Пока Ливан залечивает раны, ООН пытается срочно сколотить контингент международных миротворцев, который будет дислоцирован на юге этой страны. В свою очередь международная общественность пытается понять, в чем состояла истинная причина столь жесткой операции израильских ВС, в результате которой Ливан чуть не был стерт с карты мира. Неужели похищение двух израильских солдат?

По мнению известного американского журналиста Сеймура Херша, война Израиля против "Хизболлы" была "экспериментом". На основании результатов собственного расследования он утверждает, что план вторжения в Ливан был разработан задолго до того, как были похищены израильские солдаты. Херш утверждает, что вся военная кампания была не чем иным, как пробой сил перед нападением на Иран. Как уверяет Херш со ссылкой на источники в администрации США, израильтяне должны были опробовать на практике те формы и методы, которые американцы хотят применить против Ирана.

В прессу просочились также сведения о намерении Пентагона рекомендовать дислокацию базы ракет-перехватчиков на европейской территории. Это будет первая наземная база ПРО США за пределами собственной территории. Помимо этого, американская сторона планирует расширить свое присутствие на Южном Кавказе. К уже открытым на территории Азербайджана двум точкам радиолокационного слежения могут быть добавлены аналогичные инфраструктуры на армяно-иранской границе - в населенных пунктах Кафан и Мэгри.

Вооруженные блокирующие механизмы активно сооружаются американцами также и на грузинской территории.

Процесс развертывания опорных пунктов и буферных зон на Южном Кавказе вошел в активную фазу после Саммита НАТО в Стамбуле и обнародования летом 2004 года американским президентом плана передислокации ВС США - EUCOM Transformation. Под предлогом укрепления системы безопасности в бассейне Каспийского моря (зона стратегического влияния Ирана и России) США разворачивают также программу "Каспийская пограничная инициатива", в которую вовлечены Азербайджан и Казахстан. Параллельно США, НАТО и ЕС демонстрируют поистине беспрецедентный интерес к "замороженным" конфликтам на постсоветским пространстве. Они, как полагают на Западе, дестабилизируют ситуацию на новых, подошедших вплотную к России, границах НАТО и ЕС. Есть все основания полагать, что Запад намерен отлучить Россию от миротворческих процессов на Кавказе и в Приднестровье и завершить их на собственных условиях, опираясь на своих региональных партнеров, сгруппированных в рамках ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). На днях в Баку представители стран ГУАМ подтвердили намерение создать собственные миротворческие войска.

Именно на этом фоне правительство Грузии старается выполнить поручение парламента этой страны и обеспечить вывод российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, а стороны нагорно-карабахского конфликта демонстрируют беспрецедентный конструктивизм. Ереван и Баку, придерживающиеся кардинально противоположных позиций по всем основным вопросам карабахской повестке, достигают консенсуса в одном - в регион конфликта будут введены международные миротворцы. В свете вышесказанного полезно будет привести некоторые сравнительные данные об эффективности российской миротворческих операций в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и натовской миссии в Косово. Напомним, что перемирие в Нагорном Карабахе уже больше десятилетия поддерживается за счет баланса сил сторон.

По данным доктора исторических наук Мирослава Йовановича, с июня 1999 года по март 2006 года "миротворческая операция" НАТО в Косово привела к следующим результатам: 927 сербов убито, 230 тысяч - выгнано, разрушено 156 православных церквей и храмов, уничтожено несколько тысяч сербских домов, зарегистрировано приблизительно 7000 нападений на сербское население края (в среднем почти 1000 в год или 3 в день). За это время, по официальным данным, 8000 сербов получили бумаги для регистрации возвращения в Косово, но на практике вернулись туда 1800 сербов.

Для сравнения, с 1992 года и до недавнего времени миротворческая операция России в зоне грузино-осетинского конфликта признавалась уникальной, поскольку за весь этот период здесь не погиб ни один военнослужащий, а тем более мирный житель. В разные годы в этой зоне на минах подорвались 4 миротворца, и один местный житель. После прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили в 2004 году и введения в зону конфликта грузинского спецназа ситуация резко осложнилась. В мае 2004 года в районе грузинского села Тамарашени были убиты 4 сотрудника министерства обороны Южной Осетии. В июле-августе того же года грузинские силы осуществили попытку прорыва в направлении Джавского района. Был применен обстрел города Цхинвали тяжелыми видами вооружения. В результате попадания снаряда в жилой дом погибли трое мирных жителей, в том числе 1 ребенок. В ходе боев был ранен военнослужащий Геннадий Санакоев, который был в последствии убит (позднее, ответственность за это убийство была возложена экс-министром по урегулированию конфликтов Грузии Георгием Хаиндрава на действующего министра обороны Ираклия Окруашвили). В 2005 году были убиты двое военнослужащих осетинского миротворческого батальона. В прошлом году произошло также похищение четырех грузин, в том числе трех братьев Хачапуридзе и их друга, а также 11-летнего Гено Петриашвили. Все эти преступления раскрыты осетинскими правоохранительными органами при помощи миротворцев. Ответственность возложена на грузинскую сторону. Столица Южной Осетии была повторно обстреляна в 2005 году в момент празднования Дня независимости РЮО. В общей сложности было ранено 10 человек, из них двое - дети. В текущем году грузинской стороной было совершено нападение на осетинское село Хелчуа. В результате был ранен осетин, хозяин дома, который успел пристрелить двух нападавших. Май 2006 года - захват 60 осетин грузинским спецназом, которые были избиты и отпущены. Июль 2006 года - в результате теракта погибает секретарь Совбеза РЮО Олег Алборов. С интервалом в неделю происходит и второй теракт - жертвами становятся двое подростков.

По странному стечению обстоятельств, взрывы в Цхинвали чередуются терактами в Тирасполе (Приднестровье). В результате в двух терактах погибают 10, получают ранения 25 человек.

Специалисты сходятся в оценках, что инициаторы терактов преследовали цель дестабилизировать в целом мирную жизнь в регионах ответственности российских миротворцев, создать иллюзию бесконтрольности, что и дало бы основания для выдвижения претензий в их адрес.

Миротворческая операция с участием Российской Федерации на Днестре началась 14 лет назад. На сегодняшний день она считается одной из наиболее успешных в мире. Первоначально российский контингент насчитывал 3,1 тыс. человек, однако за последние годы он сократился, и сейчас в регионе остались 385 военнослужащих-миротворцев РФ. С первых же дней военнослужащие занялись разминированием зоны конфликта (прежде всего территорий, прилегающих к Бендерам и Дубоссарам). По данным Объединенного штаба Совместных миротворческих сил, за 14 лет обезврежено более 12 тыс. взрывных устройств различных типов. В первые годы после вооруженного конфликта 1992 года миротворцы изымали и находили немало оружия. Было изъято около 100 автоматов и пистолетов, более 30 ручных гранатометов, около 1200 гранат, 132 тыс.шт. боеприпасов.

Зона ответственности миротворцев (Зона безопасности) стала своеобразной разделительной линией между сторонами конфликта. Город Бендеры в силу особой сложности обстановки был объявлен районом с повышенным режимом безопасности. С 1992 по 2001 г. там действовал режим комендантского часа. В Бендерах и Дубоссарах размещены военные комендатуры Совместных миротворческих сил. Они осуществляют оперативный контроль обстановки. Число жертв среди мирного населения с момента начала миротворческой миссии России в Приднестровье и до терактов в Тирасполе исчисляется единицами.

В зону грузино-абхазского конфликта Коллективные силы СНГ по поддержанию мира были введены 21 июня 1994 года в соответствии с Соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. За 12 лет в зоне конфликта погибли 112 российских военнослужащих. Жертвы среди мирного населения незначительны. Перманентная напряженность сохраняется в Галльском районе Абхазии, населенном в основном грузинами. Стычки и похищения людей, в основном, связаны с деятельностью различных группировок, занятых ореховым и цитрусовым бизнесом. За последние годы участились случаи провокаций. Грузинская сторона неоднократно прибегала к конфискации товаров и грузов, в том числе продовольственных, направляемых для жизнеобеспечения миротворческих сил.

В последний период обстановка в этом регионе заметно накалилась. Поводом послужил ввод грузинского полицейского контингента под руководством министра обороны Ираклия Окруашвили в верхнюю часть Кодорского ущелья. В ближайшее время регион операции будет подвергнут мониторингу. Грузия выступает против участия российской стороны в данном процессе.

Таким образом, очевидно, что российскую миротворческую миссию в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье называть неэффективной можно лишь под нажимом тех или иных политических мотиваций. Налицо попытка плавного или поэтапного вытеснения России из данных форматов, что откроет для американо-европейского наступательного блока более широкое пространство маневрирования. Ясно также, что попытки Запада "разморозить" конфликты на постсоветском пространстве могут обернуться бедственными последствиями, сопоставимыми с трагедией Косово. Именно с учетом этого риска ставка делается на интернационализацию конфликтов, каковой цели служит и массированная пропагандистская кампания по дискредитации самих непризнанных республик, как зон нестабильности.

Если вытеснить российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии будет крайне сложно, а в ближайшей перспективе и невозможно, то в случае с Нагорным Карабахом такого заслона перед западным сообществом нет.

Здесь выбор между косовским и абхазским "миротворческим прецедентами" принадлежит сторонам карабахского конфликта.

Примечательно, что новый глава миссии ООН по делам временной администрации в Косово немец Иоахим Рюккер в ходе своих первых встреч в Приштине заявил, что главным его приоритетом является содействие определению окончательного статуса Косово до конца текущего года. Напомним, что с той же решимостью перспективу разрешения карабахского конфликта в те же сроки пророчит американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. Что ж, пока Рюккер спешит легализировать косовский "миротворческий прецедент", американцы спешат лишить Нагорный Карабах возможности воспользоваться косовским "правовым прецедентом". Здесь степень восторга лидеров косовских албанцев будет, пожалуй, сопоставима с гордостью армянских лидеров от осознания всей уникальности карабахского фактора.

Что касается США, то ими будет достигнуто стратегическое доминирование внутри треугольника Россия-Иран-Турция, позволяющее создавать систему сдержек и противовесов во всей региональной архитектуре безопасности.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа