В Махачкале состоялось заседание Республиканской межведомственной комиссии по увеличению доходной части консолидированного бюджета Дагестана, развитию налогооблагаемой базы и проведению мероприятий по легализации "теневой зарплаты".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре президента и правительства Дагестана, на нем обсуждались итоги работы рабочей группы Комиссии по проверке легализации "теневой зарплаты" на предприятиях строительного комплекса республики. В заседании приняли участие руководители ряда компаний и предприятий, ведущих строительство и производящих строительные материалы. Вел его председатель правительства республики Шамиль Зайналов.

Открывая заседание, Зайналов отметил, что, несмотря на динамичное развитие строительной отрасли, на ее предприятиях не растут зарплата и налоги в республиканский и местные бюджеты. В связи с этим, указал он, необходимо проанализировать работу предприятий и подготовить соответствующие предложения.

С докладом по повестке дня выступил руководитель рабочей группы Комиссии, начальник отдела контрольной работы Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Дагестану Калаев. Он сообщил, что рост объемов строительных работ составил: в 2004 году - 17,2%, в 2005 году - 32,9%, а за январь-июнь 2006 года объем подрядных работ на 12,9 % больше чем за аналогичный период 2005 года. По данным органов государственной статистики совокупный фонд оплаты труда организаций строительного комплекса за 1 полугодие текущего года составил 939,8 млн. рублей. Даже с учетом установленных налоговых вычетов только с налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по расчетам должно было поступить в консолидированный бюджет от организаций строительного комплекса не менее 100 млн. рублей собственных доходов, однако по данному виду налога отмечается недопоступление.

Одним из часто используемых путей ухода от уплаты налогов, указал начальник отдела контрольной работы УФНС по Дагестану, является переход строительных организаций на специальные налоговые режимы, в том числе на более либеральную упрощенную систему налогообложения. Как правило, руководители строительных организаций применяют схему субподряда, когда общий объем выполняемых работ дробится и передается (продается) на выполнение другим строительным организациям на условиях субподряда, в большинстве случаев безосновательно с позиций экономической целесообразности и производственной необходимости. Кроме того, такая схема осложняет осуществление налогового контроля.

Характерна и практика сокрытия руководителями большинства этих организаций достоверной информации о реально получаемых доходах и фактическом фонде оплаты труда работников, применения "конвертных" форм выплаты заработной платы с целью ухода от установленных налоговых отчислений в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды, сообщил Калаев.

Подводя итоги заседания, председатель правительства отметил, что с началом работы комиссии по обсуждаемой проблеме произошли некоторые положительные сдвиги, однако, как показали итоги проверки рабочей группы, на многих предприятиях практикуется "двойная" бухгалтерия, позволяющая уходить от налогов и по ведомости платить зарплату ниже прожиточного минимума. Для серьезного улучшения ситуации, заявил он, необходимо принять дополнительные усилия всех органов власти. В частности, надо внести изменения в положения о конкурсах на получение бюджетных средств, которые позволят заранее оговорить уровни зарплаты и налогов. Должен быть также усилен контроль над соблюдением трудового и налогового законодательства со стороны правоохранительных органов, указал Зайналов.

Это тем более важно, отметил он, что люди хорошо работают. В этом, сообщил Зайналов, он еще раз убедился, побывав 1 сентября вместе с президентом Дагестана в Цумадинском, Цунтинском и Тляратинском районах, где они ознакомились с ходом строительства пограничных застав. В качестве наглядного примера схем минимизации налогов он привел строительство военного городка в Ботлихском районе, где уже освоено более двух миллиардов рублей инвестиций, однако в бюджеты всех уровней не поступило должного объема налогов. По итогам заседания будет утвержден протокол, в котором даются соответствующие поручения.