Сегодня, 2 сентября, в день города, вся московская милиция работает в режиме усиления. Так, на патрулирование городских лесопарков, на которые выпала основная нагрузка по празднованию дня Москвы, вышло 100% московских конников.

Обычно патрулирование лесопарковых зон осуществляют отряды конной милиции.

Однако с земли видно далеко не все и не всегда, уж, тем более, речь не идет о возможности панорамного и при этом подробного обозревания местности. Сейчас конная милиция и авиаотряды разрабатывают специальный алгоритм взаимодействия между конными нарядами, и теми, кто находится на вертолете. В процессе освоения этого метода прокладываются новые маршруты патрулирования московских парков и лесов. Только на прошлой неделе при наблюдении с воздуха за территориями лесопарков и координации с конниками было задержано около 50 человек, которые нарушали общественный порядок.

В аэропорту "Быково" вертолет Авиационного отряда специального назначения ГУВД Москвы с командирами первого и третьего кавалерийских батальонов, начальником отделения оперативной связи и спецтехники и журналистами на борту отправился в очередной тренировочный полет по маршруту - Быково - Битцевский парк- Тропарево-Никулино - Строгино - Крылатское - Покровское-Стрешнево.

Как пояснил Сергей Звягинцев - начальник отделения оперативной связи и спецтехники Первого оперативного полка милиции, осуществлявший связь между конниками и находившимися в вертолете, было важно выяснить, насколько эффективно может осуществляться работа патрулей при таком методе.

"Как оказалось, то, на что при наземном патрулировании уходит месяц, на вертолете можно выполнить за 20 минут: осмотр территории, оценка работы патрулей, разработка маршрутов объезда территории, разведка изменений, которые произошли в ландшафте, последнее строительство, реконструкция и реставрация зданий, изменения в растительности, поваленные деревья. Вертолет - штука незаменимая, - отметил Звягинцев. - С вертолета действительно можно видеть, как на ладони, не только открытее зоны, но и глухие леса, где также важно распределить конные наряды, чтобы не осталось "глухих зон", не охваченных вниманием милиции. В то же время, подробности происходящего на земле в том или ином месте лучше известны конным патрулям".

В случае необходимости на место происшествия с воздуха могут быть в срочном порядке доставлены как бойцы спецназа, так и ветеринары.

Между тем, пока борт летел над Битцевским парком, прямо на глазах его пассажиров нарядом конников были задержаны двое злоумышленников, вознамерившихся перерезать силовой кабель, дабы сдать проволоку в пункт приема цветных металлов. Однако, осуществить задуманное любителям вторсырья не удалось. Тем не менее, силовой кабель довольно часто проходит через глухие лесные зоны, а охотники на него исчисляются десятками, а то и сотнями. Координацию действий своих подчиненных с воздуха осуществлял Анатолий Корнеев - командир третьего кавалерийского батальона, в чьем ведении как раз и находится Битцевкий парк. Когда вертолет пролетал на Покровским-Стрешневым, на территории парка была замечена пьяная драка. Когда один из участников потасовки попытался убежать от наряда конной милиции и скрыться с места происшествия на своем скутере, его догнала девушка-кавалерист. На этот раз инцидент был под контролем Юрия Абрамова - командира первого кавалерийского батальона, курирующего парковую зону Тропарево-Никулино, Строгино и Покровское-Стрешнево.

Заметим, что конной милиции приходится иметь дело не только с относительно безобидными похитителями цветных металлов и поджигателями костров, да и драчуны в парке бывают разные.

Несколько дней назад в парке Тропарево-Никулино собралась довольно шумная пьяная компания, когда всадники наряда конной милиции сделали им замечание, один из злоумышленников кинулся на кавалериста с ножом. После этого все дебоширы были задержаны. По факту нападения на сотрудника милиции возбуждено уголовное дело.

"Зоны влияния" кавалерийских батальонов не всегда распределены так четко, когда в Битцевском парке активизировался недавно задержанный маньяк, нападавший на своих жертв с деревянными палками, эту территорию патрулировали совместно и первый, и третий батальоны. И, разумеется, при возможности координации этой работы с воздуха, ее эффективность может возрасти во много раз.

Как и полагается, в таких полетах задействуют самых опытных летчиков, к которым, безусловно, относились члены экипажа МИ-8-Т, на котором мы летели. Это командир экипажа - подполковник Алексей Пустовалов, штурман - старший лейтенант Геннадий Ярошенко, исполняющий обязанности командира отряда на правах второго летчика - майор Владимир Ходаковский.

МИ-8-Т, на котором мы летели, носит имя - Александр Непокрытых, в честь летчика этого отряда, летавшего на МИ-8-Т и сбитого террористами в Чечне, возле станицы Шелковской. Имена погибших в Чечне товарищей - Ильи Гаранина, Александра Калабушкина и Юрия Володина носят еще три борта этого авиаотряда.

Насколько мне известно, воевали в Чечне и несколько сотрудников милиции, находящихся с нами на борту, однако они об этом журналистам сообщать не стали.

В Авиаотряд особого назначения ГУВД Москвы собирают лучших летчиков, которые должны уметь зависать над труднодоступными районами и горами, спускать спецназ в труднодоступных местах и подбирать этот спецназ с зависанием, делать барражирование над сложной местностью - гористой и лесной, (Барражирование - авиационный вертолетный термин, обозначающий умение вести вертолет над определенными площадками, ведение вертолета на особо низких высотах, с большим креном крена, на низкой скорости, кружа над определенными площадками.

Крен нужен для того, чтобы обеспечить экипажу лучший обзор местности и делать меньший радиус разворота - прим. авт.), осуществлять полеты над городом. Последнее, учитывая величину московского мегаполиса, также весьма сложная задача.

Как рассказал старший бортовой инженер-инспектор Центра Авиации МВД России подполковник Николай Пугачев, пока Авиаотряд особого назначения ГУВД Москвы отрабатывают слаженность и взаимодействие с конной милицией. Происходит это следующим образом: в вертолете находится человек, который наводит всадников на скопление народа, драки и прочие нарушения правопорядка. Это - первый опыт в данной области, раньше авиаотряд работал с другими милицейскими подразделениями. В его задачи входил мониторинг дорожной обстановки (пробки и аварии на дорогах, несанкционированный въезд в Москву), работа с экологической милицией (незаконный вывоз мусора на территории московской области, незаконные свалки), воздушная разведка, обеспечение деятельности спецподразделений по проведению антитеррористических мероприятий.

Фотографии и репортаж Алисы Агранат