Глава бюджетного комитета парламента Адыгеи: "Без сильных районов сильной республики не будет"

Майкоп, 25 августа 2006, 16:09 — REGNUM  

Дотационность республики, края, области для России, к сожалению, обычное дело. С чем это связано, - ответит, наверное, любой старшеклассник: слабая экономика, много средств уходит на содержание чиновничества. Без чиновничества нельзя, на нем, в частности, обязанность по созданию условий для сильной экономики. Но в то же время оно склонно перерастать и в "опухоль", которая применительно к практике редко бывает "доброкачественной". Как можно поступить с данным явлением в отдельно взятом субъекте федерации, - свое мнение высказывает председатель бюджетного комитета Госсовета - Хасэ Адыгеи Рашид Мугу.

Собеседник корреспондента ИА REGNUM был депутатом Госсовета - Хасэ прошлого созыва почти два года. Пошел на выборы главы администрации Теучежского района и работал в этом качестве более трех лет. Затем снова участвовал в выборах в парламент и, выиграв, досрочно сложил с себя полномочия.

- Бюджет этого года принят, как известно, предыдущим составом парламента Адыгеи. По доходам он равен 4,5 млрд. рублей, по расходам - 4,7 млрд. Собственные доходы - 1,2 млрд. рублей. Если сравнить с бюджетом Краснодарского края в расчете на душу населения, то расходная его часть примерно такая же. Есть, конечно, подвижки, республика стала больше получать доходов. Но растут они очень медленно. Что касается дотационности, то у нас нет нефти, газа, алмазов, золота. Или, скажем, Черноморского побережья с портами, таможенными возможностями, инфраструктурой отдыха и т.д. То есть, всего того, за счет чего сейчас субъекты могут стать донорами. Сыграло свою роль также разделение между Адыгеей и Краснодарским краем совместно нажитого имущества: большая часть бюджетообразующих предприятий отошла к краю. Поэтому дотационность Адыгеи нужно снижать, за счет иного. Основным источником дохода, на мой взгляд, должен быть налог на прибыль: развитие производственного сектора, сбыта. Вторым по значимости мог бы стать налог на имущество, в основном с юридических лиц. Далее должны идти налог на землю и сельскохозяйственный налог. А пока основным источником поступлений в бюджет республики является налог на доходы физических лиц. Главное достояние республики - земля. И если говорить о сельскохозяйственном налоге отдельно, то сегодня для меня является странным, например, то, что по итогам первого полугодия нынешнего года при разных исходных данных некоторые районы собрали равное количество налогов. Мы говорим о высокой урожайности одних - от 40 центнеров с гектара и выше, знаем о том, что в других она ниже в два раза, что эти районы терпят убытки. Можем назвать и основную причину их убытков: соседство посевных площадей с Краснодарским водохранилищем. Объем урожая в районах тоже не одинаковый. Должны мы учесть также то, что численность населения районов с высокой урожайностью, больше почти в два раза. То есть и подоходного налога там должно собираться больше. Почему же жизнь населения этих районов не отличается, урожай не сказывается на их благосостоянии, а отчисления в бюджет почти одинаковые?

ИА REGNUM: А как Вы сами считаете?

- Мы в комитете пока не делали детального анализа, хотя должны заниматься и этим. Но обязаны подобными вопросами задаваться, в первую очередь, структуры исполнительной власти. Особенно в такой - переходный для парламента период. Вывод же, думаю, напрашивается сам собой: или неверны сводки по урожаю, или не выплачиваются налоги.

ИА REGNUM: Хорошо. Вы сказали, что бюджеты Адыгеи и Краснодарского края сопоставимы. Но сопоставимо ли количество чиновников на душу населения?

- Нет, конечно. У нас чиновников больше. Например, строительством в республике фактически занимается четыре организации: министерство строительства и ЖКХ республики, "Адыгеястройзаказчик", комитет по архитектуре, управление по надзору зданий и сооружений. А башенных кранов не только в Майкопе, но и во всей Адыгее всего два. В республике не ведется строительство большими темпами, это не секрет. Кроме того, оно давно акционировано, то есть, в частных руках. А если это так, то зачем нам нужны ведомства в таком количестве? Можно было бы иметь просто управление по строительству при министерстве экономики, которое, взаимодействуя с федеральным центром, определяло бы политику в сфере строительства республики. Мне, кстати, непонятно, чем занимаются около 60 человек и в упомянутом мной министерстве экономики? Или зачем в министерстве сельского хозяйства 8 начальников отделов, когда все предприятия на селе опять же акционированы? И перечень таких вопросов можно легко продолжить.

ИА REGNUM: Я слышал, что "Адыгеястройзаказчик" сейчас расформировывается.

- Мне давно казалось, что его надо ликвидировать. И распределить те 60 млн. рублей, которые к ним поступают, по муниципальным образованиям. Там есть службы, которые ведут строительство, в основном за счет местных бюджетов. Они легко освоят эти средства, а отслеживать, правильно ли они используются, могут республиканские контролирующие органы, которых в Адыгее достаточно. Но убедить кабинет министров в необходимости расформировать "Адыгеястройзаказчик" нам не удалось. Более того, сейчас создана еще одна структура, параллельная прежней. По замыслу, новая организация должна была заменить существующую, но оказалось, что процесс упразднения - не простой. Теперь и новая уже вроде бы функционирует, и старая занимается непонятно чем.

ИА REGNUM: У Вас есть опыт работы на районном уровне. Вы пытались сократить штат управленцев там?

- Разумеется! И получилось это, кажется, неплохо. Достаточно сказать, что у нас в администрации был только один заместитель. В случае отсутствия нас двоих, оставался управляющий делами. Сейчас и на федеральном уровне в министерствах разрешено иметь лишь по два зама. Только при исключительных обстоятельствах по указу президента России может быть назначен третий. Нашим руководителям надо брать пример с этого. А начали мы сокращения в Теучежском районе с реорганизации бухгалтерий. В управлениях образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, а также в самой администрации района были самостоятельные бухгалтерии. Кроме того, главный бухгалтер, кассир, еще один бухгалтер работали во всех 7-ми сельских округах района. Все эти 12 главных бухгалтеров ездили в г. Адыгейск, где были казначейство и банк, сдавали заявки: на бензин, на запчасти для своей служебной машины, на свет в своей конторе, на свою зарплату и т.д. Не так напечатали что-то, завтра исправили, опять поехали. Подобным образом и работали. Мы создали централизованную бухгалтерию, казначейство и банк открыли у себя - нужно только спуститься этажом ниже. На одном этом мы сократили человек 50-60, которых, кстати, тоже трудоустроили в производственную сферу. И так прошли по всему аппарату. Денег мы получали столько же, сколько до сокращений, но полученные в результате экономии суммы давали возможность оставшимся чиновникам лучше исполнять свои функции. Сейчас ведь так и поставлено: денег достаточно на содержание чиновника, но не на то, чтобы он выполнял свои функции. А его функции - это уход за дорогами, водо- и газоснабжение, поддержание должного санитарного состояния населенных пунктов и т. д. Скажем, в сельском округе работало по 12-15 человек, и большинство из них занимались лишь тем, что ждало зарплату, на которые по большей части и тратились деньги. И людей возмущало все это. Но когда в них же осталось 3-4 человека, и высвободились деньги на нужды населения, люди сразу же оценили изменения. Другой вопрос, что все наши нововведения не нравились республиканским структурам. Почему - можно только догадываться. Но факт остается фактом: на меня и на нынешнего исполняющего обязанности главы администрации района оказывалось и оказывается давление. И первое, требование при этом - воссоздать отдельные бухгалтерии.

ИА REGNUM: Видимо, так оно и ведется: республиканские структуры "давят" на районные, а федеральные - на республиканские.

- Нужно отстаивать то, что уже реорганизовано. Понятно, что осуществить удается не все. Например, будучи главой администрации, я выступил против дробления района на сельские поселения. Все 9 глав муниципалитетов Адыгеи поддержали мою инициативу, одобрил и кабинет министров республики. Но выборы в сельские поселения все же прошли. И теперь избранные главы и депутаты местного самоуправления требуют дополнительного финансирования, предназначенного в основном для их содержания. О средствах, с помощью которых они будут выполнять свои функции, речи не ведется. Да и не может вестись. По закону органы управления поселений должны осуществлять свои функции за счет сбора налогов, главным образом - на землю и на имущество жителей этих поселений. Но если собрать с каждой сельской семьи в качестве данных налогов те несчастные 3 тысячи рублей, больше которых они не зарабатывают, то все равно этих денег не хватит просто даже на содержание воссозданных органов. Только на зарплату главы и, в лучшем случае, его зама. Но стоит ли изымать последнее для этого? Мы предлагали повременить с выборами. Нас обвинили в том, что мы против нового закона, не понимаем того, что страна должна вступить в ВТО. Но мы не против местного самоуправление, мы "за", другое дело, что в Адыгее его нужно вводить на уровне районов. Туда, в районы, сокращая республиканские структуры, нужно передавать и полномочия, и средства. Без сильных районов сильной республики не будет.

ИА REGNUM: Хазрет Совмен в первый год президентства сократил республиканские структуры на 25%, затем через год еще на столько же. По логике, должно было получиться так, что оставшиеся структуры размещены на первых трех этажах республиканского Дома правительства, а на остальных трех - стало пусто. Но этого не случилось.

- Президент Адыгеи - деловой человек. Он сразу определил, что проблема эта стоит остро. На районном уровне я ведь осуществлял его предложения. Но республиканские структуры, видимо, требуют иного подхода. Здесь все намного сложнее. Не только Дом правительства, весь Майкоп в чиновничьих структурах - федеральных, окружных, республиканских. Ни в одной из них невозможно отыскать свободного кабинета. Менять это, конечно, необходимо. И осуществлять реформирование нужно с учетом всех особенностей. В заключение хотел бы отметить следующее. Понятно, что большая часть из того, о чем мы здесь говорили, не может быть решена одним комитетом Госсовета - Хасэ по бюджету или даже парламентом в целом. В реорганизации такого масштаба должны участвовать многие, и каждому нужно делать все возможное, находясь на своем месте.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Нефть дешевеет, бензин дорожает. Странно? Отнюдь!
NB!
24.03.17
Турецкий интерес и американские гарантии в Сирии
NB!
24.03.17
Кто осуществлял политическое прикрытие белорусского Майдана?
NB!
24.03.17
Пока Трамп отвлекся, Маккейн увлекся: ястребиные обещания буйного сенатора
NB!
24.03.17
В Сенат США внесён законопроект о новых санкциях против Ирана
NB!
24.03.17
Югославия-99. Как США разжигали Балканский конфликт
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России