Примерно на 20% сократился объем заказов на изготовление и размещение рекламы, поступающий в иркутскую телекомпанию АИСТ. Об изменениях, произошедших на рекламном рынке Иркутска в связи с вступлением в силу с 1 июля поправок в "Закон о рекламе", 23 августа корреспонденту ИА REGNUM рассказал первый заместитель генерального директора телекомпании АИСТ Сергей Филипчук.

"Принятые Государственной Думой РФ поправки оказали на АИСТ не такое значительное влияние, как на другие региональные телекомпании, имеющие сетевых партнеров в лице общероссийских каналов, - заявил Сергей Филипчук. (До 2004 года часть эфира АИСТа занимала ретрансляция программ REN-TV, затем канал отказался от услуг сетевого партнера - ИА REGNUM). - Региональные каналы, не имеющие сетевых партнеров, самостоятельно определяют сетку вещания и рекламную политику, в том числе распоряжаются всем объемом рекламного времени. Региональные каналы, связанные отношениями с сетевыми партнерами, могут рассчитывать на право распоряжения лишь частью рекламного времени, и, соответственно, на меньшие доходы от рекламы".

Как отметил Сергей Филипчук, после принятия поправок в закон и существенного снижения разрешенных объемов рекламы в эфире, в Иркутске лишь два местных канала (из шести - ИА REGNUM), в том числе и АИСТ, сохранили в своем эфире так называемую "бегущую строку".

"После введения с 1 июля ограничений нам пришлось поднять цены на ряд рекламных услуг. Так, наиболее демократичная "бегущая строка" подорожала у АИСТа примерно на треть, - пояснил Сергей Филипчук. - Большинство остальных телекомпаний вынуждены были отказаться от "бегушки", так как они делят рекламное время с сетевыми партнерами, которые стремятся "откусить" его основную часть".

В настоящее время в России уже известны случаи, когда региональные телекомпании уже приняли решения отказаться от сетевых партнеров, что, в том числе, позволяет им получить полный контроль над рекламой в своем эфире. По словам Сергея Филипчука, пока в Иркутске таких случае не зафиксировано, однако, уже с 1 января 2007 года ситуация может измениться. С нового года законодатели еще более ограничивают объем рекламы на телеэкранах. Она сможет занимать не более 9 минут, тогда как сейчас ограничение составляет 12 минут.

При этом представитель АИСТа отметил, что поправки в закон вступили в силу в летний период, когда на рекламном рынке да и вообще в экономике страны наблюдается затишье. В этой ситуации телекомпания пока не ощутила никакой конкуренции со стороны производителей других видов рекламы - наружной, в печатных СМИ и т.д. По его словам традиционное оживление экономической жизни в сентябре-октябре более ярко покажет тенденции рекламного рынка. Сергей Филипчук не исключил обострения конкуренции со стороны производителей других видов рекламы.

"Однако, мне кажется, что нынешнее снижение объемов заказов - явление временное, - отметил Сергей Филипчук. - Подобные тенденции в России характерны не только для рекламы, но и для всего рынка в общем. Так, когда у нас в очередной раз резко поднимаются цены на бензин, происходит спад его потребления, а затем объемы возвращаются на прежний уровень. Думается, что через некоторое время начнется рост заказов на рекламу и соответственно увеличатся рекламные бюджеты компаний".

Сергей Филипчук заявил, что у телекомпании не возникало никаких проблем с контролирующими органами, так как "АИСТ неукоснительно соблюдает все нормы существующего законодательства". При этом он отметил, что сокращение средств, получаемых телеканалами от рекламы, безусловно, ведет к снижению расходов на производство программного продукта и падению его качества. Телевизионщики до сих пор не могут понять необходимость некоторых введенных норм.

"Эти нововведения для нас конечно очень неудобны и нелогичны, - заявил Сергей Филипчук. - Мне, например, до сих пор непонятно решение вопроса об обозначении спонсорства со стороны коммерческих структур. Согласно изменениям отныне обязаны ставить не логотип (бренд) спонсора, а указывать ФИО владельца той или иной компании. В таких действиях абсолютно непонятна логика, которой руководствовались, принимая это решение".

Телекомпания АИСТ - первая в Восточной Сибири негосударственная телекомпания, создана в 1990 году. Первоначально работала в эфире несколько часов в сутки. В 2000 году ее сетевым партнером стал канал REN-TV, и телекомпания перешла на круглосуточное вещание. В ноябре 2004 года перешла на собственное 24-часовое программирование эфира.