Градостроительный кодекс замедлил ввод жилья: интервью мэра г.Чебоксары

Чебоксары, 18 Августа 2006, 14:37 — REGNUM  

20 августа столица Чувашии будет отмечать свой 537-й день рождения. Накануне этого события корреспондент ИА REGNUM встретился с главой города Чебоксары Николаем Емельяновым.

ИА REGNUM: Николай Иванович, наши встречи перед Днем города, похоже, становятся традиционными. Год назад, накануне праздника, Вы тоже давали интервью нашему агентству. Что удалось сделать за это время, с какими достижениями встречают Чебоксары свой очередной день рождения? Ведь День города - это своеобразное подведение итогов.

Я думаю, что День города - это не совсем подведение итогов. Это, прежде всего, праздник. И как к любому празднику, особенно - ко дню рождения, нужно готовить подарки. День города - праздник горожан, и мы хотим создать такую обстановку, чтобы ее почувствовали все чебоксарцы. Главным подарком, безусловно, станет пуск новой троллейбусной линии. Это очень значимое событие для города. Посудите сами: открытие нового троллейбусного маршрута произошло впервые за последние шесть лет! И разгрузить сегодня даже общественный транспорт, работающий по центру, - уже достижение. Обеспечив хорошую связь северо-запада с центром, пустив машины с интервалом 8-9 минут, мы делаем, я уверен, хорошее, доброе дело для жителей северо-западного района (особенно для новоселов микрорайонов Волжский-2 и Волжский-3), центра, а в перспективе - и жилого микрорайона на улице Гладкова. (К слову, в этом году мы стали его застраивать и планируем сдать сразу два дома). Первые троллейбусы начали обкатывать новый маршрут еще 15 августа, а 19-20 числа линия заработает уже официально. Кстати - в праздничном режиме: на новом маршруте № 21 в эти дни будет бесплатный проезд.

Другие, не менее важные объекты, которые столица получит ко Дню города-2006, - это новые стадионы для школ, храмовая площадь церкви святой Татианы, офисный центр в Московском районе столицы. Хочу напомнить о том, как за последний год преобразилась набережная Чебоксарского залива - это и новый комплекс Речного порта, лестница и фонтан на Президентском бульваре, реконструированный участок дороги на Московском проспекте. В эти дни мы объявляем о начале строительства современного гостиничного комплекса в районе залива, состоится закладка нового жилого массива на "Богданке". Ключевая проблема любого российского города - водоснабжение и канализация. Благодаря участию в проекте Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Городское водоснабжение и канализация" чебоксарский "Водоканал" получил кредит в 2 млн. долларов США и обновил оборудование.

И еще немного цифр, без которых не обойтись. По результатам первого полугодия доходная часть бюджета г. Чебоксары по сравнению с 1 полугодием 2005 г. увеличилась на 48,1 млн. рублей. Это значит, что лучше стали работать наши предприятия, увеличиваются их доходы. Зарплата горожан тоже увеличилась - на 20% и составила 7440,4 рубля, что на 22,3% выше среднереспубликанского уровня (6083,1 рубля) и в 2,9 раза больше установленного прожиточного минимума (2557 рубля). За полгода в экономику города были привлечены инвестиции в размере более 2 млрд. рублей, рост составил более 17%. Внешнеторговый оборот организаций города Чебоксары увеличился на 23% и превысил 63 млн. долларов США. Хочу отметить динамичное развитие строительства жилья.

ИА REGNUM: Вы все-таки начали рассказывать о достижениях. В том числе - на успехах в строительстве жилья...

Ничего удивительного, поскольку строительство жилья - одно из приоритетных направлений в нашей экономике. Можно только гордиться тем, что в Чувашии сумели сохранить строительный комплекс, и главное, республике удалось сберечь строительную индустрию. Город растет, хорошеет, и это не может не радовать. Однако в нынешнем году сложности добавились. Объясню, почему. В 2005-м был принят новый Градостроительный кодекс, вступил в силу и новый жилищный кодекс. На рынке строительства жилья начали действовать совершенно другие правила, непривычные для многих и, я бы даже сказал, неудобные. Смотрите сами: если раньше 60-65% жилья строилось за счет долевиков, то сегодня долевиков вообще нет. Теперь есть рынок жилья, есть покупатель, существует ряд социальных программ, ипотека, наконец. А долевиков нет.

ИА REGNUM: Но ведь новый градостроительный кодекс не запрещает участие в долевом строительстве.

Не запрещает, однако сейчас - очень сложный механизм оформления документов. При долевом участии теперь нужно заключать договоры на строительство жилья. Представьте: 100-квартирный жилой дом - 100 договоров. И все их надо регистрировать в Регистрационной палате, да еще оформить 100 договоров на землю... Насколько я знаю, по просьбе многих регионов в Госдуме уже решается вопрос о внесении изменений в новый градостроительный кодекс. Будем надеяться, что вскоре ситуация изменится, в лучшую сторону. Я продолжу. Когда мы начали работать по новым правилам, темпы строительства несколько притормозились. Это отставание, впрочем, уже стали преодолевать. Скажем, если в 2005 году было введено в строй 213 тысяч кв. метров жилья, то в нынешнем запланировано 245 тысяч. И с этой задачей мы, безусловно, справимся. А вот в следующем будет сложнее: с каждым годом строить вообще становится все труднее.

ИА REGNUM: Почему?

Это связано с тем, что в городе практически нет свободных площадок. Посмотрите, как быстро растут микрорайоны Волжский-2, Волжский-3, идет активное строительство на улице Гладкова. За два года мы эти участки моментально застроим... Недавно вышли на улицу Богдана Хмельницкого. Там, правда, "моментально" не получится: на "Богданке" нет коммунальной инфраструктуры, а без этого нельзя. Начинать придется с реконструкции инженерных коммуникаций, транспортных магистралей.

ИА REGNUM: Бытует мнение, что одна из главных проблем связана с монополизмом на строительном рынке. Мол, есть такие организации, уже сделавшие себе на этом имя, которые заняли земли и никого больше туда не пускают, хотя и сами не строят.

Знаете, все мы были бы только рады, если бы этот строительный монополизм на самом деле был. К сожалению, сегодня строительством жилья занимается много фирм-однодневок. Дай бог, чтобы у нас было побольше солидных фирм. Таких, например, как "Отделфинстрой", который возводит дома на Университетской. Эта организация строит хорошо, даже прекрасно, приглашает к сотрудничеству другие строительные организации, привлекает инвестиции. Все бы так работали! Вот такие "монополисты" нам нужны. Правда, есть и другие примеры, очень нехорошие. Лет 5-6 назад одна строительная организация получила в Чебоксарском районе, около деревни Соляное, большой земельный участок. А строит - по одному жилому дому в год. И вся эта земля бездействует, не работает. Это - как раз тот случай, о котором вы говорили. Но церемониться с ними мы не собираемся: фирме уже выставили предписание, так что ей либо придется работать как положено, либо уходить с рынка строительства жилья. А как иначе? При дефиците свободных площадей мы не можем себе позволить, чтобы пустовал огромный пустырь. С большим трудом мы изыскиваем возможности для нового строительства, и эта задача все больше усложняется. Посмотрите, 245 тысяч кв. метров мы построим в этом году, значит, в следующем надо будет сделать прибавку тысяч на 20-25. Придет время, и нам за год придется строить 300 тысяч кв. метров жилья. А под это строительство понадобится порядка 45-50 гектаров. Это - хороший кусок земли.

ИА REGNUM: И как Вы собираетесь решать эту проблему? За счет земель Чебоксарского района?

Нет, пожалуй, это будет очень сложно. Дело в том, что практически все пригородные земли давно стали частными. Я этот вопрос изучил в 2002 году, когда только стал мэром. Первая проблема, с которой я тогда столкнулся и был вынужден решать, - земля под новое кладбище. Чебоксарский район предложил нам 8 участков, но ни один не подошел. Одни земли попадают в санитарно-защитную зону федеральной собственности дорог, другие расположены в непосредственной близости к газопроводу, либо - к птицефабрике. Мы обследовали каждый участок и в итоге выбрали участок у деревни Яуши, а потом город просто выкупил эту землю у частников. За 15 млн. рублей купили эти 46,69 гектаров и уже 1,5 года ведем там захоронения. Так что с пригородными землями, уж поверьте, не все так просто.

Считаю, еще есть резервы в городе, правда, все эти участки - тоже в частной собственности. Я сейчас говорю о земле в районе деревни Соляное, улицах Б. Хмельницкого и Гладкова. Эти земли хотя и находятся в городской черте, но тоже считаются сельхозугодьями. А по закону, если в течение года хозяйственная деятельность не ведется по функциональному назначению, приватизацию можно признать недействительной, и землю изъять. Или другой путь - более мягкий по отношению к собственникам. С новым хозяином бывших земель фирмы "Сад", к примеру, мы решаем вопрос по-разному: где-то заключаем договор о совместном пользовании, где-то предлагаем другие компромиссы. А недавно, например, выкупили у него землю на улице Гладкова. В общем, с землями в городе тяжело. И в пригороде - тоже.

ИА REGNUM: В День города появится переименованный Дорисс-парк. Теперь названия будут давать в честь предприятий?

Вопрос очень правильный. И я думаю, что вы правильно поймете ответ на него. Давайте вспомним: не так давно у нас появился Театральный сквер. Мы его сами засаживали около Чувашского драмтеатра, верно? Еще у нас есть сквер космонавта, сквер поэта. Думаю, тематика примерно понятна. Теперь о "Дориссе". На конкурсе меценатов в прошлом году фирма "Дорисс" стала победителем. Вот мы и решили поощрить ее таким образом. Это же легенда нашего города! Предприятие существует более 30 лет, раньше называлось трест "Спецстроймеханизация". Это - фирма, которая построила все инженерные коммуникации, все магистрали в Чебоксарах. И в том, что сегодня парк назвали именем Дорисс, по-моему, нет ничего плохого. По сути, это парк строителей, которые вложили в город душу. Поверьте, они это заслужили. В последнее время много стали говорить о людях, которые строили город, которые в нем живут. И это правильно. О них всегда нужно говорить, потому что это - история, а без истории нет будущего. Но это - только одна сторона вопроса. Есть и другая. Допустим, завтра придут молотобойцы, разобьют в городе сквер, вложат деньги, построят детскую площадку. И скажут: "Назовите этот сквер сквером Молотобойцев". Назовем! Почему нет? В городе появится еще одно прекрасное место для отдыха. И это - главное. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что эти меценаты берут в своем роде "шефство" над "своими" парками, насыщая их новыми сооружениями, зелеными насаждениями и т.д.

ИА REGNUM: А если придут, скажем, работники ЖБК-9? Так и назовем новый сквер?

Нет, сквера ЖБК-9, конечно, не будет. А вот сквер Железобетонщиков вполне мог бы быть. И появиться он может в каком-нибудь уголке города, например, на набережной Волги, где у нас бетон на берегах создает особую ауру. Они могут построить какие-то железобетонные композиции, почему бы и нет? Я слышал, что где-то такое уже есть. Если в нашей жизни будет больше таких неординарных вещей, жить будет намного интереснее.

ИА REGNUM: Возможно, Вы правы. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что у людей много привычек, "ординарность", банальность которых их совсем не тяготит. Напротив, расставаться с ними граждане не торопятся, вообще не хотят. Это - уже по другому поводу. Речь - о маршрутках. С тех пор, как власти начали вести с ними борьбу, многие горожане, привыкшие к этому виду транспорта, обеспокоились: не "изведут" ли маршрутки целиком и полностью? Люди переживают, что как только наконец разберутся с маршрутками, им придется ездить, по сути, в тех же автобусах, именуемых маршрутками, но при этом платить за проезд вдвое больше.

Люди должны понять одно: мы "воюем" не с самим видом перевозок пассажиров, а с тем, как организованы эти перевозки. Мы не против маршруток, мы против недобросовестных организаторов этих перевозок, против недисциплинированных водителей. Если бы те и другие работали как положено, выполняя все требования, никакого ажиотажа не было бы. Вся эта борьба идет только из-за бесконечных нарушений. Чтобы не "подрезали" те же троллейбусы, чтобы останавливались на площадках посадки - высадки, а не где попало! Благодаря сокращению маршруток, можно в этом вопросе навести порядок процентов на 50-60. Мы должны сегодня этим заниматься, и мы занимаемся. Но при отсутствии правой базы сделать это сегодня очень сложно. Не можем мы пока найти полного взаимопонимания с Минстроем, который курирует транспорт - пригородный и междугородний. Решение по открытию таких маршрутов принимает министерство. Правда, в законе сказано: "по согласованию с местным самоуправлением". Однако это "согласование" бывает не всегда. К примеру, мы предлагаем сегодня вывести эти маршрутки с автовокзала, разместить их на автостанциях города. Чтобы они отправлялись, например, с "транспортных узлов" - из Нового села, с Гражданской, от Энергозапчасти. И билеты должны продаваться на этих автостанциях. В пример могу привести диспетчерский пункт на кольце ул. Гузовского. Мы специально его там открыли, даже не на Новом селе. Там есть билетная касса. Любой частный перевозчик может заключить договор и работать. Это выгодно всем, и городу тоже. А то ведь что получается. Новочебоксарск, скажем, отрывает маршрут "Новочебоксарск - Юго - Западный район". Утром и вечером поток пассажиров у него идет, а днем, когда нет желающих ехать в Новочебоксарск, он мотается по кругу, катается по городу, зарабатывая деньги. И ведь его никак не поймаешь! Считайте, половина (ну около 40%) маршруток в городе - это вот такие машины, которые днем ездят якобы в пригород - Моргауши, Ядрин и так далее. Вот почему любой маршрут, открываемый Минстроем, должен быть согласован с муниципалитетом. Тем более что закон этого требует.

ИА REGNUM: Вторая часть вопроса, напомню, касается больших автобусов, которые, по мнению некоторых горожан, только будут называться "маршрутками".

Когда мы были молодыми, по городу ходили троллейбусы, автобусы и были маршрутки, на которые мы стремились еще тогда. И это понятно: они очень мобильны и не так дороги. Значит, даже если будут большегрузные автобусы, с большим, чем в "ГАЗели", количеством посадочных мест, нынешние маршрутки - микроавтобусы - все равно останутся. Мы же большегрузными автобусами не закроем все участки. Да это и не нужно. Кто будет ездить целый день, например, в районы? А мелкие машины, конечно, будут ходить. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Ко всем вещам я пытаюсь подходить именно так. И еще одно убеждение: любая вещь должна быть насыщена всеми возможными компонентами. Это значит, что на улицах города должно быть все: троллейбусы, автобусы, маршрутки. В этом направлении и будем работать.

ИА REGNUM: Еще одна сторона этой проблемы - дороги. Что делается в этом направлении?

Да, это проблема. Наш город развивается очень бурно, а транспортные магистрали - какими были, такими и остаются. Не помню, чтобы за много лет у нас открылась хоть одна дорожно-транспортная магистраль. Последнее такое событие произошло, если не ошибаюсь, в 1997 году- то есть почти 10 лет назад. На ул. Энтузиастов тогда открыли небольшой участок трассы. Года два назад, когда шло завершение строительства двух участков 30-й дороги, директор "Дорисса" Рощин произнес эпохальную фразу: "Я начинал строить эту дорогу 30 лет назад, когда был молодым специалистом, и вот сейчас заканчиваю". Что тут добавишь? Дорожное строительство - дорогостоящее дело.

Не ожидали мы и такой глобальной автомобилизации. Однако это произошло, никуда не денешься. У нас вытеснили большегрузный транспорт, который занимался обслуживанием городского хозяйства. Помните, рефрижераторы возили мясо, молоко. А сейчас - ГАЗели. Бурно развиваются в последние годы предприятия бытового обслуживания, всевозможные ремонтные бригады, в этом плане стало больше мобильности. Все это вместе заставило нас сегодня заняться транспортными магистралями.

Если говорить о той же 30-й дороге, она должна выйти на Московский проспект. Это очень сложно, но мы, конечно, ее доделаем. Еще один проблемный участок, за который нужно взяться, это улица Калинина - пр. Мира. Хорошая дорожная "перемычка" есть на Машиностроительном переезде, с выходом на ул. Ленинского комсомола. С ее помощью мы разгружаем ул. Эльгера, пр. Мира, ул. Калинина. Года три назад там маленький участок трассы построили, около завода "Чувашкабель". Еще остался мостовой переход на ул. Ленинского комсомола, и этот участок мы скоро откроем. В общем, мы сейчас очень плотно занимаемся транспортными магистралями. Причем речь уже идет не о ремонте, а о реконструкции автодорог. На той же ул. Ленинского комсомола дорожное полотно, которое было построено 30 лет назад, полностью износилось, а нагрузка на него увеличилась раз в 300. И заплатками тут уже не отделаешься. Собственно, реконструкцией мы уже начали заниматься. Вновь обращусь к самому свежему примеру - Московскому проспекту. Таким же способом отремонтируем участок 30-й дороги - до ул. Гладкова. Классно сделаем, не сомневайтесь. В планах - реконструкция ул. Ярославской и Энгельса, чтобы пустить транспорт параллельно центру. Таким образом, мы разгрузим центр города - пр. Ленина и ул. Карла Маркса.

ИА REGNUM: Не хотите там сделать пешеходную зону?

А что, можно и пешеходную. Такие предложения уже были. Общественный транспорт тоже можно пустить по параллельным улицам. Или наоборот - только здесь оставим общественный транспорт. Такая будет зона - народное достояние.

ИА REGNUM: Вопрос, без которого это интервью было бы неполным, касается отрасли ЖКХ. Еще один подарок горожане, как и другие жители республики, получили от президента Чувашии. По его указу, имеющему обратную силу, с 1 января будет пересмотрено начисление субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги.

Конечно, это очень хорошо, что президент принял такое решение. В первую очередь указ направлен на защиту малоимущих граждан. И действительно их защищает. Ведь что получилось? Жила бабушка одна в однокомнатной квартире. При месячном начислении квартплаты и платы за коммунальные услуги - около 800 рублей, бабушка платила около 250 или около 300. Потому что субсидии начислялись на всю площадь, которую она занимает. А тут вдруг придумали, что субсидии надо начислять только на социальную норму. И эта бабушка при тех же начислениях - 800 рублей - стала вместо 200 платить 400. Отсюда и пошел слух, что квартплату подняли в два раза. Квартплату же подняли только на 23,4%. То есть, если в 2005 году бабушке начисляли 650 рублей, то в 2006 году стали - 800 рублей.

А наша задача сегодня - сделать всем перерасчеты с 1 января этого года. Чтобы бабушка вернулась на те позиции, когда она платила 250 (с учетом того, что немножко добавилось пусть 280). Вот что главное. Но я еще добавлю, что указ пошел на пользу не только бабушке (она теперь социально защищена). Это выгодно еще и самой отрасли ЖКХ, поскольку деньги, перечисленные за эту бабушку, пойдут на ремонт крыш, инженерных коммуникаций и покраску подъездов, на благоустройство двора. Собственно, эти дополнительные средства уже пришли в отрасль и начали выполнять свою задачу.

ИА REGNUM: Какова праздничная программа Дня города?

Программа праздника очень насыщенна, и о масштабе торжеств можно судить даже по количеству площадок мероприятий: их будет 24 - не только в центре, но и на окраинах. Вся программа построена так, чтобы горожане и гости столицы были не просто зрителями, а участниками - конкурсов, спортивных состязаний. Авторалли в Заволжье, приготовление ухи на набережной, народные спортивные забавы - к примеру, перетягивание каната, борьба "керешу" - каждый найдет для себя что-то интересное. Такие массовые праздники, как День города, просто созданы для того, чтобы культивировать и развивать физическую культуру, народные виды спорта. Завершится праздник не традиционным салютом - на этот раз фейерверк будет организован на водной глади залива. И называется оно "феерическое шоу".

Справка ИА REGNUM: Емельянов Николай Иванович, 1953 года рождения. Окончил Чувашский государственный университет по специальности инженер-электромеханик. Трудовую деятельность начинал на Верхне-салдинском металлообрабатывающем заводе в Свердловской области, где работал электромехаником. Затем был инженером-конструктором Чебоксарского объединения "Росавтоматстром". В 1984-1989 годах - начальник ЖЭУ, главный инженер, управляющий Московским районным жилищным производственно - эксплуатационным трестом г.Чебоксары. С 1989 по 1997 годы - заместитель председателя исполкома Московского райсовета, первый заместитель главы администрации Московского района, первый заместитель главы администрации г.Чебоксары. До 2002 года возглавлял Чебоксарское муниципальное унитарное производственное предприятие "Водоканал", с июня 2002 - глава самоуправления столицы Чувашии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
СМИ: после президентства Обама хочет уйти в медиабизнес
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
В столице Ливии идут уличные бои
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
03.12.16
Белорусские студенты узнали, откуда родом «Русские не сдаются!»
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Цыплят по осени считают, у брянского губернатора пока — весна
NB!
02.12.16
Плюсы и минусы Абдулатипова: Попадет ли глава Дагестана в черный список?
NB!
02.12.16
Министр обороны Белоруссии назвал «главные ценности белорусского народа»