Геннадий Кокоев - независимый экономист (Южная Осетия)

ИА REGNUM: Г-н Кокоев, несмотря на наличие военной угрозы в Южной Осетии наблюдаются положительные экономические тенденции: рост производства на ряде предприятий, повышение заработной платы. Как бы Вы охарактеризовали экономическое развитие Южной Осетии?

Да, несомненно, за последнее время удалось сделать рывок вперед. Но хочу отметить - и развитие всей республики в целом, и уровень жизни южных осетин был бы намного выше, если бы не агрессивная политика со стороны Грузии. Следует отметить, что еще в 1989-1992 гг. Южной Осетии был нанесен непоправимый урон - были разрушены деревни, сожжено большое количество домов, угнаны скот и транспортные средства. В Гори были похищены финансовые средства, которые шли в Южную Осетию. Деньги, положенные Южной Осетии по страхованию, суммы компенсации после землетрясения, все это также пропало. На железнодорожной станции, откуда в Южную Осетию поступали производственные грузы, было разгружено много технологических линий и другого производственного оборудования. Все это в последствии было установлено на предприятиях Грузии.

Сегодня, мало кто любит вспоминать, о тех соглашениях, которые были достигнуты российской и грузинской сторонами сразу после прекращения боевых действий в Южной Осетии. Именно тогда стороны пришли к соглашению, что агрессор должен возместить ущерб, нанесенный в ходе конфликта. Но ни одной копейки грузинская сторона Южной Осетии не возместила. Следует еще добавить и события 2004 года. Экономистами Южной Осетии уже подсчитан материальный ущерб, нанесенный в этот период в ходе военного противостояния - это порядка 8 миллионов рублей, не говоря о подорванном доверии и человеческих жизнях. Поэтому, анализируя уровень жизни в Южной Осетии, надо учесть, что прошедшие 12 лет - слишком короткий срок, чтобы выходить из катастрофической ситуации. Следует также отметить, что агрессивная политика Тбилиси нанесла ущерб не только Южной Осетии, но и грузинской стороне. Ведь только через малый бизнес начали налаживаться нормальные отношения между грузинами и осетинами. Люди вместе работали на приграничных территориях, занимались совместным мелким оптовым бизнесом. На данный момент исчезло не только сотрудничество, исчезло доверие, и это очень печально.

ИА REGNUM: Сегодня первостепенной задачей для правительства Южной Осетии является привлечение инвесторов. Как Вы считаете, есть ли иные пути для оздоровления югоосетинской экономики?

Нормальный инвестиционный климат, конечно, необходим. Но сегодня наша первоочередная задача - обеспечение собственного местного рынка. Весь наш внутренний рынок сегодня принадлежит импортерам и все, что мы потребляем, завозится извне. Я вижу проблему не только в инвестициях, но и в вопросах, связанных с менеджментом. У нас постоянно военная проблема, проблема обороноспособности, практически нет времени, чтобы сосредоточится и продумать, как же нам вести свое хозяйство. Переход к рыночной экономики не безболезнен и требует новых подходов, каких-то новых неординарных применимых только в наших условиях решений. Копировать российский, американский или японский опыт не целесообразно. Южная Осетия - государство со своим менталитетом. Мы должны собраться и продумать, что для нас более всего приемлемо - учесть потребности нашего населения, начиная с предметов первой необходимости, создать оптимальное количество рабочих мест. Ведь у нас достаточно много свободных производственных площадей.

ИА REGNUM: Вот уже более 2 лет как перестал функционировать оптовый рынок на границе Южной Осетии и Грузии - рынок, который являлся источником заработка для сотен грузин и осетин...

Да, там было занято достаточное количество продавцов, работников общепита, транспортников. Этот рынок содержал не только весь горийский район Грузии, туда съезжались со всей Грузии. И до сих пор простые люди стараются наладить и поддерживать отношения. Я категорически не согласен с заявлениями грузинских властей о том, что этот рынок был источником контрабанды. Ведь есть такое понятие как оффшорная зона экономического предпринимательства. Такие зоны свободны от налогообложения, они создаются для решения каких-то определенных задач. Получение налогов, денег здесь не главное. Этот рынок был создан самими предпринимателями без участия правительств Грузии или Южной Осетии.

ИА REGNUM: На сегодняшний день с Грузией прекращены все контакты в экономической сфере?

Практически да. Грузинским фирмам не разрешается покупать товар у южноосетинских предпринимателей. Видимо грузинская сторона придерживается принципа, что, покупая товар враждебного государства, вы тем самым поддерживаете его экономику. А ведь для всех грузинских сел в Южной Осетии Цхинвал был всегда рынком сбыта. Их продукция могла конкурировать с продукцией целых наших заводов. Использую подпольные цеха, воруя электроэнергию, не оплачивая налоги, грузины поставляли в Цхинвали например лимонад или шампанское по более низкой цене, чем продукция завода. Они имели прекрасный рынок сбыта в нашем городе и отличные доходы. И даже сегодня, несмотря на все препятствия в Южной Осетии грузины по-прежнему скупают осетинский сыр, пиво, мясо. Так что политика разделения не имеет будущего.

ИА REGNUM: Руководство Южной Осетии взяло курс на реабилитацию ряда промышленных предприятий, но большинство заводов все же остаются нерентабельными. Рассматриваете ли Вы их приватизацию как выход из сложившейся ситуации?

Вопрос приватизации много раз обсуждался. Мнения по этому поводу разделяются - одни за приватизацию, другие за умеренную приватизацию, а третьи категорически против. Помимо теории, международного опыта надо еще хорошо знать собственную экономику, чтобы этот вопрос решить. Я считаю, что малую приватизацию проводить необходимо. У нас много объектов торговли, бытового обслуживания, фармацевтических точек. Все это надо отдавать в малый бизнес. Что касается продажи крупных стратегических объектах, которые базируются на местном сырье, я не думаю, что от этого что-либо изменится в лучшую сторону. У нас много нерешенных проблем с ввозом и вывозом продукции, с таможней. Когда покупают завод, не всегда преследуется цель его задействования. Исходя из политической ситуации, существует опасность того, что наши заводы будут скуплены подставными лицами, т.к. у нашего населения нет средств, чтобы купить завод или хотя бы часть его.