Самая эффективная борьба с дедовщиной - не выносить сор из избы, об этом пишет "Новая газета" в Воронеже" в статье "Молчание солдат". Газета рассказывает о только трех из многих, очень похожих друг на друга, случаях "неуставных отношений в армии".

"Стаса Шнырева нашли повешенным 23 февраля, в День защитника Отечества. В свидетельстве о его гибели подчеркнута графа: род смерти не установлен, но официальная версия склоняется к самоубийству. Военное начальство поспешило сообщить, что солдат не хотел служить и постоянно шантажировал командиров". Матери погибшего Стаса о следствии толком ничего неизвестно, хотя дважды в Борисоглебск приезжал следователь из военной прокуратуры - опрашивал знакомых, родных, друзей, забрал его письма и мобильный телефон. Как отмечает "Новая", по предварительным данным суд по делу солдата Шнырева должен был состояться в апреле этого года - в том случае, если бы нашли виновных в смерти парня. Однако никакого суда не было, виновных не нашлиРазговор мамы Стаса с начальником части, где служил ее сын, не прояснил ситуацию, хотя командир в беседе с ней отметил, что версии происшедшего у него есть, и "скорее всего виноваты старослужащие". Он пообещал разобраться, но вот проблема: старослужащие уже демобилизовались и "найти их теперь не представляется возможным".

По мнению мамы Стаса, Галины Шныревой, дело о смерти ее сына было замято намеренно чуть ли не в день гибели Стаса. "По горячим следам могли бы выяснить многое, но не выяснили ничего, просто потому что раздувать скандал военным не выгодно".

Для воронежца Александра Демченко служба в армии закончилась многочисленными операциями и длительным лечением, которое до сих пор не окончено. Весной 2005 года Александр окончил Воронежскую водолазную школу. Мечтал служить в армии - попасть на флот. Но на флот Сашу не взяли, а отправили в железнодорожные войска, в учебную часть под Рязань. В учебке солдаты осваивали многочисленные строительные специальности: строили дома, дачи, гаражи начальству и полезным для него людям. Никаких денег ребята, само собой, за практически рабский труд не получали - их кормили, а раз в месяц выдавали бритвенный набор, зубную щетку и пасту. Иногда солдаты работали на строительстве многоэтажек для какой-нибудь строительной фирмы - тоже за еду. Из учебной части Александра перевели в роту охраны, затем в минеры. Как рассказывает сам Саша, служилось очень трудно, "деды" свирепствовали, а от командиров помощи ждать не приходилось: прапорщик пил, сержант бил солдат дубинкой. "Однажды Александр дежурил на кухне. Мыл посуду. "Шевелись быстрее", - сержантский ботинок вонзился в ногу. Страшный удар, мгновенная боль. Госпиталь".

Потом служба Александра проходила на заводе железобетонных конструкций. Во время одной из смен с Сашей произошел несчастный случай: открылась опока - форма для отлива цемента, вес около 700-800 килограммов - и ударила парню по ногам. Он смог встать, и после этого еще неделю ходил с подбитыми ногами. О помощи солдату речи даже не шло. Потом у Саши поднялаcь температура, рана начала гноиться, и только тогда его отправили в инфекционную больницу. Родители Саши нашли его с большим трудом - им даже никто не потрудился сообщить, где их сын. Нашли они его в госпитале, в жутком состоянии. Повезли его в город, в больницу, где ему сделали операцию: по словам хирурга, оперировавшего его, еще пару дней, и развилась бы гангрена - тогда ноги 20-летнего парня не спасли бы. После госпиталя парню отказали в отпуске, и он снова отправился на "службу". Но практически через несколько дней раны открылись, Саша вновь попал в больницу, и так несколько раз. В общей сложности он провел в больнице 7 месяцев. И только после этого, во многом благодаря стараниями родных, он был комиссован по состоянию здоровья. Сейчас Саша ходит плохо, только с помощью родных. Что будет дальше - врачи сказать не могут.

Третий герой публикации попросил не называть своего имени, об этом умоляла и его мать. Парень всегда хотел служить, в армию рвался. Врачи его признали ограниченно годным. Он все равно пошел в армию. Через некоторое время, после истязаний "дедами" понял, что больше не может терпеть и убежал домой. До Воронежа добирался трое суток. По совету знающих людей, в Воронеже сразу сделал медэкспертизу, все побои зафиксированы документально. В прокуратуре Воронежского военного гарнизона также были намерены не отдавать парня обратно в часть, откуда он бежал. Но приехали военные из этой части, забрали его. Сказали: если окажется от своих слов и возьмет всю вину на себя - переведут поближе к дому, возможно, даже в Воронеж. Он понимал что это блеф, но подписать отказ его заставили. Итог - срок в дисбате: полгода за то, что издевались над ним.

Больше тысячи предприятий области используют в работе опасные вещества, утверждает "Российская газета - Черноземье" (номер от 17 августа) в статье "Аварийный выход".

В прошлом году в области на опасных производствах произошло четыре крупных аварии, следствием которых стало шесть случаев смертельного травматизма людей. Так, на лискинском мясокомбинате при проведении профилактических работ был поврежден аммиакопровод - в атмосферу попало около тонны вредного вещества, шестеро человек получили отравления. Накануне дня города в Воронеже произошла еще одна авария: при проведении демонтажных работ на земснаряде был поврежден бункер с горючим, возник пожар, после чего взорвался бак с топливом и 17 тонн солярки утекло в водохранилище. Самая крупная авария - 2005 случилась на нефтехимическом предприятии (имеется ввиду завод "Синтезкаучук". - ИА REGNUM): в ходе ремонта в одном из цехов разгерметизировалась емкость, что спровоцировало взрыв и возгорание стирола. Один человек погиб, еще двое были серьезно ранены.

В 2006 году тоже не обошлось без ЧП: в результате взрыва бытового газа - из-за технологических нарушений в его подаче - сгорел жилой дом. В одной из крупных строительных компаний из-за нарушения правил техники безопасности при эксплуатации грузоподъемного крана погиб работавший здесь человек.

По словам руководителя воронежского управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора Бориса Алпатова, факторы, снижающие уровень промышленной безопасности, все те же - старение основных фондов, износ технологического оборудования и низкий уровень организации работ. В Воронежской области находится 1060 предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в составе которых - подъемные сооружения, оборудование, работающее под давлением, объекты, где применяются химические и взрывоопасные вещества.

В энергетическом хозяйстве примерно у 90 процентов котлов превышен срок службы. Согласно прогнозам специалистов, если до 2010 года не предпринять мер по замене оборудования, то к тому времени количество отживших свой век котлов составит 100%. Аналогичная ситуация на городских теплосетях, где около 60 процентов котлов свое уже отработали, но их - за неимением средств на замену и модернизацию - продолжают эксплуатировать.

Лифт тоже является объектом повышенной опасности: лифтовое хозяйство стремительно изнашивается - сегодня около трети городских лифтов пора списать "по старости". Ежедневно из-за разного рода технических неисправностей простаивает 30-50 лифтов плюс еще 270 сегодня пребывают в состоянии "недвижимости" ввиду отсутствия технического освидетельствования.

Среди проблем, связанных с изношенностью оборудования, "РГ" называет автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), которых в области набирается около семидесяти. Количество нарушений тут неисчислимо: начиная с того, что на площадки, где они расположены, не согласован землеотвод, строительство выполнено без проектной документации и без экологической экспертизы, и заканчивая тем, что половина емкостей, в которых находится сжиженный газ, отработали нормативный срок службы. Некоторые, особо "изобретательные", владельцы газозаправок в качестве сосуда для хранения газа используют емкости, предназначенные для аммиака, когда-то списанные в сельском хозяйстве и "модернизированные" под АГЗС. По словам Бориса Алпатова, прекратить эти безобразия достаточно трудно: "Судебные решения по направленным нами требованиям на запрещение эксплуатации таких АГЗС, как правило, принимаются в пользу предпринимателей, а не безопасности". Это при том, что газозаправка куда более опасна, чем та же АЗС: разгерметизация приводит к утечке газа, который, будучи тяжелее воздуха, "расплывается" по земле, и в любой момент может взорваться - первый взрыв станет детонатором нескольких последующих.

В Воронеже - очередной скандал, связанный со строительством очередного же торгового центра. Как пишет областная газета "Коммуна" (номер от 18 августа), в редакцию обратилась группа бывших работников оборонного концерна "Энергия": "Мы по поводу пассажа. Представьте себе, со здания на пересечении улиц Кирова и 20 лет Октября убрали мемориальную доску, которая была установлена в честь космических заслуг нашего родного предприятия. Это же форменное безобразие! Напишите, что общественность возмущается... И главное, расскажите подробнее про этот самый пассаж..."

Как отмечает издание, "возмущенная общественность" имела в виду бывший корпус "Энергии" в Воронеже, в котором будет размещен торговый центр "Пассаж - Солнечный рай". "Реконструируемое здание поразило своей богатой отделкой. Строители, которые выполняли различные наружные работы, оказались неразговорчивы:

- Про мемориальную доску ничего не знаем. Как найти начальство? А вон там номера телефонов указаны..."

Как удалось выяснить "Коммуне", инвестором данного строительного объекта является ООО "Лайнер", а заказчиком - ООО "Викинг-эксклюзив". О "Лайнере" корреспонденту газеты ничего выяснить не удалось, а о "Викинге" стало известно, что у этой фирмы был конфликт с областной инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора. Как пишет "Коммуна", специалисты инспекции имели основания полагать, что компания не располагает не только проектной документацией и необходимыми результатами экспертизы, но даже лицензией на проведение строительно-масштабных работ и на заключение договоров заказа и подряда строительства. При этом специалистов надзора, а также работников милиции, не пускали на объект. Инспекционное предписание о приостановлении строительства до получения документов было проигнорировано.

Тогда руководитель надзора Борис Муромцев направил заявление в районный суд Ленинского района города Воронежа, в котором обосновал необходимость судебного приостановления строительства торгового центра на площадях оборонного концерна "Энергия".

"Короче говоря, руководству ООО "Викинг-эксклюзив" пришлось подсуетиться. Ныне оно, как видим, указывает инвестором малоизвестное ООО "Лайнер", хотя заводские корпуса у концерна "Энергия" выкуплены еще в 2004 году мощным федеральным ритейлером "Перекресток", имеющим сеть одноименных магазинов по всей России".

Издание цитирует заявление руководителя областного Госархстройнадзора Бориса Муромцева: "Я выступаю за то, чтобы наш областной центр реконструировался, чтобы чиновники разного уровня не затягивали подготовку нужных разрешительных бумаг, но и таких нарушений, какие допустило в свое время ООО "Викинг-эксклюзив", в Воронеже не должно быть".

Cейчас здание на пересечении улиц Кирова и 20 лет Октября стало одним из лучших в округе. Его сдача в эксплуатацию намечена на четвертый квартал текущего года. К концу 2007 года должно закончиться строительство торгово-гостиничного комплекса "Петровский пассаж" (в районе Петровского сквера). Кстати, отмечает газета, о данной новостройке не знали ветераны концерна "Энергия", обратившиеся в редакцию. Вернее, они полагали, что пресса периодически рассказывает об одном и тоже пассаже. Но информация о том, что "стоимость пассажа в Воронеже составит 120 миллионов рублей" относится к "Петровскому пассажу", а не к "Солнечному раю". Впрочем, "Солнечный рай", наверняка, обойдется тоже в многомиллионную сумму, ведь общая площадь торгового центра составит около 20 тысяч квадратных метров. Это всего тысяч на пять квадратных метров меньше, чем у "Петровского пассажа" (по проекту), отмечает издание. Как пишет "Коммуна", озадачивает сам факт всплеска в Воронеже интенсивного строительства различного рода гипермаркетов, торговых комплексов и пр., поскольку уровень жизни воронежцев все таки недостаточно высок. В первой половине 2006 года ежемесячный среднедушевой доход по области составил 6 341 рубль 80 копеек, при этом доходы ниже среднего уровня имели 64 процента населения. Средний размер трудовой пенсии с 1 августа - 2570 рублей. Возможность заработка тоже невелика. По сравнению с прошлым годом число граждан, состоящих на учете в службе занятости, выросло на 4 процента. Кроме того, по состоянию на 1 июля текущего года "лежащих на боку", то есть убыточных, предприятий, по области было 146, их доля в общем количестве достигла 48,5 процента, сумма убытка этих предприятий равна 1160,4 миллиона рублей.

C другой стороны, отмечает газета, по данным регионального отдела налогообложения доходов физических лиц управления ФНС России, 929 воронежцев показали в своих декларациях за 2005 год доход в размере одного миллиона рублей и выше. Среди них - 48 нотариусов и адвокатов, остальные - индивидуальные предприниматели и "другие физические лица" непроизводственной сферы. Если судить по тому же "Петровскому пассажу", то он рассчитан прежде всего на небедных воронежцев и гостей города. В нем разместятся отель бизнес-класса на 42 номера, жилой сектор из 85 квартир элит-класса, продуктовый супермаркет, развлекательный центр и многое другое. Становится понятным, для кого строится "Солнечный рай".

РЭПы призывают жильцов не платить за квартиры, об этом пишет еженедельник "Моё!". Речь идет о городской управляющей компании, начавшей работать с 1 августа. С самого начала ее создания сопровождалось рядом скандалов, а вот теперь войну ей объявили эксплуатационные предприятия Советского района.

Как отмечает еженедельник, многие воронежцы получили квитанции об оплате коммунальных услуг за июль, в которых на оборотной стороне написано, что, произведя оплату, они таким образом автоматически заключают договор с ГУК. А на прошлой неделе на подъездах домов по улице 9 Января появилось объявление, в котором от имени РайДЕЗа Советского района жильцов просят пока не платить по жировкам. Ведь в этом случае все их деньги поступят в управляющую компанию, тогда как фактически обслуживание домов в июле производил РЭП № 56. Далее в объявлении говорится о том, что до 20 августа жильцам пришлют другие жировки, уже без упоминания ГУК.

"Это мы написали объявление, - рассказала газете директор РЭПа № 56 Лариса Плотникова. - В июле здесь и в помине не было никакой управляющей компании, все обслуживание было на нас. А теперь получается, что деньги достанутся ГУК, а наши сотрудники останутся без зарплаты? Мы сейчас находимся в подвешенном состоянии. Договор на обслуживание у нас заключен с Советским райДЕЗом, и он его расторгать отказывается. Поэтому мы не можем заключить договор с ГУК. Управляющая компания предлагала нам оформить его задним числом. Но ведь тогда мы не сможем нормально уволить людей (наш РЭП как раз подлежит ликвидации) с выплатой им компенсаций за неиспользованные отпуска, выходного пособия и так далее! Получается, сотрудники у меня проработали по двадцать лет, а я их возьму и выкину на улицу?"

По словам Ларисы Плотниковой, заключать договоры на таких условиях отказалась почти половина РЭПов Советского района. Сейчас они подали коллективную жалобу в областную прокуратуру и надеются, что жителям буду высланы другие жировки. Однако может получиться и так, что люди, протянув с квартплатой, будут потом платить пеню за просрочку. Если до 15 августа ничего не решится, то жильцы заплатят по прежним квитанциям.

Глава ГУК Федор Ковалев высказал газете другое мнение: "При чем тут райДЕЗы? С 17 июля заказчиком всех работ стала управляющая компания, постановлением администрации к нам перешел весь жилфонд, а счета райДЕЗов арестованы. И мы об этом уведомили все РЭПы. Платить им теперь сможет только управляющая компания. Мы заплатим им за ту работу, что они делали до 17 июля, мы готовы им отдать деньги за период с 17 июля по 10 августа, пока мы заключали договоры с новыми РЭПами. Уж извините, всяких бездельников мы держать не будем. По поводу неиспользованных отпусков и выходных пособий: РЭПы - это частные предприятия, ООО. Почему управляющая компания должна платить их сотрудникам, непонятно. Надо было не иномарки себе покупать, а создать резервный денежный фонд как раз для таких случаев. Кроме того, мы тут выяснили, что некоторые РЭПы Советского района вообще не платили за аренду своей техники и помещений, так что в понедельник в комитете по имуществу будет подписано распоряжение об их выселении".