Градостроительный кодекс замедлил ввод жилья: интервью мэра г.Чебоксары

Чебоксары, 18 августа 2006, 14:37 — REGNUM  

20 августа столица Чувашии будет отмечать свой 537-й день рождения. Накануне этого события корреспондент ИА REGNUM встретился с главой города Чебоксары Николаем Емельяновым.

ИА REGNUM: Николай Иванович, наши встречи перед Днем города, похоже, становятся традиционными. Год назад, накануне праздника, Вы тоже давали интервью нашему агентству. Что удалось сделать за это время, с какими достижениями встречают Чебоксары свой очередной день рождения? Ведь День города - это своеобразное подведение итогов.

Я думаю, что День города - это не совсем подведение итогов. Это, прежде всего, праздник. И как к любому празднику, особенно - ко дню рождения, нужно готовить подарки. День города - праздник горожан, и мы хотим создать такую обстановку, чтобы ее почувствовали все чебоксарцы. Главным подарком, безусловно, станет пуск новой троллейбусной линии. Это очень значимое событие для города. Посудите сами: открытие нового троллейбусного маршрута произошло впервые за последние шесть лет! И разгрузить сегодня даже общественный транспорт, работающий по центру, - уже достижение. Обеспечив хорошую связь северо-запада с центром, пустив машины с интервалом 8-9 минут, мы делаем, я уверен, хорошее, доброе дело для жителей северо-западного района (особенно для новоселов микрорайонов Волжский-2 и Волжский-3), центра, а в перспективе - и жилого микрорайона на улице Гладкова. (К слову, в этом году мы стали его застраивать и планируем сдать сразу два дома). Первые троллейбусы начали обкатывать новый маршрут еще 15 августа, а 19-20 числа линия заработает уже официально. Кстати - в праздничном режиме: на новом маршруте № 21 в эти дни будет бесплатный проезд.

Другие, не менее важные объекты, которые столица получит ко Дню города-2006, - это новые стадионы для школ, храмовая площадь церкви святой Татианы, офисный центр в Московском районе столицы. Хочу напомнить о том, как за последний год преобразилась набережная Чебоксарского залива - это и новый комплекс Речного порта, лестница и фонтан на Президентском бульваре, реконструированный участок дороги на Московском проспекте. В эти дни мы объявляем о начале строительства современного гостиничного комплекса в районе залива, состоится закладка нового жилого массива на "Богданке". Ключевая проблема любого российского города - водоснабжение и канализация. Благодаря участию в проекте Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Городское водоснабжение и канализация" чебоксарский "Водоканал" получил кредит в 2 млн. долларов США и обновил оборудование.

И еще немного цифр, без которых не обойтись. По результатам первого полугодия доходная часть бюджета г. Чебоксары по сравнению с 1 полугодием 2005 г. увеличилась на 48,1 млн. рублей. Это значит, что лучше стали работать наши предприятия, увеличиваются их доходы. Зарплата горожан тоже увеличилась - на 20% и составила 7440,4 рубля, что на 22,3% выше среднереспубликанского уровня (6083,1 рубля) и в 2,9 раза больше установленного прожиточного минимума (2557 рубля). За полгода в экономику города были привлечены инвестиции в размере более 2 млрд. рублей, рост составил более 17%. Внешнеторговый оборот организаций города Чебоксары увеличился на 23% и превысил 63 млн. долларов США. Хочу отметить динамичное развитие строительства жилья.

ИА REGNUM: Вы все-таки начали рассказывать о достижениях. В том числе - на успехах в строительстве жилья...

Ничего удивительного, поскольку строительство жилья - одно из приоритетных направлений в нашей экономике. Можно только гордиться тем, что в Чувашии сумели сохранить строительный комплекс, и главное, республике удалось сберечь строительную индустрию. Город растет, хорошеет, и это не может не радовать. Однако в нынешнем году сложности добавились. Объясню, почему. В 2005-м был принят новый Градостроительный кодекс, вступил в силу и новый жилищный кодекс. На рынке строительства жилья начали действовать совершенно другие правила, непривычные для многих и, я бы даже сказал, неудобные. Смотрите сами: если раньше 60-65% жилья строилось за счет долевиков, то сегодня долевиков вообще нет. Теперь есть рынок жилья, есть покупатель, существует ряд социальных программ, ипотека, наконец. А долевиков нет.

ИА REGNUM: Но ведь новый градостроительный кодекс не запрещает участие в долевом строительстве.

Не запрещает, однако сейчас - очень сложный механизм оформления документов. При долевом участии теперь нужно заключать договоры на строительство жилья. Представьте: 100-квартирный жилой дом - 100 договоров. И все их надо регистрировать в Регистрационной палате, да еще оформить 100 договоров на землю... Насколько я знаю, по просьбе многих регионов в Госдуме уже решается вопрос о внесении изменений в новый градостроительный кодекс. Будем надеяться, что вскоре ситуация изменится, в лучшую сторону. Я продолжу. Когда мы начали работать по новым правилам, темпы строительства несколько притормозились. Это отставание, впрочем, уже стали преодолевать. Скажем, если в 2005 году было введено в строй 213 тысяч кв. метров жилья, то в нынешнем запланировано 245 тысяч. И с этой задачей мы, безусловно, справимся. А вот в следующем будет сложнее: с каждым годом строить вообще становится все труднее.

ИА REGNUM: Почему?

Это связано с тем, что в городе практически нет свободных площадок. Посмотрите, как быстро растут микрорайоны Волжский-2, Волжский-3, идет активное строительство на улице Гладкова. За два года мы эти участки моментально застроим... Недавно вышли на улицу Богдана Хмельницкого. Там, правда, "моментально" не получится: на "Богданке" нет коммунальной инфраструктуры, а без этого нельзя. Начинать придется с реконструкции инженерных коммуникаций, транспортных магистралей.

ИА REGNUM: Бытует мнение, что одна из главных проблем связана с монополизмом на строительном рынке. Мол, есть такие организации, уже сделавшие себе на этом имя, которые заняли земли и никого больше туда не пускают, хотя и сами не строят.

Знаете, все мы были бы только рады, если бы этот строительный монополизм на самом деле был. К сожалению, сегодня строительством жилья занимается много фирм-однодневок. Дай бог, чтобы у нас было побольше солидных фирм. Таких, например, как "Отделфинстрой", который возводит дома на Университетской. Эта организация строит хорошо, даже прекрасно, приглашает к сотрудничеству другие строительные организации, привлекает инвестиции. Все бы так работали! Вот такие "монополисты" нам нужны. Правда, есть и другие примеры, очень нехорошие. Лет 5-6 назад одна строительная организация получила в Чебоксарском районе, около деревни Соляное, большой земельный участок. А строит - по одному жилому дому в год. И вся эта земля бездействует, не работает. Это - как раз тот случай, о котором вы говорили. Но церемониться с ними мы не собираемся: фирме уже выставили предписание, так что ей либо придется работать как положено, либо уходить с рынка строительства жилья. А как иначе? При дефиците свободных площадей мы не можем себе позволить, чтобы пустовал огромный пустырь. С большим трудом мы изыскиваем возможности для нового строительства, и эта задача все больше усложняется. Посмотрите, 245 тысяч кв. метров мы построим в этом году, значит, в следующем надо будет сделать прибавку тысяч на 20-25. Придет время, и нам за год придется строить 300 тысяч кв. метров жилья. А под это строительство понадобится порядка 45-50 гектаров. Это - хороший кусок земли.

ИА REGNUM: И как Вы собираетесь решать эту проблему? За счет земель Чебоксарского района?

Нет, пожалуй, это будет очень сложно. Дело в том, что практически все пригородные земли давно стали частными. Я этот вопрос изучил в 2002 году, когда только стал мэром. Первая проблема, с которой я тогда столкнулся и был вынужден решать, - земля под новое кладбище. Чебоксарский район предложил нам 8 участков, но ни один не подошел. Одни земли попадают в санитарно-защитную зону федеральной собственности дорог, другие расположены в непосредственной близости к газопроводу, либо - к птицефабрике. Мы обследовали каждый участок и в итоге выбрали участок у деревни Яуши, а потом город просто выкупил эту землю у частников. За 15 млн. рублей купили эти 46,69 гектаров и уже 1,5 года ведем там захоронения. Так что с пригородными землями, уж поверьте, не все так просто.

Считаю, еще есть резервы в городе, правда, все эти участки - тоже в частной собственности. Я сейчас говорю о земле в районе деревни Соляное, улицах Б. Хмельницкого и Гладкова. Эти земли хотя и находятся в городской черте, но тоже считаются сельхозугодьями. А по закону, если в течение года хозяйственная деятельность не ведется по функциональному назначению, приватизацию можно признать недействительной, и землю изъять. Или другой путь - более мягкий по отношению к собственникам. С новым хозяином бывших земель фирмы "Сад", к примеру, мы решаем вопрос по-разному: где-то заключаем договор о совместном пользовании, где-то предлагаем другие компромиссы. А недавно, например, выкупили у него землю на улице Гладкова. В общем, с землями в городе тяжело. И в пригороде - тоже.

ИА REGNUM: В День города появится переименованный Дорисс-парк. Теперь названия будут давать в честь предприятий?

Вопрос очень правильный. И я думаю, что вы правильно поймете ответ на него. Давайте вспомним: не так давно у нас появился Театральный сквер. Мы его сами засаживали около Чувашского драмтеатра, верно? Еще у нас есть сквер космонавта, сквер поэта. Думаю, тематика примерно понятна. Теперь о "Дориссе". На конкурсе меценатов в прошлом году фирма "Дорисс" стала победителем. Вот мы и решили поощрить ее таким образом. Это же легенда нашего города! Предприятие существует более 30 лет, раньше называлось трест "Спецстроймеханизация". Это - фирма, которая построила все инженерные коммуникации, все магистрали в Чебоксарах. И в том, что сегодня парк назвали именем Дорисс, по-моему, нет ничего плохого. По сути, это парк строителей, которые вложили в город душу. Поверьте, они это заслужили. В последнее время много стали говорить о людях, которые строили город, которые в нем живут. И это правильно. О них всегда нужно говорить, потому что это - история, а без истории нет будущего. Но это - только одна сторона вопроса. Есть и другая. Допустим, завтра придут молотобойцы, разобьют в городе сквер, вложат деньги, построят детскую площадку. И скажут: "Назовите этот сквер сквером Молотобойцев". Назовем! Почему нет? В городе появится еще одно прекрасное место для отдыха. И это - главное. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что эти меценаты берут в своем роде "шефство" над "своими" парками, насыщая их новыми сооружениями, зелеными насаждениями и т.д.

ИА REGNUM: А если придут, скажем, работники ЖБК-9? Так и назовем новый сквер?

Нет, сквера ЖБК-9, конечно, не будет. А вот сквер Железобетонщиков вполне мог бы быть. И появиться он может в каком-нибудь уголке города, например, на набережной Волги, где у нас бетон на берегах создает особую ауру. Они могут построить какие-то железобетонные композиции, почему бы и нет? Я слышал, что где-то такое уже есть. Если в нашей жизни будет больше таких неординарных вещей, жить будет намного интереснее.

ИА REGNUM: Возможно, Вы правы. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что у людей много привычек, "ординарность", банальность которых их совсем не тяготит. Напротив, расставаться с ними граждане не торопятся, вообще не хотят. Это - уже по другому поводу. Речь - о маршрутках. С тех пор, как власти начали вести с ними борьбу, многие горожане, привыкшие к этому виду транспорта, обеспокоились: не "изведут" ли маршрутки целиком и полностью? Люди переживают, что как только наконец разберутся с маршрутками, им придется ездить, по сути, в тех же автобусах, именуемых маршрутками, но при этом платить за проезд вдвое больше.

Люди должны понять одно: мы "воюем" не с самим видом перевозок пассажиров, а с тем, как организованы эти перевозки. Мы не против маршруток, мы против недобросовестных организаторов этих перевозок, против недисциплинированных водителей. Если бы те и другие работали как положено, выполняя все требования, никакого ажиотажа не было бы. Вся эта борьба идет только из-за бесконечных нарушений. Чтобы не "подрезали" те же троллейбусы, чтобы останавливались на площадках посадки - высадки, а не где попало! Благодаря сокращению маршруток, можно в этом вопросе навести порядок процентов на 50-60. Мы должны сегодня этим заниматься, и мы занимаемся. Но при отсутствии правой базы сделать это сегодня очень сложно. Не можем мы пока найти полного взаимопонимания с Минстроем, который курирует транспорт - пригородный и междугородний. Решение по открытию таких маршрутов принимает министерство. Правда, в законе сказано: "по согласованию с местным самоуправлением". Однако это "согласование" бывает не всегда. К примеру, мы предлагаем сегодня вывести эти маршрутки с автовокзала, разместить их на автостанциях города. Чтобы они отправлялись, например, с "транспортных узлов" - из Нового села, с Гражданской, от Энергозапчасти. И билеты должны продаваться на этих автостанциях. В пример могу привести диспетчерский пункт на кольце ул. Гузовского. Мы специально его там открыли, даже не на Новом селе. Там есть билетная касса. Любой частный перевозчик может заключить договор и работать. Это выгодно всем, и городу тоже. А то ведь что получается. Новочебоксарск, скажем, отрывает маршрут "Новочебоксарск - Юго - Западный район". Утром и вечером поток пассажиров у него идет, а днем, когда нет желающих ехать в Новочебоксарск, он мотается по кругу, катается по городу, зарабатывая деньги. И ведь его никак не поймаешь! Считайте, половина (ну около 40%) маршруток в городе - это вот такие машины, которые днем ездят якобы в пригород - Моргауши, Ядрин и так далее. Вот почему любой маршрут, открываемый Минстроем, должен быть согласован с муниципалитетом. Тем более что закон этого требует.

ИА REGNUM: Вторая часть вопроса, напомню, касается больших автобусов, которые, по мнению некоторых горожан, только будут называться "маршрутками".

Когда мы были молодыми, по городу ходили троллейбусы, автобусы и были маршрутки, на которые мы стремились еще тогда. И это понятно: они очень мобильны и не так дороги. Значит, даже если будут большегрузные автобусы, с большим, чем в "ГАЗели", количеством посадочных мест, нынешние маршрутки - микроавтобусы - все равно останутся. Мы же большегрузными автобусами не закроем все участки. Да это и не нужно. Кто будет ездить целый день, например, в районы? А мелкие машины, конечно, будут ходить. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Ко всем вещам я пытаюсь подходить именно так. И еще одно убеждение: любая вещь должна быть насыщена всеми возможными компонентами. Это значит, что на улицах города должно быть все: троллейбусы, автобусы, маршрутки. В этом направлении и будем работать.

ИА REGNUM: Еще одна сторона этой проблемы - дороги. Что делается в этом направлении?

Да, это проблема. Наш город развивается очень бурно, а транспортные магистрали - какими были, такими и остаются. Не помню, чтобы за много лет у нас открылась хоть одна дорожно-транспортная магистраль. Последнее такое событие произошло, если не ошибаюсь, в 1997 году- то есть почти 10 лет назад. На ул. Энтузиастов тогда открыли небольшой участок трассы. Года два назад, когда шло завершение строительства двух участков 30-й дороги, директор "Дорисса" Рощин произнес эпохальную фразу: "Я начинал строить эту дорогу 30 лет назад, когда был молодым специалистом, и вот сейчас заканчиваю". Что тут добавишь? Дорожное строительство - дорогостоящее дело.

Не ожидали мы и такой глобальной автомобилизации. Однако это произошло, никуда не денешься. У нас вытеснили большегрузный транспорт, который занимался обслуживанием городского хозяйства. Помните, рефрижераторы возили мясо, молоко. А сейчас - ГАЗели. Бурно развиваются в последние годы предприятия бытового обслуживания, всевозможные ремонтные бригады, в этом плане стало больше мобильности. Все это вместе заставило нас сегодня заняться транспортными магистралями.

Если говорить о той же 30-й дороге, она должна выйти на Московский проспект. Это очень сложно, но мы, конечно, ее доделаем. Еще один проблемный участок, за который нужно взяться, это улица Калинина - пр. Мира. Хорошая дорожная "перемычка" есть на Машиностроительном переезде, с выходом на ул. Ленинского комсомола. С ее помощью мы разгружаем ул. Эльгера, пр. Мира, ул. Калинина. Года три назад там маленький участок трассы построили, около завода "Чувашкабель". Еще остался мостовой переход на ул. Ленинского комсомола, и этот участок мы скоро откроем. В общем, мы сейчас очень плотно занимаемся транспортными магистралями. Причем речь уже идет не о ремонте, а о реконструкции автодорог. На той же ул. Ленинского комсомола дорожное полотно, которое было построено 30 лет назад, полностью износилось, а нагрузка на него увеличилась раз в 300. И заплатками тут уже не отделаешься. Собственно, реконструкцией мы уже начали заниматься. Вновь обращусь к самому свежему примеру - Московскому проспекту. Таким же способом отремонтируем участок 30-й дороги - до ул. Гладкова. Классно сделаем, не сомневайтесь. В планах - реконструкция ул. Ярославской и Энгельса, чтобы пустить транспорт параллельно центру. Таким образом, мы разгрузим центр города - пр. Ленина и ул. Карла Маркса.

ИА REGNUM: Не хотите там сделать пешеходную зону?

А что, можно и пешеходную. Такие предложения уже были. Общественный транспорт тоже можно пустить по параллельным улицам. Или наоборот - только здесь оставим общественный транспорт. Такая будет зона - народное достояние.

ИА REGNUM: Вопрос, без которого это интервью было бы неполным, касается отрасли ЖКХ. Еще один подарок горожане, как и другие жители республики, получили от президента Чувашии. По его указу, имеющему обратную силу, с 1 января будет пересмотрено начисление субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги.

Конечно, это очень хорошо, что президент принял такое решение. В первую очередь указ направлен на защиту малоимущих граждан. И действительно их защищает. Ведь что получилось? Жила бабушка одна в однокомнатной квартире. При месячном начислении квартплаты и платы за коммунальные услуги - около 800 рублей, бабушка платила около 250 или около 300. Потому что субсидии начислялись на всю площадь, которую она занимает. А тут вдруг придумали, что субсидии надо начислять только на социальную норму. И эта бабушка при тех же начислениях - 800 рублей - стала вместо 200 платить 400. Отсюда и пошел слух, что квартплату подняли в два раза. Квартплату же подняли только на 23,4%. То есть, если в 2005 году бабушке начисляли 650 рублей, то в 2006 году стали - 800 рублей.

А наша задача сегодня - сделать всем перерасчеты с 1 января этого года. Чтобы бабушка вернулась на те позиции, когда она платила 250 (с учетом того, что немножко добавилось пусть 280). Вот что главное. Но я еще добавлю, что указ пошел на пользу не только бабушке (она теперь социально защищена). Это выгодно еще и самой отрасли ЖКХ, поскольку деньги, перечисленные за эту бабушку, пойдут на ремонт крыш, инженерных коммуникаций и покраску подъездов, на благоустройство двора. Собственно, эти дополнительные средства уже пришли в отрасль и начали выполнять свою задачу.

ИА REGNUM: Какова праздничная программа Дня города?

Программа праздника очень насыщенна, и о масштабе торжеств можно судить даже по количеству площадок мероприятий: их будет 24 - не только в центре, но и на окраинах. Вся программа построена так, чтобы горожане и гости столицы были не просто зрителями, а участниками - конкурсов, спортивных состязаний. Авторалли в Заволжье, приготовление ухи на набережной, народные спортивные забавы - к примеру, перетягивание каната, борьба "керешу" - каждый найдет для себя что-то интересное. Такие массовые праздники, как День города, просто созданы для того, чтобы культивировать и развивать физическую культуру, народные виды спорта. Завершится праздник не традиционным салютом - на этот раз фейерверк будет организован на водной глади залива. И называется оно "феерическое шоу".

Справка ИА REGNUM: Емельянов Николай Иванович, 1953 года рождения. Окончил Чувашский государственный университет по специальности инженер-электромеханик. Трудовую деятельность начинал на Верхне-салдинском металлообрабатывающем заводе в Свердловской области, где работал электромехаником. Затем был инженером-конструктором Чебоксарского объединения "Росавтоматстром". В 1984-1989 годах - начальник ЖЭУ, главный инженер, управляющий Московским районным жилищным производственно - эксплуатационным трестом г.Чебоксары. С 1989 по 1997 годы - заместитель председателя исполкома Московского райсовета, первый заместитель главы администрации Московского района, первый заместитель главы администрации г.Чебоксары. До 2002 года возглавлял Чебоксарское муниципальное унитарное производственное предприятие "Водоканал", с июня 2002 - глава самоуправления столицы Чувашии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.05.17
В Литве просят снести мемориал советским войнам в Паланге
NB!
23.05.17
Когда появится «второе дыхание» ОЧЭС
NB!
23.05.17
Гройсман обещает Украине бездефицитный Пенсионный фонд через 10 лет
NB!
23.05.17
Телеканалы Украины обязали вещать и петь по-украински на 75%
NB!
23.05.17
68-я отметка: «РусГидро» не унимается?
NB!
23.05.17
Радио REGNUM: Аналитика. Главное за 23 мая
NB!
23.05.17
«Погоня за рейтингами провалилась»: вузы накажут деньгами?
NB!
23.05.17
Предприниматели готовы отказаться от прибылей в пользу государства?
NB!
23.05.17
Куда плыл корабль дураков
NB!
23.05.17
American Conservative: Визит Трампа в Саудовскую Аравию – верх лицемерия
NB!
23.05.17
Россия «разваливает» ЕС, опасаясь «цветной революции» — The Hill
NB!
23.05.17
Перегруз теплохода в Татарии: повторение истории?
NB!
23.05.17
Продовольственная блокада Приднестровья: угроза гуманитарной катастрофы
NB!
23.05.17
Украинская модель выпрашивания денег идет ко дну — Пушков
NB!
23.05.17
Крым: Программу переселения из аварийного жилья снова ждёт провал?
NB!
23.05.17
Путин выразил соболезнования Терезе Мэй после взрыва в Манчестере
NB!
23.05.17
Подайте на евроколею! — Украина клянчит на перешивку железных дорог: обзор
NB!
23.05.17
Под огнем — 19 населенных пунктов ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
23.05.17
«Флинн отказался свидетельствовать против себя»
NB!
23.05.17
Как байкальский проект сменил название и потерял бизнес-составляющую
NB!
23.05.17
Власти КНР объявили войну запрещенному интернет-контенту
NB!
23.05.17
Стивен Сигал построит спортивный комплекс на «дальневосточном гектаре»