Арис Казинян (Ереван) - эксперт регионального аналитического центра "Кавказ"

Идея создания миротворческого батальона в рамках организации ГУАМ вынашивалась в течение достаточно долгого времени и периодически напоминала о себе в ходе того или иного саммита данного объединения. Сама логика становления консультативного форума четырех государств - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы - уже предполагала формирование некоего общего воинского подразделения, призванного отстаивать территориальную целостность каждого члена образованной 10 октября 1997 года на саммите СЕ организации. Тогда же и была принята в Страсбурге так называемая Совместная Декларация четырех, предусматривающая тесное "сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ". Данная формулировка объективно базировалась на необходимости функционирования определенного института, призванного отстаивать провозглашенные Декларацией позиции. В политическом аспекте ГУАМ изначально был ориентирован на курс ослабления влияния и присутствия РФ на постсоветском пространстве и воспринимался в качестве альтернативы СНГ. Собственно военно-стратегическая составляющая блока, о которой на первых порах говорилось реже, в свою очередь, противопоставлялась ОДКБ. Уже в апреле 1999 года, формат организации был расширен - в рамках совещания на высоком уровне совета Евроатлантического партнерства в Вашингтоне состоялась встреча глав государств региональной организации и президента Узбекистана, который объявил о присоединении своей страны к этому союзу (в 1998 году Узбекистан приостановил свое участие в Договоре о коллективной безопасности, но не денонсировал документ).

Состоявшийся 7 июня 2001 года первый саммит ГУУАМ - как стало называться объединение уже пяти государств после присоединения к союзу Узбекистана - стал базовым в создании и утверждении новой региональной структуры; именно тогда и была подписана Ялтинская хартия. Впрочем, в связи с некоторым осложнением отношений входящих в эту организацию стран и при параллельном усилении контактов Ташкента с Россией в ее работе наметился определенный кризис; в 2003 г. Узбекистан приостановил свое членство в блоке. Запланированный же на 2004 год саммит так и не состоялся. Многие аналитики уже тогда поспешили похоронить это образование. Реанимация блока началась в период "бархатных революций", когда президенты Украины, Грузии, Молдавии (в последней руководство не сменилась, однако заняло антироссийские позиции) и Азербайджана (опасающегося повторения сценария революции уже на своей территории) решили ГУУАМ активно возрождать. Было сделано предложение лидеру Узбекистана "вернуться в круг", однако Ислам Каримов отказался от участия в работе запланированного на апрель 2005 г. саммита в Кишиневе. Именно в молдавской столице впервые и была озвучена мысль о необходимости пересмотра миротворческого формата в зоне приднестровского конфликта и его перевода под эгиду ОБСЕ. Этот сценарий был представлен на саммите президентом Украины Виктором Ющенко. В Кишиневе он выступил против присутствия в регионе российских миротворческих контингентов, "от которых пока никак не удается избавиться демократическим странам". Именно здесь и было сказано о возможности формирования миротворческого батальона в рамках ГУУАМ. "Возможно, нам стоит подумать о механизме реализации миротворческого потенциала стран ГУУАМ, например, создании совместного воинского подразделения для участия в операциях под эгидой ООН или ОБСЕ", - заявил президент Украины.

Новую инициативу по урегулированию приднестровской проблемы, которую обещал внести на Кишиневском саммите Виктор Ющенко, делегаты не услышали. Однако он все-таки назвал семь "ключевых принципов новой концепции приднестровского урегулирования", по которой в процессе должны принимать участие и украинские военнослужащие.

Следует отметить, что весна 2005 года - это период резкой активизации усилий официального Киева на предмет командирования собственных миротворческих подразделений в конфликтные зоны СНГ и принятие своей руководящей роли в данном процессе. В частности, 19 мая 2005 г. находящийся в Баку глава МИД Украины Борис Тарасюк заявил о возможности отправки украинских миротворцев в район карабахского конфликта. Через неделю после этого заявления секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Петр Порошенко, выступая в Житомире, также не исключил такую возможность. "Это решение будет рассматриваться на СНБО, соответствующее представление было направлено правительству. Однако, для этого необходимо и согласие конфликтующих сторон - Азербайджана и Армении". Председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков проявил еще большую сдержанность: "Министр ИД немножко преувеличил, говоря о готовности Украины направить миротворческий контингент в Нагорный Карабах, так как прежде чем делать такие заявления, необходимо знать, какую позицию по этому вопросу займет Верховная Рада". Так или иначе, но данный вопрос рассматривался в Киеве, как видно, на достаточно высоком уровне.

Чрезмерная активность Киева в данном вопросе вызвала в армянской общественной среде резкое негодование. В частности, Союз армянских ополченцев выступил в прессе с заявлением, в котором говорилось: "Нам прекрасно известны "миротворческая" сущность многочисленных украинских наемников, воевавших в Нагорном Карабахе, и зверства, которые они вместе с "миротворцами"- моджахедами и "миротворцами"- чеченцами чинили на армянской земле. В контексте проблемы Нагорного Карабаха Украина давно уже потеряла нравственное право выступать с какими-либо заявлениями. Христианская мораль изначально требует покаяния, но Украина, видимо, не знает об этом православном положении. В любом случае, армянские ополченцы в очередной раз готовы принять у себя позорно бежавших от армянского оружия из Нагорного Карабаха "украинских миротворцев", гарантируя им тот же итог. Вместе с тем мы советуем им хотя бы в этот раз найти общий язык с моджахедами, с которыми они не поделили деньги и учинили потасовку в общем лагере в Мир-Башире. Добро пожаловать!"

23 мая в Киеве прошел саммит ГУАМ, по итогам которого главы государств подписали Киевскую декларацию, и в результате была образована новая международная структура под названием "Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ". Было также подписано совместное коммюнике, где уделялось особое внимание конфликтам на территории стран - членов ГУАМ. По мнению президента Украины Виктора Ющенко, положить конец конфликтам, с которыми столкнулись страны-члены ГУАМ, можно лишь совместными усилиями. "Мы призываем все соседние страны приложить действенные усилия для урегулирования данных конфликтов", - сказал Ющенко. Он подчеркнул, что страны ГУАМ выразили готовность к активному и конструктивному взаимодействию в этом направлении с Европейским союзом, ОБСЕ, а также США и другими государствами. Главы Грузии и Азербайджана, также подробно остановились на совместной борьбе "с сепаратизмом и терроризмом". Азербайджан, Грузия и Молдавия рассматривают главный смысл своего членства в альянсе преимущественно в контексте урегулирования конфликтов: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, карабахского, приднестровского. Украина же однозначно претендует на руководящую роль в данном процессе.

Уже в конце мая 2006 года Киев предложил Баку создать на территории Азербайджана авиационный центр для подготовки военных летчиков. Об этом заявил министр обороны Украины Анатолий Гриценко на встрече со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым. По словам Гриценко, украинская сторона считает необходимым "не затягивать решение вопроса во времени" и "готова перейти к решению о создании авиационного центра в практическую плоскость". Он направил поручение заместителю украинского Генштаба Игорю Романенко изучить все детали вопроса, и по результатам визита украинской делегации в Азербайджан доложить о предложениях по ускорению создания центра. "Это нужно двум странам, и это обоюдовыгодно", - пояснил министр.

30-31 мая в Баку состоялось заседание министров обороны СНГ, в ходе которого Анатолий Гриценко заявил, что Киев не будет подписывать ни одного документа. Вместе с тем министр подчеркнул, что украинская делегация намерена провести в азербайджанской столице ряд двусторонних встреч. "Делегация Украины лишь будет наблюдать. Украину интересуют евроатлантические структуры, а это не вписывается в рамки оборонительной политики СНГ", - заявил Гриценко. Он также отметил, что "фактически наблюдателями будут и грузины", если вообще приедут на это заседание. "Ведь Грузия откровенно заявила о намерениях выйти из межгосударственного объединения. Киев же пока критикует Содружество за беспомощность". Именно 31 мая 2006 года заместители начальников генеральных штабов Вооруженных сил стран-членов ГУАМ приняли решение обсудить перспективу создания совместного миротворческого подразделения в летом текущего года.

Таким образом, проходящая в Тбилиси встреча представителей МИД, МО и генеральных штабов стран "Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ" и рассмотрение вопроса о создании совместного миротворческого батальона, является отдельным звеном более длинной - простирающейся с северо-запада на юго-восток идеологической цепочки, призванной, в первую очередь, ограничить российское влияние на постосоветском пространстве. В данном аспекте, ничего неожиданного и тем более сенсационного в Тбилиси не происходит, и мы можем лишь говорить о катализирующих процесс факторах. Это - вступившая в принципиально новую фазу традиционная политика Грузии и Молдовы по выдавливанию российского влияния из данных регионов, июньское соглашение между Абхазией, Южной Осетией и Приднестровской республикой о создании совместного миротворческого контингента, возвращение Узбекистана в ОДКБ и некоторых других.