Вы являетесь советником Дмитрия Козака от Карачаево-Черкесии. Какова ваша роль в стабилизации политической ситуации в республике, которая, как известно, далека от идеальной?

Давайте определимся сразу. Первое: я - советник Дмитрия Николаевича Козака на общественных началах. И моя роль заключается в том, что я помогаю разобраться в сложных реалиях повседневной жизни народов Северного Кавказа, особенностях горского менталитета, которые обязательно надо учитывать при выработке решений по конкретным проблемам. И второе: я глубоко убежден в том, что в основе всего лежит экономика. Она - и цель, и средство, и инструмент и многое другое. Больна она - больно и все общество. Если мы посмотрим даже на проблемы нашей республики, то увидим, что, будь экономика здоровой, львиной доли этих проблем не было бы. Поэтому политика как таковая меня не интересует. Мне все равно, человек с какой фамилией и какой национальности руководит республикой, откуда он приехал или кто стоит за ним. Для меня главное, чтобы была комплексная программа развития Карачаево-Черкесии, реальная и выполнимая. Чтобы все общество знало, что делать, зачем, для чего и как эти действия отзовутся на судьбе каждого человека. Я Америк не открываю - по-моему, это обычная, нормальная схема действий для любого региона.

Вы говорите о том, что все направления деятельности в рамках одного региона могут и должны быть увязаны в единую систему...

Конечно! Это же требование жизни. Ну что будет от того, что я или приглашенные инвесторы, например, построим один хороший, современный, прибыльный завод? Да, частично он решит чьи-то проблемы - кто-то найдет работу, дорогу новую проложат, сбыт наладят в другие регионы... Но это всё разрозненные шаги, которые в итоге не оказывают влияния на решение глобальных проблем. Пока каждое предприятие, компания, госструктуры, общество, словом, все действуют разрозненно - наш общий КПД будет как у паровоза. На самом деле, речь должна, на мой взгляд, идти о целой совокупности мер по увязыванию всех направлений жизнедеятельности республики в один комплекс. Если мы говорим: "мы можем и должны развивать туризм, курортное дело, для этого есть необходимый потенциал", то мы должны понимать, как сделать так, чтобы подтянуть сюда разом всю инфраструктуру. Чтобы не только новые трассы появились с подъемниками, а и гостиницы, и личные хозяйства, транспорт, дороги и т.п. Даже сферы жизни - например, образование, которые, на первый взгляд никакого отношения к этому не имеют - к этому подтянуть. Одно обязательно должно влечь за собой другое.

То есть ваша экономическая модель предполагает подготовку кадров для реализации экономических программ?

Не только. Об образовании я скажу чуть позже. Вы говорите о модели... Да, я пришел к выводу, что необходима системная консолидация деятельности в рамках региона. Для этого нужна программа, все звенья которой будут взаимосвязаны и взаимозависимы. Я считаю, что здесь обойтись без известных экономистов нельзя. Поэтому некоторое время назад я пригласил к сотрудничеству представителей ряда московских институтов и структур. Сегодня они работают над определением наиболее перспективных направлений развития нашей республики и - что очень важно - разрабатывают реальные механизмы их осуществления. Причем это не какие-то там отвлеченные схемы. Нет, все основано на анализе реального положения дел в республике, реального потенциала и возможностей Карачаево-Черкесии. При этом особое внимание будет уделено интеграции Карачаево-Черкесии в социально-экономическое пространство не только Южного федерального округа, но и всей России. Отдельно прорабатывается и программа привлечения инвесторов в наш регион.

Так в чем же изюминка вашей программы?

Вы знаете, я бы не хотел сейчас подробно рассказывать обо всем. Когда она будет завершена, я обещаю представить ее на общественное обсуждение. Это не кулуарный документ, его увидит каждый житель Карачаево-Черкесии. И каждый сможет высказать свое мнение. Для меня это очень важно - потому что я должен объяснить, растолковать людям, почему надо делать именно так, а не так.

Ну хотя бы пару примеров...

Хорошо. Первый сектор, который может стать - при должном подходе настоящим локомотивом - это туризм и курортное дело. Чем мы хуже Ставропольского края? Да ничем. Природа, минеральные воды... Все есть. Это и так всем известно. И я уверен, что можно отстроить систему всесезонного туризма, рассчитанную на всех без исключения - от детей до пенсионеров и для любого кошелька. Кстати, переговоры о привлечении инвесторов - в том числе и для строительства элитных объектов - мы уже ведем. И второе. Это более отдаленная, но очень важная перспектива. Я имею ввиду создание на территории республики технопарков. Знаю, что кому-то мои слова покажутся нелепостью. Но мы сами, здесь, в республике в первую очередь, должны понять: в современном мире на одном сыре, цементе и минеральной воде мы далеко не уедем. Мы должны осваивать мир высоких технологий. Да, это ново, но у нас есть немного своих кадров, мы готовы приглашать специалистов под эти проекты. Хочу сказать, что модели таких проектов уже прорабатываются с рядом известных компаний.

Вы говорили, что кадров у вас немного. Значит, их надо готовить? Самим?

Не только самим. Этот подход в целом нацелен на обеспечение будущего наших детей, а следовательно - республики в целом. Ну смотрите. Мы говорим людям: вы хотите жить спокойно и в достатке. Это замечательно. Но давайте работать так, чтобы это можно было обеспечить. Например, туризм. В условиях Карачаево-Черкесии, мне кажется, лучше пойти по пути строительства небольших, в т.ч. семейных отелей и гостиниц - конечно, наряду со строительством крупных турцентров и гостиниц. Это станет настоящим семейным бизнесом. Люди сами станут думать над тем, как сделать так, чтобы к ним приезжали каждый год. Они не враги себе! Я помню, как осенью 1992 года я заезжал в Домбай и слышал, как женщины, которые торгуют у подъемника всякими домашними изделиями, говорили немногочисленным туристам: "Как жаль, что так мало людей к нам едет. Мы же только благодаря вам живем". Поэтому эти люди будут заботиться и о транспорте, и о питании, и о безопасности. И о досуге отдыхающих.

Но их надо, наверное, научить, помочь финансами...

Да. Вот здесь можно и соответствующие программы, курсы, даже учебные заведения открыть. Кредиты привлечь под развитие этих проектов. Что нужно любому человеку на отдыхе? Тот уровень сервиса, на который он рассчитывает. Поэтому, конечно, надо уходить от гостиниц, как у нас говорят, "колхозного типа", и сомнительных шашлычных.

Но почему все-таки образование? Видите ли, сегодня проблема в том, что молодежь отдаляется от светской и русской культуры. А через нее - и от мировой. Возникает разрыв, а он - пусть и опосредованно -неизбежно сказывается и на состоянии экономики. Уровень образования падает, и как тогда человек может стать специалистом? Нужны постоянные программы не просто абстрактного образования, когда мы готовим специалистов, а потом не знаем, что с ними делать. Поэтому я намерен создать образовательный фонд, который будет нацелен на подготовку именно по тем специальностям, которые будут востребованы в рамках такой программы. Ведь на образование "заведено" очень многое. Будет правильная идеология образования, будет правильная метода обучения и воспитания - и мы сможем в большой степени решить даже национальные проблемы. Видя перед собой реальную перспективу, люди станут понимать, зачем они учатся, какую работу они получат. У них будет реальный стимул.

Вы уверены, что предлагаемая вами методика действий найдет отклик?

А почему нет? В ней же, если присмотреться, нет ничего нереального. Важно, чтобы у людей в сознании перелом произошел. А то у нас в стране всегда кто-то виноват - то царский режим, то красные, то белые, то богатые, то бедные, то человек другой национальности, то Москва, то еще кто-нибудь. От этого надо уходить. Я хочу, чтобы в Карачаево-Черкесии люди перестали так думать. Ведь это - путь в никуда. Я хочу, чтобы люди сказали: давайте мы сами сделаем всё, что нужно для нашей земли. Я хочу, чтобы все, независимо от национальности, веры, традиций ощутили свою причастность к этой земле, их Родине, чтобы были исполнены готовности работать для нее и отвечать за результаты своего труда.