупулезно исполнять Конституцию, осознать, что у каждого есть права и свободы, что это главная ценность в жизни. Государство же обязано денно и нощно беречь как зеницу ока наши права и свободы. Поэтому, по мнению автора материала, надо повысить производительность труда госчиновников и сделать их службу удобной гражданам. А также - незаметной: "Хорошее государство - незаметное государство. Мы не должны ощущать его присутствия. Но мы должны всегда знать и быть уверены в том, что как только нарушатся наши права и свободы, государство сразу их защитит".

В "Литере" политолог Досым Сатпаев сравнил празднование Дня Конституции с 8 Марта: "В роли женщины выступает Основной Закон, о существовании которого казахстанцам напоминают раз в год и в чей адрес поют дифирамбы. Все остальное время возникает ощущение, что конституция страны и ее граждане живут в двух разных параллельных мирах, пересекаясь лишь раз в год, в конце августа. Проблема не только в том, что сама конституция не совершенна и не совсем отвечает актуальным требованиям развития политической системы Казахстана. Но и в том, что, с одной стороны, ее не знают многие граждане страны, а с другой стороны, часто не ставят во главу угла сами "слуги народа". Сатпаев называет ошибочной попытку превратить конституцию в зацементированную конструкцию и отрицание возможности ее изменения. Политолог выразил надежду, что уже в сентябре определенные изменения в конституцию могут быть внесены, хотя бы на уровне совершенствования работы представительных органов власти с учетом увеличения роли партий в жизни страны.

Между тем с подачи зятя президента страны, в казахстанском обществе активизировалась дискуссия о будущем политическом устройстве Казахстана. "Караван" опубликовал статью вице-министра иностранных дел Рахата Алиева "Республикостан или Казахский Султанат. Какой выбор мы сделаем?". Высокопоставленный автор публикации размышляет над тем, не ошибся ли Казахстан в свое время "....в типе государственного устройства, в котором нам всем предстояло существовать": "были Казахской Советской Социалистической Республикой - стали Республикой Казахстан. И соседи наши все дружно обозвали себя "республико-станами", "а вместе с названием и определилось наше государственное устройство". По мнению Р.Алиева, по истечении пятнадцати лет можно "...констатировать: модель работает. И, будем уж откровенны с самими собой,... модель работает не без проблем. И решать их в рамках этой модели становится все труднее и труднее". Р.Алиев предлагает признать "...очевидный факт: республиканская форма правления не оберегает народы ни от диктатуры, ни от путчей, ни от коррупции". Сообщая о том, что "свой внутренний выбор уже сделал", Р.Алиев прелагает перестать скрывать о самих себя, "что реально наше общество построено на родовой системе. У нас есть старший жуз, есть средний и есть младший. И никуда они не исчезли даже за долгие десятилетия коммунистического правления. Почти век у нашего народа пытались выкорчевать его корневую базу. Не получилось. Наверное, потому, что без нее мы бы стали уже совсем другим народом и другим обществом. Жузы - это не пережиток прошлого и не что-то стыдное, как нас долго убеждали. Жузы - это несущая конструкция для нашего народа, и знать, из какого ты рода, так же важно для нас, как знать свою фамилию. Именно такое строение позволило народу продержаться и в самые тяжелые годы". Описывая опыт государств с конституционной монархией, автор статьи считает, "что именно монарх может гарантировать обществу стабильность на протяжении долгого исторического отрезка - роскошь, которой нет у президентов". Он предлагает поразмышлять о создании "монархии конституционной, либеральной, как это ни парадоксально звучит - демократичной, с развитыми и по-настоящему независимыми властными институтами: парламентом, правительством, с независимой судебной системой, которая проповедует верховенство закона, и с ответственной и свободной прессой". На взгляд Алиева, Казахстан мог бы повторить опыт Испании, "...куда порядок и демократия пришли по-настоящему только в семидесятых годах прошлого столетия, когда страна после десятилетий республиканской диктатуры вернулась к монархической форме правления. А прежде казалось, что коррупция настолько прижилась в испанской властной структуре, что никакими силами ее оттуда не вытравить. И вот - нашлась сила. Испания эпохи короля Хуана Карлоса I - образец демократичного, открытого и почитающего законы общества, в отличие от Испании республиканской и франкистской".

На минувшей неделе завершился суд по самому громкому убийству известного политика и бывшего посла в РФ Алтынбека Сарсенбаева и двух его помощников. 31 августа Алматинский областной суд огласил приговор десяти обвиняемым. "Решение судьи Лукмата Мерекенова в основном соответствует обвинительному заключению прокурора Владимира Кириленко. - поясняет "Литер". - Серьезное исключение составляет лишь мера наказания в отношении Ержана Утембаева. Гособвинение 10 августа просило присудить Утембаеву, как заказчику преступления, высшую меру наказания. Решением суда Алматинской области ему дарована жизнь, 20 лет из которой он проведет за колючей проволокой в колонии строгого режима. Рустам Ибрагимов, обвиненный в организации убийства, приговорен к высшей мере наказания - смертной казни. 26-летний призер прошлогоднего чемпионата мира в Южной Корее по боям без правил Виталий Мирошников, заключивший в ходе процесса брак со своей гражданской женой, получил наказание в виде 20 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Мирошников в преступлении принимал участие как водитель. Алымжана Газиева, бывшего сотрудника правоохранительных органов, который вел внешнее наблюдение за Алтынбеком Сарсенбаевым, суд приговорил к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Едиль Абикенов, офицер спецподразделения КНБ РК "Арыстан", возглавлявший группу, похитившую трех человек, "получил" 14 лет заключения в колонии строгого режима. Арыстановец Разхан Еспембетов приговорен к 10,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Ерлан Ералиев (подразделение "Арыстан") осужден на 11,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Асылхан Тажи (подразделение "Арыстан") приговорен к 11,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Нуркен Едигеев (подразделение "Арыстан") осужден на 10,5 года лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима. Ергали Касымов, выдавший (за вознаграждение в 500 долларов) боевое оружие своим коллегам-преступникам, приговорен к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, суд постановил взыскать в пользу семей убитых 9 миллионов тенге солидарно со всех осужденных и конфисковать имущество, принадлежавшее им до убийства на правах частной собственности. В связи с тем, что в Казахстане с декабря 2003 года действует мораторий на смертную казнь, высшая мера наказания заменяется пожизненным лишением свободы".

За несколько дней до оглашения приговора в Алма-Ате прошли общественные слушания по делу об убийстве Сарсенбаева. Как пишет "Панорама", в ходе слушаний адвокаты потерпевшей стороны получили возможность высказать на публике свою оценку процесса. "Как известно, 14 августа, после того, как судом было внезапно прекращено судебное расследование, потерпевшие в знак протеста решили "не участвовать в этом фарсе", адвокаты были отозваны с процесса и не выступали в ходе прений сторон. Известно, что обвиняемый Ержан Утембаев не был допрошен в ходе суда, в последнем слове отказался от своих первоначальных показаний и "покаянного письма" Президенту, не признал себя виновным, а также не стал называть людей, с которыми должна была состояться встреча оппозиционного политика, и тех, кто стоит за этим преступлением. Адвокаты потерпевших, так же как и защитники подсудимых, отметили многочисленные просчеты, нарушения УПК как в ходе следствия, так и судебных слушаний". Кроме того, пишет газета, "участники слушаний не ставят под сомнение серьезную роль в осуществлении преступления как Утембаева, так и Ибрагимова, и однозначно высказывались, что тем не менее, ни тот, ни другой "не являются главными заказчиками и персонажами этого политического убийства, а были в нем передаточными звеньями и исполнителями". Также "участники слушаний заявили, что не намерены останавливаться и будут продолжать собственное расследование. Сторона потерпевших планирует также обжаловать приговор талдыкорганского суда. Однако полагает, что, скорее всего, приговор будет оставлен в силе Верховным судом".

"Деловая неделя" представила подробный отчет об общественных слушаниях по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева. Также газета уделила внимание резолюции, в которой ней содержится 5 выводов относительно того, что убийство является политическим. Кроме того, сделан вывод, что суд был перенесен в Талдыкорган "в целях ограничения участия общественности и СМИ", где в итоге "был превращен в фарс". "В ходе слушаний адвокат Сериккали Мусин рассказал, что на судебном следствии племянник потерпевшего Нурлан Сарсенбаев показал суду, что в ноябре 2001 года он был очевидцем телефонного разговора потерпевшего Сарсенбайулы с Рахатом Алиевым. Последний, по его словам, угрожал потерпевшему убийством за уход из власти и оппозиционную деятельность". Политолог Андрей Чеботарев заострил внимание на непрофессионализме похитителей. Вместе с тем он подчеркнул, что после всплытия "громких имен", судебное следствие было свернуто. "Также он допустил, что, возможно, кто-то из осужденных по приговору получит заграничный паспорт, и ему сделают пластическую операцию (правда, он же допустил, что осужденные могут "случайно" умереть в тюрьме)".

"Комсомольская правда-Казахстан" предлагает не забывать, "что подсудимые вправе в течение пятнадцати дней обжаловать решение суда. А Ибрагимов может обратиться к президенту с просьбой о помиловании. Напомним, что в Казахстане введен мораторий на смертную казнь".

Наблюдатели не выражают удивления ни ходом судебного процесса, ни приговором. В "Central Asia Monitor" политолог Досым Cатпаев отмечает, что "вынесенный судом приговор был ожидаем. К такому исходу были готовы обе стороны процесса, так как государственный обвинитель уже называл меры наказания, которые следует применить к обвиняемым. Отличие состоит лишь в том, что первоначально гособвинение настаивало на вынесении смертного приговора Ибрагимову и Утембаеву, а в вердикте суда этой мере подвергся только Ибрагимов". По мнению соратника погибшего политика Айдоса Саримова, "...приговор был нарочито жестоким, чтобы каким-то образом смягчить общественное мнение, жестокостью прикрыть как недостатки следствия, недоработки, которые имели место на суде, так и то, что в ходе следствия не был допрошен широкий круг лиц, кого общественное мнение считало причастным к этому делу". Д.Сатпаев полагает, что "убийство Алтынбека Сарсенбаева и двух его помощников так и останется одним из темных и загадочных пятен в истории современного Казахстана, точно так же, как это произошло и в случае смерти Заманбека Нуркадилова".

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Два крупных члена ОБСЕ - США и Великобритания - критически относятся к председательству Казахстана в организации в 2009 году. Новости вокруг заявки Казахстана на председательство в организации сообщил вице-министр иностранных дел - спецпредставитель страны в ОБСЕ Рахат Алиев. С одной стороны, по его информации сегодня никто, кроме Казахстана, не зарегистрировал свою заявку на пост председателя. В то же время Великобритания и США выдвинули ряд пожеланий по совершенствованию национального законодательства для его приведения в соответствие с "высокими демократическими принципами". США и Великобритания отмечают целесообразность принятия закона "О выборах", который включает создание сбалансированных избирательных комиссий на всех уровнях и отмену запрета на проведение митингов, собраний и демонстраций; нового закона "О СМИ", соответствующего стандартам ОБСЕ и позволяющего независимым изданиям зарегистрироваться и работать; США считают необходимым расширение полномочий парламента, создание условий для независимости судей и реформирование органов прокуратуры.

Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев посетил с официальным визитом Туркменистан. Как сообщает "Литер", "нынешний визит главы казахстанского внешнеполитического ведомства в Ашхабад состоялся на этапе перехода отношений между Казахстаном и Туркменистаном на новый уровень - стратегического партнерства и взаимодействия". Во время встречи Токаева с президентом Туркменистана Сапармурадом Ниязовым и министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым "...стороны с удовлетворением констатировали отсутствие каких-либо разногласий в политической сфере, а также близость подходов по узловым вопросам современных международных отношений, что создает прочную основу для углубления и расширения партнерского диалога между двумя странами". В ходе переговоров также были обсуждены вопросы, связанные с правовым статусом Каспийского моря, активизацией сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, торгово-экономической, культурно-гуманитарной областях, а также в сфере транспорта и коммуникаций. Главы внешнеполитических ведомство подписали протокол об обмене грамотами о ратификации договора между этими странами о делимитации и процессе демаркации межгосударственной границы. "Таким образом, договор о делимитации государственной границы, подписанный главами двух государств в июле 2001 года, вступает в силу". Кроме того, "...была достигнута принципиальная договоренность об организации официального визита Нурсултана Назарбаева в Туркменистан в начале 2007 года, точные сроки которого будут согласованы дипломатическими ведомствами. При этом стороны исходят из того, что очередная встреча в верхах придаст значительный импульс стратегическому партнерству и сотрудничеству двух государств".

А накануне в Астане министр иностранных дел Токаев принял посла Российской Федерации Владимира Бабичева. Дипломаты обсудили практические вопросы подготовки встречи президентов Казахстана и России в Уральске, которая запланирована на октябрь этого года, а также взаимодействие в рамках международных организаций. В частности, продвигается создание Таможенного союза. "Казахстан и Россия энергично взялись за унификацию таможенного законодательства, сообщает "Литер". По этому поводу министр финансов Казахстана Наталья Коржова и глава федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов провели "круглый стол". "Заседание было посвящено подготовке документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Уже подготовлен первоочередной пакет из 38 проектов документов, которые составят основу этого союза. Три предложения требуют особой проработки на пути создания таможенного братства и дальше - ЕЭП. Это соглашение о создании органа по разрешению споров, протокол о порядке вступления в силу международных договоров по формированию ЕЭП и выхода из них и договор о создании регулирующего органа - комиссии ЕЭП. Стороны обсудили и итоги Сочинского саммита глав государств ЕврАзЭС, затронули проблемные моменты, возникающие при взаимодействии казахстанских предпринимателей с российскими таможенными службами. Отдельным пунктом заслушали трансфертное ценообразование в международных деловых операциях. Как заметила Наталья Коржова, неразрешимых вопросов между таможенными службами двух стран нет".

"Панорама" рассказывает о совместных комплексных оперативно-тактических учениях "Рубеж-2006" вооруженных сил государств - членов ОДКБ, проходивших с 23 по 27 августа в 34 км от г.Актау. По данным газеты, общее количество личного состава, привлеченного к учениям, превышало 2,5 тыс. человек. Были задействованы органы управления ВС, командование, штаб, подразделения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР) и постоянно действующие рабочие органы ОДКБ - объединенный штаб и секретариат ОДКБ. Также в учениях принимали участие оперативные группы от ВС Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таджикистан и Киргизия предоставили по одному взводу от подразделений из состава КСБР ЦАР, а также от киргизской стороны были выделены 18 военнослужащих отдельной бригады спецназа "Скорпион" и оперативная группа. Узбекские военнослужащие принимали участие в "Рубеже-2006" в качестве наблюдателей, так как республика возобновила членство в ОДКБ 23 июня текущего года, проведение же совместных комплексных оперативно-тактических учений было запланировано гораздо раньше. В учениях было задействовано 60 единиц бронетехники, 50 орудий и минометов, 40 самолетов и вертолетов. Руководил ими министр обороны РК генерал армии Мухтар Алтынбаев. Впервые в учениях принимали участие Военно-морские силы РК. "Темой учений являлись подготовка и ведение совместной операции сил и средств системы коллективной безопасности на приморском направлении РК. Постоянно действующими рабочими органами системы были отработаны вопросы подготовки решений по адекватному реагированию на современные вызовы и угрозы безопасности государств-участников. Особое внимание было уделено повышению слаженности работы объединенного штаба ОДКБ в проведении совместных операций антитеррористического характера. Впервые были отработаны вопросы взаимодействия между всеми видами и родами войск ВС стран - членов ОДКБ. В частности, была произведена высадка морского и воздушного десанта". И "как считают эксперты, сценарий учений оказался более всего полезен для Казахстана. Пока республика избежала каких-то больших катаклизмов, связанных с терроризмом. Однако наличие на ее территории (особенно в зоне Каспия) больших запасов углеводородов требует от страны усиления военной составляющей".

А Астана и Токио решили придать новое дыхание казахстанско-японским отношениям. 28 августа состоялся первый визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в Казахстан. Как пишет "Экспресс-К", "встреча в президентской резиденции "Ак орда" президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и японского премьера продолжалась около часа и завершилась подписанием их совместного заявления о дальнейшем развитии дружбы, партнерства и сотрудничества между странами". Есть перспективы и на экономическом поле. "Нурсултан Назарбаев отметил заинтересованность Казахстана в прямых инвестициях, необходимость наладить производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Страна восходящего солнца готова сотрудничать с Казахстаном, предоставляя технологии разведки природных ресурсов и содействуя в использовании мирного атома".

Атомное соглашение особенно важно для японской делегации, учитывая то, что два крупных гиганта-производителя электричества на АЭС Японии "Кансай Электрик Пауэр" и "Марубени" обратились к премьеру Коидзуми с просьбой поддержать в споре с Китаем их права на добычу урана в Казахстане, сообщает "Литер".

"Основной интерес Японии в РК - атомная энергетика, Казахстану нужны японские технологии", пишет "Панорама". - По данным таможенной статистики РК, товарооборот между Казахстаном и Японией в январе-июне текущего года составил $439,2 млн, увеличившись на 21% в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. В минувшем году этот показатель превысил $736,1 млн, в том числе экспорт из Казахстана - $137,2 млн, импорт из Японии - $598,8 млн. Основными статьями казахстанского экспорта в Японию являются ферросплавы, сталь, титан, редкоземельные металлы, а из Страны восходящего солнца мы в основном импортируем автомобили и запчасти к ним, электрооборудование и бытовую технику.

"Сегодня Япония делает ставку на ядерную энергетику, и ей требуется сырье. - пишет "Central Asia Monitor". - Поэтому кабинет Коидзуми выразил готовность вкладывать капитал в совместную разработку месторождений урана, треть мировых запасов которого залегает на нашей территории. В частности, на месторождении Западный Мункудук планируется создать совместное предприятие, откуда Япония будет получать порошок диоксида и топливные таблетки".

ОБЩЕСТВО

СМИ продолжают освещение инцидента с массовым заражением ВИЧ-инфекцией детей в Южно-Казахстанской области. На пресс-конференции министра здравоохранения Ерболата Досаева, посвященной этой проблеме, стало известно следующее: в ЮКО установлено 9989 детей, подлежащих обследованию на ВИЧ, из них обследованы 2760, или 28 %. Выявлено 40 детей, у которых подтвержден диагноз "ВИЧ-инфекция". Предположительно, заражение произошло от донорской крови.

"Министр здравоохранения Ерболат Досаев сообщил очередную неприятную новость: в Южно-Казахстанской области еще 13 детям поставлен диагноз ВИЧ-инфекция. - сообщает "Экспресс-К". - Таким образом, на сегодня в этом регионе насчитывается 35 малышей, зараженных страшной инфекцией. В это число не входят те четыре ребенка, которые уже скончались, и еще один малыш, усыновленный американцами". По информации газеты, "южный регион страны в шоке. Такого потрясения не переживала ни одна область в республике. У многих уже крутится в голове мысль о диверсии. Еще бы! Ни медики, ни полиция не могут выйти на след 13 доноров, чью кровь получали заболевшие пациенты. По словам высокопоставленного чиновника, уже известно, что больным детям переливали кровь 143 доноров. Большинство из них, а это 130 человек, прошли обследование. Они здоровы. А 13 доноров по-прежнему разыскивает полиция".

"Известия-Казахстан" сообщают, что после инцидента в ЮКО на наличие ВИЧ будут обследовать всех детей, получивших переливание крови в этом году по всей республике. "По официальным данным, таких детей в Казахстане более восьми тысяч. Одна тысяча семьсот девятнадцать малышей уже прошли проверку. Как стало известно, положительные результаты были выявлены только в Южно-Казахстанской области. В других областях подобных случаев нет". В ЮКО "...обследовано 2766 несовершеннолетних ребенка, почти из десятка тысяч, подлежащих проверке. Кроме того, были обследованы медработники детских стационаров и родовспомогательных организаций, которые контактировали с инфицированными детьми - всего около семисот человек. Положительных результатов на ВИЧ среди проверенных медработников не оказалось. Также установлено 143 донора, кровь которых использовалась при переливании малышам, 130 из них обследовано. Результаты на наличие инфекции у всех отрицательные. Только тринадцать из установленных доноров не прошли проверку. Сейчас они находятся в розыске. Их поиском занимаются местные правоохранительные органы". Также, пишет газета, "сейчас по всей республике проводится комплексная проверка организаций, занимающихся заготовкой крови и ее компонентов, которая полностью завершится уже через несколько дней. На сегодняшний день из 156 таких организаций проверено 150. В шестидесяти четырех из них выявлены нарушения при заготовке крови и ее компонентов. Помимо этого, прошли проверку 75 процентов из числа всех медицинских учреждений по всей республике, в которых проводят переливания крови, операции, инъекции и другие подобные медицинские манипуляции. Таких учреждений по стране более семи тысяч. В результате проверки были выявлены нарушения противоэпидемического и дезинфекционно-стерилизационного режимов более чем на 1600 объектах. Эксплуатация части из них в настоящий момент приостановлена. Около 600 человек уволены. Пятьдесят четыре дела переданы в следственные органы".

"До 10 сентября закончится повторная аттестация медиков во всех регионах республики. Врачи и младший медперсонал в массовом порядке посещают семинары и лекции, организованные центрами по профилактике СПИДа. - продолжает "Литер". - И все же мер, принятых акиматом ЮКО в части наказания виновных за эпидемию (уволены несколько главврачей), недостаточно, считает глава Минздрава Ерболат Досаев". Газета отмечает, что Минздрав "...не снимает с себя доли ответственности за ситуацию. Ерболат Досаев в который раз напомнил, что сейчас в компетенцию Минздрава не входит решение кадровых вопросов департаментов здравоохранения. Министерство должно обеспечивать полноценную работу по сохранению методологической составляющей работы органов здравоохранения". Издание приводит высказывание Досаева о том, что в целом за реализацию госпрограммы реформирования здравоохранения отвечает его ведомство: "вопросы курирования и обеспечения деятельности всех больниц, поликлиник, станций переливаний крови решают местные исполнительные органы. Это их непосредственная ежедневная работа, которой они должны заниматься. В полном объеме сегодня выполнять функции контроля и мониторинга за регионами мы не можем. Ко мне на днях, например, подошел человек, представился руководителем департамента здравоохранения ЗКО. А меня даже не проинформировали об этом".