Россия, Казахстан, Белоруссия - ядро ЕвраАзЭС. Окончательная оценка аварии "Днепра" ожидается не ранее сентября. Эхо путинского указа: власти Казахстана ищут новые подходы в миграционной политике, стремясь удержать некоренное население. Замораживание заработной платы как панацея от "перегрева экономики". Найдено объяснение "казахстанскому чуду" - укреплению доллара. Ведущие экономические структуры Казахстана... занимаются плагиатом?

Внешние связи

"Неформальный саммит выявил и обозначил круг стран, реально заинтересованных в развитии интеграционных процессов, и отношения между ними получили новый импульс, - прокомментировал "Central Asia Monitor" итоги саммита заведующий отделом внешней политики Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Аскар Нурша. - Прежде СНГ и ЕврАзЭС часто критиковали за отсутствие практических результатов от саммитов и неформальных встреч. Те реальные соглашения в экономической области, которые были подписаны Казахстаном и Россией, показывают пример практического взаимодействия и дееспособности экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и наглядно демонстрируют возможность создания единого экономического пространства. Требуется лишь политическая воля и взаимный учет политических и экономических интересов. Другой важный урок саммита - отношения должны строиться на рыночных принципах и взаимной выгоде".

По мнению эксперта, для Казахстана итоги саммита можно назвать успешными, прежде всего, на двустороннем уровне - Казахстан-Россия. Относительно других стран, полагает Нурша, приход Виктора Януковича смягчит трения в российско-украинских отношениях. Возможно, удастся найти более конструктивную формулу взаимодействия по "газовому вопросу". Однако кардинально решить существующие в двусторонних отношениях проблемы, а значит, приблизить Украину к ЕЭП, в ближайшее время не удастся. Россия не намерена льготными отпускными ценами на газ субсидировать прозападный дрейф Украины. Для Украины участие в ЕврАзЭС должно гарантировать прогресс в отношениях с Россией на двустороннем уровне, в частности, по вопросу демаркации и создания транспортного энергетического коридора через украинскую территорию. Хотя не исключено, что в связи с тяжелым положением украинской экономики правительство В.Януковича решит довольствоваться "синицей в руках", воспользовавшись несомненными выгодами общего экономического пространства. К этому решению Украину может подтолкнуть скептическое отношение стран "Старой Европы" к приему новых членов ввиду обозначившихся "пределов расширения Еврозоны". Европейский Союз, похоже, берет паузу, что весьма некстати для Украины". И все же, полагает политолог, "дальнейшее углубление экономической интеграции на пространстве ЕврАзЭС, очевидно, будет проходить в рамках интеграционного ядра - Казахстан, Россия, Беларусь, к которым со временем присоединятся по мере готовности страны Центральной Азии". "Участие таких государств как Украина, Молдавия и Грузия будет приветствоваться, но необоснованных иллюзий уже никто не питает", - убежден он.

"Казахстанская правда" отмечает высказывание Владимира Путина о том, что "...вхождение в первоначальный состав ТС лишь трех участников Евразийского экономического сообщества вовсе не означает, что для других государств такая возможность исключается. По мере выравнивания степени унификации законодательной базы остальные участники сообщества также смогут войти в единое таможенное пространство. В этом плане участники саммита подтвердили хорошие перспективы Республики Таджикистан, которая по степени унификации межгосударственных соглашений нисколько не уступает лидерам интеграционного поля". Однако, замечает "Казправда", "...в настоящий момент вступление в Таможенный союз этой республики сдерживается исключительно отсутствием общих границ с Беларусью, Россией и Казахстаном". "В связи с этим президент Таджикистана Эмомали Рахмонов выразил надежду на активную позицию в этом вопросе соседних Узбекистана и Киргизии", - пишет издание.

Еще одним "...ключевым пунктом переговоров были нюансы создания общего энергетического рынка, водноэнергетического регулирования и совместного использования водноэнергетических ресурсов стран Средней Азии, - продолжает газета. - Этот вопрос достался ЕврАзЭС в наследство от Организации "Центральноазиатское сотрудничество", которая, как известно, недавно "поглотилась" сообществом. В этом же разделе повестки дня рассматривались перспективы сотрудничества в атомной энергетике. И в ней Казахстан и Россия демонстрируют устойчивое лидерство. Подписанные три двусторонних меморандума по взаимодействию в области развития мирного атома открывают перед нашими странами широкие перспективы для максимального использования потенциала в этой сфере. Важным событием на встрече в "Бочаровом ручье" стало и юридическое оформление вопроса присоединения Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности. Соответствующее решение было единогласно одобрено и подписано всеми главами государств - участников ЕврАзЭС. Комментируя его, президент Узбекистана Ислам Каримов сказал о том, что оно окончательно и бесповоротно".

Полное подключение Узбекистана к ОДКБ отмечает "Литер": "...Саммит... запомнился не только форсированием интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но и вхождением в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) нового участника". По мнению издания, "вступление Узбекистана в ОДКБ хорошо сочетается и с кадровыми перестановками, произошедшими в кулуарах власти этой страны. В конце прошлого года поста министра обороны лишился Кадыр Гулямов, который ориентировался на партнерские отношения со странами Запада и США. При его участии на бывшей советской авиабазе Ханабад комфортно расквартировались американские военные. Стоит отметить, что Гулямов был единственным гражданским министром обороны в Центрально-Азиатском регионе, который пришел в ведомство из научной среды. А совсем недавно в Ташкенте появился новый глава внешнеполитического ведомства: на смену Эльеру Ганиеву пришел Владимир Норов. Данные рокировки связаны с теми переменами, которые произошли в последние месяцы во внешнеполитическом курсе Узбекистана". В то же время, пишет газета, открытым остается вопрос, изменит ли Узбекистан свое отношение к соседям по региону после вступления в ОДКБ? Ведь "...узбекско-казахстанская граница занимает далеко не первое место по своей протяженности, но продолжает лидировать по чрезвычайным происшествиям". Говоря об итогах встречи для Казахстана, "Литер" обращает внимание на то, что "Казахстан теперь может стать не только одним из серьезных игроков на рынке "черного золота", но... и на рынке "голубого" топлива".

"Панорама", комментируя прошедшее событие, отмечает: "Не добившись желаемого вступления в ВТО, Россия форсирует создание Таможенного союза". При этом, "как и ожидалось, самыми безоблачными для Кремля были переговоры с президентом Казахстана, который даже пошутил: "Я, по-моему, по визитам в Россию уже перебрал".

В те же дни в Астане было подписано Соглашение о техническом сотрудничестве между российским федеральным казначейством и казахстанским Министерством финансов. Как сообщают "Известия-Казахстан", россиян заинтересовал опыт казахстанского казначейства. "Заинтересованность россиян во внедрении единой информационной системы в казначейскую систему вполне понятна: российское казначейство представляет собой разветвленную и потому достаточно трудно управляемую систему. К примеру, если в казахстанском казначействе работает чуть более 4000 сотрудников, которые обслуживают около 15 тысяч государственных учреждений, то российское аналогичное ведомство состоит из 50 тысяч служащих, обслуживающих порядка 40 тысяч госорганов, а также все 89 субъектов Российской Федерации с их многочисленными муниципальными органами. В итоге, по словам заместителя руководителя федерального казначейства Алексея Попова, количество получателей в органах федерального казначейства в общей сложности зашкаливает за 300 тысяч - в зависимости от разных видов кассового обслуживания того или иного субъекта, муниципального образования. Сюда же следует прибавить большую удаленность некоторых субъектов Федерации от Москвы, что затрудняет контроль центрального аппарата над их территориальными управлениями, входящими в казначейскую систему. Все это подтолкнуло россиян после выделения их казначейства из состава Минфина в 2005 году задуматься об автоматизации процесса. Благо, ходить за позитивным опытом далеко не пришлось...".

Систему казначейства разработал и внедрил в Казахстане один из мировых производителей программного обеспечения - "Оракл" и "Хьюлетт-Паккард" при поддержке Всемирного банка. "Участники делегации отметили, что система казначейства РК признается многими экспертами лучшей на территории СНГ", - отмечает "Панорама".

Также на днях в Астане состоялась пресс-конференция представителей комиссий, расследующих причины аварии ракетоносителя "Днепр". "Россия готова компенсировать Казахстану ущерб, нанесенный аварией "Днепра", пообещал глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов..., - сообщает "Панорама". - Объем компенсации должны определить правительственные комиссии двух стран. При этом г-н Перминов уточнил, что ущерб будет "выплачиваться страховыми компаниями"... Заявлено, что окончательная оценка аварии ракетоносителя появится не раньше сентября: "Глава "Роскосмоса" считает, что определение ущерба будет происходить "длительный период", а "к следующему заседанию наших комиссий в сентябре мы сможем обменяться мнениями". Со своей стороны Казахстан намерен продолжать сотрудничество с Россией в космической отрасли. Еще одна участница пресс-конференции с казахстанской стороны - министр образования и науки Бырганым Айтимова "...сделала ответный реверанс, подчеркнув, что "самым важным партнером Казахстана в развитии космической техники была, есть и будет в перспективе Россия". И в этот же день "...члены российской "космической делегации" встретились с премьер-министром Даниалом Ахметовым, с которым обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества в космической сфере. Так, глава кабмина объявил о готовности РК к партнерству с "Роскосмосом" в проекте создания глобальной системы спутниковой навигации "ГЛОНАСС". Кроме того, на совещании были обсуждены проекты создания спутниковой системы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), а также рассмотрено текущее состояние проектов строительства космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек" и авиационно-космического комплекса "Ишим", строительства второго казахстанского спутника связи и телевещания KazSat-2... В отношении последнего "российские специалисты утверждают, что готовы запустить спутник в 2009 году", а премьер-министр республики Д.Ахметов поднял вопрос "о необходимости резервирования аварийных каналов для двух казахстанских спутников".

"Новое поколение" продолжает выяснять, чем может обернуться падение "Днепра" и последующий разлив высокотоксичного горючего на землю. На вопрос о количестве гептила, ушедшего в землю в результате аварии, изданию ответил директор Центра физико-химических методов исследования и анализа (при КазНУ имени аль-Фараби) Михаил Наурызбаев, который в составе экспедиции вместе с российскими коллегами был на месте аварии и падения частей ракеты, исследовал грунт. По его данным, "26,7 тонны гептила не взорвалось, а разлилось". "Первые пробы брали на глубине 70 сантиметров, и они ничего не дали. Дело в том, что там песчаный грунт и гептил легко уходит сквозь него до влажности. На глубине трех метров мы его все-таки нашли и доказали, что он там есть", - пишет газета. При этом "ученый отмечает, что гептил обладает высокой текучестью: попав на землю, он сразу же уходит до влажности, растворяется в воде и, что интересно, когда идет дождь, поднимается вверх". "Кроме того, - говорится в статье, - гептил невероятно "прилипчив" к тому месту, где он оказался. Российские ученые, исследующие это вещество, находят его уже в течение 34 лет на одних и тех же местах. М. Наурызбаев считает, что масштабы аварии и последствий для людей, животных и окружающей среды в целом не завышены: подземные воды действительно могут разнести гептил на большие расстояния. Трудно даже предположить, каковы отдаленные последствия этого процесса".

Специалисты, опрошенные изданием, "...утверждают, что достойной (продуктивной, эффективной) замены гептилу пока нет. Вернее, пара "кислород - водород" - экологически более чистое топливо - ракетчиков не вполне устраивает, а влияние на здоровье человека новых разработок (к примеру, "Омар") еще не изучено. Также наши анонимные специалисты утверждают, что международные стандарты по отношению к гептилу довольно лояльны, и, если уж начистоту, экологические проблемы - это головная боль России и Казахстана. Та же Америка, говорят они, участвует в запуске "Днепра" со своими спутниками, а на каком топливе это происходит, ее не волнует". "НП" отмечает, что созданные в 70-х годах прошлого столетия российские ракеты, которые взлетают с Байконура, "...обладают "уникальными" характеристиками с точки зрения ракетчиков и с точки зрения своей стоимости, но вряд ли создатели ракеты в советское время хоть сколько-нибудь задумывались об экологической безопасности своего детища". Газета резюмирует, что "...Кызылординская область лидирует по многим заболеваниям в Казахстане. Неблагоприятная экологическая обстановка накладывает свой отпечаток на здоровье людей. Как скажется на нем произошедшая авария - это теперь вопрос времени".

Демография и миграция

СМИ сообщают о демографическом "прорыве", зафиксированным в Казахстане этим летом. 11 июня Агентство Республики Казахстан по статистике зарегистрировало 9-миллионного жителя казахской национальности. "Известия-Казахстан" пишут, что им признана "...девочка по имени Асем, рожденная первой из... двойни и зарегистрированная первой 10 июня 2006 года Индерборской поселковой администрацией. Родившийся после Асем и зарегистрированный вторым ее брат Асет открывает счет десятому миллиону". Ранее Агентство по статистике сообщало о том, что численность казахов в стране на 1 июля текущего года составляла 9 008 016 человек. Газета поясняет, что "в связи со знаменательным событием, имеющим историческое значение для нации и страны в целом - рождением 9-миллионного казаха в стране, Агентство по статистике в целях определения его личности произвело, в соответствии с методологическими разработками, статистическую обработку демографической базы данных, основанных на сведениях, полученных от уполномоченных органов по регистрации гражданского состояния населения и служб миграционной полиции страны за январь - июнь 2006 года". "В результате было определено, что численность казахов на 10 июня составила 8 999 777 человек, - говорится в заметке. - Кроме того, стало известно, что 10 июня органами загс зарегистрированы 191 родившийся и 62 умерших казаха, службами миграционной полиции зарегистрированы 129 казахов, прибывших из-за рубежа, и 1 казах, выбывший за пределы страны. В итоге численность казахов, увеличившись 10 июня на 257 человек, на 11 июня составила 9 000 034 человека. Таким образом, Агентство по статистике определило, что 9-миллионный казах страны зарегистрирован 10 июня 2006 года".

В то же время правительство страны озабочено возможными миграционными процессами, которые может вызвать миграционная политика российских властей (в связи с указом Путина "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом").

"Правительство должно адекватно отреагировать на недавние изменения миграционной политики России, - сообщает "Панорама". - Этот вывод сделал премьер Ахметов, подводя итоги заседания, посвященного социально-экономическим показателям первого полугодия текущего года". В настоящее время в Казахстане "...ситуация в области рождаемости "переломила тенденции" последних 15 лет". Однако "крайне острой проблемой остается высокая смертность населения": "В расчете на 1000 человек показатель смертности составляет, по данным за 2005 год, 10,4 человека, причем он является максимально высоким за последние 9 лет". По продолжительности жизни Казахстан занимает место в конце первой сотни государств мира (96-е место)". Как сообщает газета, "помимо медицинских мер, по мнению Даниала Ахметова, демографическая ситуация может быть изменена в результате продуманной миграционной политики. По его данным, за 2005 год Казахстан вышел на "относительно высокое положительное сальдо "миграции в размере 22,7 тысячи человек. Он напомнил, что за период с 1991-го по 2003 год чистая "миграционная убыль" населения составила 2,85 млн человек, и только в 2004 году мы впервые добились позитивного миграционного сальдо в размере 2800 человек". Однако у властей есть опасение, что "...в свете последних изменений в демографической политике России, направленной на стимулирование притока внешних мигрантов, Казахстан может столкнуться с проблемой оттока квалифицированного населения некоренной национальности. Несмотря на позитивное сальдо миграции, в Казахстане не прекращается чистый отток населения некоренной национальности". В связи с этим глава кабмина поручил Министерству труда и социальной защиты совместно с другими уполномоченными органами разработать "новые подходы в области миграционной политики".

"Ветер перемен, к которому призывает путинская администрация, для большинства казахстанских русских не стал попутным, - пишет "Central Asia Monitor". - Идея массового возращения на историческую родину не столько пугает русскоязычное население, сколько настораживает". И в то же время главным вопросом для русскоязычного населения является языковой. "Главным для нас сегодня является вопрос языка, - заявил руководитель "Русской общины Казахстана" Юрий Бунаков. - Этот вопрос чрезвычайно сложный, тонкий и деликатный со всех точек зрения. Еще на IX сессии Ассамблеи народов Казахстана я ставил вопрос о соблюдении конституционного статуса русского языка. И надо сказать, президент, поддержав мое выступление, поручил правительству принять соответствующие меры. В то время "Русская община Казахстана" даже создала группу специалистов, которые проанализировали ситуацию в сфере соблюдения конституционных прав, норм закона "О языках", других законодательных актов, придя к выводу о том, что все эти документы не препятствуют развитию русского языка, хотя во многом и допускаются нарушения. Соответствующие предложения, касающиеся распространения информации и ведения делопроизводства на двух языках, поступили в правительство, но чиновничество сделало все для того, чтобы спустить поручение президента на тормозах". Представители русских организаций, "...в частности, руководитель славянского движения "Лад" Иван Климошенко, полагает, что введение двуязычия камня на камне не оставило бы от проблемы".

"Русские общественные объединения РК не намерены агитировать казахстанских славян за переселение в Россию, - продолжает тему "Панорама". - Первая совместная конференция представителей Русской общины Казахстана, Славянского движения "Лад", Союза казаков Семиречья, Союза казаков Степного края прошла в Доме дружбы в Алматы 11 августа". На конференции, "...в которой участвовали 110 представителей русских, славянских и казачьих организаций из разных регионов Казахстана, было недвусмысленно заявлено, что переселение - дело добровольное, но агитировать за него никто не собирается в Казахстане. И к инициативе Москвы отношение достаточно настороженное". Юрий Бунаков, давая оценку самой российской программе, отметил, что "о ее эффективности говорить еще рано. "Потому что на сегодня в программе федерального правительства по привлечению русских из ближнего зарубежья говорится, что все субъекты РФ должны выработать аналогичные программы на местах. Тогда будет ясно, насколько там решаются проблемы, которые связаны с основными чаяниями русских переселенцев. Это работа, жилье, социальные условия. Если Россия проявит в этом отношении щедрость, то программа начнет работать эффективно", - полагает г-н Бунаков. Одновременно глава Русской общины РК считает, что в этом вопросе важна и роль руководства республики. "Эта программа Москвы начнет работать еще более эффективно, если наши казахстанские власти не услышат тех наших проблем, о которых мы постоянно говорим, и не будут их решать". При этом он заявил: "Нам бы очень хотелось, чтобы нас услышали. Тогда мы будем готовы вести антипропаганду против переселения трудоспособного русского населения за пределы Казахстана в Россию". Издание сообщает, что участники конференции одобрили открытое письмо к президенту Казахстана, "в котором излагались основные проблемы, существующие у русской диаспоры. По мнению руководителей общественных организаций, к ним относятся, в первую очередь, повсеместный и форсированный перевод делопроизводства на государственный язык и одновременно отсутствие реальной помощи в обучении молодежи казахскому языку, затягивание строительства Русского дома в Алматы и другие".

"Газета.kz" напоминает, что указ президента Российской Федерации №637 от 22 июня 2006 года "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" - не первый государственный документ такого уровня, призванный поддержать соотечественников, оказавшихся за границей, и облегчить их возвращение в Россию. Народ после распада СССР оказался разделенным. За пределами Российской Федерации остались более 25 миллионов этнических русских. Если сравнивать российский народ с другими народами мира с точки зрения интегрированности в единое государство, то в Китае сегодня проживает 97 процентов китайцев от общего числа населяющих планету представителей этой нации, хиндустанцев в Индии соответственно 99,7 процента, а из всех разбросанных по планете русских в России живет 77 процентов. То есть практически каждый четвертый русский проживает за пределами родины. Такое положение дел не могло не влиять на ситуацию в самой России". Газета пишет, что "...перспективы нынешнего проекта довольно туманны и, по мнению политологов и экономистов, непривлекательны. Соотечественников российские власти готовы принять не везде, а лишь в строго определенных регионах. Это Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области. Сомнительно, что большинство из этих регионов окажутся привлекательными для здравомыслящих, к примеру, алматинцев и других жителей мегаполисов стран СНГ. Компенсации при переезде (оплата контейнеров с вещами, к примеру) получат тоже далеко не все категории переселенцев. В кулуарах многие представители славянских и других организаций высказывали однозначное мнение - все, кто хотел, уже уехали. А значит, идея российского правительства может стать "мыльным пузырем", выделенные же на национальный проект деньги можно было бы потратить с куда большим толком".

"В Российской Федерации принята государственная программа "содействия переселению соотечественников из-за рубежа". Из-за какого "рубежа", конкретно не сказано, - размышляет "Деловая неделя". - Может быть, имеется в виду, что пора ликвидировать последствия печально известной "утечки мозгов" - возвращение в страну бежавшей некогда из нее интеллигенции. Не исключено, что это акт помощи русским и русскоязычным гражданам, подвергающимся репрессиям по этническому признаку в странах ближнего зарубежья. Или же - привлечение в Россию квалифицированных специалистов, для подготовки которых не требуется ни средств, ни денег. Или молодых людей, которые с одинаковой ловкостью могут управлять рычагами трактора или танка. По мнению автора "ДН", "если мы серьезно говорим о демократии, то граждане Казахстана сами должны и могут выбирать их место на этой планете. Будь то историческая родина с теленочком на фоне реченьки, Бельгия, откуда возвращают в наручниках, богатая, но агрессивная Америка, зеленая, спокойная Новая Зеландия. Или степи, горы, знакомые улицы, скверы; сознание того, что ты кому-то нужен, твои знания и умения востребованы. Лозунг "Космополиты, убирайтесь в Космос" пора положить на пыльную полку истории. И торговаться по этому поводу... неуместно". Кроме того, газета приводит статистику: "по данным Всесоюзной переписи населения в 1989 году в Казахстане проживали 16 миллионов 538 тысяч человек. Из них казахов - 6 миллионов 535 тысяч человек. По последним данным, население страны составляет 15 миллионов 300 тысяч, русских - 25,9%".

Экономика

Правительство Казахстана обнаружило факторы роста инфляции и все признаки "перегрева экономики", о чем на минувшей неделе во время очередного заседания кабмина заявил Даниал Ахметов. В связи с этим премьер-министр считает необходимым создание рабочей группы для выработки комплекса мер по преодолению перегрева. Министерству экономики и бюджетного планирования поручено в течение недели определить состав рабочей группы. В то же время наряду с указанными проблемами, нынешние экономические показатели называются "оптимистичными".

"Выступивший с докладом об основных показателях развития экономики вице-министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов заявил, что их анализ позволяет прогнозировать реальный рост ВВП по итогам 2006 года в размере "не менее 9%", а ВВП на душу населения - "около $5200" (в 1,4 раза выше показателя 2005 года), - передает "Панорама". -... Г-н Кусаинов отметил, что рост произошел "в основном за счет несырьевых секторов.., хотя поступление доходов от сырьевых секторов в экономику играет немаловажную роль". Он привел данные Агентства по статистике, согласно которым в I полугодии рост ВВП к аналогичному периоду прошлого года составил 9,3%. Половина этого роста была обеспечена за счет сферы услуг. Торговля обеспечила 13%, транспортные услуги - 6%, услуги связи - 5%, услуги по операциям с недвижимым имуществом и аренде - 16% роста ВВП. Производство товаров обеспечило около 41%, при этом вклад промышленности составил 16%, сельского хозяйства - 1% и строительства - 24%".

Как было отмечено на заседании, с начала года в номинальном выражении тенге укрепился к доллару на 11,48%, инфляция в первом полугодии в среднегодовом выражении составила 8,7%, что "на 1,4% выше запланированного программой правительства максимального уровня в 7,3% и показателя инфляции за аналогичный период 2005 года". Цены на продовольственные товары увеличились на 9,5%, непродовольственные товары - на 6,5%, платные услуги населению подорожали на 9,6%. "Такие показатели вынуждают Министерство экономики признать возможность роста инфляции по итогам года на 8,5%, - продолжает газета. - Ранее МЭБП заявляло, что уровень среднегодовой инфляции в текущем году ожидается в коридоре 5,7-7,6%. Уже сейчас в Алматы, Астане, Атырауской области, по данным г-на Кусаинова, инфляция достигла 10-12%. Причины роста инфляции стандартны - рост внешних заимствований, прежде всего за счет банков второго уровня. В числе других структурных факторов Минэкономики называет развитие аграрного сектора в регионах, "в котором сохраняется высокая затратность, низкая производительность и недостаточно развитая инфраструктура сбыта продукции". Еще одним фактором роста инфляции министерство считает "недостаточный уровень конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг в регионах, где часто имеет место ценовой сговор участников".

Ахметов "...обозначил основные "индикаторы перегрева": многократное превышение номинальных темпов роста основных макроэкономических показателей над реальными (к примеру, за истекшие шесть месяцев темп номинального роста ВВП достиг 31,4 процента, превысив реальный почти в 3,5 раза), - пишет "Казахстанская правда". - Экспорт и импорт тоже в основном растут в номинальном отношении - за счет увеличения цен"... Но наибольшее количество вопросов все же вызвали монетарные причины. Так, эксперты констатируют стремительное расширение денежной массы (на 31 процент за шесть месяцев), увеличение объемов внешнего заимствования банковского сектора и настоящий кредитный "бум": сумма выданных займов составила 63 процента к полугодовому ВВП - это своеобразный рекорд". Газета также сообщает, что глава правительства раскритиковал работу МЭБПа и Нацбанка: "Они так и не представили расчеты влияния всех факторов на инфляцию", хотя "конкретные поручения были розданы и зафиксированы в протоколе заседания Правительства еще 25 апреля", "до сих пор точный анализ структуры инфляции не произведен. Все принятые за полгода антиинфляционные меры, в том числе повышение ставки рефинансирования, фактически взяты из пакета рекомендаций Международного валютного фонда. М. Кусаинов сослался на рабочие сложности и разные методики оценок министерства и банка. На поиски консенсуса и выработку единой методики глава Правительства отвел месяц".

Ахметов считает, что "работа по регулированию и мониторингу инфляционных процессов ведется слабо: "Специальная рабочая группа по данному вопросу по инициативе Министерства финансов была упразднена, и работа в данном направлении была переведена в рамки Совета по экономической политике, рабочим органом которого является Министерство экономики и бюджетного планирования", - поясняет "Панорама". - "Тем не менее, конкретных результатов работы по мониторингу и регулированию инфляционных процессов не видно". "...За четыре месяца ни Минэкономики, ни Нацбанк так и не смогли сделать точный анализ структуры инфляции - имеет ли она монетарную природу или связана с проблемами низкой производительности, слабой конкурентной среды, высокими издержками, - пишет "Новое поколение". - Национальный банк констатирует, что оценить вклад монетарных и немонетарных факторов в формирование инфляции по отдельности не представляется возможным. По оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования, наоборот, рост инфляции на 85 процентов можно объяснить ростом денежной массы. Но самое интересное заключается в том, что все их рекомендации, представленные в правительстве, - это точная копия аналогичных рекомендаций МВФ, данных Казахстану более года назад. Получается, что две ведущие экономические структуры страны - то ли от незнания, то ли от непонимания проблемы - занимаются элементарным плагиатом".

Тем временем, Национальному банку приходится разъяснять изменения на валютном рынке, а именно, резкое укрепление американского доллара вопреки мировым тенденциям и прогнозам. "Смену тенденций в динамике курса тенге Национальный банк связывает с действием двух факторов, которые привели к росту спроса на иностранную валюту, - поясняет "Деловая неделя". - Во-первых, со второго полугодия изменился механизм формирования и использования средств Национального фонда, и изменение тенденции произошло после так называемой "налоговой недели", которая характеризуется повышенным спросом на тенге. Поэтому возможно, что после уплаты налогов экономические субъекты увеличили спрос на иностранную валюту, говорится в пресс-релизе Национального банка. Кроме того, в конце июля были утверждены новые правила конвертации и реконвертации активов Национального фонда. В соответствии с ними Национальный банк может наряду с продажей иностранной валюты для Нацфонда из золотовалютных активов также покупать иностранную валюту на внутреннем рынке за счет поступивших в Национальный фонд тенге.

В августе Национальным банком были осуществлены 3 операции по покупке валюты на внутреннем рынке для пополнения фонда на сумму 315,8 млн. долларов, что могло способствовать росту американской валюты. Во-вторых, с 12 июля вступили в силу новые правила по минимальным резервным требованиям (МРТ). С 18 июля банки второго уровня стали рассчитывать МРТ в соответствии с новыми правилами, а с 20 июля - начали формировать резервные активы. Изменения в правилах привели к увеличению МРТ, что повлекло рост резервных активов.... Таким образом, по мнению главного банкира (председатель Национального Банка РК - Анвар Сайденов), тенденция роста доллара сложилась на самом рынке, и, возможно, была поддержана действиями Национального банка по покупке большого объема валюты для пополнения Национального фонда. Тем не менее он считает, что долговременный тренд не изменился и рост тенге более реалистичен, поскольку фундаментальные факторы остаются в пользу этого варианта". По мнению "ДН", "динамика курса тенге к доллару в дальнейшем будет во многом определяться действиями Национального банка... Покупка им больших объемов валюты, похоже, только усугубила ситуацию на рынке. Если такие действия продолжатся и далее, то укрепление доллара может продолжиться вопреки фундаментальным факторам, о которых говорил главный банкир".

Министерство экономики и бюджетного планирования собирается в 2008-2009 годах снизить темпы роста реальной заработанной платы. Замораживание называется одним из способов сдерживания инфляции. "И дело даже не в том, что кто-то считает, что казахстанцам вполне хватает того, что они зарабатывают, - поясняют "Известия-Казахстан". - Просто, как выясняется, мы получаем больше, чем отрабатываем. По данным Минэкономики, рост производительности труда ниже, чем рост заработной платы за этот труд. По их данным, заметное различие по этим показателям наблюдалось еще в прошлом году, и этот "перекос" продолжает расти. Как заявил замминистра Минэкономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов, в 2005 году рост производительности труда едва доходил до 9%, в то же время реальная заработанная плата повысилась на 12%. Показатели текущего года находятся в соотношении 8,1% к 9,9%". По данным кабмина, "на первом месте по росту заработной платы - работники финансового сектора. Она составила у них 92 400 ($123,37 на 21.08.06г.) тенге и превысила среднереспубликанский уровень в 2,3 раза. На втором - горнодобывающая промышленность - здесь средняя оплата труда на треть ниже, чем у финансистов. И на третьем - сектор транспорта; связи - 56 867 тенге. Далее идут гостиницы и рестораны - 46 810 тенге. Предпоследние места в этом рейтинге занимают сфера образования и здравоохранения. Здесь цифра не превышает и тридцати тысяч тенге. Но самая низкая заработная плата у работников сельского хозяйства - 18357 тенге. Среди отраслей промышленности наиболее высокооплачиваемыми остаются работники табачного производства, чья зарплата в январе-июне текущего года превысила 138 тыс. тенге, это в 3 раза больше, чем в среднем по отрасли. Добыча сырой нефти и природного газа - 116 тыс. тенге, производство кокса, нефтепродуктов - 62 тыс. тенге. В текстильном производстве и в производстве древесины она составляла от 20 до 31 тыс. тенге, это лишь 45-69% от среднереспубликанского уровня, сложившегося по промышленности в целом".

У "Литера" после заседания правительства сложилось впечатление, что "...в правительстве не все умеют считать, а некоторые - запоминать уже посчитанное". Основанием для подобного предположения стало то, что "...даже в рамках одного мероприятия от министров, членов правительства и даже его главы можно услышать разную интерпретацию одного и того же факта, разные цифры одного и того же показателя". Например, "анализ статистических данных дает основание утверждать, что у нас все растет, в том числе, как это ни печально, инфляция, которая в среднегодовом выражении за первые шесть месяцев этого года уже достигла 8,7 процента, при официальном прогнозе 5,7-7,3. Факты - вещь упрямая, и вице-министру экономики и бюджетного планирования Марату Кусаинову не оставалось ничего, кроме как предположить, что по итогам года она составит порядка 8,5 процента. Напомним, что не так давно премьер-министр Даниал Ахметов настаивал на том, что правительство удержит инфляцию в запланированном коридоре, хотя на тот момент она уже перевалила за 8 процентов и некоторые члены кабмина открыто сомневались в реалистичности заявления премьера". "Кроме того, - продолжает газета, - совершенно очевидные вещи преподносятся выступающими как некое откровение. Так, Марат Кусаинов заявил, что по итогам текущего года реальный рост внутреннего валового продукта (ВВП) в Казахстане составит не менее 9 процентов. Трудно с ним не согласиться, если учесть, что по итогам полугодия этот показатель, по оперативным статистическим данным, уже достиг 9,3 процента. И хотя оперативные данные отличаются от отчетных, а номинальный расчет - от реального, понятно, что годовая цифра меньше полугодовой не будет, во всяком случае ВВП, значительное влияние на который оказывают растущие цены на сырье".

"Новое поколение" констатирует: "Когда лет пять тому назад западные эксперты заикнулись о пагубном влиянии больших денег на "здоровье" казахстанской экономики, местные чиновники лишь отмахнулись: "Нам до этого еще далеко". Ошиблись. Теперь же судорожно пытаются лечить уже въевшийся в поры экономического организма перегрев, не гнушаясь выдавать чужие методы лечения за свои собственные. На этом фоне уже практически незаметна давняя, как независимость, проблема недоосвоения бюджетных средств". Как отмечает издание, "на фоне переизбытка денег в экономке наблюдается странная тенденция: чем больше денег, тем с меньшим усердием государство их тратит. За первое полугодие недоосвоенными остались почти 38 миллиардов бюджетных тенге. Больше всех отличилось Министерство индустрии и торговли, не успевшее освоить 6,9 миллиарда. В черном списке: Минобразования (6,1), Минздрав (3,8), Минкультуры (2,1), Агентство по информатизации и связи (2,1), Минсельхоз и Минобороны (по 1,8), МИД и Минтруда (по 1,3) и Минфин (1,1 миллиарда тенге). Среди причин: неэффективное управление бюджетной программой, несовершенство конкурсных процедур и невостребованность бюджетных средств, некачественное планирование АБП, экономия по текущим расходам. Кстати, больше всего в полугодии страна "сэкономила" на образовании и науке - 4,3 миллиарда тенге".