Сотрудничество Казахстана с США похоже на одностороннее движение. В Казахстане осуждают политику Израиля, США и казахстанскую многовекторность. Госкомиссия решит вопрос о расширении состава нижней палаты парламента. Международные НПО - под контроль? Кабмин одобрил бюджет-2007. С тенге исчез аль-Фараби.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

"Экспресс-К" пытается ответить на вопросы, которые остались после сочинского саммита глав-государств ЕврАзЭС, например, "действительно ли Россия пытается на базе ЕврАзЭС создать альтернативную ВТО структуру". "У экспертов, - отмечает газета, - на этот счет разные мнения. И все же в одном они схожи: сегодня Россия вынуждена проводить мягкий шантаж, дабы показать западным друзьям, что она самодостаточна в экономическом плане, имеет своих партнеров и без ВТО в состоянии проводить выгодную торгово-экономическую политику". Главный редактор журнала "Мир Евразии", политолог Эдуард Полетаев полагает, что "по уровню задач, по количеству участников сравнивать ЕврАзЭС и ВТО нельзя. Их потенциалы несопоставимы. Поэтому позиционировать ЕврАзЭС как альтернативу ВТО неправильно. Однако в рамках ЕврАзЭС можно отрегулировать базовые документы, необходимые для вступления в ВТО стран нового Таможенного союза, при этом на более выгодных условиях".

Между тем в Алма-Ате состоялась международная конференция "Казахстан и США: состояние и перспективы двустороннего сотрудничества". Организаторами мероприятия выступили Институт экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Республики Казахстан, посольство США в Казахстане, а также казахстанское представительство корпорации "AES". В конференции приняли участие представители администрации президента Казахстана, дипломатического корпуса США, руководители филиалов американских компаний, работающих в республике. В частности, обсуждались новые возможности взаимоотношений, а также создание благоприятных условий для привлечения американских инвестиций и внедрения передовых технологий. В настоящее время в Казахстане работают 374 компании с американским участием. США являются крупнейшим инвестором в экономику страны, на их долю приходится более одной трети из 40 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику страны за годы независимости. Как заявили представители казахстанской власти, укрепление сотрудничества с США отвечает национальным интересам Казахстана.

"Конференция состоялась в преддверии ожидаемого в сентябре визита президента Назарбаева в США и после визитов нескольких крупных бывших и действующих американских политиков в Казахстан, что не может не оставлять впечатления довольно серьезного оживления двусторонних отношений и активизации американского вектора казахстанской внешней политики. - отмечает "Панорама". - Новое потепление после периода достаточно сложных отношений, однако, похоже, довольно сильно отличается от предыдущих "теплых периодов" прежде всего значительно большим привкусом прагматизма и отсутствием какого-либо идеалистического флера даже на экспертном уровне".

"...Попытки дипломатично показать преимущества дружбы Казахстана именно с Америкой были заметны невооруженным глазом. - пишет "Литер". - Посол и вице-президент APCO Worldwide Элизабет Джонс начала издалека - с 90-х годов прошлого столетия. Оказывается, еще тогда Америка обнаружила, что Россия использовала трубопроводы исключительно для того, чтобы оказывать давление на страны, которые отбивались от политического курса, нужного ей. Для стран, которые сталкивались с такой российской политикой, было важно найти альтернативу транспортировки нефти и газа на международные рынки. И США, помогая странам избежать ограничений по транспортировке нефти или газа, а также политического давления, оказали мощную финансовую поддержку строительству Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). "В Москве существует миф, что цель США состояла в том, чтобы прекратить транспортировку нефти через Россию. Это не так. Мы лишь обеспечили всем странам возможность вывоза энергоносителей на международный рынок", - сказала она. Что фактически означает, что если Россия использует трубопроводы для того, чтобы строить политику в нужном ей направлении, то США, наоборот, используют политическое давление для того, чтобы трубопроводы строились в нужном направлении". Издание замечает, как "совершенно прозрачно, но недвусмысленно гостья намекнула на то, что Казахстан, учитывая объем инвестиций и период сотрудничества (а США первыми пришли к нам со своими деньгами), мог бы и не отдавать перспективные месторождения Китаю. Впрочем, Элизабет Джонс похвалила нас за многовекторность во внешней политике и признала дальновидность дружбы с Китаем, поскольку сами США не успели так вовремя, как Казахстан, разглядеть мощный экономический потенциал этого государства. "На тот момент времени было трудно представить, что Казахстан станет поставщиком энергоносителей для Китая", - призналась г-жа Джонс".

"Панорама" также обращает внимание на экскурс в историю, который провела Джонс - "бывший посол в Казахстане и функционер Госдепа, курировавший политику в отношении всего региона". Она отметила, что "...сразу после распада Советского Союза возможность России оказывать давление на Казахстан с помощью единственного экспортного нефтепровода была очень велика, и если Казахстан делал что-то очень не нравящееся России, то между этим поступком и ограничением экспорта могло пройти всего несколько часов. Именно это послужило толчком для создания КТК и нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. При этом главным фактором для сооружения нефтепроводов была все же экономическая целесообразность, поскольку "хотя этого до сих пор не понимают в Кремле", американские власти не могут влиять на выбор частных нефтяных компаний, а конгресс никогда бы не поддержал государственных ассигнований на какой-либо нефтепровод". По мнению газеты, "...наилучшим образом существующие ожидания выразил один из самых известных казахстанских экспертов Мурат Лаумулин, который считает, что в казахстано-американских отношениях наступает новый этап в противовес настроениям, которые существовали больше года назад, когда многие считали, что после многочисленных цветных революций такой сценарий могут попытаться осуществить и в Казахстане. При этом политолог напомнил известные слова о том, что "быть другом Америки труднее, чем врагом". По мнению г-на Лаумулина, на новом этапе казахстано-американских отношений также надо быть готовым к любым поворотам, поскольку очень многое зависит от глобальных факторов, среди которых, например, эффективность американской политики на Ближнем Востоке, того, насколько сильным будет охлаждение между Россией и США, ситуация на мировом энергорынке и американская политика на Дальнем Востоке".

В то же время в интервью "Панораме" Элизабет Джонс заявила, что "...США не рассматривает себя в соперничестве с Россией или Китаем в Центральной Азии. США признают, что Китай и Россия имеют очень серьезные интересы в регионе. И эти государства имеют все разумные основания для того, чтобы устанавливать разумные хорошие отношения и с Россией, и с Китаем. Нет причин, чтобы ситуация менялась. В то же время США верят в то, что руководство Казахстана, руководство других стран региона, люди Казахстана, четко знают, где лежат их собственные интересы. Нет необходимости диктовать им со стороны США или Китая, что и как делать". По словам дипломата, "ничего не должно делаться, чтобы ущемить какие-то интересы в регионе России или Китая. И в интересах России, чтобы в Казахстане был прозрачный энергетический сектор, и в интересах Китая. В их интересах, чтобы система здравоохранения была эффективной, в их интересах поставить барьеры наркотрафику, в их интересах, чтобы Афганистан превращался в стабильную страну". Собеседница газеты заявила, что "занятие какой-либо страной монопольного положения" "не совсем вписывается в рамки международной экономической системы": "Монополии являются некоторой противоположностью международным торговым системам. Россия собирается вступить в ВТО, и она в результате этого не может иметь монополию на собственные трубопроводы. Россия имеет огромное количество энергоресурсов, Казахстан также имеет довольно значительные ресурсы для экспорта. Энергоресурсы, производимые двумя странами, пользуются довольно значительным спросом. Оба энергорынка должны быть открыты, и единственная конкуренция, которая возможна, - это конкуренция в ценовом плане, что уже вопрос рынка. Это не должно быть политическим вопросом".

"Известия-Казахстан" обращают внимание на то, что на сегодняшний день "Соединенные Штаты Америки держат пальму первенства на инвестиционном поле Казахстана. По официальным данным, Новый Свет вкладывает в экономику нашей страны более трети всех инвестиций, львиная доля которых направляется в нефтегазовый сектор. В то же время при растущих темпах товарооборота между нашими странами не решен еще ряд проблем, препятствующих развитию двустороннего сотрудничества". Судя по прозвучавшим заявлениям, Казахстан желает видеть американские инвестиции и в других секторах экономики, однако Соединенным Штатам Казахстан интересен, прежде всего, как источник сырья. "Мы, в свою очередь, хотели бы, чтобы эти инвестиции шли и в другие отрасли - сельское хозяйство, телекоммуникации и транспорт. - говорил вице-министра индустрии и торговли Болат Смагулов. Однако, по словам помощника заместителя госсекретаря США Эвана Файгенбаума, Америка рассматривает Казахстан в первую очередь как источник углеводородного сырья: "Мы рассматриваем Казахстан и другие государства Центральной Азии как источник нефти и газа. Политика США заключается в постоянном стимулировании развития множества трубопроводных проектов, для того чтобы дать странам региона возможность по экспорту углеводородов". При этом представитель Госдепа добавил, что "Америка заинтересована в строительстве большего числа трубопроводов, так как монополии создают угрозу глобально-энергетической безопасности". На вопрос казахстанских специалистов, насколько правительство США способно повлиять на американские компании в Казахстане в отношении прозрачности контрактов, "экс-посол отметила, что это цель, к которой стоит стремиться, так как транспарентность во благо не только обществу, но и самим компаниям. Однако, по ее мнению, не стоит настаивать на данных принципах в отношении уже заключенных договоренностей, а следует их оговаривать при подписании новых контрактов. Также Элизабет Джонс затронула и злободневный вопрос о пересмотре контрактов, заключенных иностранными компаниями в начале девяностых годов. Сейчас многие казахстанцы высказывают мнение, что инвесторам были предоставлены чрезмерно выгодные условия: "Правительство США придерживается главного принципа предпринимательства - неприкосновенности условий контрактов в течение оговоренного времени. Пятнадцать лет назад эти контракты были составлены таким образом, чтобы компенсировать возможные риски инвестирования в экономику Казахстана. В начале девяностых годов нельзя было предположить возможности добычи энергоресурсов. А сейчас мы наблюдаем большое сопротивление американских коммерческих компаний в отношении пересмотра этих договоренностей. Я думаю, это можно понять, - заключила Элизабет Джонс".

"Казахстанская правда" рассуждает о сотрудничестве Казахстана с Большой восьмеркой, в частности, в том контексте, что "наша страна сегодня рассматривается Группой восьми как один из важнейших факторов глобальной энергетической безопасности. Его роль многократно возрастает в связи с необходимостью формирования новой парадигмы глобальной энергетической безопасности". Газета отмечает, что "Казахстан планирует войти в первую семерку мировых экспортеров нефти и газа. По утверждению экспертов, это вполне реальная цель, так как страна быстро адаптируется к тенденциям мирового спроса на нефть". Приводятся данные, что в период с 1999 по 2004 год уровень производства нефти ежегодно увеличивался на 15 процентов. "В целом в стране удалось увеличить добычу нефти почти вдвое. Кроме того, Казахстан занимает второе место в мире по темпам абсолютного прироста объемов экспорта нефти за последние пять лет. В настоящее время республика добывает 1,3 миллиона баррелей нефти в день и экспортирует более одного миллиона. К 2015 году ожидается, что этот показатель достигнет 3,5 миллиона баррелей нефти в день, из которых три миллиона будет экспортироваться. Таким образом, наша страна относится к немногочисленной группе государств, имеющих высокий потенциал дальнейшего развития своих энергетических ресурсов".

И именно это привлекает к Казахстану мировые державы, в частности, США. Об этом в "Литере" пишет Меруэрт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем. "Оценочные запасы казахстанской нефти составляют 3-4 процента от всех мировых. Сейчас ежедневный объем добычи достигает 1,3 млн баррелей, в перспективе планируется довести его до 3 млн баррелей в день. Это как раз и является основным фактором, который обуславливает интерес к энергетической сфере Казахстана. Кроме того, США пытаются контролировать глобальную энергетическую безопасность, и с этой точки зрения их интерес тоже вполне объясним". Эксперт акцентирует внимание на прозрачности деятельности американских компаний в Казахстане: "поскольку американские компании работают преимущественно в нефтегазовом секторе, то от того, насколько они будут обеспечивать прозрачность своей деятельности, будет зависеть реализация инициативы в целом. Между тем меморандум с добывающими компаниями был подписан еще в октябре прошлого года, но до настоящего времени обсуждается только процедура аудита и порядок отчетности. Говорить о полноценной реализации инициативы преждевременно до тех пор, пока не будет обеспечена прозрачность деятельности самих компаний. А сюда, кроме аудированной отчетности, которой еще нет, входят и такие составляющие, как условия контрактов и соглашений о разделе продукции, оговоренный в индивидуальном порядке с компаниями режим налогообложения. А пока мы не знаем ни фактической себестоимости добычи нефти, ни реального объема затрат на транспортировку, ни экспортные цены". М.Махмутова напоминает и то, что "...пятая часть казахстанского экспорта направляется в офшорные зоны. До 2003 года это были Багамские и Виргинские острова, начиная с 2004 года - Швейцария. Трансфертные цены позволяют компаниям, работающим в нефтегазовом секторе, а это в основном американские компании, снижать уровень налогооблагаемой прибыли. Учитывая, что нефтегазовый сектор играет важную роль в экономическом росте Казахстана, по разным оценкам его доля в ВВП составляет от 11 до 40 процентов, такая непрозрачность может считаться нормой. В конце концов, доходы нефтегазовых компаний играют значительную роль в дальнейшем экономическом развитии, и в частности в обеспечении роста доходов в государственный бюджет, Национальный фонд". Кроме того, эксперт сомневается в достоверности цифр по перспективной добычи нефти. "Не так давно Министерство энергетики и минеральных ресурсов заявило, что в 2008 году Казахстан будет добывать 75 млн тонн нефти против 63 млн тонн в 2005-м, а к 2010-му объем годовой добычи составит 100 млн тонн. В этих прогнозах, которые иногда принимаются как свершившийся факт, больший упор делается на ввод в эксплуатацию месторождения Кашаган. Между тем точная дата по нему не определена до сих пор. Поэтому есть обоснованные сомнения в том, что уровень в 100 млн тонн будет достигнут к 2010 году".

Между тем в Алма-Ате общественные деятели и эксперты "критикуют внешнюю политику Израиля, США и казахстанскую концепцию многовекторности". На прошедшем круглом столе "Война в Ливане: взгляд из Центральной Азии", отмечает "Панорама", подобная критика звучала чаще всего. "Судя по большинству... выступлений, "эры справедливости" в международных отношениях придется ждать долго. Известный политолог, в прошлом дипломат, Болатхан Тайжан, резко критиковал израильскую политику.... Всемерно поддерживая Израиль, Соединенные Штаты "потеряли свой имидж государства, поддерживающего развитие демократии". "Панорама" также акцентирует внимание на критике многовекторности казахстанской политики, прозвучавшей из уст представителя предпринимательских кругов Ержана Досмухамедова. "Г-н Досмухамедов, резко отозвавшись о концепции многовекторности, заметил, что "мы, к сожалению, и МИД тоже, до сих пор не выросли из ползунков советской империи, мыслим себя как часть ее", в то время, как казахстанское гражданское общество уже достаточно зрелое и должно оказывать влияние на определение внешней политики". Этому замечанию оппонировал заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Санат Кушкумбаев. По его мнению, "...подвергать критике внешнеполитический курс Казахстана в этой международной проблеме неправильно: "Какие механизмы и методы воздействия у Казахстана есть в этом регионе?". Определяющую роль в больших международных конфликтах играют США, Великобритания, Россия, Китай, Индия (в данном случае - без поддержки первых двух Израиль не решился бы на вторжение в Ливан, заметил г-н Кушкумбаев)". Издание добавляет, что на дискуссию не пришел ни один из приглашенных представителей посольств арабских стран. "Зато присутствовала представитель посольства Израиля (надо признать, достаточно смелый шаг, учитывая, что антиизраильская направленность очень многих участников предполагалась заранее). Она изложила позицию своей страны по нынешней войне в Ливане, достаточно известную".

"Действительно, на этом фоне очень странным показалось, что приглашение приняла "обвиняемая" мировыми СМИ сторона конфликта - посольство Израиля в Республике Казахстан. - пишет "Central Asia Monitor". - Его представитель Наоми Альдуби не согласилась практически ни с одним высказанным экспертами мнением. По ее словам, корень всех бед кроется в географическом и геополитическом расположении государства Израиль, что предполагает агрессию со стороны других государств. Тем более, как говорит она, развязывание конфликта не было самовольным решением Израиля. Группировка "Хезбалла" создала на территории Ливана базу с тем, чтобы противостоять Израилю. Израиль, по мнению представителя посольства, не хотел наносить удары по мирному населению, но так как инфраструктура "Хезболлы" весьма разветвлена и находится также в гражданских поселениях, этого избежать не удалось. При этом Наоми Альдуби заявила: "Мы не имеем претензий к законному правительству Ливана". Наоми Альдуби также сообщила, что 14 августа, в соответствии с решением правительства государства Израиль и резолюции ООН, армия Израиля приостановила военные действия на территории Ливана. Армия обороны Израиля будет соблюдать перемирие, но продолжит защищать своих граждан".

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

В Казахстане ратуют за расширение парламента. На четвертом заседании рабочей группы по расширению полномочий представительных органов власти Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ одобрено предложение об увеличении состава нижней палаты парламента до 134 депутатов (в настоящее время по Конституции РК, численность мажилиса составляет 77 депутатов). Из 134 депутатов мажилиса предлагается 67 депутатов избирать по одномандатным округам и 67 по партийным спискам. Кроме того, внесено предложение увеличить состав верхней палаты (Сената) до 68 депутатов, избираемых по 3 от каждой области, города республиканского значения и столицы, а также предоставить право президенту страны назначать 20 сенаторов по отдельному списку. Также на заседании были одобрены предложения по расширению полномочий центральных государственных органов как-то: состав Конституционного Совета избирать на совместном заседании палат парламента, председателя КС - по представлению президента страны, трех членов - по представлению сената и еще трех членов - по представлению мажилиса. Все предложения будут представлены на заседание комиссии.

Как отмечают "Известия-Казахстан", "основное из одобренных предложений, пожалуй, - увеличение количества депутатов парламента.... Впрочем, мнения по этому поводу были разные. Например, заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана Сергей Терещенко предложил избирать 69 (в том числе 21 по назначению президента). От имени всей ассамблеи Терещенко предложил избирать 149 депутатов мажилиса (67 - по округам, столько же - по партийным спискам, 15 - назначаемых президентом): "Это с учетом того, что у нас в парламент не попадают три категории граждан: женщины, молодежь и национальные меньшинства. Если мы претендуем на председательство в ОБСЕ, то это надо устранить, - пояснил он. - Но можно сделать и по-другому: к рассмотрению принимать только такие партийные списки, в которых не меньше 30% женщин, не меньше 30% людей разных национальностей и не менее 20% молодежи". Но это предложение членами госкомиссии было "зарублено на корню". - Парламент - это не тусовка, это серьезная профессиональная работа. Критерий отбора идет по профессиональной принадлежности, по тому, способен ли человек работать в этих структурах. Если он представляет партию, не зависит, какой он национальности, возраста или пола. Если он профессионально умеет работать с законодательной базой, он будет работать так, как положено депутату, - высказала мнение большинства представитель Гражданского альянса Казахстана Гульнар Курбанбаева. - И чем будет тогда отличаться палата сената от палаты мажилиса, если президент будет участвовать в формировании палаты мажилиса? На мой взгляд, сам принцип формирования мажилиса сводился к тому, что это орган, избираемый народом от начала до конца. Не надо вводить эту дополнительную квоту".

А на третьем заседании рабочей группы по дальнейшей реализации потенциала Конституции РК Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ под председательством лидера партии "Ак Жол" Алихана Байменова обсуждались детали проведения конституционных реформ в странах Юго-Восточной Азии и Европы и перспективы конституционного развития Казахстана. Участник заседания отмечали, что "опыт конституционного реформирования в странах Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что конституционные изменения чаще всего подразумевают радикальную ломку существующих экономических, политических и социальных институтов.- пишет "Казахстанская правда". - Значит, в этом случае уже нельзя говорить о реформе как таковой, поскольку разворачивающиеся процессы носят явно революционный характер. Ключевым фактором начала конституционного реформирования следует считать становление институтов гражданского общества, без нормального функционирования которых демократизация чревата социальными потрясениями. Яркий пример тому - Филиппины, где после революции 1986 года форсированными темпами стали проходить демократические преобразования, повлекшие, в конце концов, возврат насилия в политическую жизнь". В итоге члены рабочей группы пришли к мнению, "что внесение кардинальных изменений в Конституцию РК на современном этапе развития не может быть адекватно существующим реалиям. Положения Основного закона нашего государства соответствуют демократическим основам, гарантируют казахстанцам их права и свободы. В то же время имеющиеся претензии международных правозащитных организаций к уровню развития демократии в стране относятся скорее к правоприменительной практике".

"Литер" поднимает вопрос о деятельности международных неправительственных организаций. Бесконтрольность их деятельности, по мнению издания, чревато негативными последствиями. "Соблюдая недекларативную многовекторность, Ак-Орда резонно приветствует деятельность международных организаций, приносящих реальную, ощутимую пользу нашему государству. - пишет газета. - Однако эта самая многовекторность открывает двери и тем, кто озабочен другими целями, находится здесь для того, чтобы в первую очередь оказывать негативное влияние на внутриполитические процессы". Газета приводит в пример "оранжевые" события в странах СНГ и участие в них международных организаций. Рассматривается деятельность таких международных неправительственных организаций, "хорошо известных как в Казахстане, так и на всем постсоветском пространстве, как National Democratic Institute (NDI), Freedom House, International Republican Institute (IRI), и некоторых других": "конечно, публичной миссией большинства подобных организаций является поддержка фундаментальных свобод и демократии во всем мире. Еще ни одна из таких структур не хвалилась своим вкладом в дестабилизацию внутриполитических процессов там, где они работают. Да, внешне их деятельность выглядит как будто ни с кем не аффилированной. Но не стоит забывать, что основное финансирование вышеназванных организаций осуществляется из средств государственного департамента США и Агентства США по международному развитию (ЮСАИД). Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. В этом плане трудно предположить, что данные МНПО начнут защищать интересы стран, где работают, если они хоть на йоту будут противоречить интересам Белого дома. Скорее всего - наоборот. Что и было продемонстрировано в Киргизии и особенно на Украине, где до сих пор не удается сгладить последствия от "насажденной демократии". По мнению издания, "...для того, чтобы уравновесить силы и возможности, неплохо было бы подкорректировать правила игры. Хотя бы разобраться с системой налогообложения МНПО. Впрочем, наверное, следовало бы изучить и международный опыт в сфере регламентации деятельности международных организаций подобного рода.... Те, кто не имеет подмоченной репутации, пусть работают. Но любая деятельность не может быть бесконтрольной".

ЭКОНОМИКА

Правительство Казахстана одобрило проект Закона "О республиканском бюджете на 2007 год". В ближайшее время документ поступит в парламент. ВВП прогнозируется на уровне 11 трлн. 880 млрд. тенге с реальным ростом на 8,6 процента. Индекс потребительских цен в среднем за год составит 5-7 процентов. Курс тенге к доллару США составит 117 тенге за 1 доллар (на 25.08.06 - 1$/124.76KZ). Социальные затраты в проекте бюджета на 2007 год предусмотрены в размере 726,9 млрд. тенге, что в общем объеме бюджета составит 34,3%.

"Панорама" сообщает, что обсуждение законопроекта было недолгим: на рассмотрение и одобрение ушло всего 20 минут. "Общий объем поступлений в республиканский бюджет 2007 года запланирован в размере 1 трлн 982 млрд тенге (Т), или 16,7% ВВП. Доходы планируются в сумме Т 1 трлн 929,2 млрд, в том числе налоговые поступления - Т 1 трлн 428,6 млрд, неналоговые поступления - Т 38,7 млрд. Поступление официальных трансфертов определено в размере Т 453,2 млрд, в том числе гарантированный трансферт из Национального фонда на бюджетные программы развития - Т 51,7 млрд. Расходная часть бюджета планируется в сумме Т 2 трлн 115 млрд, или 17,8% к ВВП. При этом расходы на социальный блок, включая расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт, а также социальные выплаты, планируются в размере Т 726,9 млрд.".

Вместе с этим, сообщают "Известия-Казахстан", "премьер-министр Даниал Ахметов в очередной раз призвал членов своего Кабинета сделать расходы на содержание и функционирование госорганов "адекватными общему экономическому росту в стране". Глава правительства определил и конечный срок приведения расходов в это адекватное состояние - по его словам, рост государственных расходов в части реализации текущих бюджетных программ должен окончательно стать адекватным росту экономики в целом уже с 2008 года".

"Премьер-министр напомнил, что рост ВВП за 6 месяцев этого года составил порядка 9,3 процента. - пишет "Литер". - А рост текущих затрат государства на реализацию ряда своих программ планируется в объеме чуть более 29 процентов. Это говорит о том, что министерства и их комитеты превышают лимит затрат. Поэтому со следующего года чиновникам придется жить на "голодном пайке". Ведомствам заметно "облегчат" материально-техническую базу, меньше средств будут выделять и на ремонты зданий. А всему виной инфляция, которая еще аукнется в сердцах чиновников и кошельках казахстанцев. К 15 сентября правительство обещает представить пакет мер по снижению "перегрева" экономики и сохранению основных макроэкономических показателей. Кстати, в правительстве упорно говорят о том, что на будущий год инфляцию уж точно удержат в коридоре 5-7 процентов".

"Литер", обращая внимание на то, что "казахстанская внешняя торговля полностью завязана на стремлении нашей страны вступить во Всемирную торговую организацию", информирует о ходе переговорного процесса. "На сегодняшний день из 38 стран - членов рабочей группы только 11 официально дали согласие на доступ своих товаров на казахстанский рынок. Еще с десятью ведутся переговоры, в том числе с шестью странами на поставку услуг". Издание отмечает, "поскольку одним из приоритетных для Казахстана остается ближайший северный сосед в лице России, постоянно проводится работа с Торговым представительством Республики Казахстан в Российской Федерации. В планах казахстанской стороны - создание многопрофильных торговых комплексов "Астана" в Москве и "Москва" - в Астане. Пока же основной работой по выходу на внешние рынки считается участие в многочисленных международных выставках и конференциях, где проходят презентации Казахстана. Многие скептики называют это "бюрократическим порождением" и "деятельностью для галочки", да и бог им судья. В скептиках мы никогда дефицита не испытывали. Ведь смотреть на чужую работу и критиковать ее можно бесконечно, а вот предложить что-то свое пока еще никто из них не смог. Между тем работа ведется, и работа весьма активная. К примеру, с целью содействия в увеличении объемов инвестиций и внешнеторгового оборота Республики Казахстан, обмена информацией и опытом по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ведется работа по установлению и развитию двустороннего сотрудничества с крупнейшими экспортно-кредитными агентствами стран - участниц международного рынка". По данным газеты, внешнеторговый оборот Казахстана в первом квартале 2006 года составил 16,0 млрд долл. США. Экспорт казахстанской продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья составил 10,4 млрд долл. США. Основными покупателями казахстанской продукции являются Швейцария, Италия, Российская Федерация, Китай, Франция, Нидерланды, Иран, Испания, Израиль, Румыния, Великобритания, Германия, Виргинские острова и Канада. Основными поставщиками импортной продукции являются Российская Федерация, Германия, Китай, США, Италия, Украина, Япония, Великобритания, Турция, Республика Корея, Франция, Беларусь, Финляндия, Узбекистан.

С середины ноября в Казахстане начнется введение в обращение новых банкнот. По мнению "Деловой недели", "новые казахстанские деньги, как будто коллаж, создавались по принципу "включить все", кроме этого введена новация - одна сторона горизонтальная, а другая - вертикальная. Впрочем, для большинства населения в отношении денег - старых или новых - всегда будет действовать только один принцип - лишь бы их было больше...".

"ДН" отмечает, что в отличие от действующих пока купюр с портретами национальных исторических деятелей, "в новых купюрах, широко разрекламированных через прессу и телевидение Национальным банком, подход иной - архитектурный", а "выбор архитектурных символов для купюр... представляет собой загадку. Почему именно недавно сгоревший "Транспорт тауэр" (в народе - "Зажигалка")? Почему только Алматы и Астана? Нет, понятно, что почти все деньги именно в этих двух городах, но не надо было же так откровенно... Ладно, пусть Байтерек будет "символом развития независимого Казахстана", но чем выделяются в этом ряду здания министерства, ведомств, проданной гостиницы или президентской резиденции? Почему не мавзолей Джучи хана? Не мавзолей Алаша хана? Не памятник Коркыту-Ата? Почему астанинский музей, а не алматинский (он, кстати, больше)? Другой вопрос: а где Туркестан? Несмотря на то, что его использовали на всех теперь уже старых купюрах, ни Алматы, ни Астана не могут соперничать с ним в плане исторического значения в качестве колыбели духовности степи. К тому же в Казахстане, как известно, много городов... Хотя, с другой стороны, кажется, мы едва ли не открыли новую страницу в денежной графике - начали помещать туда настоящие панорамные пейзажи". По мнению издания, "самое неприятное во всем этом - не чей-то неоднозначный вкус (не у всех же высшее художественное образование...), а то, что такое важное решение, как оформление одной из визитных карточек страны (а деньги являются устойчивым предметом коллекционирования, уступая, наверное, лишь маркам), прошло без какого-либо общественного участия, открытого конкурса, стройной концепции".

"Похоже, что казахстанцев ждет легкий культурный шок от новых денег, поскольку их дизайн будет крайне необычным. - пишет "Литер". Также газета сообщает, что "при изготовлении банкнот нового дизайна в общей сложности было использовано 16 различных элементов защиты - на разных номиналах определенное количество и определенная степень".

"Чтобы избежать подделок при изготовлении новых денег, будут применяться специальная бумага и краски, водяные знаки, особые защитные нити, совмещающиеся изображения, элементы видимые или меняющие цвет в зависимости от угла зрения, антикопировальные и создаваемые особыми способами печати". - добавляет "Экспресс-К".