Лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов, находясь в Петрозаводске, был допрошен прокуратурой Карелии в качестве свидетеля по делу о массовых беспорядках в Кондопоге. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом он сообщил на пресс-конференции в Москве 5 сентября.

"С утра в воскресенье (3 сентября - прим. ИА REGNUM), когда я собирался выехать обратно в Кондопогу, мне позвонил министр внутренних дел Дмитрий Михайлов и попросил приехать на беседу, - рассказал он. - Мы побеседовали с прокурором, министром МВД и начальником ФСБ республики, после чего меня попросили дать объяснения, но, когда пришел следователь, он сказал: "Давайте все-таки сделаем протокол допроса". Я им все откровенно рассказал. Подписывать ничего не стал, потому что уже тогда было заявлено, что за этим стоят какие-то "провокаторы из Москвы" и так далее, то есть ангажированность власти была очевидна".

"Митинг создался самостийно, - рассказал другой участник пресс-конференции - координатор районного отделения ЛДПР в Кондопоге Александр Тюнис. - Никаких приезжих организаторов не было ни из Питера, ни из Москвы. Была группа людей, у которых погибли знакомые и родственники. Можно сказать, что эта группа в какой-то степени и была организатором".

Как заявил на пресс-конференции Александр Белов, лично он на сходе жителей Кондопоги не выступал. "Не совру, если скажу, что я ничего не говорил, - сообщил он. - Фактически я только давал возможность говорить людям. Я говорил: "Кто готов быть представителем схода перед администрацией?", и люди выявлялись; говорил: "Давайте вести протокол, давайте фиксировать наши предложения для передачи администрации на бумаге". Мое личное предложение было: "Давайте изменим формулировку "Выгнать всех кавказцев в 24 часа" на формулировку "Рекомендовать лицам, приехавшим из Южного федерального округа или Закавказья, в целях безопасности покинуть территорию города Кондопога". Никаких призывов мною не озвучивалось вообще. Наоборот я тщательно пытался убедить людей: "Ребята, вас снимают камеры. Не позволяете себе высказываний, которые могут быть интерпретированы как разжигание розни или призывы к незаконным действиям".

Александр Тюнис, со своей стороны призвал не смешивать происходившее на сходе и последующие события. "Собрание было направлено не на то, чтобы пойти крушить рестораны, - подчеркнул он. - Оно было направлено к властям, чтобы они что-то решили цивилизованным методом". Однако, по словам Александра Белова, "барьер недоверия был уже пройден". "Люди, особенно молодежь, просто не верили, что что-то возможно, - сказал он. - Люди говорили: "Нас опять обманут, мы не верим, мы должны сами разобраться".

"На этой стадии, возможно, кто-то подзуживал людей на передел собственности, - со своей стороны, продолжил Александр Тюнис. - Очень даже могло быть, что лидеры, которые возникли на собрании, уже потеряли контроль над толпой. Это уже перестало быть собранием и стало толпой, которая пошла выказывать свое недоверие и прочее. Возможно уже было какое-то руководство. Слышно было, что кто-то подпаивал водкой, м о том, что кто-то подзуживал: "Пойдем громить то-то и то-то". Возможно, на этой стадии и было какое-то руководство, но это было совершенно другое руководство".

По словам Александра Белова, на совещании в городской администрации он высказал предложение немедленно закрыть торговые точки по продаже спиртного, однако это не было сделано.

"В чрезвычайной ситуации, если людям может угрожать опасность, сама власть должна была их вывести еще до схода. И сейчас все уехали, и слава богу, и живут в безопасности. Надеюсь, сейчас Рамзан Кадыров наконец-то скажет: "Чеченцы, война закончилась, пора ехать домой" и предоставит им квартиры", - заключил Белов.

В ходе пресс-конференции журналистам были продемонстрированы фрагменты видеофильма, снятого во время восьмичасового схода в Кондопоге 2 сентября. Особое возмущение участников схода вызвало то, что убийство двоих жителей города в ночь на 30 августа было совершено с особой жестокостью. По утверждению жителей города, у убитых были отрезаны уши. Участники схода чрезвычайно эмоционально высказывали недовольство действиями местной милиции, которая, по их словам, и до массовой драки у ресторана "Чайка" игнорировала противоправные действия представителей этнической преступной группировки.