"Кому мешают региональные газеты?".

("Красноярский рабочий", 29.08.06)

Первому заместителю Председателя Правительства РФ Д. А. МЕДВЕДЕВУ

Министру РФ по информационным технологиям и связи Л. Д. РЕЙМАНУ

Руководителю Федеральной антимонопольной службы И. Ю. АРТЕМЬЕВУ

Руководителю Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. СЕСЛАВИНСКОМУ

Председателю комиссии общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова П. Н. ГУСЕВУ

В последнее время в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация, при которой распространение и подписка региональных газет оказалась в руках не государственной структуры, а частной компании ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП). По необъяснимым для нас причинам ФГУП "Почта России" передало свои полномочия по подписке в ведение коммерсантов, для которых понятия "доступность информации для населения", "газета - в каждый дом" - пустые звуки.

Мы неоднократно обращались к руководству своих филиалов ФГУП "Почта России" за разъяснениями, но официальных ответов не получили. До редакций большинства газет была доведена только устная информация: запрет на заключение прямых договоров с местными почтовиками исходит непосредственно от генерального руководства в Москве.

Между тем работа по распространению печатных изданий после подписки всё равно осуществляется силами отделений "Почты России". Для каких же целей была учреждена частная структура? Ведь у истоков её создания стояли, по нашим сведениям, некоторые руководители ФГУП "Почта России", и можно предположить наличие некоего сговора между государственной и коммерческой структурой.

В результате деятельности крупно лоббируемого Межрегионального агентства подписки наши газеты несут неоправданные финансовые потери, оплачивая агентские услуги МАП как посредника за организацию подписки. По их договорам с января 2007 года эти услуги подорожали в некоторых регионах в 100 (!) раз. Если раньше включение издания в местные каталоги подписки было бесплатным, то теперь МАП берёт за это немалые деньги. Кроме того, с каждой редакции берутся деньги за обслуживание. А подписные тарифы по сравнению с теми, что существовали раньше, несоизмеримы.

В настоящее время сроки подачи сведений в каталоги подписки сокращены МАП на два месяца. Подписная кампания, которую проводит МАП, заканчивается теперь, за редкими исключениями, 1 декабря, а прежде она официально заканчивалась 15 декабря и продлевалась при необходимости до 25-го. А ведь большинству подписчиков удобнее подписываться в последние недели года - можно представить, сколько потенциальных подписчиков теряют региональные издания при таких нововведениях МАП. Нам говорят: мы живём в условиях рынка. Но рынок - это не базар, он предполагает цивилизованные отношения, а не сговор двух или более торговцев. Нам абсолютно непонятно, за какие заслуги частная фирма (хорошо бы знать в лицо учредителей МАП) получила возможность зарабатывать за счёт прессы и её читателей огромные деньги, которые могли бы, кстати, пополнить бюджет самой "Почты России", то есть государства.

Эти обстоятельства дают нам основание сделать ещё один вывод: кому-то региональные газеты крепко мешают. Газеты здравого смысла, издания со своей позицией, к которым читатель привык за многие десятилетия, формирующие нормальное общественное мнение. Может быть, проще с помощью такой непонятной структуры, как МАП, согнать все издания в стадо, где каждый будет думать только о том, как выжить, а не о том, в каком обществе жить нашим детям, внукам - следующим поколениям россиян. Просим вас проверить деятельность коммерсантов Межрегионального агентства подписки под крылом "Почты России". Надеемся узнать результаты этой проверки, которые мы незамедлительно доведём до сведения наших читателей.

Т. АРТЁМОВА, главный редактор газеты "Саратовские вести", В. БАЛДИЦЫН, главный редактор газеты "Ставропольская правда", Е. БАРКОВА, главный редактор газеты "Золотой Рог" (г. Владивосток), С. БЕЛОВ, главный редактор газеты "Черноморская здравница" (г. Сочи), Н. БОНДАРЕНКО, главный редактор газеты "Рабочий путь" (г. Смоленск), Л. ВОХМИНА, главный редактор газеты "Тюменская правда", С. ДУБИНСКАЯ, исполнительный директор АРС-ПРЕСС (г. Москва), Г. ЗАЙЦЕВА, главный редактор газеты "Рязанские ведомости", А. ЖАРИНОВ, главный редактор газеты "Советская Сибирь" (г. Новосибирск), В. ЖИХАРЕВ, главный редактор газеты "Коммуна" (г. Воронеж), Б. КИРШИН, главный редактор газеты "Челябинский рабочий", Т. МЕТЕЛКИНА, главный редактор газеты "Нижегородская правда", Н. ОГОРОДНИКОВ, главный редактор газеты "Хакасия" (г. Абакан), В. ПАВЛОВСКИЙ, главный редактор газеты "Красноярский рабочий", И. ПЛЕТНЕВА, главный редактор газеты "Томская неделя", Е. СКЛЯРОВ, главный редактор газеты "Молва" (г. Владимир), В. СМИРНОВ, главный редактор газеты "Вятский край" (г. Киров), В. СОРОЧАН, главный редактор газеты "Советский Сахалин" (г. Южно-Сахалинск), С. ТРУШНИКОВ, главный редактор газеты "Звезда" (г. Пермь), В. ЮЖАНСКАЯ, главный редактор газеты "Наше время" (г. Ростов-на-Дону) и другие.

"Вершины, увы, позади".

("Красноярский рабочий", 29.08.06, Владимир Павловский)

В последнее время "Почта России" настойчиво рассылает победные реляции о росте подписных тиражей то в одном, то в другом регионе страны. Может, где-то подвижки действительно есть, но они такие маленькие, что и хвастать-то, наверное, должно быть стыдно. Тем более, когда есть с чем сравнивать.

Самые благодатные времена для редакций и читателей - советские, кто бы и как их ни бранил. У меня под рукой оказались данные о промежуточных результатах подписки на 1990 год по Красноярскому краю. Подчёркиваю: не окончательные, а по состоянию на 1 октября 1989 года.

Так вот, "Аргументы и факты" за пару месяцев до официального завершения подписной кампании имели в крае 449 тысяч подписчиков, "Труд" - 257 тысяч, "Комсомольская правда" - 242 тысячи, "Известия" - 101 тысячу, "Правда" - 50 тысяч, "Сельская жизнь" - 75 тысяч, "Советская Россия" - 35 тысяч, "Красноярский комсомолец" - 105 тысяч. У "Красноярского рабочего" было на ту дату 175 тысяч подписчиков. Окончательные тиражи, понятно, оказались гораздо выше. Никакого сравнения с теми, что имеют газеты сейчас. 1989 год, когда проводилась та подписка, был годом относительного благополучия. Население с упоением читало периодику, у людей ещё были на это деньги, а самое главное - подписные цены оставались довольно сносными.

И вот - первая ласточка неблагополучия. В августе 1990 года секретариат ЦК КПСС насторожил: с 1 сентября подписная кампания будет проходить в новых условиях. Ожидаемое с 1991 года повышение оптовых цен на бумагу, полиграфических услуги, тарифов на распространение (аж в 2,4 раза!) должно было привести к возрастанию стоимости газет и журналов в 2,5-3 раза.

К небывалому росту подписных цен население оказалось не готово. Годовая подписка на "Красноярский рабочий" дошла до 12 рублей, "Правда" стала стоить свыше 19, "Советская Россия" - 18, а "Сельская жизнь" - 16 с лишним. И это при том, что всем им суждено было отказаться от 6-разового выхода и перейти на 5 номеров в неделю - из-за введения единого выходного дня, в том числе для работников предприятий связи. Люди стали из нескольких изданий выбирать одно-два, чтобы повышение не так ударило по их карману. Если 1 января 1990 года "Красноярский рабочий" имел 215 тысяч подписчиков, то 1 января 1991 года - 179 тысяч. За год газета потеряла 36 тысяч читателей. Это был, наверное, самый большой спад за всю историю издания, в том числе и новейшую. В следующем году появилась новая цифра: 151 тысяча. За две подписные кампании газета потеряла четверть своих подписчиков. Впрочем, "Союзпечать", ведающая в то время подпиской, выдала официальный прогноз: спрос на газеты будет и дальше падать. И этот прогноз верен до сих пор. Неконтролируемый, как тогда говорили, рост цен делал своё дело. При подписке на 1992 год стоимость "Красноярского рабочего" поднялась до 27 рублей. К 1 октября 1991 года у "Известий" было уже не 101 тысяча подписчиков, как пару лет назад, а 9 тысяч, у "Комсомольской правды" - не 242 тысячи, а 42, у "Правды" - не 50 тысяч, а 1,4, у "Сельской жизни" - не 75 тысяч, а 15, у "Советской России" - не 35 тысяч, а 4,4, у "Труда" - не 257 тысяч, а 55, у "Аргументов и фактов" - не 449 тысяч, а 122, у "Красноярского комсомольца" - не 105 тысяч, а 59.

В мае 1992 года, чтобы хоть как-то компенсировать потери в тиражах, была организована дополнительная подписка на второе полугодие. По сути дела это был первый опыт разрыва подписки на две части. При этом, как уже было принято, увеличивалась и цена. Если годовая стоимость газеты для подписавшихся до 1 января составляла 27 рублей 60 копеек, то для оформляющих подписку на второе полугодие - уже 192 рубля.

С 1993 года подписку начали проводить в два этапа - по полугодиям. Главной причиной новшества была острая нехватка денег у населения. Люди не могли уже единовременно выложить кругленькую сумму, так что приходилось дробить подписную плату надвое. Но первый результат введения новой системы оптимизма не принёс: на 1 июля 1993 года "Красноярский рабочий" имел 141 тысячу подписчиков, то есть за полгода их число снизилось на 6 с половиной тысяч. В 28 из 54 территорий края, где распространялась газета, подписка прошла с минусом.

К чему я привёл все эти уже исторические цифры и факты? К тому, чтобы чётче осознать, с каких вершин скатилась пресса. Сегодня данные о подписке на то или иное издание добыть очень сложно - почта сделала из них коммерческую тайну, которую не разгласит, наверное, даже под пытками. Сами издания тоже не спешат раскрывать свои тайны, то есть - сертифицировать тиражи, раскладывая по полочкам подписку, розницу, бесплатную раздачу, и, что немаловажно, реальное списание.

Но вот данные по Красноярскому краю за последние августовские дни: отпечатанные тиражи. Слава богу, закон о СМИ заставляет редакции публиковать хоть это. "Российская газета" - 4111 экземпляров, "Экономика и жизнь" - 1695, "Известия" - 1105, "Труд" - 1359, "Коммерсант" - 1670, "Вечерний Красноярск" - 19 000, "Красноярский комсомолец" - 17 900, "Красноярская газета" - 4600. Это, повторяю, выданные типографиями тиражи. Сколько экземпляров разошлось по подписке, можно лишь гадать, как и то, сколько оказалось в розничной продаже, а сколько в итоге попало в макулатуру. У большинства газет сегодня - не более двух тысяч подписчиков, а порой счёт идёт на сотни и десятки. Прикиньте, насколько это мизерная часть от тиража.

"Красноярский рабочий" тоже теряет подписчиков. Сейчас их у нас 16 с половиной тысяч, а у четвергового выпуска - 24 тысячи. Вроде бы и много по сравнению с другими изданиями. Но привожу эти цифры не ради бравирования, так как бравировать-то нечем. Привожу их с одной-единственной целью: показать, что подписные тиражи абсолютного большинства газет, да и журналов тоже, стремятся к нулю. Виновата в этом, конечно, не одна почта, но она в числе главных виновных. Нет, пожалуй, ни одного года, начиная с перестроечных времён, когда бы она пошла на понижение тарифов. Они растут в геометрической прогрессии. В такой же прогрессии падают тиражи. Лишь нынче руководство "Почты России" заявило, что стоимость подписки на первое полугодие 2007 года останется на уровне стоимости второго полугодие 2006 года. Это откровение было сделано под давлением медиа-сообщества, которое начало требовать от правительства обуздать рост цен. Но что в итоге? Вместо обещанной стабилизации цены продолжили разбухание.

Стоимость "Красноярского рабочего", например, с 1 сентября увеличится по сравнению с досрочной подпиской на 30 рублей. Что будет дальше, предугадать сложно. Почтовики упирают на то, что они живут не в вакууме: мол, дорожает всё вокруг, начиная от хлеба и бензина. Но ведь всему есть разумный предел. Если без хлеба человек обходиться не научился, если автомобилисты ворчат, но всё равно заправляют свои авто, то подписчики всё меньше заходят на почту - люди сели на информационную диету, весьма вредную для их ума, для нравственного здоровья всего общества.

И здесь своё слово должна наконец сказать власть, если она, конечно, заинтересована в том, чтобы население страны вновь обрело статус если уж не самого читаемого в мире, то хотя бы просто читаемого. Необходимо признать "Почту России" монополистом и контролировать рост её тарифов. Может, даже выделять ей дотации на доставку прессы, потому как это дотации не монополии, а населению. И, конечно же, пора очистить государственный почтовый корабль от коммерческих структур, которые прилипли к нему. И вернуть хотя бы толику самостоятельности филиалам на местах, а то они на каждый чих вынуждены теперь испрашивать разрешения у Москвы.

В верхах периодически делают вид, что озабочены проблемой. Но всякий раз, громогласно заявив о намечаемых мерах, чиновники забывают о сказанном. А почта знай себе делает своё дело - наращивает цены. И скоро может оказаться, что почтовые ящики, созданные когда-то исключительно для писем да газет, будут заполняться лишь рекламными листками, политагитацией да разного рода квитанциями. А главной задачей почтовых отделений станет распространение и доставка товаров каждодневного спроса: курева, сапог, венков - то есть всего, кроме периодики.

"Кнопка безлика, зато безопасна".

("Сегодняшняя газета", 29.08.06, Людмила Винская)

ОБОЗРЕВАТЕЛИ, которые пристально следят за переменами на федеральных телеканалах, ближе к осени докопались-таки до причины, почему руководство НТВ всячески препятствует появлению на экране новых заметных фигур, "которые своим авторитетом и популярностью могут попытаться повлиять на его информационную политику".

Очередной исход ряда ведущих позволил сделать вывод: "лица" НТВ прячут "за кадр", повышают (так произошло с Антоном Хрековым), или же они сами увольняются, не объясняя причин, как это случилось с Асет Вацуевой или Юлией Панкратовой. Одновременно канал покидают последние "старожилы", имеющие опыт и вес, - Павел Лобков будет теперь трудиться в Питере. Образно говоря, НТВ предпочитает жить без лица, становясь обычной "кнопкой на пульте". Телевизионные начальники в столице убедились окончательно: с талантами одна морока, а кнопка, хоть и безликая, зато безопасная.

Но то Москва! А она слишком далека от народа. И еще дальше - от провинции. Красноярское телевидение, по крайней мере, похоже, совсем не хочет быть "кнопкой на пульте". Если судить по новым программам очередного телесезона - как раз наоборот. Все заметные лица пока на своих местах, и никто их "за кадр" прятать не собирается.

В минувшие выходные афонтовцы громко выстрелили обновленной "Женской логикой", совершенно новыми "Итогами недели" и взволнованным "Перекрестком". А мэтр телеэфира Сергей Ким свой "Оптимальный вариант" вообще перекроил, что только усилило дискуссионные страсти. Прежде он приглашал в студию двух "дуэлянтов", и в процессе передачи выяснялось, чья точка зрения победит. Теперь в программе, которая идет в прямом эфире, гости "солируют", сменяя друг друга. Более активное участие в изучении проблемы принимают и зрители, сидящие в студии, и те, кто прорывается в нее посредством телефонной связи.

В воскресенье всем миром решали проблему - имеют ли смысл акции протеста против роста цен на бензин. Более 87 процентов признали, что протестовать надо. Но даже не этот итог ценен, а реплики и диалоги, прозвучавшие в "Оптимальном варианте". Это было шоу, которое иногда выходило за рамки темы и более четко "прорисовывало", например, занятные штрихи к портрету некоторых партий. Хитромудрые политбойцы из Союза правых сил воспользовались программой Кима и попытались провести "за чужой счет" маленькую пиар-акцию, педалируя внимание, что они-де из СПС, и их волнует то-то и то-то. Но, похоже, сам СПС уже мало кого волнует. Ребята свой гейм явно проиграли, невольно напомнив, что "партия Немцова и Хакамады" - пройденный этап. На их вяловатом фоне единоросска Вера Оськина, смотрелась просто шикарно, особенно во время своего финального монолога, обращенного к богатеям и властям.

Цены на бензин постоянно повышаются (снижение на 30 копеек не в счет), власть должна активно вмешиваться в подобные процессы, призывала Вера Егоровна. Власть, ты слышишь? Да и предпринимателям, твердящим о прибылях, не мешало бы помнить, что все в могилу не унесешь. Хрупкая Вера рубила с плеча. Сто процентов прибыли! Двести! Да и трех хватило бы, чтобы жить нормально. И ведь она права, но услышит ли бизнес голос депутата Госдумы? Вряд ли. Двести-то процентов лучше, чем три. Да и, как правильно заметил ведущий программы, "от своих денег никто не любит отказываться, а вот чужие хапнуть многие не прочь".

Вообще, точных реплик было море. Но КПД их, к сожалению, не шибко высок - потому как власть высоко сидит, далеко глядит и частенько не видит того, что под носом у нее творится. Или видит, но делает вид, будто не видит. Во как!

Ну сами посудите... Давно ли шум-гам стоял вокруг "Енисея", когда его один за другим хоккеисты покидали? Власть тогда предпочла не вмешиваться ни морально, ни материально. Дескать, дело хозяйское. И вдруг... В четверг ТВК информирует красноярцев: лед тронулся! Краевая администрация озаботилась хоккеем с мячом. Сам первый заместитель губернатора Лев Кузнецов сделал заявление: "Берем обязательство найти взаимопонимание и помочь команде"... Чудны дела твои, Господи! Но этого мало: за выход "Енисея" в первую пятерку ему обещали подарить новый автобус. Что-то скорбное звучало в этом обещании. Ну, это вроде как конькобежцу сказать: победишь в стометровке на стареньких фигурных - купим тебе настоящие беговые, новенькие.

Поглядим, с каким лицом ринется "Енисей" за автобусом. И ринется ли. Но выборами, однако, потянуло.

"Пащенко - совсем как Джеки Чан".

("Сегодняшняя газета", 29.08.06)

Забавное развлечение входит в моду в кругу красноярских пользователей Интернета. Достаточно выйти на портал "Оптическое распознавание объектов", загрузить свою фотографию, указать пол и расположение зрачков, как программа тут же выдаст три фотографии знаменитостей, на которых вы похожи.

В ходе эксперимента с изображениями известных красноярских политиков и чиновников выяснилось, что председатель Законодательного Собрания края Александр Усс, например, имеет общие черты с Ричардом Гиром и Марлоном Брандо. Что касается губернатора, то Александр Хлопонин, по мнению компьютера, в чем-то похож на Вэла Килмера и Джонни Деппа. А глава Красноярска Петр Пимашков, как считает бездушная компьютерная программа, чуть ли не родной брат Гарри Каспарова и Стинга. Самое поразительное сходство выявил компьютер, "проанализировав" фото депутата ЗС Олега Пащенко. Как выяснилось, он похож на... Джеки Чана.