Владимир Казимиров: "беречь страну" или "любой ценой"? К задаче №1 азербайджанской дипломатии

Баку, 19 Августа 2006, 23:36 — REGNUM  

Владимир Казимиров - посол, в 1992-96 гг. руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, ныне - зам. председателя Ассоциации российских дипломатов. Статья Казимирова отражает его персональную точку зрения на проблемы армяно-азербайджанских отношений.

На прошедшем на днях в Баку совещании глав всех 46 дипломатических представительств Азербайджанской Республики выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев. В любой стране установки главы государства имеют определяющее значение для её дипломатической службы. Над их претворением в жизнь трудятся обычно не один год.

Президент отметил крупные успехи Азербайджана в развитии экономики, в расширении международных связей, важность укрепления отношений с другими государствами, обозначив приоритетный характер отношений с соседними странами.

При обзоре международной обстановки и в свете происходящего на Ближнем Востоке И.Алиев подчеркнул нежелательность событий, влияющих на безопасность людей. СМИ дают цитаты: "Мы должны беречь нашу страну"; "Одной из основных задач нашей внешней политики является снижение до минимума возможного в Азербайджане риска". Сообщения о речи президента и о ходе совещания подтверждают особое значение для Азербайджана мирного урегулирования конфликта в Карабахе.

Всё это надо бы приветствовать как пересмотр или хотя бы корректировку некоторых прежних установок официального Баку. Но так ли это, пока нет уверенности - слишком много противоречий.

Президент подчеркнул "хорошо продуманные принципы внешней политики" Азербайджана. Если речь идёт о высказанных им здравых суждениях, как важно беречь страну, избавлять её от рисков, то кто бы спорил! Но вдруг опять появятся заезженные шапкозакидательские заявления о готовности решить нагорно-карабахский конфликт "любой ценой" или "любым путем"? Ведь первое никак не вяжется со вторым. Из чего же исходить послам?

Может, кто-то высчитал, что новая война с армянами - никакой не риск для могучего Азербайджана? Но налицо свежайшие примеры того, что даже несопоставимое превосходство в силе не гарантирует успеха, тем более быстрого. А Азербайджан - не Израиль и не США. И армянские войска вроде бы не ровня формированиям "Хезбалла" или иракским боевикам. Немало военных экспертов в Баку прямо высказалось на этот счёт.

Быть может, наказы послам - это всерьёз, а то другое - "понарошку", для устрашения супостатов и успокоения соотечественников? Но ведь это "понарошку" как раз ничем не помогает, а лишь затрудняет урегулирование конфликта - казалось бы, задачу №1 азербайджанской дипломатии.

И.Алиев всемерно подчёркивал, что статус Нагорного Карабаха (НК) может обсуждаться лишь после ухода армян с захваченных ими территорий и возвращения вынужденных переселенцев в родные места, в том числе в НК. Даже обсуждаться? Ну, ладно бы - определяться. Почему именно так, президент не раскрыл. А кому предлагается там самая широкая автономия - армянам НК или азербайджанцам? А если азербайджанцам, то почему?

По словам президента, статус должен обсуждаться на основе норм международного права, а также с учётом успешного в этой сфере мирового опыта. Но это слишком общё! Норм международного права - множество. Каких именно? Если послы Азербайджана вместо аргументов будут вещать абстракциями, вряд ли собеседники поймут их.

А то вот, как заявил один из руководителей Милли меджлиса Зияфет Аскеров, "важен один принцип - принцип территориальной целостности". Как же быть с десятком других принципов межгосударственных отношений? Видимо, придётся упразднить, раз Аскеров ещё не успел их выучить. И не знает, что они равноценны и должны браться в совокупности, а не порознь - кому какой нравится. Всё это было бы смешно, когда бы...

Но вернёмся к речи президента и его полемике с армянами, которые добиваются права НК на самоопределение. С учётом того, что армян много и в других странах, И.Алиев вопрошает аудиторию: "В Америке, во Франции, в Краснодарском крае РФ, в Грузии им также будет дано право на самоопределение?" и "Почему Азербайджан должен быть исключением?"

Риторические вопросы звучны, но рискованны: "дьявол" - в деталях. Много ли в этих странах мест, где армяне - большинство населения, как в НК? Тем более столь ярко выраженное (¾)? Где подвергали их в недавние десятилетия выдавливанию, как в Нахичевани и Карабахе, жестким гонениям, как в Сумгаите и Баку? Где ещё им пришлось выдержать почти два десятилетия противостояния и более двух лет ожесточённой войны? Да и не были ли Карабах и Нахичевань спорными ещё с начала прошлого века?

Периоды ожесточения между армянами и азербайджанцами усеяны трагедиями. Азербайджанцы могут справедливо сослаться на жестокость событий в Ходжалы, на выдавливание из Армении. Этому тоже нет оправдания. Но в каких условиях произошли три крупнейших трагедии - Сумгаит, Баку и Ходжалы? В разгар боёв стороны пренебрегли нормами гуманитарного права, и могло произойти всё, что угодно: почти не брали в плен, бомбили и обстреливали города и сёла, зазывали наёмников, вплоть до моджахедов, нарушали договорённости о прекращении огня и т.п.

Сумгаит и Баку были до Ходжалы. И до войны.

Так что по отношению к армянам среди стран, названных И.Алиевым, Азербайджан занял особое место, в самом деле стал исключением. Проблема статуса НК в этом свете действительно крайне важна. Должен ли Баку учитывать всё это и проявлять более гибкий подход? Или упомянутое не имеет никакого значения!? Скажем, перекрывается одним единственным принципом, который выучил г-н Аскеров, не желая знать всех остальных?

А то, что мы видим на Ближнем Востоке - ещё один довод в пользу недопустимости новых рисков, угрожающих безопасности азербайджанского и армянского народов, аргумент в пользу их исторического примирения после мученической и кровавой "ничьей" (Нахичевань - Нагорный Карабах).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Генерал НАТО согласился с Трампом — военный альянс действительно «устарел»
NB!
18.01.17
«Россия протягивает руку Трампу, но не забывает говорить о шпионаже США»
NB!
18.01.17
СМИ: Новейший истребитель МиГ-35 будет представлен в конце января
NB!
18.01.17
Си Цзиньпин предостерег США от «торговой войны» с Китаем
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Деньги на завершение проекта реставрации собора Холмогор выделены
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов