"Лебедь дает показания".

("АиФ на Енисее", 16.08.06)

Опального губернатора Хакасии Алексея Лебедя, которого обвиняют в превышении служебных полномочий, будет защищать адвокат из Абакана. Таким образом, слухи о том, что для этих целей будет приглашен столичный юрист, не подтвердились. Возможно, москвичи за свои услуги много просят. А может, Лебедь действительно уверен в своей правоте. Между тем глава республики уже дает первые показания. По словам пресс-секретаря правительства Хакасии Елены Кобец, Лебедь предоставил исчерпывающую информацию на вопросы следователей республиканской прокуратуры, а посему следующий допрос состоится еще не скоро.

Однако, пока глава Хакасии находится "под прицелом" силовиков, на его место прочат Сергея Сокола, заместителя губернатора Красноярского края. Причем слухи о новом назначении Сокола уже не новы. Как известно, в прошлом году о нем заговорили как о вероятном претенденте на кресло губернатора Алтайского края. При этом он даже не попал в пятерку кандидатов, озвученных главе государства представителем президента по Сибирскому федеральному округу Анатолием Квашниным. Тем не менее, некоторые красноярские аналитики считают, что "нет дыма без огня". Вопрос об объединении Красноярского края с южным соседом поднимается давно. И если во главе республики будет человек из команды Хлопонина, претворить идею в жизнь будет легче. Хотя другие эксперты не без иронии говорят, что, возможно, эти информационные "утки" вылетают из "соколиного гнезда".

"Анатолий Тубольцев: "Коммунальщикам пора менять "заплаточное" мышление".

("Очевидец - Комок", 16.08.06, Юлия Свиридова)

Новый заместитель губернатора, руководитель департамента жилищного хозяйства Анатолий Тубольцев уверен, что многие проблемы коммунальной отрасли можно снять элементарным улучшением организации труда. Сама же тема ЖКХ, по мнению Тубольцева, излишне политизирована. Между тем время политиканства закончилось, пора засучить рукава и навести в отрасли порядок.

МАСШТАБ "ЧЕРНОЙ ДЫРЫ"

- Вокруг ЖКХ много всего накручено, - считает Анатолий Ульянович. - Большинство говорунов не знают проблематику отрасли, плохо ориентируются в обсуждаемом вопросе. Гораздо проще жонглировать броскими фразами типа "ЖКХ - черная дыра", "Сколько ни дай - им все мало"...

- А на самом деле у вас в отрасли все замечательно, только зарплаты низкие...

- В отрасли совсем не все замечательно. Проблем у нас воз и маленькая тележка. Иногда я в сердцах говорю, что и отрасли никакой нет.

- Согласитесь, любую проблему нужно рассматривать целостно.

Легче всего сказать: в ЖКХ все плохо! А почему плохо, из-за чего появились нынешние болевые точки? Взять, к примеру, жилой фонд муниципалитетов. Каким образом он сложился? Большинство домов, находящихся в сложном состоянии, - гак называемое ведомственное жилье. Бывшее. В начале девяностых предприятия избавлялись от коммуналки. Не передавали на баланс муниципалитетов, а сбрасывали, как ненужный балласт. Без должной документации, финансового обеспечения. Не приведя жилье даже в более-менее сносное состояние. Куда было деваться властям? Бросить дома и людей на произвол судьбы? Это по определению невозможно. Сегодня та ситуация уже стерлась у всех из памяти. Но, по сути, мы даже не можем представить точные масштабы проблем в отрасли. Отсутствует документация на жилые дома. Именно с этого и надо начинать. Просчитать каждую копейку, сосчитать каждый метр. И тогда проблемы ЖКХ обретут ясные очертания, мы увидим края пресловутой "черной дыры"

ФОРМУЛА ПЛАТЕЖКИ

- А кадровый вопрос тоже родом из прошлого? Итоги "горячей линии" администрации края показали, что горожане не требуют чего-то запредельного. Жалуются в основном на низкое качество обслуживания, на грубость конкретных работников.

- Действительно, профессиональный уровень работников отрасли оставляет желать лучшего. Но когда, каким образом сложился кадровый потенциал ЖКХ? Об этом никто не задумывается. В коммуналку отправляли людей, не способных работать на заводах и фабриках. А новые кадры никто не готовит, сегодня их попросту негде взять. Институт профессионально-технического обучения пришел в упадок. Сегодня днем с огнем не сыщешь квалифицированного электрика или слесаря. И молодежь в принципе не стремится работать в ЖКХ. Низкие зарплаты, низкий престиж профессии...

- Куда в таком случае уходят наши деньги? Почему на деньги жильцов нельзя нанять квалифицированного работника? Платить ему больше, но и спрашивать с него тоже больше.

- Встречный вопрос. Сколько вы платите за жилищную услугу?

-100 процентов.

- Нет. Сто процентов вы платите за коммунальные услуги. За все. А за жилищную услугу - всего тридцать процентов. Допустим, семья Ивановых платит за квартиру условные сто рублей. Из них семьдесят рублей коммунальщики перечисляют другим организациям, оплачивая тепло, горячую и холодную воду. Остается 30 рублей. Они и идут на текущий ремонт, обслуживание дома, зарплату работникам жилтреста. На все про все. Но только от 30 рублей нужно еще отнять 10. Ведь это только семья Ивановых платит исправно. А семья Сидоровых, живущая по соседству, не спешит платить за квартиру. И таких Сидоровых немало. В целом недосбор по коммунальным платежам составляет в крае 10 процентов. В итоге коммунальщикам остается 20 процентов.

НОУ-ХАУ ИЗ ТОМСКА

- Каким образом можно решить проблему недосбора? Ведь не только коммунальная отрасль, но жители домов становятся заложниками выпадающих десяти процентов.

- Признаюсь, сегодня это один из наиболее острых вопросов. И пока мы не выработали каких-то конкретных механизмов его решения. Именно поэтому в сложившейся ситуации очень важно информировать население, доступно объяснять каждому, за что и кому оно платит.

- Неужели в принципе нет выхода из десятипроцентного тупика?

- Вопрос прояснится, когда бюджет каждого дома станет прозрачным. Именно так делается у соседей, в Томске. Поверьте: в коммуналке тоже можно быть настоящим профессионалом. В Томске уже десять лет работает управляющая компания. Это настоящий лидер отрасли. Жильцы просто в очередь к ним стоят. Компания работает по принципу "отдельный бюджет каждого дома". Жильцы знают, на что конкретно, до копейки, идут их ежемесячные платежи. На общем собрании дома принимаются решения: какие работы сделать в первую очередь, на что, может быть, дополнительно собрать средства. Интересный случай. Жильцы одного из домов на общем собрании решили платить больше установленного муниципалитетом тарифа. Они подсчитали объем необходимых работ и пришли к выводу: в этом году платим больше, снимаем проблемы и в следующем платим меньше. А у нас коммунальщики и население находятся по разные стороны баррикад.

КАПИТАЛЬНЫЙ ПОДХОД

- Если население и коммунальщики края объединятся, мы, в лучшем случае, осилим текущий ремонт домов. А что делать о капитальным?

- Капитальный ремонт - проблема общероссийская. И Красноярский край здесь не исключение. Пока еще Федерация не снимала с себя ответственности за капитальный ремонт жилого фонда городов России. Но ждать от центра неких средств на капиталку, уповая на имеющуюся строчку в законе, - позиция тупиковая. Именно поэтому губернатор края дал поручение подготовить предложения по созданию специальной федеральной программы. Возможно, это будет подпрограмма национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России". Мы предлагаем сделать Красноярский край пилотной площадкой для реализации новой федеральной программы.

- Вы полагаете, Федерация положительно отнесется к инициативе Красноярского края?

- В любом случае мы должны пытаться что-то сделать, сдвинуться с мертвой точки. Чем больше подобных предложений будет исходить из регионов, тем больше шансов на то, что наши инициативы будут услышаны. Проблема с лифтовым хозяйством тоже требует создания программы на федеральном уровне. Сегодня мы находимся на грани лифтового коллапса. Лифт меняется через 25 лет. С натяжкой можно прибавить еще три года эксплуатации. И все. Таким образом, в доме-десятилетке нужно будет менять лифт через пятнадцать лет. В основном в таких домах созданы ТСЖ. Поменять лифт жильцы могут, накопив необходимую сумму. Однако откладывать деньги на долгий срок им совершенно не выгодно. Сумма облагается налогом, - по закону накопительный взнос приравнивается к прибыли, и с него высчитывают НДС в размере 18 процентов.

- Можно отменить налог на краевом уровне?

K сожалению, нет. Краевое законодательство войдет в противоречие с федеральным. Да и вообще, у нас нет таких полномочий. Но опять-таки можем выходить с инициативой на правительство.

ТЕХНОЛОГИЯ "БАБКИНОЙ ЮБКИ"

- Анатолий Ульянович, капитальный ремонт - задача стратегическая. С лифтами тоже быстро не разобраться. А какие тактические задачи кроме создания документации вы ставите перед отраслью края уже сегодня?

- Перед тем как ставить какие-либо задачи, лучше всего посмотреть на состояние отрасли своими глазами. Именно поэтому перед первым совещанием с коммунальщиками Красноярска я посетил несколько жилых домов в Октябрьском районе. Мы проехались по так называемым вторичным обращениям. В течение нескольких месяцев работы "горячей линии" администрации края жильцы жаловались на одни и те же неполадки. Много домов посетить не удалось, тем не менее вскрылась проблема, требующая немедленного решения. Необходимо прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик, починить кровли и отмостки домов. Это чрезвычайно важная работа. Кровли и подвалы - это то, что может сдержать обветшание дома, и наоборот. Не сделаем сегодня - пожнем дополнительную кучу проблем завтра. И здесь не нужно создавать больших федеральных или региональных программ. Нужно просто взять и починить.

Еще одна насущная проблема - установка приборов учета расхода воды. Люди должны платить только за то, что они в действительности потребляют. Зачем переплачивать?! Естественно, некоторым организациям приборы учета - нож острый. Надо же будет куда-то списать "лишние" тепло и воду. А для того, чтобы они не появлялись, придется отладить гидравлическую систему. В Зеленогорске три года назад установили 70 пунктов учета горячей и холодной воды. В результате открылась невероятная картина. После того как рассчитали гидравлический режим, оказалось ненужным строительство новых очистительных сооружений. Мне очень нравится высказывание "Профессионализм - это не способ зарабатывания денег, а умение хорошо выполнять свою работу".

- Тут трудно с вами не согласиться...

- Вот один из последних примеров. При переключении систем холодного водоснабжения серьезно пострадал онкологический центр. Были отложены два десятка плановых операций. Что это такое для докторов и больных, объяснять, думаю, не надо. Коммунальщики, выполняя свою очень важную работу, совершенно не подумали о специфике объекта. Прежде чем ее начинать, надо было продумать все до мелочей, разработать график по минутам. Пришлось вмешаться, чтобы ускорить дело. И так бывает нередко. Если бы мы работали в отрасли организованно, эффективно, многие вопросы разрешились бы без авралов и ударных вахт. К сожалению, долгие годы в коммунальном хозяйстве в принципе отсутствовало какое-либо долгосрочное, стратегическое планирование. Коммуналка жила в режиме латания дыр. Есть притча, образно иллюстрирующая "главную технологию" отрасли последних десятилетий. Дед купил бабке новую юбку. Красивую юбку. Соседка спрашивает у бабки: "Ну как, понравился тебе дедов подарок?" - "Понравился, на все заплатки хватило". Так вот, пришло время менять заплаточное мышление. Краевые власти постоянно держат руку на пульсе коммуналки, наш губернатор прекрасно ориентируется в проблематике отрасли, включая тончайшие нюансы. Все это вкупе с положительным опытом соседних регионов дает повод надеяться: коммунальный хаос наконец станет тем, чем ему и надлежит быть, - хозяйством.

"Анатолий Тубольцев: "Зимы бояться - в Сибири не жить".

("АиФ на Енисее", 16.08.06, Жанна Светлова)

Недавний сюжет из "прославившегося" срывом подготовки к зиме Заозерного: мужики-кочегары возле ветхой котельной нервно курят и жалуются на жизнь. "Моя забрала ребенка и ушла к матери: без тебя, мол, прокормиться легче - все равно ни копейки в дом не приносишь!" Рядом голосят работницы местного ЖКХ: "Зарплату не дают - как детей в школу собирать?!" После того, как в город на смену подавшему в отставку руководству пришла антикризисная команда, ситуация начала выправляться. Какой будет погода в домах Заозерного и других населенных пунктах края этой зимой, "АиФ на Енисее" рассказал Анатолий Тубольцев - заместитель губернатора края, курирующий отрасль ЖКХ.

АНАТОЛИЙ Ульянович, каковы последние новости из Заозерного?

- Продолжается вывод города из коммунального кризиса. Идет ремонт на трех главных котельных города. Еженедельно туда выезжает комиссия из краевой администрации. Держим, как говорится, руку на пульсе. К счастью, готовность помочь Заозерному выразили соседи - Зеленогорск и Рыбинский район. Дают материалы, отправляют квалифицированных специалистов. Накануне зимы такая поддержка бесценна. Заозерному, безусловно, необходима новая центральная котельная. Это непростая задача - нужен проект строительства, а перед тем, как переложить сети, их надо менять, ремонтировать. В перспективе котельная появится, но сейчас стоит другая задача - не оставить людей без тепла зимой. Поэтому работаем с тем, что есть, хотя, конечно, жалко тратить деньги "на заплатки".

ТРАТИТЬ РАЗУМНО!

- Ежегодно на подготовку жилищно-коммунального комплекса края к отопительному сезону тратятся больше 2 млрд. рублей. Кажется, огромные средства. А на самом деле этой суммы достаточно?

- Денег, как известно, много не бывает. Два миллиарда и почти 40 млн. рублей - это та сумма, которую бюджеты разных уровней могут позволить выделить на ЖКХ в этом году. Средства действительно большие, но если учесть состояние комплекса (котельные, которым по 40-60 лет, трубы, теплотрассы), их не хватает. Наша проблема и беда в том, что последние несколько лет мы вынуждены заниматься латанием дыр в том коммунальном наследстве, которое нам досталось. Несовременные высокие мощности очень дороги в обслуживании. Когда строились мазутные котельные, сырье для них стоило копейки. Сегодня ситуация изменилась - мазут стал дороже золота. Необходимо переходить на другие, экономичные виды топлива. И положительные результаты, когда одновременно с ремонтом старого фонда на выделенные финансы получается заниматься модернизацией, есть.

- К прошлой зиме сдали котельные в поселках Кедровый и Урал. А в нынешнем что-то новое строится?

- В основном ремонтируется, модернизируется. На котельных производится замена котлов. Есть интересный пример: частный инвестор - санаторий "Курорт Озеро Учум" - возводит в одноименном поселке новую котельную. Большую часть работ планируют выполнить в этом году. В будущем эта котельная обеспечит теплом и курорт, и поселок. Причем гигакалория будет стоить не 1.600 рублей как сейчас, от старой котельной, а в несколько раз дешевле. Более того, санаторий помогает отремонтировать к нынешней зиме и старую муниципальную котельную. Главный врач курорта заверил, что отопительный сезон и в санатории, и в поселке начнется в срок.

- Надежда на более дешевое тепло появилась и у поселка Канифольный?

- Да, с главой Нижнеингашского района мы пришли к решению строить там новую котельную. Местным властям, кроме того, рекомендовано оперативно сделать обоснование по ремонту или замене теплотрассы. Иначе, построив котельную, мы снизим затраты на выработку гигакалории, а тепло донести по ветхим сетям в каждую квартиру экономично не сможем. Все равно будем немного улицу обогревать. Губернатор ставит задачу комплексной модернизации ЖКХ. Такая программа рассчитана на 10-15 лет. Это точно так же, как и планирование семьей крупных приобретений: люди не сразу могут себе позволить машину, дачу. Сегодня практически все теплоисточники края нуждаются в модернизации.

- Можно ли подсчитать, сколько в целом необходимо средств, чтобы привести ЖКХ края в идеальное состояние?

- Могу озвучить, сколько в среднем требуется только на капитальный ремонт жилого фонда Красноярского края - более 57 млрд. рублей. Плюс - на магистральные, внутриквартальные сети. Еще до 40% от этой суммы. Если прибавить средства на ремонт котельных, цифра получается космическая. Только мы подготовили письмо на имя полномочного представителя президента в СФО о возможности обращения к президенту с просьбой рассмотреть вопрос выделения средств на капитальный ремонт жилья. Эта проблема актуальна для всей Сибири, да и не только. Без помощи федерации ее не решить. Денег, которые коммунальщики собирают с населения, не хватает на полноценный текущий ремонт. 'Вы представляете, что значит делать текущий ремонт в зданиях, где давно не проводился капитальный?

ШКОЛЫ НЕ ЗАМЕРЗНУТ

- Бывает и так, что средства на подготовку ЖКХ территории выделяются, но "воз и ныне там"...

- Да, таким случаем как раз занимается прокуратура в Заозерном. К сожалению, некоторые руководители считают, что, если положенные на ремонт или закупку топлива деньги "вдруг" закончились, край должен выделить еще. Но для того, чтобы дать средства одной территории, их надо забрать у другой.

- Кто сегодня отстает от графика подготовки к отопительному сезону?

- Проблемы есть в Ужурском районе. А в самом Ужуре, кстати, дела лучше, там не так давно хозяйство города приняла Надежда Галкина. Глядишь, женщина-глава даст фору мужчинам. От человеческого фактора в любой отрасли многое зависит. Из последних территорий, отчитавшихся перед краевым штабом по ЖКХ, могу привести хорошие примеры Новоселовского, Шарыповского районов.

- Судя по опыту, какие котельные находятся в лучшем состоянии - частные или муниципальные?

- Все зависит от руководителя, а форма собственности - второй вопрос. Главное, чтобы "за рулем" был профессионал, ответственный хозяин. В том же Канифольном я был приятно удивлен - несмотря на срок эксплуатации, котельная там чистенькая, территория охраняется. Чувствуется: главный инженер - на своем месте. Есть и другие котельные, где царит разруха, вокруг зданий свалки.

- По вашим данным, жилой фонд края готов к зиме почти на 50%. Какая ситуация с социальными объектами?

- Степень готовности примерно такая же, и есть уверенность, что школы, больницы и другие учреждения за оставшееся до отопительного сезона время полностью будут подготовлены. У нас нет настолько проблемных объектов, что могут остаться к зиме без тепла.

- Мазутные "динозавры" со временем вымрут. Какие они, теплоисточники будущего? Появятся ли в крае, к примеру, газовые котельные?

- Это, конечно, самый лучший вариант. Не нужно хранилищ для угля, углеподач, экология лучше, стоимость тепла меньше. В центральной России есть возможность провести переоборудование. Но у нас нет газа в таком количестве, чтобы на нем работали котельные. Пока будем использовать уголь и электричество. Мне понравился опыт Кемеровской области. У них есть две передвижных угольных котельных. В случае аварии мобильная котельная подсоединяется к существующим сетям и обеспечивает теплоснабжение.

КВИТАНЦИИ - УДЕЛ СУПРУГИ

- ВАША собственная квартира когда-нибудь вымерзала зимой?

- В прошлом году я впервые за 30 лет проживания в Железногорске купил обогреватель. 1 декабря ударил мороз - и примерно около месяца температура в нашем жилом фонде держалась ниже, чем обычно. Железногорцы немного померзли. Потом коммунальщики проблему решили, молодцы.

- А за коммунальные услуги кто в вашей семье платит?

- Супруга. Я в курсе, какая сумма набегает, но процесс оплаты не контролирую. Ей доверяю. Мне на работе предстоит продолжить контроль качества оказания коммунальных услуг, разъяснительную работу по начислению субсидий. И власти на местах не должны забывать: чем своевременнее субсидии будут начислены и чем больше квитанций оплатит население, тем стабильнее будет работать отрасль. Коммунальные платежи - это не только тепло и горячая вода в наших домах, это зарплата работников ЖКХ, а значит, залог благополучия их семей. Погода в их и наших домах. А вообще, как говорится, зимы бояться - в Сибири не жить! Ну а коль мы тут живем, обеспечивать тепло в доме приходится сообща.