Глава бюджетного комитета парламента Адыгеи: "Без сильных районов сильной республики не будет"

Майкоп, 25 августа 2006, 16:09 — REGNUM  

Дотационность республики, края, области для России, к сожалению, обычное дело. С чем это связано, - ответит, наверное, любой старшеклассник: слабая экономика, много средств уходит на содержание чиновничества. Без чиновничества нельзя, на нем, в частности, обязанность по созданию условий для сильной экономики. Но в то же время оно склонно перерастать и в "опухоль", которая применительно к практике редко бывает "доброкачественной". Как можно поступить с данным явлением в отдельно взятом субъекте федерации, - свое мнение высказывает председатель бюджетного комитета Госсовета - Хасэ Адыгеи Рашид Мугу.

Собеседник корреспондента ИА REGNUM был депутатом Госсовета - Хасэ прошлого созыва почти два года. Пошел на выборы главы администрации Теучежского района и работал в этом качестве более трех лет. Затем снова участвовал в выборах в парламент и, выиграв, досрочно сложил с себя полномочия.

- Бюджет этого года принят, как известно, предыдущим составом парламента Адыгеи. По доходам он равен 4,5 млрд. рублей, по расходам - 4,7 млрд. Собственные доходы - 1,2 млрд. рублей. Если сравнить с бюджетом Краснодарского края в расчете на душу населения, то расходная его часть примерно такая же. Есть, конечно, подвижки, республика стала больше получать доходов. Но растут они очень медленно. Что касается дотационности, то у нас нет нефти, газа, алмазов, золота. Или, скажем, Черноморского побережья с портами, таможенными возможностями, инфраструктурой отдыха и т.д. То есть, всего того, за счет чего сейчас субъекты могут стать донорами. Сыграло свою роль также разделение между Адыгеей и Краснодарским краем совместно нажитого имущества: большая часть бюджетообразующих предприятий отошла к краю. Поэтому дотационность Адыгеи нужно снижать, за счет иного. Основным источником дохода, на мой взгляд, должен быть налог на прибыль: развитие производственного сектора, сбыта. Вторым по значимости мог бы стать налог на имущество, в основном с юридических лиц. Далее должны идти налог на землю и сельскохозяйственный налог. А пока основным источником поступлений в бюджет республики является налог на доходы физических лиц. Главное достояние республики - земля. И если говорить о сельскохозяйственном налоге отдельно, то сегодня для меня является странным, например, то, что по итогам первого полугодия нынешнего года при разных исходных данных некоторые районы собрали равное количество налогов. Мы говорим о высокой урожайности одних - от 40 центнеров с гектара и выше, знаем о том, что в других она ниже в два раза, что эти районы терпят убытки. Можем назвать и основную причину их убытков: соседство посевных площадей с Краснодарским водохранилищем. Объем урожая в районах тоже не одинаковый. Должны мы учесть также то, что численность населения районов с высокой урожайностью, больше почти в два раза. То есть и подоходного налога там должно собираться больше. Почему же жизнь населения этих районов не отличается, урожай не сказывается на их благосостоянии, а отчисления в бюджет почти одинаковые?

ИА REGNUM: А как Вы сами считаете?

- Мы в комитете пока не делали детального анализа, хотя должны заниматься и этим. Но обязаны подобными вопросами задаваться, в первую очередь, структуры исполнительной власти. Особенно в такой - переходный для парламента период. Вывод же, думаю, напрашивается сам собой: или неверны сводки по урожаю, или не выплачиваются налоги.

ИА REGNUM: Хорошо. Вы сказали, что бюджеты Адыгеи и Краснодарского края сопоставимы. Но сопоставимо ли количество чиновников на душу населения?

- Нет, конечно. У нас чиновников больше. Например, строительством в республике фактически занимается четыре организации: министерство строительства и ЖКХ республики, "Адыгеястройзаказчик", комитет по архитектуре, управление по надзору зданий и сооружений. А башенных кранов не только в Майкопе, но и во всей Адыгее всего два. В республике не ведется строительство большими темпами, это не секрет. Кроме того, оно давно акционировано, то есть, в частных руках. А если это так, то зачем нам нужны ведомства в таком количестве? Можно было бы иметь просто управление по строительству при министерстве экономики, которое, взаимодействуя с федеральным центром, определяло бы политику в сфере строительства республики. Мне, кстати, непонятно, чем занимаются около 60 человек и в упомянутом мной министерстве экономики? Или зачем в министерстве сельского хозяйства 8 начальников отделов, когда все предприятия на селе опять же акционированы? И перечень таких вопросов можно легко продолжить.

ИА REGNUM: Я слышал, что "Адыгеястройзаказчик" сейчас расформировывается.

- Мне давно казалось, что его надо ликвидировать. И распределить те 60 млн. рублей, которые к ним поступают, по муниципальным образованиям. Там есть службы, которые ведут строительство, в основном за счет местных бюджетов. Они легко освоят эти средства, а отслеживать, правильно ли они используются, могут республиканские контролирующие органы, которых в Адыгее достаточно. Но убедить кабинет министров в необходимости расформировать "Адыгеястройзаказчик" нам не удалось. Более того, сейчас создана еще одна структура, параллельная прежней. По замыслу, новая организация должна была заменить существующую, но оказалось, что процесс упразднения - не простой. Теперь и новая уже вроде бы функционирует, и старая занимается непонятно чем.

ИА REGNUM: У Вас есть опыт работы на районном уровне. Вы пытались сократить штат управленцев там?

- Разумеется! И получилось это, кажется, неплохо. Достаточно сказать, что у нас в администрации был только один заместитель. В случае отсутствия нас двоих, оставался управляющий делами. Сейчас и на федеральном уровне в министерствах разрешено иметь лишь по два зама. Только при исключительных обстоятельствах по указу президента России может быть назначен третий. Нашим руководителям надо брать пример с этого. А начали мы сокращения в Теучежском районе с реорганизации бухгалтерий. В управлениях образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, а также в самой администрации района были самостоятельные бухгалтерии. Кроме того, главный бухгалтер, кассир, еще один бухгалтер работали во всех 7-ми сельских округах района. Все эти 12 главных бухгалтеров ездили в г. Адыгейск, где были казначейство и банк, сдавали заявки: на бензин, на запчасти для своей служебной машины, на свет в своей конторе, на свою зарплату и т.д. Не так напечатали что-то, завтра исправили, опять поехали. Подобным образом и работали. Мы создали централизованную бухгалтерию, казначейство и банк открыли у себя - нужно только спуститься этажом ниже. На одном этом мы сократили человек 50-60, которых, кстати, тоже трудоустроили в производственную сферу. И так прошли по всему аппарату. Денег мы получали столько же, сколько до сокращений, но полученные в результате экономии суммы давали возможность оставшимся чиновникам лучше исполнять свои функции. Сейчас ведь так и поставлено: денег достаточно на содержание чиновника, но не на то, чтобы он выполнял свои функции. А его функции - это уход за дорогами, водо- и газоснабжение, поддержание должного санитарного состояния населенных пунктов и т. д. Скажем, в сельском округе работало по 12-15 человек, и большинство из них занимались лишь тем, что ждало зарплату, на которые по большей части и тратились деньги. И людей возмущало все это. Но когда в них же осталось 3-4 человека, и высвободились деньги на нужды населения, люди сразу же оценили изменения. Другой вопрос, что все наши нововведения не нравились республиканским структурам. Почему - можно только догадываться. Но факт остается фактом: на меня и на нынешнего исполняющего обязанности главы администрации района оказывалось и оказывается давление. И первое, требование при этом - воссоздать отдельные бухгалтерии.

ИА REGNUM: Видимо, так оно и ведется: республиканские структуры "давят" на районные, а федеральные - на республиканские.

- Нужно отстаивать то, что уже реорганизовано. Понятно, что осуществить удается не все. Например, будучи главой администрации, я выступил против дробления района на сельские поселения. Все 9 глав муниципалитетов Адыгеи поддержали мою инициативу, одобрил и кабинет министров республики. Но выборы в сельские поселения все же прошли. И теперь избранные главы и депутаты местного самоуправления требуют дополнительного финансирования, предназначенного в основном для их содержания. О средствах, с помощью которых они будут выполнять свои функции, речи не ведется. Да и не может вестись. По закону органы управления поселений должны осуществлять свои функции за счет сбора налогов, главным образом - на землю и на имущество жителей этих поселений. Но если собрать с каждой сельской семьи в качестве данных налогов те несчастные 3 тысячи рублей, больше которых они не зарабатывают, то все равно этих денег не хватит просто даже на содержание воссозданных органов. Только на зарплату главы и, в лучшем случае, его зама. Но стоит ли изымать последнее для этого? Мы предлагали повременить с выборами. Нас обвинили в том, что мы против нового закона, не понимаем того, что страна должна вступить в ВТО. Но мы не против местного самоуправление, мы "за", другое дело, что в Адыгее его нужно вводить на уровне районов. Туда, в районы, сокращая республиканские структуры, нужно передавать и полномочия, и средства. Без сильных районов сильной республики не будет.

ИА REGNUM: Хазрет Совмен в первый год президентства сократил республиканские структуры на 25%, затем через год еще на столько же. По логике, должно было получиться так, что оставшиеся структуры размещены на первых трех этажах республиканского Дома правительства, а на остальных трех - стало пусто. Но этого не случилось.

- Президент Адыгеи - деловой человек. Он сразу определил, что проблема эта стоит остро. На районном уровне я ведь осуществлял его предложения. Но республиканские структуры, видимо, требуют иного подхода. Здесь все намного сложнее. Не только Дом правительства, весь Майкоп в чиновничьих структурах - федеральных, окружных, республиканских. Ни в одной из них невозможно отыскать свободного кабинета. Менять это, конечно, необходимо. И осуществлять реформирование нужно с учетом всех особенностей. В заключение хотел бы отметить следующее. Понятно, что большая часть из того, о чем мы здесь говорили, не может быть решена одним комитетом Госсовета - Хасэ по бюджету или даже парламентом в целом. В реорганизации такого масштаба должны участвовать многие, и каждому нужно делать все возможное, находясь на своем месте.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail