"Тот, кто не может жить в Армении, не должен иметь и права на двойное гражданство", - об этом в интервью газете "Голос Армении" заявил председатель Союза общественных организаций по репатриации и заселению "Еркир" Севак Арцруни. Организация принимает активное участие в обсуждении вопросов, связанных с принятием Закона о двойном гражданстве Армении, а также имеет свой проект, в котором основной задачей является не принятие двойного гражданства в Армении, а создание необходимых условий для репатриации армянской диаспоры.

По словам Севака Арцруни, в сентябре 2005 года организация опубликовала открытое письмо, в котором содержался призыв к принятию закона о репатриации и поддержке национальной программы по репатриации. Письмо было разослано парламентариям, и на него откликнулась Республиканская партия Армении и "Оринац Еркир". Однако, после этого, "в конце весны, дашнакцаканы опубликовали свой проект закона о двойном гражданстве" (депутаты фракции "АРФД" Левон Мкртчян и Армен Рустамян представили рабочий проект концепции Закона Армении "О предоставлении армянам, проживающим зарубежом, статуса двойного гражданства" - ред.). "Проект не только не противоречит нашему проекту, но весьма органично с ним соотносится", - отметил собеседник газеты.

"Однако между двумя проектами существует принципиальная разница в стратегическом подходе к сути вопроса. Что должно быть первоочередным - репатриация или двойное гражданство как один из элементов программы репатриации? Мы считаем, что репатриация должна быть закреплена законодательно, а уж потом, после решения всех жизненно важных для репатрианта вопросов, должен быть решен и вопрос о двойном гражданстве. Я глубоко убежден в одном: тот, кто не может жить в Армении, не должен иметь и права на двойное гражданство", - заявил Арцруни, мотивируя свою позицию "моральной стороной проблемы". "В конце концов, кто-то служит своей стране, служит в армии, готов к тому, чтобы воевать за родину и отдать за нее жизнь, а кто-то живет в Австралии и даже ни разу не был в Армении, но при этом оба считаются гражданами Армении и обладают равными правами. Абсурд! Есть и другая проблема... Около 11 млн. армян живут за рубежом и только немногим более 3 млн - в Армении. Стало быть, у нас будет 11 млн. армян, живущих вне пределов Армении, но считающихся ее гражданами? Тоже абсурд. Необходимо сделать так, чтобы армяне жили в Армении, служили в армянской армии, работали бы на благо страны с тем, чтобы Армения скорее стала сильным, мощным, процветающим государством", - отметил Арцруни.

Что касается финансовой части проекта организации, по словам руководителя, репатриация должна осуществляться либо за счет самого репатрианта, либо на средства общины. "Государству не придется выделять дополнительные средства на реализацию программы по репатриации", - заявил он. Особенно отметил собеседник газеты русскоязычное население Армении, покинувшее страну после распада СССР. "Наши исследования показывают, что многие армянские семьи, уехавшие, в частности, в Россию, хотят вернуться в Армению, но у них либо нет средств, либо они не видят здесь перспектив - для себя и для своих детей, которые на протяжении последних 10 лет ходили в русскую школу, вращались в русскоязычной среде", - отметил Севак Арцруни, считая, что именно таким гражданам должно помогать уже непосредственно государство.

По его словам, в результате осуществления программы репатриации, "здесь, на родине, произойдет объединение армянства под крылом независимой Армении". "А разве не в этом наша общая цель - объединить армян, создать мощное, сильное, процветающее государство?!", - резюмировал он.

27 ноября в Армении состоялся референдум по внесению поправок в Конституцию страны. Проект реформирования Основного закона Армении подготовлен Республиканской партией Армении, Армянской революционной федерацией "Дашнакцутюн" и партей "Оринац Еркир", которая вместе с первыми двумя входила с состав коалиции власти. Отказ от запрета на двойное гражданство нашел место в данном проекте. Камнем преткновения в вопросе двойного гражданства являются проблемы воинской обязанности, налоговых обязательств, реализации избирательного права и другие.