Обзор тульских СМИ с 28 августа по 1 сентября

Власть и политика

"Тульский молодой коммунар" (№110 от 1.09.06) публикует интервью с председателем бюджетного комитета областной Думы, гендиректором Алексинского ОАО "Тяжпромарматура" Игорем Панченко. В беседе с журналисткой Ниной Евдокимовой он заявил, что начало нового парламентского сезона будет традиционным: "7 сентября в областной Думе состоится слушания вопроса об исполнении бюджета 2005 года. Затем будет внесено два достаточно сложных законопроекта, призванных регулировать взаимоотношения между районными муниципальными образованиями и областным бюджетом. Грядущий год обещает быть довольно сложным, но и предыдущие два года также были непростыми". Как представитель Алексинского района депутат Панченко считает, что город Алексин готов к формированию и исполнению собственного бюджета, который впервые появится с 2007 года, "а вот сельские поселения, на мой взгляд, должны обязательно делегировать свои полномочия муниципальным районам, чтобы не допустить хаоса в работе систем жизнеобеспечения... сегодня каждый сильный руководитель муниципального района должен своим товарищам, которые возглавляют более мелкие поселения, помогать. А главы мелких поселений должны в свою очередь понимать, что, передавая полномочия, они обязаны передавать районам и средства для их осуществления. Меж тем наблюдаются и такие настроения: полномочия передать, а деньги оставить себе. Подобного быть не должно. Кроме того, считаю, что для сельских поселений переходный период необходимо продлить. Это единственный выход в данной ситуации. Разумеется, и депутатский корпус, и областные органы исполнительной власти должны держать процесс реформирования местного самоуправления под неусыпным контролем". Кроме того, Игорь Панченко рассказал о своей работе на посту руководителя градообразующего предприятия и общей ситуации в Алексине и районе.

В "Новотульском металлурге" (№154 от 31.08.06), который, видимо, все чаще берет на себя роль дублера официального рупора обламинистрации - "Тульских известий" - опубликовано весьма подробное интервью заместителя губернатора в сфере ЖКХ и строительства Владимира Савощенко журналистке Олесе Степановой. Под жизнеутверждающим заголовком "Строим и строить будем" Савощенко заявляет, что "Тульская область активно включилась в реализацию национального проекта и оперативно разрабатывает меры для формирования рынка доступного жилья, обеспечения комфортных условий проживания граждан Тульской области, занимается созданием нормативно-правовой базы, увеличением мощности и развитием стройиндустрии и предприятий промышленности строительных материалов, разработкой паспортов территорий и площадок для строительства, кадровыми вопросами". Касаясь решения проблемы ветхого и аварийного жилья, замгубернатора сообщил, что "с 2002 по 2005 год (т.е. при администрации Василия Стародубцева - прим. ИА REGNUM) в рамках государственной программы "Жилище" финансировалась областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы". В общей сложности на эти цели было направлено 1071 млн. рублей: из федеральной казны - 254 млн. рублей, из бюджета области - 817 млн. рублей. С 2002 по 2005 год в рамках государственной программы "Жилище" финансировалась областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы". В общей сложности на эти цели было направлено 1071 млн. рублей: из федеральной казны - 254 млн. рублей, из бюджета области - 817 млн. рублей. Отвечая на вопрос журналистки о развитии ипотеки, "не страшно ли браться за такое огромное дело, результат которого не спрячешь, каким бы он в итоге ни оказался", Владимир Савощенко заявил: "Строительство новых жилых домов, ликвидация аварийного жилья - дело жизненной важности и благополучия наших граждан. Так что, несмотря на трудности, этот тяжкий пласт необходимо поднимать". Касаясь мер, которые позволят удешевить жилье в тульской области, заместителя губернатора назвал следующие: "Тульский завод крупнопанельного домостроения ведет реконструкцию и техперевооружение, увеличивая мощность с восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч квадратных метров в год с переходом на производство домов до семнадцати этажей. Алексинский завод крупнопанельного домостроения - "УКЖИ-480" - увеличил мощность до 168 тыс. квадратных метров. Организуется выпуск изделий для малоэтажного быстровозводимого жилья в Плавске мощностью 80 тыс. квадратных метров в год. Принимаются меры по организации пяти мини-заводов по выпуску теплоэффективных блоков для возведения малоэтажного быстровозводимого жилья, что позволит дополнительно вводить 100 тыс. квадратных метров жилья в год. В Донском организовано производство качественных столярных изделий. Использование местных изделий позволит удешевить продукцию крупнопанельного домостроения. Совместно с немецкой фирмой "Хайдельберг-Цемент" на базе ООО "Гурово-Бетон" ведется работа по организации выпуска цемента мощностью до 2 млн. тонн в год, что позволит за счет снижения транспортных расходов снизить себестоимость бетона и, соответственно, стоимость жилья. В Новомосковске на существующей промышленной площадке в ООО "Новомосковский трубный завод" в течение 2006 года смонтировано и пущено в эксплуатацию оборудование по безотходному производству напорных труб из полиэтилена мощностью 15 тыс. тонн в год. Данные трубы будут использоваться для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для подземных газопроводов. В ЗАО "Внешстрой" организовано производство сантехнического оборудования для жилья. Сегодня готовится материально-техническая база, позволяющая строить комфортные дома различной направленности. Чтобы граждане нашей области имели возможность выбрать себе жилье по душе". В интервью "Новотульскому металлургу" Владимир Савощенко также коснулся вопросов подготовки ЖКК области к зиме, обеспечению туляков качественной питьевой водой и ряда других.

Подробнее о подготовке к зиме в интервью корреспонденту "Тульских известий" (№ 209-210 от 1.09.06) Людмиле Еремеевой рассказал директор департамента жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Тульской области Михаил Дорохин. Материал так и озаглавлен: "И пусть зима катит в глаза". По словам директора департамента, "подготовка к отопительному сезону вступает в завершающую стадию. Обязательную ревизию прошли объекты водо- и электроснабжения. Производственные мощности по теплу и горячему водоснабжению тоже практически готовы к эксплуатации. А вот по котельным, по данным на конец августа, пока есть вопросы, Но это вовсе не значит, что зимние холода встретим без тепла, просто сама процедура паспортизации объектов довольно длительная. Уверяю: котельные отремонтированы, обновлены, лишь по некоторым есть отставание по резервному оборудованию. Что касается финансирования, то до сих пор таких средств жилищно-коммунальное хозяйство области не получало - 994 миллиона рублей! 109 миллионов - средства муниципалитетов, предназначенные ими на целевые программы, 397 миллионов заложено в тарифах предприятий, оказывающих коммунальные услуги, 230 миллионов - деньги, выделенные областью на реализацию региональных программ. Эта цифра делится на две составляющие: 110 миллионов рублей - на модернизацию и реконструкцию коммунальных объектов, в том числе и на программу по энергосбережению, и 120 миллионов - деньги, тоже предназначенные на целевые программы, разработанные с участием депутатов облдумы. Федеральные средства пойдут на Окский водозабор - восемь миллионов рублей, и около 26 - на очистные города Суворова. Выделенные средства осваиваются с отставанием. Дело в том, что сам процесс их освоения очень затянутый. Смотрите: вначале составляется и проверяется смета, потом проводятся экспертиза и конкурс, и только затем открывается финансирование. В частности, из-за того, что депутаты очень тщательно определялись, куда и на что будут потрачены деньги, в дело пока пошли только 2,5 миллиона рублей. Но механизм запущен, процесс идет, время на освоение средств еще есть, а новые технологии и материалы позволяют работать и в осенний период".

Экономика

"Платись, зарплата, большая и маленькая" - под таким "сказочным" заголовком "Тульские известия" (№209-210 от 1.09.06) публикуют материал Бориса Терехова по итогам очередного заседания межведомственной комиссии по погашению задолженности по заработной плате и контролю за поступлением в бюджет налоговых платежей. Касаясь вопроса легализации "серых зарплат", журналист пишет, что "большую головную боль доставляют региону негативные тенденции, связанные с теневой экономикой и неформальным рынком труда. Обсуждению этого вопроса была посвящена вторая часть заседания комиссии. По сообщению заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области Игоря Соловова, только по официальным данным Росстата, территориальный бюджет благодаря практике выплаты зарплаты "в конвертах" недополучает 1,2 миллиарда рублей. Кроме того, 2,4 миллиарда рублей составляют потери федерального бюджета и государственных социальных внебюджетных фондов. Это, как подчеркнул Игорь Соловов, только официальные данные, реальная же картина наверняка еще плачевнее. Конкретные примеры привела в своем докладе комиссии директор департамента труда Тульской области Татьяна Ларина. По имеющейся у нее информации, только среди предприятий, предоставляющих отчеты "Туластату", без учета малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, около двухсот выплачивают своим работникам официальную зарплату в размере менее трех тысяч рублей. К примеру, средняя заработная плата работников некоммерческого партнерства "Тульские пассажирские перевозки" составляет 856 рублей в месяц, а на скуратовском заводе "Стройтехника" люди, занятые на производстве пластиковых окон, официально зарабатывают в среднем по 900 рублей за тот же срок. В целях борьбы с этим негативным явлением межведомственная комиссия не так давно создала рабочую группу, деятельность которой уже приносит определенные плоды. Работа ведется по нескольким основным направлениям. Первое из них - информационное. Среди работодателей проводится активная работа по разъяснению их ответственности, связанной с вопросами отражения фактической оплаты труда работников. За первое полугодие нынешнего года Государственная инспекция труда по Тульской области выдала малым и средним бизнесменам предписания об устранении восьмидесяти одного выявленного нарушения, а двадцать индивидуальных предпринимателей были привлечены к административной ответственности. Не обходятся вниманием и нормативно-правовые методы борьбы с теневыми зарплатами. Так, особое внимание стало уделяться заключению на всех предприятиях коллективных трудовых договоров, а в конце сентября ожидается подписание нового трехстороннего соглашения между администрацией области, профсоюзами и областным союзом работодателей. От прежнего документа новый отличается тем, что с 2007 года начнет действовать строго определенный региональный минимум оплаты труда, обязательный не только для организаций внебюджетного сектора экономики, но и для индивидуальных предпринимателей. Размер этого минимума не должен быть минимальнее минимума прожиточного, официально установленного для трудоспособного населения Тульской области. В скором времени приглашать нарушителей законодательства для дачи разъяснений будет уже межведомственная комиссия во главе с вице-губернатором области при содействии Федеральной налоговой службы и управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД. Начать решено с директоров областных рынков и некоторых руководителей автотранспортных предприятий. Списки приглашенных, по словам Татьяны Лариной, уже составлены".

Анна Соловьева в близком к региональному отделению партии "Родина" еженедельнике "Засечный рубеж" (№35 от 1.09.06) под заголовком "Разрушается дом? Платите за капремонт!" критикует проект решения "О введении платы за капремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассмотренный недавно в Тулгордуме. Автор статьи, признавая, что многие жилые дома в Туле действительно нуждаются в капремонте, но как будут собираться деньги, самое главное - как траться, пока не вполне понятно: "Представим себе, что собственники многоквартирного дома заключили договор с выбранной ими управляющей компанией на управление своим домом сроком на 1 год. В течение данного времени собственники выплачивали деньги за содержание и ремонт жилья, в том числе и за капитальный ремонт. Работы капитального характера на доме в течение данного времени не проводились. Через год собственники данного дома выбрали способ управления - товарищество собственников жилья. Как вернуть им деньги, выплаченные управляющей компании за капремонт? А если в течение нескольких лет собственники будут менять управляющие компании, которые будут обслуживать их дом, и все это время разным компаниям будут выплачивать деньги за капремонт, с кого они должны будут потребовать эти деньги через 10-15 лет, когда подойдет срок проведения капитального ремонта в их доме? Какой может быть выход из этого положения? Лучше всего, конечно, организовать товарищество собственников жилья и на своем лицевом счете накапливать деньги на капитальный ремонт. Но далеко не все собственники смогут организовать ТСЖ. А возможно, выход в том, чтобы открыть лицевые счета на каждый дом и накапливать постепенно, чтобы потом не выкладывать большие суммы. А теперь давайте посчитаем: крыша стоит примерно 1 миллион рублей, стояк не менее 200 тыс. руб., 1 метр шва - 300 руб., реставрация несущих конструкций дома, чтобы он не завалился, плюс по мелочи побелка, покраска... Прикиньте, во сколько обойдется ваш домик? Несколько миллионов рублей. Поделите их на количество квартир. Потянете вы сразу отдать сумму в несколько десятков тысяч рублей?! Имейте в виду, что управляющая компания рано или поздно обяжет ваш дом проводить капремонт, а значит, - выложить денежки. На дворе капитализм, так что, если вы не можете, не хотите платить, - продавайте квартиру и переезжайте в другое, более доступное вашим доходам, место. Если же вам совершенно все равно, кто будет обслуживать ваш дом и что будет с вашим жильем, то ваш дом (наверняка, не очень новый) будет разрушаться и вы со своими соседями должны будете сами изыскивать средства... Хотелось бы, чтобы прежде чем утверждать принятие решения о введении платы за капремонт в многоквартирном доме, депутаты городской Думы глубже изучили бы данную проблему и решили, где будут накапливать деньги на капремонт, каким образом и кем они будут расходоваться", - резюмирует автор.

"Крепостных передадут новому барину" - под таким заголовком в том же номере того же издания продолжает тему Иван Васильев: "Англичане говорят: "Мой дом - моя крепость". Жители тульских многоквартирных домов - увы и ах! - такого сказать сегодня не могут. Ни в каком смысле: ни в прямом - потому что дома ветшают и разрушаются на глазах; ни в переносном - потому что управляют домами не хозяева квартир, а муниципальный монополист, наши дома - его крепость. Подобно крепостным старой России, туляки покорно из месяца в месяц несут ему свои деньги, как свою повинность, в пункты приема квартплаты, а потом ходят с протянутой рукой и просят, чтобы им на эти деньги залатали крышу, подправили козырек, заровняли ухабы в дворовых проездах. Невдомек простому человеку, что наступили новые времена, крепостное право для жителей многоэтажек отменено и можно самим распоряжаться деньгами, предназначенными для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Лишь немногие тульские дома провели общие собрания, на которых решили, каким способом будут управлять своими домами. На те дома, где собрания прошли, не распространяется ни введение новых платежей (городские власти пытаются сейчас установить дополнительную плату за капитальный ремонт), ни смена "барина" (согласно постановлению главы администрации Альберта Уколова с 1 сентября функции управления многоквартирными домами должны перейти от Городской службы единого заказчика (МУ "ГСЕЗ") вновь создаваемой фирме с названием "Управляющая компания города Тулы"). В связи с последним постановлением возникает масса вопросов. Прежде всего: что будет с долгами прежнего "управляющего" перед туляками? Ведь все прекрасно знают, что наши дома не ремонтировались десятилетиями, хотя деньги жильцы платили аккуратно. Может быть, одна из целей реорганизации МУ "ГСЕЗ" в том и заключается, чтобы избавиться от долгов, списать их на счет нерасторопности прежнего управляющего? Второй вопрос, не менее важный: будет ли с собственниками квартир заключен новый договор управления? Старый договор, с МУ "ГСЕЗ", даже вялая тульская прокуратура считала незаконным. Новый договор, если бы он отвечал интересам простых туляков, мог бы стать той самой "крепостью", которая защитила бы их квартплату от расхищения. Если бы такой договор был заключен с каждым собственником, учитывал бы особенности каждого дома, если бы в таком договоре было четко определено, какие работы и услуги, в какие сроки "Управляющая компания города Тулы" должна провести на каждом конкретном доме - вот тогда на руках у каждого жильца появился бы документ, имеющий огромную ценность. В любом суде можно было бы доказать долг городского управляющего по капитальному и текущему ремонту жилья".

Общество

Накануне Дня Знаний "школьная тема" в течение недели фигурировала на газетных полосах. "В последние годы доля образования в расходной части консолидированного бюджета региона увеличивалась, и в 2005 году составила 861 млн рублей, то есть четверть израсходованных бюджетных денег, - пишет Нина Евдокимова в "Тульском молодом коммунаре" (№108 от 30.08.06) под заголовком "Классный час на губернаторском совете", - В текущем году на финансирование государственных учреждений образования выделено 946,3 млн рублей. Серьезное увеличение расходов связано в том числе и с передачей образовательных учреждений из федеральной и муниципальной собственности в собственность Тульской области, как того требует федеральное законодательство. Несмотря на явный дефицит средств, исполнительная власть находит возможности для укрепления материально-технической базы учреждений образования, изрядно обветшавшей в условиях длительного недофинансирования. За последние десять лет впервые в программу строительства объектов социальной сферы на 2006 год включено сооружение двух учреждений образования: Воскресенской средней школы в Дубенском районе (там будет учиться 412 ребят) и Большескуратовской в Чернском, где сядут за парты 100 учащихся. В текущем году на укрепление материально-технической базы школ было направлено 155,3 млн рублей, в том числе 111,3 млн рублей выделили муниципальные бюджеты. Эти средства позволили в срок подготовить все учреждения к началу учебного года.

"Кому нужен убогий кинопрокат?" - задается вопросом в заголовке материала Ирины Скибинской "Тульский молодой коммунар" (№110 от 1.09.06). Она пишет о бедственном состоянии этой отрасли культуры устами главного инженера ГУП ТО "Киновидеофонд" Николая Гущина: "Можно по разному относиться к советскому прошлому, однако одной из несомненных заслуг ушедшей власти было создание широкой сети киноустановок, в том числе в самых отдаленных деревнях и селах. Только в нашем регионе функционировали около полутора тысяч установок. За последние 15 лет тульская киносеть полностью разрушилась, хуже нас в Центральной России только Рязанская область. Остались лишь отдельные островки в нескольких районах. В Дубенском имеется кинопередвижка, в поселке Ленинском благодаря усилиям местной администрации в кинотеатре "Орион" возрождается кинопоказ, есть сельские установки в Киреевском, Щекинском, Каменском районах. Но ведь это капля в море. Тульский киновидеофонд за ненадобностью распродает оборудование. Кому? Другим, более благополучным в этом смысле регионам: Ростову, Курску, Калуге. Недавно приезжали люди из Ельца Липецкой области. Так вот, годовой бюджет киносети их района - 1,5 млн руб., это намного больше, чем бюджет киносети все нашей области. А что происходит в самой Туле? Когда-то в городе действовали 13 кинотеатров, сейчас (формально) осталось 6, плюс один частный "Олбани". И те не развиваются, а напротив, тихо "выбывают" по одному. А по-настоящему современных кинотеатров а нашем городе как не было, так и нет. Некое подобие - "Олбани", и, с большой натяжкой, "Родина". Остальные - вчерашний день. Особенно обидно за Дом кино, который когда-то создавался как Центр отечественного киноискусства в нашей области... А в Нижнем Новгороде, например, местный Дом кино - крупнейшее и современнейшее кинопредприятие в области. В плачевном состоянии последнее звено тульской киносети - наш киновидеопрокат. Тематические показы, детские кинофестивали - все это осталось в прошлом. Да, мы имеем фильмофонд объемом более чем 20 тысяч единиц. Но имеет ли смысл все это хранить? Несколько сотен фильмов киноклассики, детские фильмов, имеющие отношение к школьной программе, ленты по истории Тульского края... Остальное сегодня практически не востребовано". От себя журналистка пишет, что "нельзя возродить то, что давно умерло. Надо правильно оценить ситуацию и попытаться создать что-то новое и современное. Весь огромный фильмофонд киновидеопроката разместится в нескольких помещениях, если его перевести на современные цифровые и магнитные носители. Но даже они вряд ли будут востребованы - во всей области осталось не более 20 киноустановок. А для видеопроекторов, имеющихся в некоторых тульских районах, было бы разумнее просто приобретать лицензионные диски. По этому принципу давно работают москвичи - недалеко от столицы есть фильмофонд, где диск с любой картиной можно получить за 80-100 долларов. Мне хотелось бы обратиться к нашим чиновникам: вроде бы мы все выросли в стране Советов, да только советоваться так и не научились. Прежде чем принимать решения, нужно консультироваться с профессионалами, иначе немалые бюджетные средства будут потрачены впустую. Редакция "Молодого коммунара" приглашает к дискуссии о будущем тульского кинопроката всех заинтересованных лиц. Надеемся, что в ней примут участие не только представители областной администрации, но и директора кинотеатров, а также обычные зрители".